Антиколыбельная песня Егора Буджалова в аспекте пародии Морхаджи Нармаева: «Ɵдгǝ цага саатулин дун» — «Буджала Егор залуд»
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-868-878
Аннотация
Введение. В калмыцкой поэзии ХХ в. жанры колыбельной песни и стихотворной пародии малоизучены. Возникнув в конце 1920-х — начале 1930-х гг., они развивались в основном в границах столетия. Заявленные в жанровом отношении эксплицитно или имплицитно, такие произведения калмыцких поэтов ориентировались прежде всего на русскую литературную традицию. Введенные в научный оборот, эти стихотворения расширяли жанровую парадигму калмыцкой поэзии в межкультурном диалоге. Актуальность и новизна данной статьи определена изучением двух новаторских произведений Егора Буджалова и Морхаджи Нармаева в единичных жанрах антиколыбельной песни и сатирической пародии как литературной полемики современников 1990-х гг. Цель — введение в научный оборот малоизвестных стихотворений двух поэтов, представляющих новые образцы жанров. Материалы и методы. Материалом для исследования стали «Ɵдгǝ цага саатулин дун» («Современная колыбельная песня», 1991) Е. Буджалова и «Буджала Егор залуд» («Мужчине Егору Буджалову», 1991) М. Нармаева, опубликованные в республиканской газете «Хальмг үнн» («Калмыцкая правда»). Историко-литературный и реальный комментарии, сравнительно-сопоставительный и герменевтический подходы позволили рассмотреть избранные произведения в контексте литературного, общественно-политического, идеологического, социального процессов накануне распада СССР, а также в аспекте биографических данных этих калмыцких поэтов разных поколений, определить их мировоззренческие позиции и авторские интенции в анализируемых текстах. Результаты. Изучение указанных произведений доказало их новаторский характер в создании колыбельной для взрослых, антиколыбельной песни и сатирической пародии, имеющих единичные образцы в этом направлении, поскольку колыбельная песня в калмыцкой поэзии была в основном адресована младенцу, а пародия имела дружелюбный характер. Авторы продемонстрировали полярные взгляды на современную действительность 1980–1990-х гг.: с одной стороны, критика, с другой — защита социализма, коммунистических идей. Выводы. Стихотворение Е. Буджалова создано на стыке жанров колыбельной песни для детей, колыбельной песни для взрослых, антиколыбельной песни, так как формульный припев (баю-бай), выполняющий функцию маркера жанра, в данном случае имеет противоположный посыл, вступающий в противоречие с ироническим мотивом усыпления: наоборот, просыпайтесь, не спите, действуйте. У М. Нармаева стихотворение в диалоге с современником также являет синтез жанров: послание, открытое письмо в стихотворной форме, сатирическая пародия. При этом в последнем случае жанр пародии трансформируется, когда автор пародирует не столько авторский стиль, сколько авторские интенции на тему современной советской действительности. Традиция такой литературной полемики не была продолжена в калмыцкой поэзии.
Ключевые слова
Об авторе
Римма Михайловна ХаниноваРоссия
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. Буджала Е. 2005 — Буджала Е. Баю-бай // Волшебная музыка. Сб. детских песен для учащихся национальных классов (1–4 класс). Элиста: [б. и.], 2005. С. 25.
2. Буджала Е. 1992 — Буджала Е. Баю-бай // Түрүн харада: дуудын хураңhу. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1992. Х. 23–24.
3. Буджала Е. 1991 — Буджала Е. Ɵдгǝ цага саатулин дун // Хальмг үнн. 1991. Апрелин 2. Х. 1.
4. Гасанов, Акавов 2011 — Гасанов И. А., Акавов З. Н. Колыбельные традиции Н. А. Некрасова в дагестанской поэзии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 116–119.
5. Головин 2000a — Головин В. В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Турку: Åbo Akademi University Press, 2000a. 451 с.
6. Головин 2000б — Головин В. В. Русская колыбельная песня: фольклорная и литературная традиция: дисс. ... д-ра филол. наук. СПб., 2000. 319 с.
7. Головин 2006 — Головин В. В. Н. А. Некрасов: три опыта в одном жанре // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2006. Июль. С. 80–85.
8. Иванюк 2009 — Иванюк Б.П. Сатирические и пародийные стихотворные жанры // Филоlogos. 2009. № 1–2(5). С. 126–136.
9. КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 768 с.
10. Лушникова 2010 — Лушникова Г. И. Когнитивные и лингвостилистические особенности литературной пародии: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. Кемерово, 2010. 43 с.
11. Меркурьева 2015 — Меркурьева В. Б. Колыбельные для взрослых // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 3 (06). URL: http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2015/03/merkuryeva.pdf (дата обращения: 18.11.2021).
12. Нармин М. 1991 — Нармин М. Буджала Егор залуд // Хальмг үнн. 1991. Майин 15. Х. 4.
13. Новиков 1989 — Новиков Вл. И. Книга о пародии. М.: Сов. писатель, 1989. 544 с.
14. Поэтика 2008 — Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.
15. Тихомирова 2012 — Тихомирова Л. Н. Литературная колыбельная песня как жанр «ночной» поэзии // Дергачевские чтения-2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Мат-лы X Всерос. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. Т. 2. С. 367–372.
16. Ханинова 2019 — Ханинова Р. М. Дружеская литературная пародия в калмыцкой лирике ХХ в. // Новый филологический вестник. 2019. № 3 (50). С. 199–210.
17. Ханинова 2020a — Ханинова Р. М. Колыбельная песня в калмыцкой лирике XX–XXI вв. // Новый филологический вестник. 2020. № 1(52). С. 187–203.
18. Ханинова 2020б — Ханинова Р. М. Жанр колыбельной песни в калмыцкой лирике ХХ века // Русская литература XX–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения). Мат-лы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, 17–19 декабря 2020 г.). М.: МАКС Пресс, 2020. С. 312–316.
Рецензия
Для цитирования:
Ханинова Р.М. Антиколыбельная песня Егора Буджалова в аспекте пародии Морхаджи Нармаева: «Ɵдгǝ цага саатулин дун» — «Буджала Егор залуд». Oriental Studies. 2021;14(4):868-878. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-868-878
For citation:
Khaninova R.M. ‘Ödgä tsaga saatulin dun’ — ‘Budzhala Yegor zalud’: Yegor Budzhalov’s Anti-Lullaby and Morkhadzhi Narmaev’s Parody. Oriental Studies. 2021;14(4):868-878. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-868-878

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.