Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Антиколыбельная песня Егора Буджалова в аспекте пародии Морхаджи Нармаева: «Ɵдгǝ цага саатулин дун» — «Буджала Егор залуд»

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-868-878

Полный текст:

Аннотация

Введение. В калмыцкой поэзии ХХ в. жанры колыбельной песни и стихотворной пародии малоизучены. Возникнув в конце 1920-х — начале 1930-х гг., они развивались в основном в границах столетия. Заявленные в жанровом отношении эксплицитно или имплицитно, такие произведения калмыцких поэтов ориентировались прежде всего на русскую литературную традицию. Введенные в научный оборот, эти стихотворения расширяли жанровую парадигму калмыцкой поэзии в межкультурном диалоге. Актуальность и новизна данной статьи определена изучением двух новаторских произведений Егора Буджалова и Морхаджи Нармаева в единичных жанрах антиколыбельной песни и сатирической пародии как литературной полемики современников 1990-х гг. Цель — введение в научный оборот малоизвестных стихотворений двух поэтов, представляющих новые образцы жанров. Материалы и методы. Материалом для исследования стали «Ɵдгǝ цага саатулин дун» («Современная колыбельная песня», 1991) Е. Буджалова и «Буджала Егор залуд» («Мужчине Егору Буджалову», 1991) М. Нармаева, опубликованные в республиканской газете «Хальмг үнн» («Калмыцкая правда»). Историко-литературный и реальный комментарии, сравнительно-сопоставительный и герменевтический подходы позволили рассмотреть избранные произведения в контексте литературного, общественно-политического, идеологического, социального процессов накануне распада СССР, а также в аспекте биографических данных этих калмыцких поэтов разных поколений, определить их мировоззренческие позиции и авторские интенции в анализируемых текстах. Результаты. Изучение указанных произведений доказало их новаторский характер в создании колыбельной для взрослых, антиколыбельной песни и сатирической пародии, имеющих единичные образцы в этом направлении, поскольку колыбельная песня в калмыцкой поэзии была в основном адресована младенцу, а пародия имела дружелюбный характер. Авторы продемонстрировали полярные взгляды на современную действительность 1980–1990-х гг.: с одной стороны, критика, с другой — защита социализма, коммунистических идей. Выводы. Стихотворение Е. Буджалова создано на стыке жанров колыбельной песни для детей, колыбельной песни для взрослых, антиколыбельной песни, так как формульный припев (баю-бай), выполняющий функцию маркера жанра, в данном случае имеет противоположный посыл, вступающий в противоречие с ироническим мотивом усыпления: наоборот, просыпайтесь, не спите, действуйте. У М. Нармаева стихотворение в диалоге с современником также являет синтез жанров: послание, открытое письмо в стихотворной форме, сатирическая пародия. При этом в последнем случае жанр пародии трансформируется, когда автор пародирует не столько авторский стиль, сколько авторские интенции на тему современной советской действительности. Традиция такой литературной полемики не была продолжена в калмыцкой поэзии.

Об авторе

Римма Михайловна Ханинова
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник



Список литературы

1. Буджала Е. 2005 — Буджала Е. Баю-бай // Волшебная музыка. Сб. детских песен для учащихся национальных классов (1–4 класс). Элиста: [б. и.], 2005. С. 25.

2. Буджала Е. 1992 — Буджала Е. Баю-бай // Түрүн харада: дуудын хураңhу. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1992. Х. 23–24.

3. Буджала Е. 1991 — Буджала Е. Ɵдгǝ цага саатулин дун // Хальмг үнн. 1991. Апрелин 2. Х. 1.

4. Гасанов, Акавов 2011 — Гасанов И. А., Акавов З. Н. Колыбельные традиции Н. А. Некрасова в дагестанской поэзии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 116–119.

5. Головин 2000a — Головин В. В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Турку: Åbo Akademi University Press, 2000a. 451 с.

6. Головин 2000б — Головин В. В. Русская колыбельная песня: фольклорная и литературная традиция: дисс. ... д-ра филол. наук. СПб., 2000. 319 с.

7. Головин 2006 — Головин В. В. Н. А. Некрасов: три опыта в одном жанре // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2006. Июль. С. 80–85.

8. Иванюк 2009 — Иванюк Б.П. Сатирические и пародийные стихотворные жанры // Филоlogos. 2009. № 1–2(5). С. 126–136.

9. КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 768 с.

10. Лушникова 2010 — Лушникова Г. И. Когнитивные и лингвостилистические особенности литературной пародии: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. Кемерово, 2010. 43 с.

11. Меркурьева 2015 — Меркурьева В. Б. Колыбельные для взрослых // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 3 (06). URL: http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2015/03/merkuryeva.pdf (дата обращения: 18.11.2021).

12. Нармин М. 1991 — Нармин М. Буджала Егор залуд // Хальмг үнн. 1991. Майин 15. Х. 4.

13. Новиков 1989 — Новиков Вл. И. Книга о пародии. М.: Сов. писатель, 1989. 544 с.

14. Поэтика 2008 — Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.

15. Тихомирова 2012 — Тихомирова Л. Н. Литературная колыбельная песня как жанр «ночной» поэзии // Дергачевские чтения-2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Мат-лы X Всерос. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. Т. 2. С. 367–372.

16. Ханинова 2019 — Ханинова Р. М. Дружеская литературная пародия в калмыцкой лирике ХХ в. // Новый филологический вестник. 2019. № 3 (50). С. 199–210.

17. Ханинова 2020a — Ханинова Р. М. Колыбельная песня в калмыцкой лирике XX–XXI вв. // Новый филологический вестник. 2020. № 1(52). С. 187–203.

18. Ханинова 2020б — Ханинова Р. М. Жанр колыбельной песни в калмыцкой лирике ХХ века // Русская литература XX–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения). Мат-лы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, 17–19 декабря 2020 г.). М.: МАКС Пресс, 2020. С. 312–316.


Рецензия

Для цитирования:


Ханинова Р.М. Антиколыбельная песня Егора Буджалова в аспекте пародии Морхаджи Нармаева: «Ɵдгǝ цага саатулин дун» — «Буджала Егор залуд». Oriental Studies. 2021;14(4):868-878. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-868-878

For citation:


Khaninova R.M. ‘Ödgä tsaga saatulin dun’ — ‘Budzhala Yegor zalud’: Yegor Budzhalov’s Anti-Lullaby and Morkhadzhi Narmaev’s Parody. Oriental Studies. 2021;14(4):868-878. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-868-878

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)