Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Медведь в калмыцком фольклоре: реконструкция по сравнительно-типологическим признакам

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-616-627

Аннотация

Цель статьи ― реконструировать мифо-ритуальные представления калмыков о медведе по рудиментам, сохранившимся в фольклоре калмыков, через семантические параллели с культом медведя тунгусо-маньчжурских и тюрко-монгольских народов. Ввиду того, что многие элементы, восходящие к мифо-ритуальным традициям, которые связаны с медведем, в эпосе и сказках калмыков отражены в имплицитном виде, то возможность раскрыть их семантику представляется для нас актуальным. Основным материалом исследования является ранний образец эпической песни «О Замбал хане» Багацохуровского цикла калмыцкого эпоса «Джангар». В работе применены структурно-семантический, структурно-типологический и сопоставительный методы. Полученные результаты реконструкции демонстрируют имплицитную сохранность мифо-ритуальных знаний о медведе в фольклорном субстрате калмыков, которые тесно переплетаются с этнографическим субстратом тунгусо-маньчжурских народов. Совокупность представлений, связанных с исполнением эпоса «Джангар» длинными зимними вечерами, ночами, и эпических мотивов побратимства, богатырского сна и движения Савара по лунной дороге дополняют картину знаний о медведе среди калмыков, а также косвенно подтверждают предположение, что богатырь Савар обладает двойственной природой и является антропоморфным образом медведя. В целом образ богатыря Савара в эпическом пространстве органично согласуется с представлениями о медведе, построенными по модели «свое в чужом» и «чужой в своем».

Об авторе

Данара Владимировна Убушиева
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник



Список литературы

1. Баабгай хүн 2015 — Баабгай хүн. Человек-медведь [электронный ресурс] // Байкальские сказки. Байгалай онтохонууд. URL http://baikal-tales.ru/tales/1/1047/ (дата обращения: 20.04.2022).

2. ГА РО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 13808. Л. 82–95об. — «Джангар. Национальная поэма в оригинальном тексте и русском переводе с примечаниями И. И. Попова». 1901 г. Балка Средняя Аюла (Дунда Аюлъ голъ) // Государственный архив Ростовской области. Фонд 55. Опись 1. Дело 13808. Л. 82–95об. Рукопись на ойратской письменности.

3. Калмыцкие народные 1962 — Калмыцкие народные сказки / под ред. И. К. Илишкина, У. У. Очирова. 2-е изд., доп. и исп. Элиста: Калмгосиздат, 1962. 331 с.

4. Калмыцкие сказки 1962 — Калмыцкие сказки / сост. Б. Джимбинов. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1962. 183 с.

5. НА РГО. Оп. 1. Р. 53. Д. 15 — «Deedü boqdo xān ǰangγariyn yabadaliyin tūli» («Сказание о походе высокочтимого богдо Джангара хана») // Научный архив Русского географического общества. Оп. 1. Разряд 53. Д. 15. Л. 1–30об. Рукопись на ойратской письменности.

6. Народное творчество 1940 — Народное творчество Калмыкии / сост. И. И. Кравченко. Сталинград; Элиста: Обл. книгоизд-во, 1940. 315 с.

7. Сказки народов 2017 — Сказки народов Евразии. «Сын медведя» / сост., автор предисл. Е. Э. Хабунова. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. 199 с.

8. Хальмг туульс 1972 — Хальмг туульс / Нəəрүлҗ кевлелд белдҗ диглснь: Н. Н. Мусова, Б. Б. Оконов, Е. Д. Мучкинова. III боть. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1972. 252 х.

9. Бакаева 2003 — Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2003. 358 с.

10. Бакаева 2009 — Бакаева Э. П. Сакральные коды культуры калмыков. Элиста: ИКИАТ, 2009. 159 с.

11. Бакаева 2020 — Бакаева Э. П. Почитание Большой Медведицы в среде ойратов и калмыков: древнейшие представления и буддийские напластования. Часть 2 // Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 3. С. 661–687. DOI: 10.22162/2619-0990-2020-49-3-661–687

12. БАМРС 2001 — Большой академический монгольско-русский словарь: в 4 т. / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. Т. 3. Ө–Ф. М.: Academia, 2004. 440 с.

13. Басангова 2002 — Басангова Т. Г. Бергманн и «Джангар» // Монголоведение. 2002. № 1. С. 124–131.

14. Березкин, Дувакин — Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: https://ruthenia. ru/folklore/berezkin/ (дата обращения 17.06.2022).

15. Василевич 1971 — Василевич Г. М. О культе медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX века. Л.: Наука, 1971. С. 150–169.

16. Веселовский 2006 — Веселовский А. Н. От певца к поэту. Выделение понятия поэзии // Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика / сост., вступ. ст. и коммент. И. О. Шайтанова. М.: РОССПЭН, 2006. С. 343–374.

