Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Эмотивные глаголы в калмыцком героическом эпосе «Джангар»

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-1103-1120

Аннотация

Введение. В современной лингвистике большое внимание уделяется изучению национально-культурной специфики фукционирования и семантики эмотивной лексики. В калмыцком языке эмотивная лексика не была объектом специального изучения. Цель работы: выявить и классифицировать лексико-семантические группы эмотивных глаголов в текстах эпоса «Джангар» и проанализировать функционирование глаголов, которые называют «базовые» эмоции: радость (җирһх ʻбыть счастливым, блаженствоватьʼ, байрлх ʻрадоватьсяʼ), страх (әәх ʻбояться, пугаться, страшиться, опасатьсяʼ, ичх ʻстыдитьсяʼ) и глагол внешнего (физического) проявления эмоций (инәх ‘смеяться’). Материалом исследования являются эмотивные глаголы, зафиксированные в 28 текстах разновременных записей калмыцкого героического эпоса «Джангар», объединенных в репертуарные циклы или представленных отдельными песнями. Результаты. В ходе исследования выяснено, что эмотивные глаголы эпоса можно разделить на шесть лексико-семантических групп (ЛСГ); в частотном отношении ЛСГ «глаголы отрицательных эмоциональных состояний» преобладает над ЛСГ «глаголы положительных эмоциональных состояний». В ЛСГ «глаголы положительных эмоциональных состояний», представленном двумя глаголами, доминирует глагол җирһх, который в иллюстративных примерах чаще всего отражает состояние наивысшего счастья, заключающееся в мире, спокойствии и благополучии страны Бумбы в целом; глагол байрлх употребляется для называния кратковременного эмоционального состояния радости конкретного персонажа. В ЛСГ «глаголы отрицательных эмоциональных состояний» по частотности преобладает глагол әәх; выявлено, что эмоция страха возникает по следующим причинам: страх невыполнения приказа богдо; страх нарушения клятвы; страх опозорить имя. Отмечены единичные случаи употребления глаголов, называющих эмоции печали (энлх), стеснения (эмәх), досады (һундх). В текстах эпоса отсутствуют эмотивные глаголы, которые относятся к семантическим группам: глаголы увлечения, глаголы любви и ненависти, глаголы преклонения и самоуничижения.

Об авторе

Нина Михайловна Мулаева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия
кандидат филологических наук, научный сотрудник


Список литературы

1. Бабенко 1988 — Бабенко Л. Г. Эмотивная лексика в структуре предложения // Классы слов в синтагматическом аспекте / под ред. Л. Г. Бабенко. Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1988. С. 145–156.

2. Бабенко 1989 — Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Уральского унта, 1989. 184 с.

3. Gramota.ru — Справочно-информационный портал «Грамота.ру» [электронный ресурс] // URL: http://gramota.ru/ (дата обращения: 20.08.2020 г.).

4. Довгаль, Шепелева 2015 — Довгаль А. В., Шепелева Ю. А. Семантические особенности глаголов со значениями ‘эмоциональное состояние’ и ‘эмоциональное отношение’ в английском языке // Acta Germano-Slavicа VI / ред. Е. Е. Иванов. Могилев: Могилевск. гос. ун-т им. А. А. Кулешова, 2015. С. 48–52.

5. КРС 1977 ― Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 768 c.

6. Куканова 2016 — Куканова В. В. Толковый словарь языка калмыцкого героического эпоса «Джангар»: принципы и проблемы составления словарных статей // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов: проблемы сохранения и исследования. Мат-лы III Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию Калмыцкого института уманитарных исследований РАН (г. Элиста, 15–16 сентября 2016 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 7–12.

7. Куканова 2018 — Куканова В. В. Лексема билцг: к вопросу о происхождении и семантике (на материале эпоса «Джангар») // Oriental Studies. 2018. № 4. С. 100–121.

8. Манджиева 2016 — Манджиева Б. Б. О создании базы данных аутентичных текстов калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Монголоведение. Вып. 9 / отв. ред. В. В. Куканова. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С. 211–217.

9. Манджиева 2017 — Манджиева Б. Б. К проблеме составления Свода калмыцкого фольклора // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2017. № 1 (32). С. 82–89.

10. Мулаева 2015 — Мулаева Н. М. Дефиниции растений в Толковом словаре языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Урало-алтайские исследования. 2015. № 3 (18). С. 64–74.

11. Мулаева 2017 — Мулаева Н. М. Титульные лексемы хан, хаан, хатн в Толковом словаре языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Монголоведение. Вып. 10 / отв. ред. В. В. Куканова. Элиста: КалмНЦ РАН, 2017. С. 5–16.

12. Пюрбеев 2015а — Пюрбеев Г. Ц. Эпос «Джангар»: культура и язык (= Җаңһр дуулвр: сойл болн келн) / на рус. и калм. яз. 2-е изд., перераб. Элиста: НПП «Джангар», 2015. 280 с.

13. Пюрбеев 2015б — Пюрбеев Г. Ц. «Смех» в калмыцком художественном тексте (по роману Эрендженова «Береги огонь») // Г. Ц. Пюрбеев. Исследования по языкам и культуре монгольских народов. Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2015. С. 347–354.

14. Slovari.ru — Электронный ресурс словарей русского языка, разработанный Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН [электронный ресурс] // URL: https://www.slovari.ru/ (дата обращения: 20.08.2020).

15. Чагина 1990 — Чагина О. В. Как сказать иначе? (Работа над синтаксической синонимией в иностранной аудитории). М.: Русский язык, 1990. 176 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мулаева Н.М. Эмотивные глаголы в калмыцком героическом эпосе «Джангар». Oriental Studies. 2020;13(4):1103-1120. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-1103-1120

For citation:


Mulaeva N. Kalmyk Heroic Epic of Jangar: Emotive Verbs. Oriental Studies. 2020;13(4):1103-1120. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-1103-1120

Просмотров: 461


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)