Медведь в калмыцком фольклоре: реконструкция по сравнительно-типологическим признакам
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-616-627
Аннотация
Цель статьи ― реконструировать мифо-ритуальные представления калмыков о медведе по рудиментам, сохранившимся в фольклоре калмыков, через семантические параллели с культом медведя тунгусо-маньчжурских и тюрко-монгольских народов. Ввиду того, что многие элементы, восходящие к мифо-ритуальным традициям, которые связаны с медведем, в эпосе и сказках калмыков отражены в имплицитном виде, то возможность раскрыть их семантику представляется для нас актуальным. Основным материалом исследования является ранний образец эпической песни «О Замбал хане» Багацохуровского цикла калмыцкого эпоса «Джангар». В работе применены структурно-семантический, структурно-типологический и сопоставительный методы. Полученные результаты реконструкции демонстрируют имплицитную сохранность мифо-ритуальных знаний о медведе в фольклорном субстрате калмыков, которые тесно переплетаются с этнографическим субстратом тунгусо-маньчжурских народов. Совокупность представлений, связанных с исполнением эпоса «Джангар» длинными зимними вечерами, ночами, и эпических мотивов побратимства, богатырского сна и движения Савара по лунной дороге дополняют картину знаний о медведе среди калмыков, а также косвенно подтверждают предположение, что богатырь Савар обладает двойственной природой и является антропоморфным образом медведя. В целом образ богатыря Савара в эпическом пространстве органично согласуется с представлениями о медведе, построенными по модели «свое в чужом» и «чужой в своем».
Об авторе
Данара Владимировна УбушиеваРоссия
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. Баабгай хүн 2015 — Баабгай хүн. Человек-медведь [электронный ресурс] // Байкальские сказки. Байгалай онтохонууд. URL http://baikal-tales.ru/tales/1/1047/ (дата обращения: 20.04.2022).
2. ГА РО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 13808. Л. 82–95об. — «Джангар. Национальная поэма в оригинальном тексте и русском переводе с примечаниями И. И. Попова». 1901 г. Балка Средняя Аюла (Дунда Аюлъ голъ) // Государственный архив Ростовской области. Фонд 55. Опись 1. Дело 13808. Л. 82–95об. Рукопись на ойратской письменности.
3. Калмыцкие народные 1962 — Калмыцкие народные сказки / под ред. И. К. Илишкина, У. У. Очирова. 2-е изд., доп. и исп. Элиста: Калмгосиздат, 1962. 331 с.
4. Калмыцкие сказки 1962 — Калмыцкие сказки / сост. Б. Джимбинов. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1962. 183 с.
5. НА РГО. Оп. 1. Р. 53. Д. 15 — «Deedü boqdo xān ǰangγariyn yabadaliyin tūli» («Сказание о походе высокочтимого богдо Джангара хана») // Научный архив Русского географического общества. Оп. 1. Разряд 53. Д. 15. Л. 1–30об. Рукопись на ойратской письменности.
6. Народное творчество 1940 — Народное творчество Калмыкии / сост. И. И. Кравченко. Сталинград; Элиста: Обл. книгоизд-во, 1940. 315 с.
7. Сказки народов 2017 — Сказки народов Евразии. «Сын медведя» / сост., автор предисл. Е. Э. Хабунова. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. 199 с.
8. Хальмг туульс 1972 — Хальмг туульс / Нəəрүлҗ кевлелд белдҗ диглснь: Н. Н. Мусова, Б. Б. Оконов, Е. Д. Мучкинова. III боть. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1972. 252 х.
9. Бакаева 2003 — Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2003. 358 с.
10. Бакаева 2009 — Бакаева Э. П. Сакральные коды культуры калмыков. Элиста: ИКИАТ, 2009. 159 с.
11. Бакаева 2020 — Бакаева Э. П. Почитание Большой Медведицы в среде ойратов и калмыков: древнейшие представления и буддийские напластования. Часть 2 // Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 3. С. 661–687. DOI: 10.22162/2619-0990-2020-49-3-661–687
12. БАМРС 2001 — Большой академический монгольско-русский словарь: в 4 т. / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. Т. 3. Ө–Ф. М.: Academia, 2004. 440 с.
13. Басангова 2002 — Басангова Т. Г. Бергманн и «Джангар» // Монголоведение. 2002. № 1. С. 124–131.
14. Березкин, Дувакин — Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: https://ruthenia. ru/folklore/berezkin/ (дата обращения 17.06.2022).
15. Василевич 1971 — Василевич Г. М. О культе медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX века. Л.: Наука, 1971. С. 150–169.
16. Веселовский 2006 — Веселовский А. Н. От певца к поэту. Выделение понятия поэзии // Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика / сост., вступ. ст. и коммент. И. О. Шайтанова. М.: РОССПЭН, 2006. С. 343–374.