17. Говенько 2021 — Говенько Т. В. Стратификация эпоса в трудах академика А. Н. Веселовского // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия «Эпосоведение». 2021. № 3. С. 5–18.

18. Дашиева 2001 — Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2001. 299 с.

19. Дашиева 2004 — Дашиева Н. Б. Лунно-солнечный календарь по созвездиям Ориона и Сириуса // Буряты / отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2004. С. 225–226.

20. Зеленин 1929 — Зеленин Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Ч. 1: Запреты на охоте и иных промыслах. Л.: АН СССР, 1929. 151 с.

21. Зеленин 1936 — Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. М.; Л.: АН СССР, 1936. 436 с.

22. Кичиков 1980 — Кичиков А. Ш. Об итогах изучения «Джангара» // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: мат-лы Всесоюзн. науч. конф. (г. Элиста, 17–19 мая 1978 г.). М.: Наука, ГРВЛ, 1980. С. 428–436.

23. Котвич 1967 — Котвич В. Л. Джангариада и джангарчи // Ученые записки. Вып. 6. Серия филологии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1967. С. 188–192.

24. КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 768 с.

25. Неклюдов 2019 — Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. М.: Индрик, 2019. 520 с.

26. Новик 2019 — Новик Е. С. Миф и ритуал народов Сибири. Избранные статьи / сост. С. С. Макаров; отв. ред. О. Б. Христофорова; вступ. ст. С. Ю. Неклюдова, О. Б. Христофоровой. М.: РГГУ, 2019. 451 с.

27. Потапов 1928 — Потапов Л. П. Пережитки культа медведя у алтайских тюрков // Этнограф-исследователь. Л.: Н.-И. Э. Кружок, 1928. № 2–3. С. 15–28.

28. Романова 2012 — Романова Е. Н. Календарь // Якуты Саха / отв. ред.: Н. А. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова. М.: Наука, 2012. 598 с.

29. Страхов 1810 — Страхов Н. И. Нынешнее состояние калмыцкого народа с присовокуплением Калмыцких законов и судопроизводства, десяти правил их веры, молитвы, нравоучительной повести, сказки, пословиц и песни Савардин / Библиотека Ф. П. Рябушинского. СПб.: тип. Шнора, 1810. 99 с.

30. СУС 1979 ― Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л.: Наука, 1979. 437 с.

31. Традиционное мировоззрение… 1988 ― Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова. Новосибирск: Наука, 1988. 224 с.

32. Убушиева 2021 — Убушиева Д. В. Мотивы космогонического мифа о небесном охотнике и трех маралах в фольклоре калмыков // Монголоведение. 2021. Т. 13. № 3. С. 567–576. DOI: 10.22162/2500-1523-2021-3-567-576

33. Хабунова 2016 — Хабунова Е. Э. Институт эпического сказительства: наследие калмыцких джангарчи и прогнозы на будущее // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов: проблемы сохранения и исследования. Мат-лы III Междунар. науч. конф., посвященной 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 15–16 сентября 2016 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 263–267.

34. Хабунова, Убушиева, Шурунгова 2019 — Хабунова Е. Э., Убушиева Б. Э., Шурунгова Б. А. Реалии и перспективы героического эпоса «Джангар»: оценка и прогнозы сказителей (по экспедиционным материалам) // Сетевое востоковедение: взаимодействие монгольских и тюркских этносов во времени и в пространстве. Мат-лы III Междунар. науч. форума / ред.: Е. Э. Хабунова и др. (г. Элиста, 11–14 ноября 2019 г.). Элиста: КалмГУ, 2019. С. 46–55.

35. Хабунова, Геджин 2019 — Хабунова Е. Э., Чао Геджин. Мотив отправления героя, рожденного от медведя, в сказочной традиции тюрко-монгольских народов // Oriental Studies. 2019. Т. 12. № 5. С. 1025–1033. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-45-5-1026-1033

36. Цинциус 1971 — Цинциус В. И. Воззрения негидальцев, связанные с охотничьим промыслом // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX века. Л.: Наука, 1971. С. 170–200.

37. Цыренова 2006 ― Цыренова И. С. Медведь в традиционной культуре бурят (историко-генетические и культурно-семантические аспекты): автореф. дисс. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006. 20 с.

38. Uther 2004 — Uther H. J. The Types of International Folktale: a Classification and Bibliography, based on the System of Antti Aarne and Stith Thompson / ed. staff S. Dinslage. Helsinki: Suomal. tiedeakat., 2004. 619 p.


Рецензия

Для цитирования:


Убушиева Д.В. Медведь в калмыцком фольклоре: реконструкция по сравнительно-типологическим признакам. Oriental Studies. 2022;15(3):616-627. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-616-627

For citation:


Ubushieva D.V. Bear in Kalmyk Folklore: Semantic Typological Reconstruction Approached. Oriental Studies. 2022;15(3):616-627. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-616-627

Просмотров: 226


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)