О новом источнике «устной истории» бурят о паломничестве по Внутренней Азии в начале XX в.
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-52-6-1558-1567
Аннотация
Введение. В научной литературе по буддийскому паломничеству основное внимание уделяется объектам паломничества ― известным монастырям, биографиям выдающихся буддийских деятелей и линиям перерождений, основанных ими, в то время как действующие субъекты (акторы) паломничества ― сами паломники-миряне (монг. хара хүн) зачастую остаются вне поля зрения исследователей. Имеющиеся письменные источники в жанре религиозных «хождений» к буддийским святыням Внутренней Азии были написаны по большей части духовными лицами — ламами. Тем не менее часть пласта «устных историй» бурят о хождениях в Тибет в начале прошлого века была записана позже подвижниками, к числу которых относятся Б. Б. Барадийн и другие энтузиасты. Цель данной статьи ― введение в научный оборот одну из таких записей, сделанную сельским учителем и краеведом Б. Б. Намсараевым в 1968 г. на бурятском языке, по устным историям старейшины села Судунтуй Читинской области Бато Бадмаева о его путешествии к святыням Тибета в 1901–1904 гг. Результаты. Рассказ мирянина о его паломничестве, изложенный в стиле намтар (‘автобиография’), является уникальным источником сведений о широкой практике бурятского паломничества к буддийским святыням Внутренней Азии, рассказанных самим участником ― актором паломничества. Несмотря на незамысловатость повествования и фольклорный характер с полуфантастическими элементами (встреча со снежным человеком йети), эти рассказы несут в себе ценные сведения, которые были упущены в путевых дневниках других профессиональных путешественников и хождениях лам. В силу опыта именно пешего паломничества рассказы Бато описывают инфраструктуру, возникшую вдоль трансграничного маршрута, призванную обслуживать как пеших паломников, так и караваны: те самые семьи монголов и тибетцев, которые обеспечивали паломников берестяными коробами с шестами, прутьями, емкостями для воды для перехода пустыни и т. д. Переиздание рассказов Бато Бадмаева о хождениях в Тибет и Монголию дало возможность ввести в научный оборот этот уникальный источник и сделать его доступным широкой публике.
Ключевые слова
Об авторе
Саяна Баировна НамсараеваРоссия
кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. Ванчикова 1995 ― Ванчикова Ц. П. Монголоязычные биографии бурятских лам // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. С. 33‒43.
2. Дугар-Нимаев 1974 ― Дугар-Нимаев Ц. А. О жанре хождений в бурятской литературе XIX века // Проблемы алтаистики и монголоведения. Вып. 1. Сер. литературы, фольклора и истории. Элиста: КНИИЯЛИ, 1974. С. 147‒159.
3. Жамцарано 2001 ― Жамцарано Ц. Путевые дневники: 1903‒1907 гг. / отв. ред. Ц. П. Ванчикова, сост.: В. Ц. Лыксокова, Ц. П. Ванчикова, И. В. Кульганек. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 382 с.
4. Намсараев 2012 ― Намсараев Б.-Б. Худагша Батын ушаралта ябадалнуудhаа // Минии шүлэг ― бодолойм хүлэг, мини нютаг ― наhанайм түшэг. Улаан-Yдэ: Буряадай гүрэнэй университедэй хэблэл, 2012. С. 56–73. (На бур. яз.)
5. Позднеев 1897 ― Позднеев А. М. Сказание о хождении в тибетскую страну Малодербетского База-бакши. СПб., 1897. XVIII+260 c.
6. Позднеев 1896 ― Позднеев А. М. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892–1893 гг. А. Позднеевым. [В 2 тт.]. Т. 1. Дневник и маршрут 1892 года. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1896. XXX, 697 с. Т. 2. Дневник и маршрут 1893 года. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1898. XXX, 517 с.
7. Сазыкин 1988 ― Сазыкин А. Г. Каталог монгольских рукописей и ксилографов Института востоковедения Академии Наук СССР. Т. I / отв. ред. Д. Кара. М.: ГРВЛ, 1988. 508 с.
8. Сазыкин 1989 ― Сазыкин А. Г. Описание Тибета, составленное в XVIII в. бурятским паломником Дамба-Доржи Заяевым // Страны и народы Востока. Вып. XXVI. Средняя и Центральная Азия (География, этнография, история). М.: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 117‒125.
9. Сазыкин 1994 ― Сазыкин А. Г. Описание путешествий в литературном наследии монгольских народов // Страны и народы Востока. Вып. XXVIII. География. Этнография. История. Культура. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. С. 26‒35.
10. Тимковский 1827 ― Тимковский Е. Ф. Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах Е. Ф. Тимковского [Атлас] [Voyage a Peking, a travers la Mongolie, en 1820 et 1821, par M. Timkovski. Atlas]. Paris: A la librairie oriental de Dondey-Dupre pere et fis, 1827. 32 p. (На франц. яз.)
11. Черемисов 1972 ― Черемисов К. М. Бурятско-русский словарь / гл. ред. К. М. Черемисов. М.: Сов. энциклопедия, 1972. 803 c.
12. Цыбиков 1991 ― Цыбиков Г. Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета // Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Т. 1. Новосибирск: Наука, 1991. 256 c.
13. Цыбиков 1919 ― Цыбиков Г. Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета. Издание Русского Географического Общества. Петроград, 1919. 482 с.
14. Andrews 1921 ― Andrews R. Ch. Across Mongolian Plains: A Naturalist’s Account of China’s “Great Northwest”. D. Appleton and Company New York: London, 1921. 304 p.
15. Charleux 2015 ― Charleux I. Nomads on Pilgrimage: Mongols on Wutaishan (China), 1800‒1940. Vol. 33. Leiden: Brill’s Inner Asian Library, 2015. 472 p.
16. Geleta 1936 ― Geleta J. The new Mongolia. London, Toronto: W. Heinemannn ltd., 1936. 276 p.
17. Pratt 2008 ― Pratt M. L. Imperial Eyes: Travel Writing and Transculturation. Second ed. New York: Routledge, 2007. 276 p.
18. Ramstedt 1978 ― Ramstedt G. J. Seven Journeys Eastward 1898‒1912. Among the Cheremis, Kalmyks, Mongols and in Turkestan and to Afghanistan. Bloomington: The Mongolia Society, 1978. 277 p.
Рецензия
Для цитирования:
Намсараева С.Б. О новом источнике «устной истории» бурят о паломничестве по Внутренней Азии в начале XX в. Oriental Studies. 2020;13(6):1558-1567. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-52-6-1558-1567
For citation:
Namsaraeva S.B. Buryat Oral Histories on Inner Asian Pilgrimage: Introducing a New Source. Oriental Studies. 2020;13(6):1558-1567. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-52-6-1558-1567

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.