ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Введение. Данная статья представляет собой анализ основных социально-экономических начинаний Китайской Народной Республики на современном этапе. 2021 год в истории Китая обозначен как год завершения строительства «общества сяокан», иными словами «общества средней зажиточности». За годы реформ и открытости традиционный концепт «общества сяокан» стал стратегической целью социалистической модернизации Китая, а также ядром теории социализма с китайской спецификой. Цели и задачи. Цель исследования — провести анализ взаимосвязи концепции «общество сяокан» с новой, провозглашенной Си Цзиньпином, доктриной «всеобщей зажиточности» и соответствия стратегии социалистической модернизации с китайской спецификой. Так как концепция «всеобщей зажиточности» несет в себе не только экономический, но и политический контекст, то требует широкого и глубокого социально-политического анализа путей и механизмов достижения цели, а также выявления возможных последствий данной политики на китайское общество. Материалы и методы. Статья основана в первую очередь на анализе китайской периодики в указанный период, привлекается современная историография. Ключевую роль в исследовании публичной политики играют программные статьи и документы, фундаментальные труды Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Си Цзиньпина, экономиста Ли Инина. Результаты. За более чем 40 лет стратегическая цель китайской модернизации прошла эволюцию от «уровня сяокан» до «общества сяокан» и от «всестороннего строительства общества сяокан» до «завершения строительства общества сяокан во всех аспектах». Вместе с этим подтекст стратегии также совершил значительный скачок от равного упора на материальную и духовную составляющую цивилизации к укреплению всех пяти ее составляющих: материальной, духовной, политической, социальной и экологической. Уровень жизни населения претерпел фундаментальные изменения: была окончательно решена проблема еды и одежды (wenbao), повысилось общее благосостояние народа и ликвидирована абсолютная бедность сельского населения. Тем не менее до сих пор еще остаются некоторые социальные вопросы, которые не были решены в процессе строительства «общества средней зажиточности». Выводы. Достижение «цели первого столетия» потребовало от правительства постановки новой цели экономического и социального развития Китая для решения все еще существующих проблем, таких как неравенство в доходах и социальный дисбаланс, что в свою очередь может служить причиной политической нестабильности и нести угрозу легитимности правящей партии. В ответ на растущую потребность народа в лучшей жизни и дальнейшем экономическом росте общества правительство КНР представило новую концепцию социального развития — «всеобщую зажиточность» (гунтун фуюй). Председатель КНР Си Цзиньпин указал, что «всеобщая зажиточность является необходимым условием социализма и важной чертой модернизации в китайском стиле».
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Введение. В статье впервые в историографии анализируется чиновный (социальный) статус русских дипломатов, которые направлялись в XVII в. с дипломатическими поручениями к главам кочевых военно-политических объединений севера Центральной Азии. Цель исследования — анализ чиновного статуса русских дипломатов и определение характера восприятия московским правительством статуса контрагента. Методы и материалы. Статья написана на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных документов. Проведена систематизация и генерализация количественных и качественных данных о чиновном статусе русских дипломатов, выявленных в делопроизводственной документации (царских указах, наказах и наказных памятях, статейных списках, отписках воевод). Результаты исследования. Установлено, что посольства в Киргизскую и Телеутскую землицы, Джунгарию и Монголию возглавляли, как правило, дети боярские, а также «начальные люди» — казачьи головы, атаманы, пятидесятники, десятники. Дипломатические миссии также нередко поручались рядовым служилым людям и изредка представителям коренного (нерусского) населения. Выводы. В семиотическом пространстве «посольского обычая» Российского государства в XVII в. посылка дипломатов незнатного происхождения и низкого социального статуса выполняла важную смысловую нагрузку: российское правительство явно демонстрировало, что тюркским и монгольским кочевым правителям оказывается меньше «чести», а также подчеркивало их неравный статус по отношению к русскому царю. Учитывая, что Русское государство стремилось установить контроль над кочевыми военно-политическими объединениями севера Центральной Азии и привести кочевую элиту «под государеву высокую руку», отправка с дипломатическими поручениями сибирских служилых людей являлась вполне адекватной целям русской экспансионистской политики. Низкий чин посла свидетельствовал не только о политическом превосходстве русского царя над кочевыми правителями, но и о восприятии русской стороной кочевников как потенциальных подданных этого царя.
