Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Комментарий к коренной мантре Ваджракилаи

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-59-1-86-104

Аннотация

Введение. Среди произведений тибетской литературы существует отдельный класс комментариев к мантрам, которые можно отнести к комментариям к тантрическим текстам. В данной работе рассматривается «Краткое объяснение смысла коренной мантры Ваджракилаи „Сердечная сущность старика-держателя знаний школы старых переводов‟», автором которого является Донгак Чокьи Гьяцо (1903–1957). Текст рассматривается как образец комментария на буддийскую мантру, кроме того, объектом анализа становятся элементы мантры Ваджракилаи. Цель статьи — ввести в научный оборот комментарий к мантре Ваджракилаи и исследовать значение элементов буддийской мантры на примере этой мантры. Материалом для исследования послужило «Краткое объяснение смысла коренной мантры Ваджракилаи „Сердечная сущность старика-держателя знаний школы старых переводов‟», находящееся во втором томе «za» «Собрания сочинений Тулку Сунграба из монастыря Ньенмо» (тиб. snyan dgon sprul sku gsung rab pa’i gsung ’bum) в трех томах, изданного в Сычуаньском народном издательстве (тиб. si khron mi rigs dpe skrun khang) в Чэнду в 2006 г. Собрание сочинений находится в томах 21–23 (zha, za, ’a) серии «Собрание древних книг области Голог» (тиб. mgo log dpe rnying dpe tshogs). Результаты. В исследовании представлены краткая биография Донгак Чокьи Гьяцо, рассмотрено значение имени божества Ваджракилая, а также дан перевод «Краткого объяснения смысла коренной мантры Ваджракилаи» вместе с транслитерацией.

Об авторе

Бембя Леонидович Митруев
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

научный сотрудник, аспирант



Список литературы

1. mdo sngags chos kyi rgya mtsho 2006 — mdo sngags chos kyi rgya mtsho. rdo rje phur ba‘i rtsa sngags kyi don cung zad bshad pa snga ’gyur rig ’dzin rgan po’i thugs bcud (= Краткое объяснение смысла коренной мантры Ваджракилаи «Сердечная сущность старика-держателя знаний школы старых переводов») // snyan dgon sprul sku gsung rab pa’i gsung ’bum. Vol. 2 (za). Чэнду: Сычуаньское народ. изд-во, 2006. Pp. 354–361.

2. Митруев 2021 ― Митруев Б. Л. Комментарии на Стослоговую мантру Ваджрасаттвы // К русскоязычному буддийскому канону: мат-лы II Всерос. практ. конф. переводчиков буддийских текстов (г. Москва, 4–6 декабря 2020 г.). М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2021. С. 227–257.

3. Boord 1993 ― Boord Martin. Cult of the Deity Vajrakila. Tring: Institute of Buddhist Studies, 1993. 271 p.

4. Buswell, Lopez 2014 — Buswell Robert E. Jr., Lopez Donald S. Jr. Princeton Dictionary of Buddhism. Princeton: Princeton University Press, 2014. 1304 p.

5. bying gi mdo 2005 — bying gi mdo («Дхату-сутра») // bstan ‘gyur (dpe bsdur ma). Vol. 120. Beijing: China Tibetology Press. 2005. Pp. 50–72.

6. Cantwell, Mayer 2008 — Cantwell C., Mayer R. Early Tibetan Documents on Phur pa from Dunhuang // Philosophisch-Historische Klasse); 370. Bd. The Austrian Academy of Sciences Press. 2008. Pp. ix, 228.

7. Cantwell, Mayer 2013 — Cantwell C., Mayer R. The Bon Ka ba nag po and the Rnying ma phur pa tradition // Journal of the international association for Bon research. Vol. 1. 2013. Pp. 37–53.

8. Garchen 2022 — Garchen Könchog Gyaltsen. Vajrakilaya: A Complete Guide with Experiential Instructions. Boulder: Snow Lion Publications, 2022. 504 p.

9. Dongak Chokyi Gyatso 2014 — Dongak Chokyi Gyatso. Memorandum on the Subject of Mahāmudrā and Dzogchen Instructions [электронный ресурс] // Memorandum on Mahāmudrā and Dzogchen. Tibetan Masters / trls. by A. Pearcey. 2014. URL: https://www.lotsawahouse.org/tibetan-masters/dongak-chokyi-gyatso/memorandum-mahamudra-dzogchen (дата обращения: 10.12.2021).

10. Dongak Chokyi Gyatso 2016 — Dongak Chokyi Gyatso. Commentary on Some Terms from the Great Perfection // Some Terms from the Great Perfection. Tibetan Masters / trls. by A. Pearcey. 2016. URL: https://www.lotsawahouse.org/tibetan-masters/dongak-chokyi-gyatso/commentary-on-some-dzogchen-terms (дата обращения: 10.12.2021).

