Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск
Том 14, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-55-3

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

428-435 669
Аннотация

Введение. В начале 1930-х гг. происходит активизация двусторонних отношений между Россией и Монголией, проводятся регулярные встречи, доверительные беседы руководителей СССР и МНР. Высшее советское руководство стало более тщательно, детально заниматься монгольскими делами, внимание к которым во многом было обусловлено резким обострением международной обстановки на Дальнем Востоке, связанным с началом агрессивных действий империалистической Японии, которая громко заявила о своих планах на азиатском континенте. Руководство СССР стремится обеспечить защиту своих интересов в регионе. Целью статьи является определение значимости советско-монгольской встречи на высшем уровне 24 ноября 1934 г. Материалы и методы. Автор опирается на сборник документов российско-монгольского военного сотрудничества, где опубликованы записи бесед высшего руководства двух стран о военном сотрудничестве. Результаты. В ходе доверительной беседы И. В. Сталина и узкого круга высшего советского руководства с монгольской делегацией во главе с премьер-министром П. Гэндэном главным вопросом стало обсуждение актуальных проблем отстаивания Монголией своей независимости в случае нападения со стороны Японии: что «будете делать, если Вам будет плохо» (И. В. Сталин). Материалы встречи позволяют понять роль внешней политики СССР по отношению к Монголии, рассмотреть ход обсуждения принципиальных проблем, которые интересовали обе стороны, влияние, оказанное Кремлем на выработку политики монгольского правительства в отношении путей защиты независимости МНР. И. В. Сталин акцентирует внимание на необходимости заключения пакта о взаимопомощи. П. Гэндэн дал согласие на переговоры и готовность договариваться практически. Монгольское руководство отчетливо осознает, что СССР является единственным союзником МНР на Дальнем Востоке. Выводы. Встреча на высшем уровне 24 ноября 1934 г. стала важной вехой в истории развития двусторонних отношений между СССР и МНР. Переговоры имели ключевое значение для дальнейшего развития военного сотрудничества. Подписанный в 1936 г. пакт о взаимопомощи обеспечил присутствие советских вооруженных сил на территории Монголии и служил гарантией ее безопасности.

436-448 468
Аннотация

Введение. Хронологические рамки статьи включают в себя период развития Китая в 1950–1970-е гг., когда реализовывалась стратегия выравнивающего и сбалансированного пространственного развития (区域均衡发展战略), которая оказала значительное влияние на формирование промышленных комплексов и основных производственных отраслей КНР. Цели исследования заключаются в рассмотрении особенностей реализации стратегии выравнивающего и сбалансированного пространственного развития КНР в 1950–1970-е гг., выявлении основных тенденций динамики китайской региональной промышленности; анализе ключевых региональных проектов, концепций, идей по развитию добывающей и перерабатывающей китайской промышленности в указанный период. Материалы и методы. Статья написана на основе источников по экономической истории КНР: статистических сборников, материалов пятилетних планов, собрания сочинений Мао Цзэдуна. В исследовании использовались такие специальные исторические методы, как проблемно-хронологический и ретроспективный. ­Результаты. Деформации в развитии региональной промышленности в ходе проведения кампании «Большого скачка» (1958–1960 гг.), подготовительные с 1964 г. мероприятия к предполагаемой войне, годы «культурной революции» обусловили формирование системы региональной промышленности КНР. В рассматриваемый период в ходе реализации первых пятилетних планов социально-экономического строительства народного хозяйства Китая (1953–1957, 1958–1962, 1966–1970, 1971–1975, 1976–1980), создания региональных зон экономического сотрудничества, выполнения задач по «трехлинейному» региональному строительству, активной научно-технической и финансовой помощи Советского Союза были заложены основы, продолжено формирование и модернизированы такие отрасли китайской региональной промышленности, как электроэнергетика, металлургия, производство строительных материалов, машиностроение и металлообработка, топливная и химическая промышленности. Выводы. Этап выравнивающего и сбалансированного регионального развития КНР характеризовался тем, что впервые в истории Китая были предприняты меры для сокращения разрыва в развитии внутренних и прибрежных районов, позволявшие решать проблемы восстановления страны в рамках повсеместной индустриализации КНР.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