Введение. Российская империя реализовывала внутреннюю политику по христианизации населения новых территорий. Миссионерская работа по обращению в христианство в казахской степи проводилась не только по отношению к казахским этническим группам, но и по отношению к представителям других народов, которые эмигрировали из Китая в XIX в. Цели и задачи исследования — изучить проблемы и последствия принятия православия калмыками Семиречья, которые являлись мигрантами из Китая; раскрыть роль православных миссионеров в процессе христианизации калмыков; определить основные пути и главные методы вовлечения калмыков в православие; выявить суть и ход реализации мероприятий, способствовавших проведению политики христианизации и основанных на разрушении культуры, традиции и быта представителей этнических групп, которые были вынуждены отдалиться от своих исторических корней. Результаты. В статье по архивным источникам исследована история принятия российского подданства и православия китайскими эмигрантами-калмыками в 60–70-х гг. XIX в. Калмыки, ставшие беженцами в результате восстания в Китае, поселились в Капале, Сарканде, Коксу, Верном, Тургене и в других регионах Семиречья. Они были специально расселены на плодотворных участках земель ― для удобства заниматься земледелием, садоводством и огородничеством. Еще одной целью расселения мигрантов являлось установление ими тесных отношений с русскими крестьянами для ознакомления с их языком, культурой, особенностями православной веры. Выводы. В результате деятельности миссионеров и принятия калмыками православной веры калмыки подверглись аккультурации. С принятием православия зачастую новокрещеным меняли имена и фамилии, а в приютах детям выдавалась одежда, характерная для русских крестьян, входивших в сословие казаков.
Введение. Одним из важнейших направлений национальной политики в Советском государстве в 1920–1930-е гг. было конструирование советских наций на базе различных этнических групп. Наибольшую трудность вызывала идентификация малочисленных дисперсных этнических сообществ, находящихся в этнокультурном «приграничье». Одним из таких сообществ на Ставрополье были шереты как результат исторического синтеза калмыцкой и туркменской культур и этнического пространства. Цель статьи — анализ государственной политики в отношении шеретов и научное осмысление их феномена в советский период. Исследование проведено на основе архивных материалов из Государственного архива Российской Федерации, а также других архивных документов и опубликованных источников. Результаты. Выявлены основные подходы к изучению шеретов в дореволюционный и советский период. Показано, что за основу идентификации шеретов русскими этнографами и чиновниками брался преимущественно религиозный фактор, что позволяло отнести ставропольских шеретов к туркменам. Советский подход базировался на примате примордиализма и первенстве этнического происхождения, провозглашая шеретов неотъемлемой частью калмыцкого народа. Установлены основные направления и механизмы работы среди шеретов на районном, краевом и республиканском уровне по их обустройству и переселению в родной аул Кучерли Туркменского района. Доказано, что шереты, несмотря на малочисленность, сохраняли собственную идентичность, замешанную на родовой основе. Отмечено, что свертывание политики коренизации в 1930-е гг. повлекло за собой ускорение ассимиляционных процессов шеретов в туркменской среде.