11. ’jam dbyangs kun dga’ bsod nams 2007 — ’jam dbyangs kun dga’ bsod nams. dpal rdo rje gzhon nu’i khro bo’i sgrub thabs («Садхана гневного Ваджракумары») // gsung ‘bum. Vol. 1. Kathmandu: Sachen International, 2007. Pp. 621–630.

12. Mayer 1996 ― Mayer Robert. A Scripture of the Ancient Tantra Collection: The Phur-pa bcu-gnyis. Oxford: Kindsdale Publications. 1996. 468 p.

13. Khenchen Palden Sherab, Khenpo Tsewang Dongyal 2008 — Khenchen Palden Sherab, Khenpo Tsewang Dongyal. The dark red amulet: oral instructions on the practice of Vajrakilaya. Ithaca: Snow Lion Publications, 2008. 209 p.

14. Mahāsukhavajra 1996 ― Mahāsukhavajra. gtum chen drag po’i mngon par rtogs pa («Абхисамайе Чандамахарошаны») // bstan ‘gyur (dpe bsdur ma). Vol. 14. 1996. Pp. 1748–1762.

15. Monier-Williams 1899 — Monier-Williams Monier. A Sanskrit-English dictionary etymologically and philologically arranged with special reference to cognate Indo-European languages. Oxford: The Clarendon press, 1899. 1333 p.

16. Namdrol 1999 — Khenpo Namdrol. The Practice of Vajrakilaya. Ithaca: Snow Lion Publications, 1999. 86 p.

17. Pearcey 2013 ― Pearcey Adam. Dongak Chokyi Gyatso [электронный ресурс] // Treasury of Lives. March 2013. URL: https://treasuryoflives.org/biographies/view/Dongak-Chokyi-Gyatso/7945 (дата обращения: 13.12.2021).

18. Pearcey 2021 ― Pearcey Adam S. Uniting Dge lugs and Rnying ma Views: The Ris med Philosophy of Blo bzang mdo sngags Chos kyi rgya mtsho (1903–1957) // Nonsectarianism (ris med) in Nineteenth- and Twentieth-Century Eastern Tibet: Religious Diffusion and Cross-fertilization beyond the Reach of the Central Tibetan Government / Mathes K.-D., Coura G. (eds.). Leiden: Brill, 2021. Pp. 81–92.

19. rab gsal zla ba 1994 — rab gsal zla ba. rdo rje phur pa rtsa ba’i rgyud kyi dum bu («Отрывок коренной тантры Килайи») // gsung ’bum. Vol. 21. Delhi: Shechen publications, 1994. Pp. 71–76.

20. ’jigs med bstan pa’i nyi ma — rdo grub chen ’jigs med bstan pa’i nyi ma. gsung ’bum. Vol. 6. si khron mi rigs dpe skrun khang. 2003. Pp. 218–254.

21. rdo rje sder mo 1994 ― rdo rje sder mo («Ваджрные когти») // gzungs ’dus. Delhi: dkon mchog lha bris, 1994. Pp. 217–235.

22. sgrub thabs 1998 — sgrub thabs. gnod sbyin gyi rgyal po phur bus ‘debs pa’i sgrub thabs («Садхана царя якшей Киликила») // bstan ‘gyur (dpe bsdur ma). Vol. 24. Beijing: China Tibetology Press. 1998. Pp. 1355–1357.

23. si tu chos kyi ‘byung gnas 2004 ― si tu chos kyi ‘byung gnas. mstho ldan ma’i brda sprod pa’i rab byed («Сарасвата-вьякраны») // sgra dang sdeb sbyor. 2004. Pp. 381–602.

24. Tanaka 2018 — Tanaka Kimiaki. An Illustrated History of the Mandala: From Its Genesis to the Kālacakratantra. Somerville: Wisdom Publications, 2018. 344 p.

25. Yelle 2003 — Yelle Robert A. Explaining mantras: Ritual, rhetoric, and the dream of a natural language in Hindu tantra. New York: Routledge, 2003. 175 p.

26. Wallace 2017 — Wallace Alan B. Open mind: view and meditation in the lineage of Lerab Lingpa. Somerville: Wisdom Publications, 2017. 424 p.


Рецензия

Для цитирования:


Митруев Б.Л. Комментарий к коренной мантре Ваджракилаи. Oriental Studies. 2022;15(1):86-104. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-59-1-86-104

For citation:


Mitruev B.L. One Commentary to the Vajrakīlaya Root Mantra Revisited. Oriental Studies. 2022;15(1):86-104. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-59-1-86-104

Просмотров: 546


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)