Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

КУМУЛЯТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ В КОЛЛЕКЦИИ СКАЗОК И. И. ПОПОВА

https://doi.org/10.22162/2075-7794-2017-31-3-139-151

Полный текст:

Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению образцов кумулятивных калмыцких народных сказок, записанных собирателем калмыцкого фольклора И. И. Поповым. Им была зафиксирована целая коллекция калмыцких сказок, состоящая из пятидесяти одного сюжета. В этой сказочной коллекции представлены все виды сказок: волшебные, богатырские, бытовые, о животных и кумулятивные. Касаемо кумулятивных сказок, следует отметить, что большая часть образцов кумулятивного характера в калмыцкой сказочной традиции зафиксирована И. И. Поповым. В коллекции сказок выявлены шесть образцов кумуляции, которые подвергнуты синоптическому сопоставлению с односюжетными разновременными ранее известными вариантами. В результате была выявлена стабильная сохранность сказочного текста во времени. Из них широкое распространение, как во всей монгольской, так и в калмыцкой сказочной традиции имеет сказка «Богшада» (‘Воробей’). Данная сказка в записи И. И. Попова на калмыцком языке еще не издавалась, впервые приводится в приложении к данной статье. Оригинальный текст сказки идентичен другим зафиксированным образцам этой же сказки. Сказки «Күүнə кишгин тууль» (‘Сказка о человеческом счастье’) и «Чонын тууль» (‘Сказка о волке’) из коллекции сказок И. И. Попова ранее введены в научный оборот. Первая представлена и на калмыцком языке, и в переводе на русский язык, вторая же известна в переводе, а оригинальный калмыцкий текст впервые приведен нами в приложении. Сказка «Аратын тууль» (‘Сказка о лисе’) приводится впервые, более того, в опубликованных источниках вариантов к данному образцу сказки нами также не обнаружено. Сказка «Делүнə тууль» (‘Сказка о селезенке’) также впервые вводится в научный оборот. В опубликованных вариантах полного сюжетного соответствия не встречено. Оригинальный калмыцкий текст кумулятивной сказки «Богшадан тууль» (‘Сказка о воробье’) также впервые вводится в оборот. Относительно данного образца сказки следует отметить, что в НА КалмНЦ РАН нами обнаружен практически идентичный вариант на этот же сюжет, но зафиксированный спустя 75 лет, и более того, образец сказки зафиксирован также от донской калмычки. Данное обстоятельство говорит о локальном характере бытования данного сюжета, это же подтверждает и то, что нами не обнаружены варианты в опубликованных источниках.

Об авторе

Д. В. Убушиева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия


Список литературы

1. Алексеева П. Э. Иван Попов - собиратель калмыцкого фольклора // О людях и времени: сб. ст. Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 77-79.

2. Амроян И. Ф. Типология цепевидных структур [электронный ресурс] // URL: http://www. ruthenia.ru/folklore/amroyan1.htm. (дата обращения: 04.04.2017).

3. Басангова Т. Г., Манджиева Б. Б. Калмыцкая кумулятивная сказка: проблемы классификации и сохранности текстов // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2011. № 1. С. 177-181.

4. Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. 256 с.

5. Горяева Б. Б. Калмыцкая волшебная сказка: сюжетный состав и поэтико-стилевая система. Элиста: НПП «Джангар», 2011. 128 с.

6. Горяева Б. Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки в записи И. И. Попова // Давид Кугультинов - поэт, философ, гражданин: мат-лы Всерос. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения выдающегося российского поэта. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012. С. 89-92.

7. Горяева Б. Б., Убушиева Д. В. Сказки донских калмыков в записи И.И. Попова (сюжетный состав) // Калмыцкий героический эпос «Джангар»: проблемы сохранения, изучения и преподавания: мат-лы Регион. науч.- практ. конф., посвящ. 95-летию со дня рождения докт. фил. наук, проф. А. Ш. Кичикова (Кичиковские чтения), (г. Элиста, 1-3 дек. 2016 г.). Элиста: Изд-во КалмГУ, 2016. С. 167-169.

8. Номинханов Ц.-Д. Наследие калмыковеда И. И. Попова // Ученые записки. Вып. 5. Серия «Филология». Элиста, 1967. С. 151-154.

9. Носов Д. А. Монгольская народная кумулятивная сказка // Mongolica-IX. 2010. С. 84-89.

10. Носов Д. А. Кумуляция в сказках монгольских народов: жанровый признак или композиционный прием? // Mongolica-X. СПб.: Петербургское востоковедение, 2013. С. 26-32.

11. Манджиева Б. Б. Кумулятивная сказка у калмыков (синоптический анализ разновременных текстов) // Научная мысль Кавказа. 2011.№ 1. Ч. 2 (65). С. 100-106.

12. Убушиева Д. В. Песня «О битве богатыря Алого Хонгора с Авланги ханом» в записи от Бадмы Обушинова (к вопросам текстологии) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2011. № 1. С. 168- 173.

13. Убушиева Д. В. Текст сказки «Иван Царевичин тууль» / «Сказка про Ивана Царевича» из архива И. И. Попова // Полевые исследования: сб. науч. ст. Вып. 3. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. C. 155-163.


Для цитирования:


Убушиева Д.В. КУМУЛЯТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ В КОЛЛЕКЦИИ СКАЗОК И. И. ПОПОВА. Oriental Studies. 2017;(3):139-151. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2017-31-3-139-151

For citation:


Ubushieva D.V. Cumulative Fairy Tales from I.I. Popov’s Collection. Oriental Studies. 2017;(3):139-151. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2075-7794-2017-31-3-139-151

Просмотров: 13


Creative Commons License Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)