Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Об этнической идентификации ойратов и калмыков в тибетской религиозной традиции: мицаны Дрепунг Гоманга

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-52-6-1546-1557

Аннотация

Введение. В калмыковедении остается недостаточно исследованным ряд вопросов, связанный с периодом формирования калмыцкого этноса, среди которых — вопрос об отражении идентичности предков современных калмыков в материалах, относящихся к религиозной традиции. Цель статьи ― выявить связь между идентичностью калмыков и ойратов и земляческими общинами в монастыре Дрепунг Гоманг на ранних этапах истории буддизма у монгольских народов. Результаты. Выявлена специфика идентификации ойратов и калмыков в призме религиозной монастырской тибетской традиции и показана историческая смена терминов идентификации в ней. В настоящее время в Дрепунг Гоманге насчитывается 16 землячеств-канценов, разделяющихся на 22 мицана — локальных землячества. Представители Монголии, а также студенты из российских республик Бурятии и Тувы включаются в канцен Самло (bSam-blo Khang-tshan), в этот канцен в числе 10 мицанов входит и мицан Khalkha (Халха). При этом калмыцкие студенты включаются в объединение Хардонг (или Хамдон, Har-gdong Khang-tshan), в котором из 9 мицанов к ойратам, южным монголам и калмыкам имеют отношение: Tsokha (Цока), Joorche (Чжорче или Чжурче), Thorgo (Торгут). Возникновение торгутского и цокаского мицанов связано с историей ойратов и калмыков. Автор приходит к выводу, что название мицана «Торгут» связано с идентичностью калмыцких монахов, особенно прославившихся в истории монастыря Дрепунг Гоманг, и до конца XVIII в. означало общину выходцев из Калмыцкого ханства. После расселения откочевавших из Поволжья калмыков в Синьцзяне в торгутском мицане Гоманга преобладающее число учеников было связано с этими этническими калмыками-торгутами. В результате исторических трансформаций могли произойти изменения в составе мицанов в связи с этнической идентичностью входящих в них ойратов и калмыков.

Об авторе

Эльза Петровна Бакаева
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

доктор исторических наук, заместитель директора, ведущий научный сотрудник



Список литературы

1. Авляев 2002 ― Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. 325 с.

2. Бакаева 2019 ― Бакаева Э. П. Этническая идентичность калмыков и конфессиональные связи с Тибетом (к прочтению малоизвестных источников) // Oriental Studies. 2019. № 5. С. 891–925. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-45-5-891-925.

3. Бакунин 1995 ― Бакунин В. М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгутского, и поступки их ханов и владельцев: Соч. 1761 г. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1995. 153 с.

4. Батмаев 1993 ― Батмаев М. М. Калмыки в XVII–XVIII веках. События, люди, быт. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 382 с.

5. Батмаев 2002 ― Батмаев М. М. Социально-политический строй и хозяйство калмыков в XVII–XVIII вв. Элиста: АПП «Джангар», 2002. 400 с.

6. Гончок Чжигмэд-Ванбо 2008 ― Гончок Чжигмэд-Ванбо. Повествование о жизни всеведущего Чжамьян-Шадбий-Дорчже «Брод, ведущий к удивительно благому делу» [электронный ресурс] / введ., пер., комм. Н. Цыремпилова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. 312 с. URL: http://abhidharma.ru/A/Guru%20Mahasiddhi/0001.pdf (дата обращения: 01.05.2018).

7. Добум Тулку ― Добум Тулку Л. Т. Монастыри гелуг: Дрепунг // Study Buddhism by Berzin Archives / Пер. А. Берзина и Кхамлунга Ринпоче [электронный ресурс] // URL: https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/istoriya-i-kultura/monastyri-v-tibete/monastyri-gelug-drepung (дата обращения: 10.10.2020)

8. Доржиев 2003 ― Доржиев А. Занимательные заметки: Описание путешествия вокруг света (Автобиография) / пер. с монг. А. Цендиной; трансл., предисл, коммент., глоссарий и указ. А. Г. Сазыкина и А. Д. Цендиной. М.: Вост. лит., 2003. 160 с.

9. История Хо-Öрлöка 2016 ― Письменные памятники по истории ойратов XVII–XVIII веков / сост., перев. со старописьм. монг., транслит. и коммент. В. П. Санчирова. Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 13–48.

10. Калмыки 2010 — Калмыки / отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2010. 568 с.

