Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Образ оленя-солнца и этноним бурятского племени Хори

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-941-950

Аннотация

Введение. Статья посвящена этнониму самого многочисленного племени в составе бурятского этноса ― племени Хори. Установлено, что отсутствие в этнографических исследованиях общепринятого мнения о происхождении племенного названия вызывает сложности в изучении его этногенеза и ранней этнической истории. Целью исследования является выявление языковых и историко-культурных индикаторов происхождения термина «хори» как этнонима бурятского племени Хори и выявление этимологии племенного этнонима. В качестве материала использованы тексты шаманских призываний хори-бурят, сведения монгольских письменных источников, сюжеты петроглифов северного берега Байкала. Результаты. Историко-сравнительный и историко-сопоставительный анализ материала с аналогичными фактами в культуре тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири показал, что словесное описание оленя-матери в шаманских текстах хоринских родов возводит его образ к скифо-сибирской канонической традиции изображения животных на каменных плитах, сопровождающих курганные захоронения в Западной и Северо-Западной Монголии, на Алтае и в Северной Туве. Историко-культурный и языковой этнические индикаторы возводят этимологию этнонима Хори к лексеме «хор» как названия солнца и его символа ― оленя у кочевых ираноязычных племен бронзового и раннего железного века степей Центральной Азии и Южной Сибири. Общее культовое отношение к лебедю ― тотемной птице со стороны материнского происхождения у хори-бурят, западных монголов и телеутов в сравнительно-сопоставительном анализе определяют этно- и культурную связь этнических предков племени Хори с тюркскими племенами с культом лебедя через этническое объединение «тумат», территориально связанное с Саяно-Алтаем. Выводы. Выявленные в исследовании сведения указывают на происхождение этнонима племени Хори в едином историко-культурном пространстве с кочевыми народами степей Центральной Азии ― носителями культуры плиточных могил с культом солнца и культом оленя-предка в его женской ипостаси.

Об авторе

Надежда Базаржаповна Дашиева
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
Россия
доктор исторических наук, профессор


Список литературы

1. Азбелев 2019 — Азбелев П. П. Пазырыкские лебеди // Актуальные вопросы истории кыргызского народа: прошлое, настоящее и будущее: Сб. статей в честь 70-летия кыргызского историка и востоковеда А. М. Мокеева / редкол.: К. Белек, Н. Абдимиталип уулу. Бишкек: Издат дом. «Global Print», 2019. С. 277‒284.

2. Балдаев 1959 — Балдаев С. П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959. 180 с.

3. Бонгард-Левин, Грантовский 1983 — Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. 2-е изд., доп. и испр. М.: Мысль, 1983. 206 с., ил.

4. Галданова 1992 ― Галданова Г. Р. Закаменские буряты. Историко-этнографические очерки (вторая половина XIX – первая половина ХХ в.). Новосибирск: Наука. 1992. 172 с.

5. Галзут 2008 — Галзут Тубшинима. История происхождения баргутов (транслитерация, перевод, примечания) / ввод. ст. и прим. Д. Д. Нимаева, Л. Б. Бадмаевой; транслит., пер. со старомонг. Л. Б. Бадмаевой, Ю. Д. Бадмаевой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. 188 с.

6. Дашибалов 2005 — Дашибалов Б. Б. На монголо-тюркском пограничье (Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. 202 с.

7. Дугаров 1993 — Дугаров Д. С. К проблеме происхождения хонгодоров // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии / отв. ред. Б. Р. Зориктуев. Новосибирск: Наука. 1993. С. 207–235.

8. Дыренкова 1937 — Дыренкова Н. П. Пережитки материнского рода у алтайских тюрков // Советская этнография. 1937. № 4. С. 18–45.

9. Дьяконов 1981 — Дьяконов И. М. К методике исследований по этнической истории («киммерийцы») // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н. э.) / редкол.: М. С. Асимов и др. М.: Наука, 1981. С. 90–100.

10. Жамцарано 2001 — Жамцарано Ц. Путевые дневники 1903–1907 гг. / сост.: В. Ц. Лыксокова, Ц. П. Ванчикова, И. В. Кульганек. Улан-Удэ: Респ. тип., 2001. 380 с.

11. Зориктуев 2011 — Зориктуев Б. Р. Актуальные проблемы этнической истории монголов и бурят. М.: Вост. лит., 2011. 278 с.

