Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Обряд отрезания «черного языка» и буддийский защитный ритуал (противоречия этических оснований)

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-62-4-777-787

Аннотация

Введение. В статье проводится анализ буддийского защитного ритуала против злословия, популярного в среде калмыцких буддистов в форме обряда отрезания «черного языка». Несмотря на то, что исследования доказывают прямую связь обряда с добуддийскими верованиями, крайне противоречивым видится его практика священнослужителями, активно пропагандирующими буддийские идеи сострадания и ненасилия. Целью настоящей работы является обнаружение этических оснований обряда отрезания «черного языка» в системе буддийских защитных ритуалов и его потенциала для личностного развития. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели применяется комплексная методология: антропологический и междисциплинарный подходы, этический анализ, герменевтический метод. Важным дополнением является системный подход культурной антропологии, в соответствии с которым следует признавать теоретическую и методологическую ценность разработок буддийских авторов. В качестве основных материалов исследования используются ойратский текст «Xara kelen» и его русские переводы, тибетский текст «Святая махаянская сутра, называемая „Умиротворение черных споров“». Результаты. Обряд отрезания «черного языка» — это защита от экзистенциальных проблем (болезней, неудач в учебе и работе, проблем в личных отношениях, потери имущества и т. д.), вербально спровоцированные недоброжелателями. Определено, что в системе буддийских защитных ритуалов обряд отрезания «черного языка» приобретает черты не столько религиозного действия, сколько духовной практики, совершаемой для обретения буддийской мудрости и развития альтруистической интенции. В том случае, когда верующий не понимает сущности обряда, он прибегает к нему с целью устранения реальных препятствий, якобы спровоцированных другими. И только тогда практика данного обряда обретает видимые противоречия с буддийской этикой. Выводы. С учетом буддийского подхода к толкованию смысла защитных ритуалов становится очевидной непротиворечивость обряда отрезания «черного языка» буддийской этике. При такой интерпретации и соответствующем практическом применении защитный обряд может быть одним из способов личностного развития верующих. 

Об авторе

Юлия Юрьевна Эрендженова
Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова (д. 11, ул. А. С. Пушкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

кандидат философских наук, ассистент кафедры



Список литературы

1. Бакаева 2008 — Бакаева Э. П. Калмыцкий буддизм: история и современность // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М.: Вост. лит., 2008. С. 161–200.

2. Бичеев 2006 — Бичеев Б. А. Хар келнә судр оршв // Очиров Н. Живая старина / сост., вступит. ст., коммент. Б. А. Бичеева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2006. С. 359–361.

3. Бичеев 2014 — Бичеев Б. А. Обряд «отрезания черного языка»: традиция и современность // Полевые исследования. 2014. № 2. С. 87–101.

4. Борджанова 2007 — Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 592с.

5. Герасимова 1980 — Герасимова К. М. О некоторых аспектах ассимиляции добуддийских культов по тибетским обрядникам // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1980. С. 54–82.

6. Герасимова 1999 — Герасимова К. М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. 138 с.

7. Далай-лама 2019 — Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Сущность тантры // Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути мантры (Нагрим Ченмо) / пер. с тиб. А. Кугявичуса. В 3-х т. Т. 1. СПб.: Изд-е А. Терентьева, 2019. С. VIII–LXXIII.

8. Дулам 2018 — Дулам С. Монголын буриад бөө нэрийн Цагаан өвгөний шүтлэг, тахилга (= Культ и поклонение Белому старцу бурятских шаманов Монголии) // Эрдэм шинжилгээнийөгүүлэл. I боть. Домог зүй, бөө мөргөлийн судалгаа (= Исследовательские статьи. Т. 1. Исследования в области мифологии и шаманизма). Улаанбаатар: Соёмбо принтинг, 2018. С. 404–419.

9. Жуковская 2002 — Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М.: Вост. лит., 2002. 247 с.

10. Китинов 2015 — Китинов Б. У. Буддийская культура: от возможностей «мягкой силы» до потенциала Лумбини // Азия и Африка сегодня. 2015. № 7. С. 53–57.

11. Кузнецов 2006 — Кузнецов В. С. Буддийский фактор во внешней политике КНР. М.: ИДВ РАН, 2006. 379 с.

12. Лунный свет 2003 — Лунный свет: Калмыцкие историко-литературные памятники / пер. с калм. А. В. Бадмаева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. 477 с.: ил.

13. Музраева 2018 — Музраева Д. Н. Текст «Хара келе» из коллекции О. М. Дорджиева // Монголоведение. 2018. Т. 10. № 2(13). С. 71–85. DOI: 10.22162/2500-1523-2018-13-71-85

14. Очиров 1909 — Очиров Н. Йорэлы, харалы и связанный со вторыми обряд «хара келе утулган» у калмыков // Живая старина. 1909. Т. XVIII. Вып. II–III. Кн. 70–71. С. 84–87.

15. Позднеев 1887 — Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПБ.: Тип. Имп. акад. наук, 1887. 492 с.

16. Пурбуева 1984 — Пурбуева Ц. П. Биография Нейджи-тойна. Источник по истории буддизма в Монголии. Новосибирск: Наука, 1984. 110 с.