449-458 445
Аннотация

Введение. Статья посвящена вероисповедной политике Российской империи в раннее Новое время. Впервые в историографии изучено место католических миссионеров, оседавших на южных окраинах страны, в мероприятиях светских и духовных инстанций России по части религии. Материалы и методы. В основу исследования положена переписка Коллегии иностранных дел со Святейшим Синодом, а также другими учреждениями и должностными лицами, характеризующая масштабы присутствия и направления деятельности католических орденов на российской территории. Методология предлагаемой работы определена структурно-функциональным подходом к системе государственных органов России. В сочетании с подобным подходом использован историко-генетический метод, оптимальный для понимания эволюции уклада власти Российской империи со времён Петра I и до середины царствования Елизаветы Петровны. Результаты. Среди католических миссионеров на юге России к середине XVIII в. орден капуцинов представлял наиболее активную силу, сумевшую взять верх над другими орденами в споре за влияние на этноконфессиональные группы региона. Установлено, что капуцины в России пользовались постоянной поддержкой Австрийской монархии. Прослежена деятельность миссионеров в Астрахани и Нежине, показано место армянских общин в планах капуцинов в России. Подчеркнуто влияние на положение капуцинов российско-австрийских отношений, в особенности «австрийской системы» — российской ориентации на австрийский двор. Проведена мысль о том, что в таких условиях капуцинов принимали в центре и на местах индифферентно или покровительственно, при этом на деле российские светские институции оставляли без внимания нарушение прерогатив правившей греко-российской церкви. В порядке дискуссии выявлены основные трактовки католического миссионерства, встречающиеся в литературе о католичестве в России. Заключение. Автор констатирует, что причины интереса миссионеров к южным российским окраинам и их населению имели объективную природу. Российские светские власти реагировали на возникавший интерес слабо, а осознание правовой необходимости соответствующего регулятивного воздействия с их стороны развивалось медленно.

459-468 434
Аннотация

Введение. В настоящей статье предпринята попытка осветить место и роль женщины в семье Башкирии в 1917–1927 гг. Цель исследования ― на основе нового материала показать особенности семейного статуса женщины в 1920-е гг. Материалы и методы. Основными источниками стали документы Российского государственного архива социально-политической истории, Национального архива Республики Башкортостан. Большое значение в раскрытии темы сыграли опубликованные источники. В ходе исследования применялись статистический, описательный, сравнительно-исторический методы исследования. Результаты исследования показывают, что этот период был наполнен самоотверженной борьбой женщин за улучшение своего положения в различных сферах жизни и деятельности. Эта борьба была долгой и трудной. В Башкирии старый уклад жизни менялся медленно. В эти годы в Башкирии старые обычаи и нравы продолжали играть важную роль в регулировании семейно-брачных отношений. В частности многоженство, ранние браки, выдача замуж против воли девушек, калым и т. д. были обычным явлением. При этом первое десятилетие советской власти ― это период, когда были достигнуты серьезные успехи в укреплении фактического равноправия женщины в семье. Законодательные мероприятия были направлены на повышение семейного статуса женщины. В рассматриваемый период положение женщины в семейно-бытовой сфере начинает меняться. В эти годы стал формироваться образ «новой женщины» в семье. 