17. Говенько 2021 — Говенько Т. В. Стратификация эпоса в трудах академика А. Н. Веселовского // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия «Эпосоведение». 2021. № 3. С. 5–18.
18. Дашиева 2001 — Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2001. 299 с.
19. Дашиева 2004 — Дашиева Н. Б. Лунно-солнечный календарь по созвездиям Ориона и Сириуса // Буряты / отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2004. С. 225–226.
20. Зеленин 1929 — Зеленин Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Ч. 1: Запреты на охоте и иных промыслах. Л.: АН СССР, 1929. 151 с.
21. Зеленин 1936 — Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. М.; Л.: АН СССР, 1936. 436 с.
22. Кичиков 1980 — Кичиков А. Ш. Об итогах изучения «Джангара» // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: мат-лы Всесоюзн. науч. конф. (г. Элиста, 17–19 мая 1978 г.). М.: Наука, ГРВЛ, 1980. С. 428–436.
23. Котвич 1967 — Котвич В. Л. Джангариада и джангарчи // Ученые записки. Вып. 6. Серия филологии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1967. С. 188–192.
24. КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 768 с.
25. Неклюдов 2019 — Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. М.: Индрик, 2019. 520 с.
26. Новик 2019 — Новик Е. С. Миф и ритуал народов Сибири. Избранные статьи / сост. С. С. Макаров; отв. ред. О. Б. Христофорова; вступ. ст. С. Ю. Неклюдова, О. Б. Христофоровой. М.: РГГУ, 2019. 451 с.
27. Потапов 1928 — Потапов Л. П. Пережитки культа медведя у алтайских тюрков // Этнограф-исследователь. Л.: Н.-И. Э. Кружок, 1928. № 2–3. С. 15–28.
28. Романова 2012 — Романова Е. Н. Календарь // Якуты Саха / отв. ред.: Н. А. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова. М.: Наука, 2012. 598 с.
29. Страхов 1810 — Страхов Н. И. Нынешнее состояние калмыцкого народа с присовокуплением Калмыцких законов и судопроизводства, десяти правил их веры, молитвы, нравоучительной повести, сказки, пословиц и песни Савардин / Библиотека Ф. П. Рябушинского. СПб.: тип. Шнора, 1810. 99 с.
30. СУС 1979 ― Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л.: Наука, 1979. 437 с.
31. Традиционное мировоззрение… 1988 ― Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова. Новосибирск: Наука, 1988. 224 с.
32. Убушиева 2021 — Убушиева Д. В. Мотивы космогонического мифа о небесном охотнике и трех маралах в фольклоре калмыков // Монголоведение. 2021. Т. 13. № 3. С. 567–576. DOI: 10.22162/2500-1523-2021-3-567-576
33. Хабунова 2016 — Хабунова Е. Э. Институт эпического сказительства: наследие калмыцких джангарчи и прогнозы на будущее // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов: проблемы сохранения и исследования. Мат-лы III Междунар. науч. конф., посвященной 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 15–16 сентября 2016 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 263–267.
34. Хабунова, Убушиева, Шурунгова 2019 — Хабунова Е. Э., Убушиева Б. Э., Шурунгова Б. А. Реалии и перспективы героического эпоса «Джангар»: оценка и прогнозы сказителей (по экспедиционным материалам) // Сетевое востоковедение: взаимодействие монгольских и тюркских этносов во времени и в пространстве. Мат-лы III Междунар. науч. форума / ред.: Е. Э. Хабунова и др. (г. Элиста, 11–14 ноября 2019 г.). Элиста: КалмГУ, 2019. С. 46–55.
35. Хабунова, Геджин 2019 — Хабунова Е. Э., Чао Геджин. Мотив отправления героя, рожденного от медведя, в сказочной традиции тюрко-монгольских народов // Oriental Studies. 2019. Т. 12. № 5. С. 1025–1033. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-45-5-1026-1033
36. Цинциус 1971 — Цинциус В. И. Воззрения негидальцев, связанные с охотничьим промыслом // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX века. Л.: Наука, 1971. С. 170–200.
37. Цыренова 2006 ― Цыренова И. С. Медведь в традиционной культуре бурят (историко-генетические и культурно-семантические аспекты): автореф. дисс. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006. 20 с.
38. Uther 2004 — Uther H. J. The Types of International Folktale: a Classification and Bibliography, based on the System of Antti Aarne and Stith Thompson / ed. staff S. Dinslage. Helsinki: Suomal. tiedeakat., 2004. 619 p.
Рецензия
Для цитирования:
Убушиева Д.В. Медведь в калмыцком фольклоре: реконструкция по сравнительно-типологическим признакам. Oriental Studies. 2022;15(3):616-627. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-616-627
For citation:
Ubushieva D.V. Bear in Kalmyk Folklore: Semantic Typological Reconstruction Approached. Oriental Studies. 2022;15(3):616-627. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-61-3-616-627

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.