Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

О поэтике олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского и тувинских героических эпосов

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-1155-1166

Аннотация

Введение. В статье представлен сравнительный анализ средств художественной выразительности тувинских героических эпосов и якутского эпоса — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского, воссозданного на основе народных сказаний. Осмысление специфики использования разнообразных приемов в эпическом тексте в сравнении с тувинскими героическими эпосами ведет к познанию особенностей художественной речи, художественного пространства П. А. Ойунского, создателя, олонхосута-импровизатора, сумевшего объединить разные эпические сказания в единое целое, самобытности его творчества в целом. Актуальность изучения обусловлена отсутствием специального научного исследования по освещению поэтики эпического произведения «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского. В качестве материалов для исследования послужили: олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского и тувинские героические эпосы «Хунан-Кара» О. Чанчы-хоо, «Боктуг-Кириш, Бора-Шэлей» О. Манная, «Боралдай с конем Бора-Шокар» Хургул-оола Монгуша и «Кангывай-Мерген» Баазанай Халдаа Тюлюша. Цель исследования ― представить специфику использования средств художественного изображения в олонхо П. А. Ойунским сквозь призму стилистических позиций сказителей тувинских эпосов. В основе анализа тувинских героических эпосов и якутского эпоса — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского лежит комплексный подход, включающий сравнительно-исторический, историко-типологический методы исследования. Научная новизна видится в том, что в якутской фольклористике впервые рассматривается поэтика, система художественных приемов в тексте олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского в сравнении с тувинскими героическими эпосами. Из сравнительно-сопоставительного анализа эпических текстов следует, что олонхо П. А. Ойунского, воссозданное по традиционным канонам народного эпоса, находит параллели с тувинскими героическими эпосами. Обнаруживаются общие закономерности, типологические сходства в использовании изобразительных средств якутского и тувинских эпических произведений. Рассматриваются содержательно-художественные признаки эпических произведений. Особое внимание обращено на средства художественной выразительности — гиперболу и сравнение. Основные результаты нашего исследования заключаются в следующем: выявлено, что олонхо П. А. Ойунского и тувинские эпосы имеют типологическое сходство и отражают посредством художественного эпического творчества исторический, эпико-культурный путь развития народов. Художественный язык тувинских героических сказаний и олонхо П. А. Ойунского напрямую связан с живым языком творцов героического эпоса. Из анализа поэтики олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» следует, что олонхо П. А. Ойунского отличается завершенностью художественной формы. П. А. Ойунский, воссоздав якутский героический эпос, обогатил его идейное и тематическое содержание, придал ему особое поэтическое звучание.

Об авторе

Гульнара Егоровна Саввинова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник


Список литературы

1. Бегалиев, Койлубаев 2016 — Бегалиев С. Б., Койлубаев К. К. О поэтике эпоса «Манас» // Инновации в науке: сборник статей по материалам LXIII Международной научно-практической конференции № 11(60). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 217–223.

2. Бокту-Кириш, Бора-Шээлей 1995 ― Бокту-Кириш, Бора-Шээлей: Тувинский героический эпос: в 6 т. Т. 4 / ТНИИЯЛИ. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1995. 224 с.

3. Горький 1954 — Горький М. Избранные литературно-критические произведения: Статьи, доклады, речи, письма. М.: Детгиз, 1954. 304 с.

4. Гребнев 1960 — Гребнев Л. В. Тувинский героический эпос: опыт историко-этнографического анализа. М.: Вост. лит., 1960. 145 с.

5. Дмитриев, Мухоплева 2004 — Дмитриев П. Н., Мухоплева С. Д. Ойунский и фольклор // П. А. Ойунский: мифы и реальность. Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2004. С. 71–77.

6. Донгак 2018 — Донгак А. С. Особенности поэтики тувинского эпоса «Боралдай с конем Бора-Шокар» в контексте разновременных записей // Oriental Studies. 2018. № 3. С. 109–117. DOI: 10.22162/2619-0990-2018-37-3-109-117

7. Егорова 2014 — Егорова О. А. Характер сравнений и их роль в русских народных сказках // Современная филология: теория и практика: материалы конференции / под ред. А. Ф. Долматова. М.: Институт стратегических исследований, 2014. С. 48–53.

8. Емельянов 1990 — Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. М.: Наука, 1990. 207 с.

9. Жирмунский 1974 — Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 725 с.

10. Жирмунский 1962 — Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.; Л.: Гос. изд-во худ. лит., 1962. 435 с.

11. Кон 1934 — Кон Ф. Я. За пятьдесят лет: Экспедиция в Сойотию. Т. 3. М.: Советский писатель, 1934. 293 с.

12. Кравцов 1985 — Кравцов Н. И. Сербско-хорватский эпос. М.: Наука, 1985. 356 с.

13. Богданова 1961 — Богданова М. И. Об особенностях киргизского героического эпоса «Манас» // Киргизский героический эпос «Манас»: сб. ст. / ред. кол.: М. И. Богданова и др. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 197–234.

14. Мелетинский 2004 — Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М.: Вост. лит., 2004. 462 с.

15. Нюргун Боотур 1982 ― Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос олонхо / воссоздал на основе народных сказаний П. А. Ойунский; пер. В. В. Державина. 2-е изд. Якутск: Кн. изд-во, 1982. 431 с.

16. Окладников 2013 — Окладников А. П. Якутский эпос (олонхо) и его связь с югом. Якутск: Сайдам, 2013. 62 с.

17. Очерк 1970 — Очерк истории якутской советской литературы / под ред. К. Л. Зелинского. М.: Наука, 1970. 391 с.

18. Ойунский 2003 ― Ойунский П. А. Дьулуруйар Ньургун Боотур (Нюргун Боотур Стремительный): олоҥхо. Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 2003. 544 с.

19. Покатилова 1996 — Покатилова Н. В. К вопросу о формах параллелизма в эпическом жанре олонхо: из наблюдений над текстом // Язык — миф — культура народов Сибири. Вып. 4; отв. ред. Л. Л. Габышева. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. С. 73–88.

20. Райхл 2008 — Райхл К. Тюркский эпос: традиции, формы, поэтическая структура. М.: Вост. лит., 2008. 383 с.

21. Серошевский 1896 — Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Т. 1. СПб.: Издание ИРГО, 1896. 721 с.

22. Тынянов 1965 — Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М.: Советский писатель, 1965. 301 с.

23. Тувинские героические 1997 ― Тувинские героические сказания / сост. С. М. Орус-оол. Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие РАН, 1997. 584 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

24. Тыва маадырлыг 1990 ― Тыва маадырлыг тоолдар (= Тувинские героические сказания). Т. 1. Меге Шагаан-Тоолай; 2. Танаа-Херел; 3. Тоц-Аралчын-Хаан; 4. Кацгывай-Мерген; 5. Баян-Тоолай / сост. С. М. Орус-оол. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1990. 272 с.

25. Хализев 1999 ― Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 398 с.


Рецензия

Для цитирования:


Саввинова Г.Е. О поэтике олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского и тувинских героических эпосов. Oriental Studies. 2020;13(4):1155-1166. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-1155-1166

For citation:


Savvinova G. Platon Oyunsky’s Olonkho Nurgun Bootur the Swift and Tuvan Heroic Epics: Poetics Revisited. Oriental Studies. 2020;13(4):1155-1166. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-1155-1166

Просмотров: 721


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)