469-478 511
Аннотация

Введение. Статья посвящена малоизученному, но очень яркому и насыщенному драматическими событиями крымскому периоду жизни крупного военного и политического деятеля Калмыкии, Героя Советского Союза Басана Бадьминовича Городовикова с августа 1941 г. по июнь 1942 г. Цель — описать и проанализировать крымский период в биографии Б. Б. Городовикова. Материалы и методы. В ходе исследования автор использовал широкий круг архивных материалов, а также мемуары участников партизанского движения в Крыму (в том числе неопубликованные). Результаты. Автор в ходе исследования описал участие полка Басана Городовикова в первых боях на севере Крыма, его отступление в горы и переход к партизанам, создание партизанского отряда и его действия в тылу врага. Активная деятельность отряда Б. Б. Городовикова показана на фоне объективной картины организации партизанского движения в Крыму. В статье раскрывается специфичность условий борьбы на полуострове. Прослежена роль военнослужащих, особенно на первом этапе партизанской борьбы, показаны сложности взаимоотношений командного состава 48-й кавдивизии и руководства партизанским движением в Крыму. Впервые документально освещена история награждения Б. Б. Городовикова орденом Красного Знамени, что явилось первым награждением крымских партизан. Детально отслежена драматическая история его эвакуации из партизанского леса на «Большую землю». Ряд неизвестных ранее документов и материалов введен в научный оборот впервые. Полученные результаты позволили прийти к выводу, что крымский период жизни Басана Городовикова был одним из самых драматичных в его жизни. В трудный для Крыма период он стал командиром одного из самых успешных партизанских отрядов, который после его эвакуации официально стал носить имя первого командира. Примечательно, что Басан Городовиков в числе первых крымских партизан был награжден боевым орденом, повышен в звании и в должности. 

479-487 403
Аннотация

Введение. В конце 1960-х – середине 1980-х гг. в Башкирии обозначилась тенденция увеличения фактов бесхозяйственности и роста хозяйственно-корыстной преступности в колхозах, что проявлялось в активном хищении социалистической собственности. Исследование данных форм антиобщественного, криминального поведения граждан представляется актуальным. Целью научной статьи является анализ проблем бесхозяйственности и хищений колхозно-кооперативной собственности в колхозах Башкирии в конце 1960-х – первой половине 1980-х гг. Для этого выделено несколько задач: определить виды хищений соцсобственности в колхозах республики, рассмотреть их в динамике; отразить деятельность контрольно-ревизионных органов в колхозах; проанализировать комплексные меры, принятые партийно-государственными и другими контролирующими органами для противодействия росту хозяйственно-корыстной преступности в колхозах. Материалы Национального архива Республики Башкортостан дают детальное представление о динамике роста фактов бесхозяйственности и хищений колхозной собственности в Башкирии, о мерах противодействия этим негативным явлениям. Методы исследования. Проблемно-хронологический метод исследования дал возможность проанализировать и выделить проблемы, связанные с сохранностью соцсобственности в сельхозартелях, и мерами, направленными на противодействие хищениям и бесхозяйственности. Принципы объективности и историзма способствовали непредвзятой оценке событий. Результаты. Выявлено, что в исследуемый период, вопреки мерам, принятым властями, во многих колхозах Башкирии имела место преступная бесхозяйственность, шло активное расхищение социалистической (колхозно-кооперативной) собственности. Хозяйственно-корыстные преступления зачастую совершались представителями хозяйственной номенклатуры, имевшей неограниченный доступ к ресурсам. Вывод. В конце 1960-х – середине 1980-х гг. процессы хищений колхозно-кооперативной собственности и бесхозяйственного к ней отношения стали трудноискоренимым системным явлением, усиливая антиобщественные настроения в сельском социуме и обществе в целом.

