Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Семантика, генезис и аспекты бытования культовой лексики в традиционной культуре бурят

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-52-6-1568-1578

Аннотация

Введение. Одним из наиболее перспективных аспектов работы в исследованиях культовой традиции бурят является исследование понятий «культа» и «сакрального». Цель. Анализ проблемы применения категории «священного», разработанной европейской религиоведческой наукой, к лексическому материалу, связанному с категорией сакрального в традиционной культуре бурят. Материалы. Этимологические и историко-генетические исследования в области культовой традиции и шаманизма бурят. Результаты. Описание сферы применения понятия «сакрального» в бурятской культуре, а также семантический анализ необходимы во избежание неадекватного толкования и экстраполяций при его использовании. Представления, отмечающие корреляцию «священного» и «сверхъестественного», особенно в плане воздействия божеств / предков отражают дихотомию сакрального и профанного локуса, взаимодействие и коммуникацию которых следует признать основной канвой и сюжетом «религиозного» мышления бурят. В силу своей консервативности обрядовые термины содержат неоценимые свидетельства культурно-исторического прошлого, сохраняют ту ценную информацию, которая позволяет реконструировать этнографию прошлого народа, его социальную организации общества, духовной культуры, в том числе и культовой традиции.

Об авторе

Элеонора Аллековна Неманова
Восточно-Сибирский государственный институт культуры (д. 1, ул. Терешковой, 670031 Улан-Удэ, Российская Федерация)
Россия

кандидат исторических наук, доцент



Список литературы

1. Бакаева и др. 2016 ― Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков / Э. П. Бакаева, К. В. Орлова, Д. Н. Музраева, Т. И. Шараева, Н. В. Балинова, И. А. Хомякова, С. В. Мирзаева. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. 456 с.

2. Балдаев 1970 ― Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. Ч. 1. Булагаты и эхириты. Улан-Удэ: Бурятск. кн. изд-во, 1970. 362 с.

3. Банзаров 1997 ― Банзаров Д. Собрание сочинений. Изд. 2-е дополненное. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 240 с.

4. БМРС 1951 ― Бурят-монгольско-русский словарь = Бурят-монгол-ород словарь / сост. К. М. Черемисов; под ред. Ц. Б. Цыдендамбаева. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1951. 852 с.

5. Владимирцов 1926 ― Владимирцов Б. Я. Образцы монгольской народной словесности (Северо-Западная Монголия). Л.: Ин-т живых вост. яз., 1926. 202 с.

6. Галданова 1987 ― Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 113 с.

7. Гумилев 1994 ― Гумилев Л. Н. Сочинения. Конец и вновь начало. М.: ДИ-ДИК, 1994. 541 с.

8. Дашиева 2001 ― Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). М., Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. 299 с.

9. Дугаров 1991 ― Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991. 300 с.

10. Дьяконов 1990 ― Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990. 247 с.

11. Жуковская 1994 ― Жуковская Н. Л. Онгоны // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1994. С. 255–266.

12. Манжигеев 1978 ― Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М.: Наука, 1978. 128 с.

13. Михайлов 1987 ― Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. Новосибирск: Наука, СО, 1987. 290 с.

14. Михайлов 1996 ― Михайлов В. А. Религиозная мифология. Улан-Удэ: Соел культура, 1996. 111 с.

15. Нацов 1995 — Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. 156 c.

16. Неклюдов 1994а ― Неклюдов С. Ю. Дзаяачи // Мифы народов мира. Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1994. С. 375.

17. Неклюдов 1994б ― Неклюдов С. Ю. Монгольских народов мифология // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1994. С. 170–174.

18. Неманова 2018 ― Неманова Э. А. Сутра «Белый старец (Сагаан үбгэн)»: мифологические основы культа // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2018. Т. 25. С. 101–111.

19. Новик 2004 ― Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. М.: Вост. лит., 2004. 304 с.

20. Островский 1997 — Островский А. Б. Мифология и верования нивхов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997. 2782 с.

21. Петрухин, Полинская 1994 — Петрухин В. Я., Полинская М. С. О категории «сверхъестественного» в первобытной культуре // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сборник статей памяти С. А. Токарева. М.: Вост. лит., 1994. 276 с.

22. Плахова 2019 ― Плахова О. А. Сущность мифологического сознания как интегративного элемента народного художественного сознания // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 130–132.

23. Религиозные верования 1993 ― Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1993. 239 с.

24. Санжеев 1947 ― Санжеев Г. Д. Первоначальные монгольские тексты. М.: Изд-во и стеклогр. МИВ, 1947. 107 с.

25. Скрынникова 1997а ― Скрынникова Т. Д. Традиционное мировоззрение бурят и шаманизм // Методологические и теоретические аспекты духовной культуры Востока. Вып. 2. Улан-Удэ, 1997. С. 11–19.

26. Скрынникова 1997б ― Скрынникова Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М.: Вост. лит., 1997. 214 с.

27. Содномпилова 2020 ― Содномпилова М. М. Мир запахов и ольфакторная коммуникация в традиции тюрко-монгольских народов Внутренней Азии // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2020. Т. 32. С. 37–47.

28. Содномпилова, Неманова 2019 ― Содномпилова М. М., Неманова Э. А. Представления о зарождении жизни и ее качестве в мировоззрении монгольских народов // Монголоведение (Монгол судлал). 2019. № 11 (3). С. 465–478. DOI: 10.22162/2500-1523-2019-3-465-478

29. Торчинов 1998 ― Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Центp «Петеpбypгское Востоковедение», 1998. 384 с.

30. Фрейденберг 1998 ― Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Вост. лит., 1998. 800 с.

31. Шагланова 2002 — Шагланова О. М. Общесельский тайлган у тункинских бурят // Мир Центральной Азии. Т. 1. Археология и этнология. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. С. 217–223.

32. Элиаде 2000 ― Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000. 414 с.

33. Элиаде 2002 ― Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: Критерион, 2002. 512 с.


Рецензия

Для цитирования:


Неманова Э.А. Семантика, генезис и аспекты бытования культовой лексики в традиционной культуре бурят. Oriental Studies. 2020;13(6):1568-1578. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-52-6-1568-1578

For citation:


Nemanova E.A. Cult Vocabulary in Buryat Traditional Culture: Semantics, Genesis, and Aspects of Functioning. Oriental Studies. 2020;13(6):1568-1578. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-52-6-1568-1578

Просмотров: 343


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)