11. Китинов 2004 ― Китинов Б. У. Священный Тибет и воинственная Степь: буддизм у ойра­тов (XIII–XVII вв.). М.: Тов-во науч. изд. КМК, 2004. 190 с.

12. Китинов 2016 — Китинов Б. У. Лама Анджатан: инкарнации учителя // Вестник РУДН. Сер. Всеобщ. история. 2016. № 2. С. 27–35.

13. Курапов 2018 ― Курапов А. А. Российское государство и буддийская церковь на юге России: этапы эволюции социально-политического взаимодействия в XVII – начале XX вв. Астрахань: Сорокин Р. В., 2018. 464 с.

14. Лунный свет 2003 — Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники / ред.-сост. А. В. Бадмаев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. 475 с.

15. Нацагдорж 2015 ― Б. Нацагдорж Цонгоол. Калмыцкий хошун в Халхе в начале правления Юнчжена (1728–1731 гг.) // Трансграничные миграции в пространстве монгольского мира: история и современность. Вып. 3. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2015. С. 152‒195.

16. Норбо 1999 ― Норбо Ш. Зая-пандита. Материалы к биографии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 335 с.

17. Пагсам-джонсан 1991 ― Пагсам-джонсан: история и хронология Тибета / пер. с тибет. яз., предисл., коммент. Р. Е. Пубаева. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. 260 с.

18. Цыбиков 1991 ― Цыбиков Г. Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета // Г. Ц. Цыбиков Избранные труды. Т. 1. Новосибирск: Наука, 1991. 255 с.

19. Эрендженова 2012 ― Эрендженова Т. Санал Мукубенов: «Нужно знать буддийское учение и истинную цель монаха» [электронный ресурс] // Известия Калмыкии. 12 марта 2012 г. URL: http://savetibet.ru/2012/03/12/sanal-mukubenov-nuzhno-znat-buddiyskoe-uchenie-i-istinnuyu-cel-monaha.html (дата обращения: 01.05.2018).

20. Эрдниев 1970 ― Эрдниев У. Э. Калмыки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970. 312 с.

21. Dreyfus 2006 — Dreyfus G. Drepung: An Introduction [электронный ресурс] // The Tibetan and Himalayan Library. 2006. URL: http://www.thlib.org/places/monasteries/ drepung/intro.php#!essay=/dreyfus/drepung/intro/s/b3 (дата обращения: 01.11.2020).

22. Gibson 1990 ― Gibson T. A. Manuscript on Oirat Buddhist History // Central Asiatic Journal. 1990. Vol. 34. No. 1/2. Pp. 83‒97.

23. Khensur Rinpoche 2012 ― Khensur Rinpoche Tenpa Tenzin. A Cursory Sketch of the Historical Background of Drepung Gomang Monastic University [электронный ресурс] // A Rambling Refugee. Dedicated for Thank You India: Tibet experiences 50 years in exile (Re-post/Updated Version of the same post at the beginning of this blog in 2009). December 24, 2012. Transl. by Norsang. June 17, 2009. https://tibnorten.blogspot.com/2012/12/a-cursory-sketch-of-historical.html (дата обращения: 10.10.2020)

24. Natsagdorj 2015 ― Natsagdorj B. Tsongol. On the Torgud (Kalmyks of the Volga Region) Banner in Western Qalqa during the Middle Years of the Yongzheng Reign (1728–1731) // Saksaha. 2015. Vol. 13. Pp. 1–24. DOI: http://dx.doi.org/10.3998/saksaha.13401746.0013.001

25. Natsagdorj 2018 ― Natsagdorj B. Tsongol. The Oyirad Translation of the Tibetan Biography of the Dzungar Noyon Khambo Gomang Lama Lobsang Puntsog called yeke mkanpo očir bariqči blobzang puncoq dpalbzang poyin touji zalbaril süzüqteni edegēküi emkemēkü orošibo // Oyirad Studies. Budapest, 2018. № 4. Pp. 42–86.


Рецензия

Для цитирования:


Бакаева Э.П. Об этнической идентификации ойратов и калмыков в тибетской религиозной традиции: мицаны Дрепунг Гоманга. Oriental Studies. 2020;13(6):1546-1557. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-52-6-1546-1557

For citation:


Bakaeva E.P. Ethnic Identities of Oirats and Kalmyks in the Tibetan Religious Tradition: Mitsangs of Drepung Gomang Monastery. Oriental Studies. 2020;13(6):1546-1557. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-52-6-1546-1557

Просмотров: 565


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)