488-500 414
Аннотация

Введение. В статье автор исследует историю развития архивного дела Калмыкии. Хронологические рамки охватывают период с момента передачи в январе 1962 г. Архивного отдела МВД Калмыцкой АССР и государственных архивов республики в ведение Совета Министров Калмыцкой АССР до реорганизации в 1980 г. Архивного отдела при Совете Министров Калмыцкой АССР в Архивное управление при Совете Министров Калмыцкой АССР. Цель статьи — исследовать историю организации архивного дела в период с 1962 по 1980 гг. и влияние изменений в административно-территориальном делении республики на формирование сети архивных учреждений Калмыкии. Рассматриваются проблемы комплектования государственных архивов, обеспечения сохранности архивных документов на стадии ведомственного хранения и в государственных архивах, вопросы использования архивных документов в народно-хозяйственных, научно-исследовательских целях. Материалы и методы. Источниками послужили архивные документы Национального архива Республики Калмыкия, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Результаты. Показано, что в рассматриваемый период произошли кардинальные изменения в архивном строительстве Калмыкии. Архивные учреждения республики организовывали свою работу в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, указаниями вышестоящих организаций и исходя из состояния развития архивного дела в республике. В целом в этот период архивисты республики смогли не только достичь уровня развития архивного дела в стране, но и создать базу для дальнейшего совершенствования их деятельности в области архивного дела и делопроизводства.

АРХЕОЛОГИЯ

501-514 356
Аннотация

Цель статьи — определение времени и характера (прагматичного / ритуального) нарушения парных погребений кожумбердынской культурной группы алакульской культуры эпохи поздней бронзы Южного Урала и Западного Казахстана. Материалы. Объектом исследования явились намеренно потревоженные кожумбердынские парные погребения: 19 одновременных и 3 неодновременных. Результаты. По степени нарушенности скелетов погребения разделяются на 2 группы. В 1-й останки обоих погребенных нарушены в равной степени — 10 (52,6 %). Преобладают погребения с нарушениями скелетов до костей таза и / или бедренных. Во 2-й группе останки одного из покойников потревожены больше, таких погребений 9 (47,4 %). Как правило, в большей степени нарушены женские костяки, характерной особенностью таких погребений являются манипуляции с их черепом (изъятие, разбивание). Нахождение в подавляющем большинстве могил сосудов in situ и точность проникновения в могилы является доказательством их нарушения современниками погребенных. Отсутствие прагматичной цели нарушения косвенно диагностируется отсутствием престижного инвентаря в большинстве непотревоженных парных погребений. Имеется и прямое свидетельство отсутствия интереса нарушителей к ценным украшениям — оставление их в потревоженной части погребения. Вывод. Нарушение кожумбердынских парных погребений выполнялось в ходе постпогребальных ритуалов, проводившихся современниками покойных.

515-530 561
Аннотация

Введение. Данная статья посвящена результатам раскопок на грунтовом могильнике Максимовка I, расположенном в лесостепном Поволжье. Данный памятник является уникальным, поскольку содержит погребальные комплексы различных эпох. Целью работы является введение в научный оборот материалов из раскопок 2018 г. на указанном памятнике. В задачи исследования входят описание и характеристика исследованных археологических комплексов, определение их культурно-хронологической принадлежности. Материалы. Культурный слой памятника был слабо насыщен и содержал керамику эпох неолита, энеолита и бронзы, а также орудия из камня и отходы камнеобработки. На памятнике изучено три погребения. Костяк первого погребения располагался вытянуто на спине с ориентировкой головы на север–северо-восток. Инвентарь включал предметы из железа (фрагмент котла, удила, стержневидные предметы, кресало), точильное и кресальные камни. Положение погребенного следующего захоронения сидячее: кости ног согнуты в коленных суставах. Голова погребенного направлена на северо-восток. Инвентарь захоронения содержал кольцо из цветного металла, костяную подвеску, кремневую пластину, трубчатые пронизки. Третье погребение также сидячее и ориентировано головой на северо-восток. Захоронение безынвентарное. Также на памятнике частично изучено два сооружения. Результаты. Первое погребение относится к золотоордынскому периоду эпохи средневековья (датируется второй половиной XIII–XIV вв. н. э.). Второе захоронение имеет ряд общих черт с погребальными комплексами среднего и позднего энеолита лесостепного Поволжья. Культурно-хронологическая атрибуция третьего захоронения не определена в связи с нестандартным положением костяка и отсутствием инвентаря. Выводы. Исследование грунтового могильника Максимовка I позволило получить разновременные материалы, включающие комплексы неолита, энеолита, эпохи бронзы, средневековье.

ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ

531-540 995
Аннотация

Введение. Кризисные процессы в сельскохозяйственной отрасли Калмыкии, разрушенная инфраструктура, безработица и низкий уровень оплаты труда приводят к активной миграции сельского населения республики. Одним из направлений миграции, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, является миграция в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории. Цель данной статьи — рассмотреть особенности миграции и жизни сельского населения Республики Калмыкия в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Материалы и методы. Исследование проводилось методом глубинного структурированного интервью. Поиск респондентов осуществлялся по методу «снежного кома». Всего было проведено 20 интервью. Они были записаны в марте–апреле 2021 г. Результаты. Анализ глубинных интервью показал, что люди едут в районы Крайнего Севера, чтобы решить свои материальные проблемы, получить работу, развиваться в карьерном плане, заработать на «северную» пенсию. У многих все получается, приобретены квартиры, строятся дома, есть возможность помогать родственникам. Однако, несмотря на быструю адаптацию, многие теряют свое здоровье. Респонденты в большинстве своем планируют вернуться в Калмыкию только тогда, когда будут выходить на пенсию, после работы в районах Крайнего Севера многие думают переехать жить или работать в Москву или подмосковный регион. При этом важно отметить, что мигрируют жители республики, хорошо знающие калмыцкий язык. Калмыцкие мигранты отмечают, что страдают от того, что не могут реализовать себя по специальности, не могут быть полезными своему региону. При этом важно отметить, что землячество не только организует праздники, но и проводит определенную просветительскую работу (обучают языку и танцам), помогают детям и пожилым.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

541-549 412
Аннотация

Статья посвящена вопросам кодикологического изучения тибетского письменного наследия, актуального в свете ввода в научный оборот крупных российских тибетологических коллекций. Кодикология занимается изучением книги как материального объекта, поэтому определены особенности традиционного тибетско-монгольского книгопроизводства,. которые подлежат кодикологическому изучению, такие как тип и формат книги, характеристики бумаги, разнообразные элементы оформления, маргиналии и т.д. Современные подходы к изучению и атрибуции тибетских письменных памятников рассмотрены на примере наиболее успешных международных инициатив, развиваемых Британской библиотекой, Гарвардским университетом и пр. В результате установлены основные параметры описания книги, связанные с физическим воплощением, культурным и социальным контекстом ее создания и бытования, на основе которых формируется цифровая кодикологическая модель тибетского книжного памятника. Важным дополнением к кодикологическому анализу является жанрово-предметная классификация. Развитие кодикологического подхода требует совершенствования методической, инструментальной и кадровой базы исследований, что необходимо учитывать при планировании и проведении работ в сфере сохранения и изучения культурного наследия. На основе полученных результатов усовершенствована цифровая модель описания памятника письменности, применяемая в Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Агрегация данных, собранных в ходе изучения крупных российских коллекций, и применение цифровых методов их обработки (статистических, геоинформационных и т.д.) позволяет получить объективные количественные показатели для определения основных направлений, интенсивности и особенностей культурного взаимодействия Востока России со странами Восточной и Внутренней Азии, расположенными в ареале распространения тибетской культуры. 