Введение. Одним из важных факторов формирования системы исправительно-трудовых лагерей выступал географический фактор, так как географические аспекты территориальной организации лагерей определяли особенности и вектор хозяйственного освоения природно-сырьевых ресурсов, строительства и развития инфраструктуры огромной территории СССР (в том числе на территории Казахской ССР). В этом аспекте представляет интерес изучение опыта Прорвинского (Астраханского) исправительно-трудового лагеря. Цель исследования — оценка влияния географических факторов на формирование и функционирование территориально-организационной структуры и развитие хозяйственной деятельности Прорвинского (Астраханского) исправительно-трудового лагеря в 1932–1950 гг. Работа выполнена на основе изучения материалов Государственного архива Российской Федерации, архива Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области; экспедиционных историко-географических исследований на территории Мангистауской, Атырауской областей Казахстана в июле 2021 г.; географических карт. При проведении научно-исследовательских работ были использованы общенаучные (анализ, синтез, математический, описательный), географические (сравнительно-географический, картографический, физико-географический и экономико-географический анализ, экспедиционный, территориально-системный, факторный) и исторические (ретроспективный, сравнительный, структурный) методы. Результаты. Проведен анализ географического положения 6 пунктов и выявлена территориально-организационная структура лагеря, охватывающая северную и северо-восточную части прибрежной территории и акватории Каспийского моря, дана оценка физико-географическим условиям организации хозяйства лагеря. Физико-географические условия предопределили наличие богатых биологических ресурсов в северной и северо-восточной части Каспийского моря. В целом физико-географические компоненты природной среды территории размещения лагеря характеризовались неблагоприятными условиями (засушливый климат, неплодородный почвенный покров, скудная растительность) для товарного развития отраслей сельского хозяйства. Изучение экономико-географических факторов организации хозяйства показали разный уровень экономического потенциала пунктов лагеря. Влияние географических факторов на хозяйственную деятельность способствовало на формирование и функционирование такой территориально-организационной структуры лагеря, направленную на обеспечение, прежде всего, эффективной организации рыбопромыслового хозяйства. Сделан вывод, что важную роль в создании и функционировании территориально-организационной структуры и хозяйственной деятельности лагеря сыграли географические факторы, на основе учета которых осуществлялось развитие в первую очередь рыбного хозяйства в северной и северо-восточной частях Каспийского моря. Кроме этого, на территории размещения лагеря получили развитие сельскохозяйственное производство и строительство, имевших второстепенную роль в хозяйственной деятельности из-за неблагоприятных условий.
Введение. Во время Великой Отечественной войны, после изгнания немецких захватчиков с территории оккупированных улусов, калмыцкие комсомольцы внесли значительный вклад в дело восстановления разрушенных предприятий, учреждений и школ, активизации сельскохозяйственных работ, помощи фронту. Однако 28 декабря 1943 г. по несправедливым и огульным обвинениям весь калмыцкий народ был выслан в Сибирь, а Калмыцкая АССР — ликвидирована. Целью данной статьи является анализ деятельности Калмыцкой областной комсомольской организации накануне депортации и в период восстановления автономии калмыцкого народа. Материалы и методы. Источниковую базу исследования составили неопубликованные документы из Национального архива Республики Калмыкия и периодическая печать того времени. Результаты и выводы. Анализ материалов Национального архива Республики Калмыкия показал, что, несмотря на небольшую численность, областная комсомольская организация способствовала успешному решению задач восстановления республики в послеоккупационный период. Тем не менее, несмотря на проделанную работу, весь калмыцкий народ в декабре 1943 г. был сослан в Сибирь. По возвращении на родину и при восстановлении автономии Калмыкии в 1957 г. число членов комсомольской организации было немного выше, чем до депортации. Комсомольская организация с большим энтузиазмом активно включилась в работу по восстановлению республики.
Введение. 260-летняя история российских немцев по-прежнему привлекает исследователей. Немцы Калмыкии, их история, быт и культура до сих пор остаются малоизученными. Цель работы ― раскрыть историю появления и закрепления немцев в Калмыкии, дать обзор основных этапов исторического развития данной этнической группы в республике через анализ имеющихся о ней источников. Для достижения цели были поставлены задачи: рассмотреть причины поселения немцев в России, дать их комплексную характеристику, раскрыть причины депортации немцев и проблемы их реабилитации и эмиграции. Материалами для исследования послужили архивные источники, опубликованные работы по истории немцев России, материалы периодической печати и полевой материал автора. Результаты. На основе анализа источников показана история немцев Калмыкии, начиная со времени их поселения в кочевьях Большедербетовского улуса и заканчивая современным периодом. В перестроечное время большая часть «калмыцких» немцев мигрировала в Германию. Наряду с утратой языка, причинами массовой миграции немцев из России, в том числе и из Калмыкии, являются и экономические условия.
