АРХЕОЛОГИЯ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Введение. Дальневосточная республика, появившаяся в качестве «буферного» государства весной 1920 г., сыграла важную роль в транснациональной истории монгольского мира. Монгольские революционеры, осознавая потенциальные возможности большевистской власти и необходимость использования в своих целях российско-монгольского приграничья, решились на установление прямых контактов с региональными властями Дальневосточной республики и РСФСР. Целью исследования явилось изучение организационной роли Дальневосточной республики в качестве форпоста Монгольской революции 1921 г. Для ее решения были поставлены следующие задачи: изучение российско-монгольского революционного взаимодействия в 1918‒1920 гг.; освещение деятельности уполномоченного Народного комиссариата иностранных дел РСФСР в Монголии О. И. Макстенека; рассмотрение маршрута и работы трех групп монгольских делегатов в пределах Дальневосточной республики и Советской России в 1920 г.; созыв первого съезда Монгольской народной партии в марте 1920 г. в г. Троицкосавске. Материалами исследования послужили архивные документы по истории российско-монгольского военного сотрудничества в первой половине XX в., работы отечественных и монгольских авторов по исследуемой проблематике. Результаты. Выяснено, что подготовительные мероприятия Монгольской революции 1921 г., включая основополагающие поездки и собрания монгольских революционеров во второй половине 1920 – начале 1921 гг., проходили на территории буферного государства — Дальневосточной республики. Выводы: Руководство Дальневосточной республики во главе с Б. З. Шумяцким и уполномоченный Народного комиссариата иностранных дел РСФСР в Монголии О. И. Макстенек сыграли большую роль в организации деятельности монгольских делегатов-революционеров и в целом в укреплении у них мысли о суверенной Монголии с опорой на советскую власть и ее вооруженные силы.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Цель статьи — рассмотреть историю возникновения и развития метеорологических наблюдений на востоке России и в восточных странах Евразии. Задачи данной статьи — не просто описать череду событий из истории становления метеорологии как науки на Востоке, а найти закономерности, обуславливающие ход, цепочки исследований природы этого региона, выделить основные этапы или периоды, по которым шло развитие; рассмотреть и уточнить вопросы становления метеорологии на востоке России и восточных странах Евразии. Материалы и методы. Для решения поставленных задач использовался комплекс дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ географической, исторической литературы по исследуемой проблеме; изучение архивных материалов и опубликованных источников; сравнительный анализ событий из истории возникновения и развития метеорологической науки на восточных рубежах нашей страны. Результаты. Изучение архивных материалов и опубликованных источников позволило определить тенденции развития метеорологических исследований региона. Основной акцент в статье сделан на влияние Пекинской магнитно-метеорологической и Главной физической обсерваторий на возникновение и развитие метеорологической сети Востока.
Введение. Данная статья предусматривает анализ развития рыбной отрасли Калмыкии с 1926 г. по 1932 г. Цель статьи — показать процесс становления и развития рыбной отрасли Калмыкии в период НЭПа и региональные особенности на примере проведения коллективизации и индустриализации полукочевого калмыцкого населения в низовьях Волги и Прикаспия. Материалы и методы. В работе использованы исторические методы ― хронологический и проблемно-хронологический, которые позволили осветить историю развития рыбной отрасли Калмыкии с 1926 г. по 1932 г. Статья основана на различных источниках: материалах по развитию рыбной отрасли на территории автономной области (в том числе и в трудах, не связанных напрямую с тематикой рыболовства), делопроизводственной документации из различных архивов, полевых наблюдениях и т. д. Главным критерием в исследовании была достоверность и объективность. Результаты и выводы. Выяснение особенностей этапов развития рыбной отрасли Калмыкии периода 1926–1932 гг. позволил выявить различные практики и модели хозяйств в период организации и обустройства национальной области, механизмы и результаты взаимодействия центра и национального региона в рамках данного процесса. В статье показаны процессы становления и развития рыбной отрасли во вновь созданной автономии, трудности, которые пришлось преодолеть руководству Калмыцкой области, чтобы создать самостоятельную рыбную отрасль для развития населения и территории.
Введение. В статье автор представил краткий общий обзор современного состояния и перспектив развития монголоведения в Институте востоковедения РАН, который недавно, в 2018 г., достойно отметил 200-летие своего создания в 1818 г. Институт востоковедения РАН сохраняет и укрепляет свои позиции одного из ведущих центров отечественного и мирового востоковедения. Цель исследования состоит в том, чтобы обобщить опыт развития монголоведения, одной из традиционных отраслей российского востоковедения, в Институте востоковедения РАН в 2010–2020 гг., охарактеризовать современное состояние и перспективы развития этого направления, показать достижения и проблемы. Материалами для исследования послужили публикации научных работ сотрудников Сектора Монголии Отдела Кореи и Монголии и других Отделов Института востоковедения РАН в 2010–2020 гг., а также материалы текущего архива Отдела. Использованы методы: исторический, хронологический, описательный, аналитический и др. Результаты исследования показывают, что, несмотря на ряд объективных и субъективных трудностей, монголоведение в Институте востоковедения РАН продолжает развиваться, разрабатываются актуальные, малоисследованные вопросы древней, средневековой, новой и новейшей истории Монголии, современного политического, социально-экономического и культурного развития Монголии и российско-монгольских отношений. В Институте востоковедения РАН, особенно в Секторе Монголии, существует острый дефицит молодых кадров-монголоведов. Без решения этой проблемы перспективы развития монголоведения в Институте востоковедения РАН не вселяют оптимизма. Институт располагает немногочисленной группой высококвалифицированных специалистов-монголоведов и других востоковедов, которые ведут научные исследования по широкому кругу направлений монголоведения (история, историография, источниковедение, выявление и публикация новых источников, памятников, архивных документов, филология, экономика, политология, социология, культурология, буддология, номадология и др.), публикуют свои научные труды, активно сотрудничают с коллегами из однопрофильных научных и образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Улан-Удэ, Элисты, Кызыла, Владивостока и других городов России, а также с гуманитарными институтами зарубежных стран, в том числе Монголии, Китая, Японии, США, Великобритании, Германии, Франции и других стран. Хронологически обзор охватывает период 2010–2020 гг., содержит характеристику основных изменений в кадровом составе монголоведов и других востоковедов, разрабатывающих монголоведную тематику, основные направления исследований, показатели научной, научно-организационной и публикационной активности, подробно перечислены основные коллективные и индивидуальные работы монголоведов Сектора Монголии Отдела Кореи и Монголии и других отделов ИВ РАН, опубликованные в 2010–2020 гг., указаны основные проблемы развития монголоведения в контексте общего развития востоковедения, сделаны выводы и прогноз дальнейшего развития монголоведения в ИВ РАН.
ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
Введение. Статья посвящена анализу пережитков культа лисы у башкир, которая являлась одним из почитаемых животных в их древних религиозно-мистических представлениях. Целью работы является изучение культа этого животного у башкир во всех его проявлениях в быту и хозяйственной жизни по данным фольклора, этнографии и других материалов. Материалы и методы. Основными источниками являются опубликованные этнографические, фольклорные, лингвистические сведения, а также полевые материалы автора по данной проблеме. Методологическую основу исследования составили принцип аналитического, ретроспективного и сравнительно-исторического анализа литературных, этнографических, фольклорных и лингвистических источников. Результаты. В работе впервые систематизированы и проанализированы различные материалы по культу лисы у башкир, что дает возможность воссоздать те или иные аспекты этнической истории башкирского народа, а также способствует выявлению исторических и генетических корней их духовной культуры. Введены в научный оборот новые фольклорные и этнографические сведения, переведенные автором на русский язык. Выводы. В традиционном мировоззрении башкир о лисе лежат идеи их тождества и родства друг с другом, возможности взаимного перевоплощения и отсутствия принципиальной разницы между ними ― все это составляет суть древнейших представлений человека о его месте в окружающем мире. В фольклоре башкир сохранились реликты веры в происхождение отдельных их родовых групп от лисы. Лиса как тотемический предок выступает в роли покровительницы и помощницы людей, дарит им здоровье, благополучие и семейное счастье. В устной словесности башкир имеются материалы о признании лисы зооморфным божеством, хозяйкой природы и олицетворением солнца. В народной хореографии прослеживаются следы обряда, посвященного чествованию лисы как тотема и тотемического предка. В обычаях и поверьях башкир лиса как сакральное существо была табуированным животным.
Цель статьи ― рассмотреть неофициальную торговлю природными ресурсами между монголами, живущими в восточном регионе Монголии на границе с Китаем, и гражданами Китая (жителями Внутренней Монголии и китайцами-хань). Вполне обосновано, что трансграничные взаимоотношения между этими народностями поддерживаются из-за экономических возможностей, которые они дают гражданам по обеим сторонам границы. Статья основывается на материалах полевых исследований, проведенных в 2015–2017 гг. в восточной Монголии. Результаты. Несмотря на то, что все монголы, живущие на границе с Китаем, вовлечены в неофициальную торговлю ресурсами с китайскими гражданами, они чувствуют беспокойство по поводу этичности данных взаимоотношений. Нравственная оценка и оправдание, которые используют монголы для объяснения этих экономических взаимоотношений, строятся на важном разграничении между понятиями торговли «для пропитания» и торговли «для прибыли», среди которых торговля «для пропитания» считается нравственно допустимой, тогда как торговля «для прибыли» осуждается как эгоистичное поведение.
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Введение. В статье рассматриваются ойратский и тибетский тексты гадания, проводимого посредством Авалокитешвары. Это гадание представляет интерес для изучения религиозных практик и верований ойратов Западной Монголии. Цель статьи — ввести в научный оборот ойратский текст гадания, имевший хождение в Западной Монголии, а также и тибетскую версию этого гадания. Материалы. Материалы для данной статьи были получены из двух источников. Ойратский текст был взят из коллекции Центра по изучению истории, языка и культуры ойратов «Свет „ясного письма“» (Tod Nomin Gerel), который хранится на сайте цифровой библиотеки международных исследований (Digital Library for International Research). Коллекция «Tod nomin gerel» представляет собой собрание цифровых копий различных текстов на ойратском языке, записанных «ясным письмом» (‘тодо бичиг’) и текстов на тибетском языке. Тибетский текст гадания был получен автором во время стажировки в Улан-Баторе в 2012‒2013 гг. от Амарбаясгалан Улзийбата, проживающего в Улан-Баторе. Методы. В статье использованы сравнительно-сопоставительный метод, а также метод контекстуального анализа. Результаты. Сопоставление ойратского и тибетского текстов дает возможность предположить, что тибетский текст представляет собой перевод с монгольского или ойратского. Такая практика имела место в монгольском обществе. Данное исследование представляет собой интерес для сравнительного изучения гадательных традиций в Тибете и Монголии, а также процесса генерации подобных текстов и переводческой практики в традиционном обществе.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.
ISSN 2619-1008 (Online)