550-567 497
Аннотация

Введение. В различных собраниях монгольских ксилографов и рукописей хранятся сочинения о гадании по восьми хулилам. Что такое хулил? Почему их восемь? Что это за сочинения? Статья посвящена рассмотрению гадания по хулилам в Монголии, а также введению в научный оборот монгольской рукописи об этом гадании. Результаты. Данное гадание восходит к древнейшему китайскому источнику по мантике «Ицзин» («Книга перемен», ок. VII в. до н. э.). Оно осуществляется с помощью так называемых «триграмм» — трех черточек, которые являются результатом выбрасывания монет или другого жребия. Каждая комбинация триграмм означает то или иное будущее. Эти гадательные черточки и называются по-монгольски хулилами. Гадание по 8 гуа, или 8 хулилам, и 64 (8 × 8) или 512 (8 × 8 × 8) комбинациям — самый распространенный вид гадания по хулилам в Китае. В дальнейшем каждая триграмма стала символически передаваться годом 12-летнего животного цикла, где в исчислении каждый 9-й год становится первым. Таким образом, каждый из 8 годов символизирует определенную триграмму, или хулил, согласно порядковому номеру последнего. Судя по числу монгольских рукописей, посвященных гаданию по хулилам, в различных книжных хранилищах, именно этот его вид широко практиковался монголами. В качестве образца подобной литературы в статье приводится перевод начального фрагмента рукописи МН 1145 из квартиры-музея акад. Ц. Дамдинсурэна в г. Улан-Баторе. Представленный текст является переводом, причем довольно поздним, с китайского языка. В нем мало видно следов монголизации и адаптации к кочевому быту. Главные темы гадания здесь, кроме болезни родственников, выбора зятя или невесты, что относится к общечеловеческим темам, занимают вопросы, связанные с земледельческим бытом: будет ли дождь, каков будет урожай зерна, шелка-сырца; много вопросов, связанных с продвижением по чиновничьей лестнице, со сдачей экзаменов на степень чиновника. В тексте много китаизмов, китайских идиом, выражений, названий китайских астрологических знаков. Есть упоминание покупки шарика джинс, что относится к маньчжурскому периоду. В то же время нет тибетизмов и упоминания буддийских божеств. 

568-580 917
Аннотация

Введение. Данная статья представляет собой исследование ритуального текста, посвященного Шестирукому Махакале. Махакала является одним из главных защитников тибетского буддизма. В статье дается описание Шестирукого Махакалы и его основного окружения, представлена структура текста, раскрывающая его содержание и показывающая правила и последовательность действий почитания божества. Отмечается компилятивный характер текста, а также выделены персоналии, работы которых легли в основу ритуального текста под общим авторством Кхедрупа Чже. Исследуемый текст является одним из наиболее обширных, включающим в себя множество других сопутствующих ритуалов. Целью работы является передача и интерпретация образа и атрибутов Шестирукого Махакалы на основе переведенного фрагмента текста и введение его в научный оборот. Материалом для исследования послужил текст «Ритуал умилостивления…». Методы. В статье использован описательный метод, а также методы структурно-семантического, концептуального и контекстуального анализа. Результаты. Иконография Шестирукого Махакалы, представленная в тексте, развернуто описывает божество с детальным разъяснением некоторых его элементов. Все это позволяет раскрыть гневную природу грозного дхармапалы и показать, что все элементы — атрибуты, одеяния, украшения, позы, жесты — имеют глубокое символическое значение, связанное с философскими и религиозными идеями, а также этическими нормами буддизма. Предварительное ознакомление, структурирование и анализ части текста показывают верность и необходимость изучения и введения в научный оборот ритуальных текстов как вспомогательных источников по исследованию культов буддийских божеств. 

581-594 1160
Аннотация

Цель статьи заключается в выявлении того, как происходило формирование образов Сталина и Мао Цзэдуна в текстах центральной советской печати о КНР и советско-китайской дружбе. Обращение к технологии конструирования данных образов позволит ответить на следующие проблемные вопросы: как и какие представления о политических лидерах транслировались советской аудитории, существовала ли динамика этих образов, и, если существовала, то чем она определялась. Материалы и методы. Основу источниковой базы статьи составили выпуски журнала «Огонек» октября 1949 – марта 1953 гг. Авторский коллектив интересовали не только текстовые упоминания, но и изображения Сталина и Мао. Исследовательской оптикой являлась историческая имагология, позволившая рассматривать образы как сложные синтетические конструкции, которые создавались с учетом внутренних и внешних факторов развития советского общества (политическая культура, особенности репрезентации в сфере международных отношений и др.). Для верификации и детализации образов привлекался иллюстративный материал. Результаты. Материалы журнала «Огонек» о советско-китайской дружбе содержали существенные массивы текстов и визуальных дополнений, где центральными персонажами являлись Мао и Сталин. Их тематическое распределение показало, что главными сюжетами являлись советско-китайская дружба, описание иерархии отношений, трактуемой как «учитель–ученик», масштабные и успешные социалистические преобразования в Китае и др. Выводы. Персонификация образов глав КНР и СССР, с одной стороны, была призвана сформировать позитивное отношение к основному союзнику, а с другой — легитимировать лидирующие позиции СССР не только в советско-китайском взаимодействии, но и в социалистическом лагере в целом. Главенствующая роль Мао в динамичных преобразованиях китайского общества подтверждала советской аудитории верность модели развития самого Советского Союза. Массированная презентация добровольной готовности китайской стороны следовать «сталинским» шаблонам развития служила маркером управляемости «большой дружбы» со стороны Москвы. 