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Введение. Сочинение «Sumagadha-avadāna» («Авадана о Сумагадхе») довольно часто упоминается в востоковедных трудах, включая работы по истории классической монгольской литературы, в которых рассматриваются сочинения, имеющие индо-тибетское происхождение. Это сочинение включено в состав канонического свода Кангьюр (Ганджур) на тибетском и монгольском языках. Несмотря на частые упоминания, оно не переводилось на русский язык, нет также описаний его структуры и содержания. Цель — рассмотреть сочинение, повествующее о Сайн Магаде, на материале текста «Легенды о Сайн Магаде» (монг. Sayin Magada-yin domuγ) из состава канонического свода Ганджур на монгольском языке, провести анализ текста, описать его жанровую принадлежность, выявить его структуру, изложить содержание, исследовать данные колофона. Материалом исследования послужил текст Sayin Magada-yin domuγ-i ögülegči kemekü («[Сутра,] излагающая „Легенду о Сайн Магаде“») из раздела «Eldeb» («Собрание сутр») Монгольского Ганджура (т. 91). Результаты. На основе текстологического и содержательного анализа трудов тибетологов, монголоведов, китаистов, посвященных сочинениям жанра авадана, включенным в канонический свод, выявлены основные характеристики этого жанра, описана структура монгольского текста «Легенда о Сайн Магаде», дано описание его содержания.
Введение. Освоение достижений буддийской культуры представляется важным и актуальным ввиду неуклонного роста глобального значения региона Восточной и Центральной Азии. Поэтому обращение к памятникам буддийского наследия, хранящимся в обширных российских коллекциях, на современном академическом и технологическом уровне с упором на активное применение цифровых технологий позволит найти решение многих задач социального и культурного развития России, укрепит историческую роль и место нашей страны в геополитическом пространстве Азии. Целью обсуждаемого исследования является анализ современного состояния цифровизации письменного наследия тибетского буддизма и оценка перспективных направлений ее дальнейшего развития, связанных с использованием технологий искусственного интеллекта. Задачи и методы. Изучение современных подходов в этой области выполнено на основе сравнительного анализа деятельности консорциума Buddhist Digital Resource Center (BDRC), одной из старейших и наиболее успешных инициатив, действующей с 1999 г. В качестве перспективного направления рассмотрено использование методов искусственного интеллекта для решения проблемы создания корпуса машиночитаемых текстов буддийских сочинений и машинного перевода. Результаты. Раскрыты принципы оцифровки и представления письменных памятников, реализованные в новой цифровой платформе BUDA (Buddhist Digital Archives), запущенной в 2021 г. Показана эффективность лежащих в ее основе архитектур IIIF (International Image Interoperability Framework) и LOD (Linked Open Data) для интеграции ранее разрозненных цифровых хранилищ в глобальное информационное пространство буддийского культурного наследия. Для оценки перспектив использования технологий искусственного интеллекта было выполнено пилотное исследование по применению нейросетевых методов «глубокое обучение» для создания экспериментальной модели оптического распознавания символов тибетской письменности, в ходе которого достигнут результат 94 % распознанных символов. Таким образом, заложена база для решения проблемы поточного декодирования сканированных письменных источников на тибетском языке и создания всеобъемлющего корпуса буддийских сочинений в машиночитаемом формате, что открывает перспективы создания новых эффективных цифровых текстологических инструментов. Выводы. Интеграция существующих и перспективных подходов позволяет осуществить цифровую трансформацию буддийских письменных традиций, что открывает для них новые формы функционирования и новые возможности развития в современном мире и предоставляет возможность в полной мере раскрыть культурный и интеллектуальный потенциал буддийской цивилизации для современного общества.
