Тувинская рукопись «Сутры о восьми хулилах»
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-57-5-1032-1045
Аннотация
Основной целью публикации является ввод в научный оборот монголоязычной рукописи «Сутра о восьми хулилах» из рукописного фонда Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Концепция восьми хулилов (восьми триграмм), символизирующих стихии — огонь, землю, железо, небо, воду, гору, дерево и воздух / ветер — лежит в основе тибето-монгольской астрологической системы и восходит к китайским мантическим практикам, нашедшим отражение в сочинении «Книга перемен». Несмотря на название, рассмотренное сочинение не имеет отношения к каноническим сутрам Махаяны ни с точки зрения сюжетики, ни с точки зрения композиционной структуры. Аналогичные сочинения в составе тибетского канона, которые могли бы выступить оригиналом для данной сутры, не обнаружены, в связи с чем можно предположить, что она была переведена с китайского или имеет собственно монгольское происхождение. Текст предваряют схематические изображения восьми хулилов, сопровождаемые указанием восьми направлений (жизни, здоровья, удачи, счастья, зла, болезни, злого духа, пяти демонов) в восьми комбинациях, имеющих различную пространственную маркировку в зависимости от того или иного хулила. Далее в рукописи следуют указания, что следует и не следует делать в этих направлениях, после чего начинается объяснение негативных последствий пребывания в каждом из восьми хулилов и методов их нейтрализации. Это описание включает перечень мест и ситуаций, которых следует избегать, демонов (албины, пишачи, демоны буг, демоны проклятий и пр.), способных навредить, болезней, которые могут настигнуть, предметов или существ, которые могут навлечь беду, табуированной пищи, неблагоприятных направлений и периодов времени, буддийских молитв для ритуального сопровождения и подношений, используемых в процессе обряда. Данные по функционированию таких сочинений, как «Ваджравидарана-дхарани», «Сутра восьми светоносных неба и земли», «Ушниша-ситатапатра-дхарани», «Панчаракша» и др., в контексте ритуала, классификации бонских и буддийских священнослужителей, занимавшихся исполнением ритуалов, лам, которым следовало выолнять подношение, ритуальных подношений дунгли и хэрэг представляют значительный интерес, поскольку их дальнейший анализ позволит дополнить новыми данными исследования по буддийскому ритуалу монгольских народов. Присутствие в рукописном фонде Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва значительного количества текстов, посвященных восьми хулилам, свидетельствует о том, что этот вид гадания был распространен в локальной традиции тувинского буддизма.
Ключевые слова
Об авторе
Мирзаева Саглара ВикторовнаРоссия
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. M-799 — Naiman külil neretü yeke kölgen sudur orošiba [= Сутра Махаяны, называемая «Восемь хулилов»] // Рукописный фонд Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.
2. Бир 2011 — Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов / пер. с англ. Л. Бубенковой. М.: Ориенталия, 2011. 428 с.
3. Васубандху 2001 — Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2. Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме / изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М.: Ладомир, 2001. 755 с.
4. Лобсанг Доржи 2017 — Доржи Л. Основы тибетской астрологии. Секреты практики / под ред. Т. Ульяновой. М.: Ганга, 2017. 336 с.
5. Мирзаева 2019 — Мирзаева С. В. Ойратский сборник примет «Burxan baqšiyin nom xara šidi orošiboi» как образец буддийской обрядовой литературы // Монголоведение. 2020. № 1. С. 37–54.
6. Мирзаева, Тувшинтугс 2020 — Мирзаева С. В., Тувшинтугс Б. Модель буддийской космологии в «Сутре о восьми светоносных» // Монголоведение. 2020. № 2. С. 271–287.
7. МРС 1895 — Монгольско-русский словарь, составленный профессором Санкт-Петербургского университета К. Ф. Голстунским. СПб.: Лит. А. Иконникова, 1895. 268 с.
8. МРФС 1844–1849 — Монгольско-русско-французский словарь / сост. О. Ковалевский. Т. 1–3. Казань: Университ. тип., 1844–1849. 2690 с.
9. Скородумова 1994 — Скородумова Л. Г. Дзурхай: Буддийская астрология. Владивосток: Рубеж, 1994. 38 с.
10. Торчинов 2002 — Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь / прилож. П. В. Бересенева. СПб.: Амфора, 2002. 197 с.
11. Туччи 2005 — Туччи Дж. Религии Тибета / пер. с итал. О. В. Альбедиль. СПб.: Евразия, 2005. 448 с.
12. Цендина 2021 — Цендина А. Д. Гадание по хулилам среди монголов // Oriental Studies. 2021. № 3. С. 550–567.
13. Baumann 2005 — Baumann B. G. Divine Knowledge: Buddhist Mathematics According to Antoine Mostaert’s Manual of Mongolian Astrology and Divination. A PhD dissertation for the Degree Doct. of Philosophy. Indiana, 2005. 2244 p.
14. Bawden 1961 — Bawden Ch. The Supernatural Element in Sickness and Death According to Mongol Tradition. Part I // Asia Major. Vol. 8. 1961. Pp. 215–257.
15. Bawden 1962 — Bawden Ch. The Supernatural Element in Sickness and Death According to Mongol Tradition. Part II // Asia Major. Vol. 9. 1962. Pp. 153–178.
16. Sazykin 1994 — Sazykin A. G. Catalogue of the Mongol manuscripts and xylographs preserved in the Library of the Tuvan Ethnological Museum “Sixty Heroes” (Kyzyl) // Acta Orientalia Academiae Scientarum Hung. Tomus XLVII (3). 1994. Pp. 327–407.
17. Skilling 1992 — Skilling P. The Rakṣā Literature of the Śrāvakayāna // Journal of the Pali Text Society. Vol. XVI. 1992. Pp. 109–182.
18. The I Ching... 1967 — The I Ching, or Book of Changes / transl. by R. Wilhelm, Cary F. Baynes. 3rd ed. Princeton: Princeton Univ. Press, 1967. 806 p.
Рецензия
Для цитирования:
Викторовна М.С. Тувинская рукопись «Сутры о восьми хулилах». Oriental Studies. 2021;14(5):1032-1045. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-57-5-1032-1045
For citation:
Mirzaeva S.V. Sūtra of Eight Khulils: Analyzing One Manuscript from Aldan-Maadyr National Museum of Tuva. Oriental Studies. 2021;14(5):1032-1045. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-57-5-1032-1045

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.