12. Зориктуев 2019 — Зориктуев Б. Р. К истории племенной группы хори // Вестник Калмыцкого университета. 2019. № 3 (43). С. 13–19.

13. Зориктуев 2018 — Зориктуев Б. Р. О малоизвестных аспектах этнической истории хори // Проблемы социально-экономического развития Сибири: научный журнал. 2018. № 4(34). С. 127–132.

14. Зориктуев 2020 — Зориктуев Б. Р. Наян-Нава и проблема этногенеза бурятской племенной общности хори // Научный диалог. 2020. № 5. С. 393–423. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-5-393-423

15. Каруновская 1927 — Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 6. Л.: Изд-во АН СССР, 1927. С. 19–36.

16. Нанзатов 2005 — Нанзатов Б. З. Этногенез западных бурят (VI–XIX вв.) Иркутск: ЗАО Рекламно-полиграф. центр «Радиан», 2005. 155 с.

17. Нанзатов 2010 — Нанзатов Б. З. Тюркский пласт бурятской этнонимии эпохи господства тюркских каганатов // Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье) / отв. ред. серии П. Б. Коновалов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. С. 330–350.

18. Новгородова 1989 — Новгородова Э. А. Древняя Монголия (Некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М.: Наука, 1989. 382 с.

19. Окладников 1974 — Окладников А. П. Петроглифы Байкала — памятники древней культуры народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1974. 161 с.: табл.

20. Окладников 1976 — Окладников А. П. Оленный камень с реки Иволги // А. П. Окладников. История и культура Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1976. С. 343–360.

21. Полосьмак 1999 — Полосьмак Н. В. Алтайская леди: Удивительная находка российских археологов // Родина. 1999. № 4. С. 34–41.

22. Потапов 1959 — Потапов Л. П. Из истории ранних форм семьи и религиозных представлений (обычай дарения лебедя у хакасов) // Советская этнография. 1959. № 2. С. 18–30.

23. Раевский 1992 — Раевский Д. С. Скифо-сарматская мифология // Мифы народов мира. Т. 2 / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1992. С. 445–450.

24. Рашид-ад-дин 1952 — Рашид-ад-дин. Сборник летописей / пер. Л. А. Хетагурова. Т. 1. Кн. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 212 с.

25. Рерих 1999а — Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Тибета // Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, переводы. Самара: Издат. дом «Агни», 1999. С. 29–50.

26. Рерих 1999б — Рерих Ю. Н Кочевые племена Тибета // Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, переводы. Самара: Издат. дом «Агни», 1999. С. 88–94.

27. Румянцев 1962 — Румянцев Г. Н. Происхождение хоринских бурят. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1962. 265 с.

28. Сагалаев 1990 — Сагалаев А. М. Птица, дающая жизнь (из тюрко-угорских мифологических параллелей) // Мировоззрение финно-угорских народов: сб. науч. тр. / отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск: Наука, СО, 1990. С. 21–34.

29. Севортян 1974 — Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. Т. 1. Общетюркские и межтюркские основы на гласные. М.: Наука, 1974. 768 с.

30. Сидоров 1997 — Сидоров Е. С. Якутские лексические схождения. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. Вып. 1. 146 с.

31. Сокровенное сказание 1990 — Сокровенное сказание монголов / пер. С. А. Козина. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1990. 147 с.

32. Функ 1997 — Функ Д. А. Телеутское шаманство: традиционные этнографические интерпретации и новые исследовательские возможности. М.: ИЭА РАН, 1997. 268 с.

33. Хангалов 1958 — Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. 1. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. 551 с.

34. Цыдендамбаев 2001 — Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Рес. тип.», 2001. 255 с.

35. Эрдэнэболд 2012 — Эрдэнэболд Лхагвасурэн. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX – начало ХХ в.) / пер. на рус. яз.: Ганбат Нямдаг, С. Б. Миягашева, Ж. Б. Бадагаров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 196 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дашиева Н.Б. Образ оленя-солнца и этноним бурятского племени Хори. Oriental Studies. 2020;13(4):941-950. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-941-950

For citation:


Dashieva N. Image of the Deer-Sun and Ethnonym of the Khori Buryats. Oriental Studies. 2020;13(4):941-950. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-941-950

Просмотров: 1104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)