ЛИНГВИСТИКА

595-605 492
Аннотация

Целью настоящей статьи является введение в научный оборот и анализ географической номенклатуры села Большое Алдаркино Борского района Самарской области, основанного выходцами из верховых чувашей в 1767 г. Материалами для данной работы послужили сведения по топонимии села Большое Алдаркино и его окрестностей, полученные автором статьи в течение полевого сезона 2018 г. от местных жителей и краеведов. Для сравнительно-сопоставительного анализа исследуемых топонимных единиц в работе привлекаются соответствующие материалы автора, собранные в других чувашских сёлах Самарского Поволжья на протяжении 2015–2019 гг., прежде всего — в Борском, Похвистневском и Исаклинском районах Самарской области. В результате исследования были выявлены основные элементы географической топонимной лексики большеалдаркинского говора чувашского языка, их формы бытования и семантика. Среди них можно выделить такие термины, как вар ‘овраг’, ошкень ‘улица’, структура, формы бытования и значения которых в данном говоре отличают его от чувашских говоров соседних сёл. Большинство представленных в статье названий этимологизируется из чувашского и русского языка, ряд топонимов в настоящее время деэтимологизирован, однако оснований относить их к какому-либо другому языку не имеется. Субстратный слой в исследуемом топонимическом пространстве отсутствует. В некоторых географических названиях прослеживаются черты верхового диалекта чувашского языка — Одар, Вырас ошкень, Тихон ошкень. Несколько географических названий Большого Алдаркино и его окрестностей имеют убедительные лексические и семантические параллели в топонимических пространствах других чувашских сёл региона, а также иных территорий расселения носителей чувашского языка. 

ФОЛЬКЛОРИСТИКА

606-625 451
Аннотация

Введение. В 1802–1803 гг. Бениамин Бергман совершил путешествие в калмыцкие степи для сбора исторического, литературного и фольклорного материала о калмыках и калмыцкой культуре. Результатом этого путешествия стала публикация в 1804–1805 гг. в Риге 4-томного издания «Nomadische Streifereien unter den Kalmüken in den Jahren 1802 und 1803» («Кочевнические скитания среди калмыков в 1802–1803 годах»), до настоящего времени представляющего собой важный источник информации о культуре и быте калмыков XVIII–XIX в. Среди переводов различных текстов, опубликованных в этом четырехтомнике, находится перевод с калмыцкого на немецкий язык двух песен эпоса «Гесер». Этот перевод представляет собой самый ранний перевод песен «Гесера» на европейский язык. Цель статьи. Немецкий перевод Б. Бергмана часто упоминается в научных работах, однако эти песни не были переведены полностью на русский язык. Материалом данного исследования является немецкий перевод двух песен эпоса «Гесер», опубликованный в «Кочевнических скитаниях среди калмыков в 1802–1803 годах». Результаты. Для того чтобы упростить исследователям, занимающимся ойратско-калмыцким «Гесером», доступ к материалу песен, переведенных Б. Бергманом, в данной статье представлен их научный перевод на русский язык. Кроме того, в статье рассматривается вопрос о природе оригинала песен, с которого был сделан перевод. До последнего времени существовало мнение, что основой для перевода песен был устный пересказ этих песен. Однако данные, рассматриваемые в исследовании, дают основания для гипотезы о письменном характере ойратского оригинала переведенных песен. Помимо перевода глав «Гесера», в данной статье выдвигается гипотеза о письменном характере оригинала источника, послужившего основой для перевода Б. Бергманом.

