Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Гадание по хулилам среди монголов

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-55-3-550-567

Аннотация

Введение. В различных собраниях монгольских ксилографов и рукописей хранятся сочинения о гадании по восьми хулилам. Что такое хулил? Почему их восемь? Что это за сочинения? Статья посвящена рассмотрению гадания по хулилам в Монголии, а также введению в научный оборот монгольской рукописи об этом гадании. Результаты. Данное гадание восходит к древнейшему китайскому источнику по мантике «Ицзин» («Книга перемен», ок. VII в. до н. э.). Оно осуществляется с помощью так называемых «триграмм» — трех черточек, которые являются результатом выбрасывания монет или другого жребия. Каждая комбинация триграмм означает то или иное будущее. Эти гадательные черточки и называются по-монгольски хулилами. Гадание по 8 гуа, или 8 хулилам, и 64 (8 × 8) или 512 (8 × 8 × 8) комбинациям — самый распространенный вид гадания по хулилам в Китае. В дальнейшем каждая триграмма стала символически передаваться годом 12-летнего животного цикла, где в исчислении каждый 9-й год становится первым. Таким образом, каждый из 8 годов символизирует определенную триграмму, или хулил, согласно порядковому номеру последнего. Судя по числу монгольских рукописей, посвященных гаданию по хулилам, в различных книжных хранилищах, именно этот его вид широко практиковался монголами. В качестве образца подобной литературы в статье приводится перевод начального фрагмента рукописи МН 1145 из квартиры-музея акад. Ц. Дамдинсурэна в г. Улан-Баторе. Представленный текст является переводом, причем довольно поздним, с китайского языка. В нем мало видно следов монголизации и адаптации к кочевому быту. Главные темы гадания здесь, кроме болезни родственников, выбора зятя или невесты, что относится к общечеловеческим темам, занимают вопросы, связанные с земледельческим бытом: будет ли дождь, каков будет урожай зерна, шелка-сырца; много вопросов, связанных с продвижением по чиновничьей лестнице, со сдачей экзаменов на степень чиновника. В тексте много китаизмов, китайских идиом, выражений, названий китайских астрологических знаков. Есть упоминание покупки шарика джинс, что относится к маньчжурскому периоду. В то же время нет тибетизмов и упоминания буддийских божеств. 

Об авторе

Анна Дамдиновна Цендина
НИУ «Высшая школа экономики» (д. 21/4, стр. 3, Старая Басманная ул., 105066 Москва, Российская Федерация); Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, профессор



Список литературы

1. БАМРС 2002 — Большой академический монгольско-русский словарь: в 4-х тт. / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. Т. 4. Х–Я. М.: Academia, 2002. 501 с.

2. Легенды и сказки 1912 ― Легенды и сказки Центральной Азии, собранные графом А. П. Беннигсен. СПб.: изд. А. С. Суворина, 1912. 172 с.

3. Бичурин 1950 — Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. M.; Л.: АН СССР, 1950. 380 c.

4. Борджанова 1999 — Борджанова T. Г. Магическая поэзия калмыков: исследования и материалы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 186 с.

5. Герасимова 1999 — Герасимова К. М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 159 с.

6. Ковалевский 1844 — Ковалевский О. М. Монгольско-русско-французский словарь. Т. I–III. Т. I. Казань: Тип. Казанского ун-та, 1844. XIII, 594 с.

7. Позднеев 1993 — Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 492 с.

8. Сазыкин 1988 — Сазыкин А. Г. Каталог монгольских рукописей и ксилографов Института востоковедения Академии наук СССР. Т. 1. М.: Наука, 505 с.

9. Цендина 2019 — Цендина А. Д. Монгольское сочинение о гадании по приметам из собрания Рукописного фонда Института восточных рукописей РАН // Oriental Studies. 2019. № 2. С. 263–278.

10. Билгуудэй, Отгонбаатар, Цендина 2018 — Билгуудэй Г., Отгонбаатар Р., Цендина А. Ц. Дамдинсурэнгийн гэр музейн монгол ном судрын буртгэл (= Каталог монгольских рукописей и ксилографов квартиры-музея Ц. Дамдинсурэна). Ulaanbaatar: Soyombo printing, 2018. 620 с.

11. Нацагдорж 2003 — Нацагдорж Ц. Жилийн харшийг засан зүг мɵрɵɵ гаргах зурхайн ёсон. Ѳдɵр, гараг, цагийн сайн муу үрийг таних зурлага (= Астрологичекие расчеты о неблагоприятных годах. Таблицы благих и дурных последствий сочетаний дней, планет, часов). Улаанбаатар: Монголын суу билигтэн, 2003. 109 с.

12. Baumann 2005 — Baumann B. G. Divine Knowledge: Buddhist Mathematics according to Antoine Mostaert’s Manual of Mongolian Astrology and Divination. Bloomington: Indiana University, 2005. 2223 p.

13. Bawden 1958 — Bawden C. R. Astrologie und Divination bei den Mongolen — die schriftlichen Quellen // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Bd. 108. 1958. S. 317–337.

14. Grünwedel 1900 ― Grünwedel A. Mythologies des Buddhismus in Tibet und der Mongolei. Führer durch die Lamaistische Sammlung des Fürsten E. Uchtomskij. Leipzig: F. A. Brockhaus. 244 s.

15. Kara 2005 ― Kara G. Books of the Mongolians nomads. More than eight centuries of writing Mongolian. Transl. by J. R. Krueger. Bloomington: Indiana University, Sinor Research Institute of Inner Asian Studies, 2005. 384 p.

16. Laufer 1914 ― Laufer B. Bird Divination among the Tibetans (Notes on Document Pelliot No. 3530, With a Study of Tibetan Phonology of ninth Century) // T’oung Pao. 1914. No. 5. Pp. 1–110.

17. Manual 1969 ― Mostaert A. Manual of Mongolian Astrology and Divination, with an editor’s foreword by F. W. Cleaves. Cambridge, MА: Harvard University Press, 1969. 127 p.

18. Namǰildorǰi 2001 ― Namǰildorǰi. Mongγol ündüsüten-ü dalu sinǰilege (= Монгольское гадание на лопатке). (Kökeqota): Öber Mongγol-un arad-un keblel-ün qoriy-a, 2001. 123 с.


Рецензия

Для цитирования:


Цендина А.Д. Гадание по хулилам среди монголов. Oriental Studies. 2021;14(3):550-567. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-55-3-550-567

For citation:


Tsendina A.D. Divination with Khulil as Practiced by Mongolians. Oriental Studies. 2021;14(3):550-567. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-55-3-550-567

Просмотров: 534


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)