17. Раднабхадра 1999 — Раднабхадра. «Лунный свет»: История рабджам Зая-пандиты. Факсимиле рукописи; перевод с ойратского Г. Н. Румянцева и А. Г. Сазыкина. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999. 176 с.

18. Трансграничная культура 2016 — Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков / Э. П. Бакаева, К. В. Орлова, Д. Н. Музраева и др. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. 546 с.

19. Туччи 2005 — Туччи Дж. Религии Тибета / пер. с итал. О. В. Альбедиль. СПб.: Евразия, 2005. 448 с.

20. Феномен междисциплинарности 2016 — Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии / отв. ред. Г. А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2016. 458 с.

21. Философия буддизма 2011 — Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Вост. лит., 2011. 1045 с.

22. Цонкапа 2019 — Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути мантры (Нагрим Ченмо) / пер. с тиб. А. Кугявичуса. В 3-х т. Т. 2. СПб.: Изд-е А. Терентьева, 2019. 800 с.

23. Altan 2007 ― Altan S. An Oirad-Kalmyk Version of the ‘White Old Man’ Sutra Found among the Archives of the Late Lama Sanji Rabga Möngke Baqsi // Mongolian Studies: Journal of the Society of Mongolia. 2007. Is. 29. Pp. 13–24.

24. Birtalan 2013 — Birtalan A. Cagān Öwgön — The White Old Man in the Leder Collections The Textual and Iconographic Tradition of the Cult of the White Old Man among the Mongols // The Mongolian Collections. Retracing Hans Leder / M.-K. Lang, S. Bauer (eds.). Vienna: Austrian Academy of Sciences Press, 2013. Pp. 84–94.

25. Buddhism in Practice 2007 — Buddhism in Practice. Abridged Edition / ed. by D. S. Lopez, Jr. Princeton. Oxford: Princeton University Press, 2007. 464 p.

26. Davidson 2005 — Davidson R. M. Tibetan Renaissance: Tantric Buddhism in the Rebirth of ­Tibetan Culture. NY: Columbia University Press, 2005. 596 p.

27. Futaki 2005 ― Futaki H. Classification of Texts Related to the White Old Man // Quastiones Mongolorum Disputatae I. Tokyo: Association for International Studies of Mongolian Culture, 2005. Pp. 35–46.

28. Goodman 2017 — Goodman Ch. Ethics in Indian and Tibetan Buddhism [электронный ресурс] // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2017 Edition). URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/ethics-indian-buddhism/ (дата обращения: 17.04.2022).

29. Heissig 1966 ― Heissig W. Mongolische volksreligiose und folklorische Texte. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1966. 256 p.

30. Hopkins 2008 — Hopkins J. Tantric Techniques. Ithaca, NY: Snow Lion Publications, 2008. 424 p.

31. Humphrey 2013 — Humphrey C. Fear as a property and an entitlement // Social Anthropology / Anthropologie Sociale. 2013. No. 21. Pp. 285–304. DOI: 10.1111/1469-8676.12033

32. Lama Yeshe 2014 — Lama Yeshe. Introduction to Tantra: The Transformation of Desire / ed. by J. Landaw. Boston: Wisdom Publications, 2014. 192 p.

33. Nebesky-Wojkowitz 1996 — Nebesky-Wojkowitz R., de. Oracles and Demons of Tibet. The Cult and Iconography of the Tibetan Protective Deities. Delhi: Book Faith India, 1996. 572 p.

34. Ray 2002 — Ray R. A. Secret of the Vajra World. The Tantric Buddhism of Tibet. Boston & London: Shambala, 2002. 524 p.

35. Sakya Trichen 2020 — Sakya Trichen Rinpoche. Freeing the Heart and Mind. Part Three: Teachings of the Sakya Path. Boston: Wisdom Publications, 2020. 176 p.

36. Sárközi 1983 ― Sárközi A. Incense-offering to the White Old Man // Documenta Barbarorum. Festschrift für Walter Heissig zum 70. Geburtstag. Veröffentlichungen der Societas Uralo-Altaica Band. 18 / ed. by K. Sagaster and M. Weiers. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1983.С. 357–369.

37. Кha mchu nag po — ʼPhags pa kha mchu nag poʼi zhi bar byed pa zhes bya ba theg pa chen po mdo (= Святая махаянская сутра, называемая «Умиротворение черных споров») // ʼPhags pa tshe dang ye shes dpag tu med pa zhes bya ba theg pa chen poʼi mdo sogs (= Святые махаянские сутры, называемые «Безграничная жизнь и мудрость»), pp. 214–221 [электронный ресурс]. Buddhist Digital Resource Center. URL: http://purl.bdrc.io/resource/MW1NLM2019_3964DC (дата обращения: 05.03.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Эрендженова Ю.Ю. Обряд отрезания «черного языка» и буддийский защитный ритуал (противоречия этических оснований). Oriental Studies. 2022;15(4):777-787. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-62-4-777-787

For citation:


Erendzhenova Yu.Yu. The Rite of Cutting off the ‘Black Tongue’ — and Buddhist Protective Ritual: Contradictions of Ethical Grounds Analyzed. Oriental Studies. 2022;15(4):777-787. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-62-4-777-787

Просмотров: 849


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)