626-634 430
Аннотация

Введение. Для языка народной волшебной сказки характерно широкое использование изобразительных средств, в том числе эпитетов, которое объясняется мировоззрением, эстетическими представлениями, определенными понятиями, сложившимися в ходе исторического развития народа, с народной философией, особенностями языка. До настоящего времени изучение художественно-изобразительных средств именно башкирских волшебных сказок специально не проводилось, в связи с чем статья посвящена вопросу изучения эпитетов башкирской народной волшебной сказки, которые придают образную выразительность языку сказки. Целью исследования является выявление и рассмотрение эпитетов, характеризующих главного героя сказки с разных сторон, по методике А. И. Алиевой, а также определение структурных типов эпитетов волшебных сказок башкир по методике алтайской исследовательницы М. А. Демчиновой. Материалы и методы. В качестве материала исследования использованы тексты башкирских волшебных сказок, опубликованные в двух книгах научного свода «Башкирское народное творчество» на башкирском языке. В работе применялись текстологический, аналитический методы исследования. Результаты. В процессе работы над статьей из двух книг сказок научного свода «Башкирское народное творчество» выявлены эпитеты. Основательно рассмотрены эпитеты, характеризующие главного героя: его внешность, семейное положение, социальный статус, его одежду, жилище и др. Совокупность эпитетов, характеризующих героя башкирской волшебной сказки, предстает как система. Комплексная характеристика героя народной сказки представляется в определенной последовательности и создает образ идеального героя, который, несмотря на бедность, добр, щедр и готов всегда прийти на помощь нуждающемуся. Во второй части статьи эпитеты рассматриваются по структурному типу и выделяются простые, сложные эпитеты. 

635-648 856
Аннотация

Введение. Жанр загадки, отражающий миропонимание народа, широко представлен в карачаево-балкарском фольклоре. Однако собранный за десятилетия богатейший художественный материал до сих пор не получил научного осмысления. Цель исследования — с опорой на труды ведущих зарубежных и отечественных теоретиков идентифицировать историю и поэтику карачаево-балкарской загадки. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: определение социокультурных предпосылок появления жанра загадки в национальном фольклоре, описание пяти основных проблемно-тематических кругов, изучение ключевых структурных формул карачаево-балкарской загадки и выявление ее экспрессивных средств. Материалы и методы. В качестве материала исследования выступают загадки, опубликованные в официальных источниках, в том числе дореволюционных. В работе использовались сравнительно-исторический, системно-структурный, семиотический, текстологический, аналитический методы исследования. Результаты. Карачаево-балкарская загадка является двухполюсной художественной субкультурой, одна сторона которой обращена к архетипическому инварианту, а вторая — к национальной вариативности, продиктованной историческими и географическими условиями, ландшафтом северокавказского региона, условиями жизни, культурными традициями горцев. В загадках процесс концептуализации мира осуществляется посредством пяти основных онтологических концептосфер: антропоцентрическая, этнокультурная, природная, космогоническая, ментально-этическая. Выборку образов чаще всего определяют этнически маркированные предметы. Отличительными чертами карачаево-балкарской загадки являются интенция к рифмованным стихотворным формам, использование сказовых формул, имен собственных, а также богатство экспрессивных средств (метафора, сравнение, аллитерация, антитеза, сарказм, юмор). Загадки обладают большим воспитательным потенциалом. Выводы. Проведенный анализ карачаево-балкарских загадок позволил выявить особенности концептуализации мира, свойственные северокавказским горцам, а также их ценностную картину в материальном и духовном измерениях.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)