Введение. В статье приводятся результаты источниковедческого исследования закона от 16 марта 1892 г. об отмене обязательных отношений между отдельными сословиями калмыцкого народа. Несмотря на изученность проведенной реформы, основанной на данном акте, отсутствует его анализ как исторического источника, что и является целью данного исследования. Материалы и методы. Основным методом исследования является источниковедческий анализ. Изучаемый документ рассматривается также с использованием приемов и подходов, применяемых при исследовании нормативно-правовых актов. Результаты. Исследуемый акт правомерно называть законом, обладавшим юридической силой. Его принятие было обусловлено рядом социально-экономических и политических предпосылок и причин. Разработка законопроекта происходила в Министерстве государственных имуществ путем создания специальных комиссий и проведения совещаний. Подготовительный процесс растянулся на три десятилетия, в нем принимали участие чиновники различного уровня. На характер и содержание закона повлияли события 1881 г. Реализация закона от 16 марта 1892 г. происходила в течение почти трех лет, но последствия данной реформы, активизировавшей социально-экономические и общественно-политические процессы в регионе, имели более значительное продолжение. В историографии реформы отмечается интерес и высокая оценка значения рассматриваемого закона. Выводы. Источниковедческий анализ показал, что закон от 16 марта 1892 г. относится к публично-правовым опубликованным законодательным актам. Его разработка и принятие связаны с процессом реформирования социально-экономической сферы в России в 1860‒1870-е гг. Закон от 16 марта 1892 г., способствовавший модернизации калмыцкого общества, открыл новый этап калмыцкой истории, изменил жизнь тысяч калмыков-простолюдинов, даровав им права свободных сельских обывателей. Несомненно, его значение как исторического источника также заслуживает особого внимания и признания.
Введение. В статье ключевое внимание сосредоточено на социуме маньчжуро-монгольского мира как историко-культурной общности восточноазиатского региона, оказавшей существенное влияние на судьбы многих народов Евразии. Подвергшиеся в первой половине XX в. воздействию как объективных, так и субъективных факторов, одна его часть фактически утратила самобытность, тогда как другая сохранила ее и укрепила. Эти и многие другие аспекты активно изучались отечественной и зарубежной научной общественностью, однако из ее поля зрения в значительной степени выпали труды тех наших соотечественников, кто жил и работал в изучаемом регионе. Целью исследования является проведение источниковедческого анализа изданий, так или иначе освещающих на своих страницах маньчжуро-монгольский социум и выпущенных в научных центрах Дальнего Востока в первой половине ХХ в. Материалы и методы. Источниковую базу составили статьи и заметки журналов, опубликованные в Харбине Обществом русских ориенталистов, Обществом изучения Маньчжурского края, русским Юридическим факультетом г. Харбина, а также непериодические издания. Методология исследования определялась междисциплинарным подходом при доминировании исторических методов. В работе проводились сбор данных, тематический мониторинг публикаций, дискурс-анализ, нарративный подход, внешняя и внутренняя критика источника и его текстологический анализ, историко-системный и ретроспективный методы. В результате исследования выявлены основные течения монголоведения и маньчжуроведения в начале ХХ в., обозначено место маньчжуро-монгольских народов в составе населения империи Цин / Китайской Республики, которое им отводилось в этих изданиях, дана характеристика степени изученности правовых традиций и права региона. Выводы автора позволяют говорить о том, что исследуемые публикации и их авторы внесли значительный вклад в пополнение знаний о заявленном регионе Восточной Азии, а также о населяющих его народах. Перед востоковедной наукой вообще и историко-политической ее составляющей, в частности, стоит важная задача по возвращению имен тех исследователей, путешественников, переводчиков и иных участников этого грандиозного процесса изучения Маньчжуро-монгольского региона первой половины ХХ в., благодаря которым наше пребывание в этой части Евразийского континента было и продолжает оставаться мирным, а знания о нем — наиболее полными.
ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
Введение. В статье проводится анализ буддийского защитного ритуала против злословия, популярного в среде калмыцких буддистов в форме обряда отрезания «черного языка». Несмотря на то, что исследования доказывают прямую связь обряда с добуддийскими верованиями, крайне противоречивым видится его практика священнослужителями, активно пропагандирующими буддийские идеи сострадания и ненасилия. Целью настоящей работы является обнаружение этических оснований обряда отрезания «черного языка» в системе буддийских защитных ритуалов и его потенциала для личностного развития. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели применяется комплексная методология: антропологический и междисциплинарный подходы, этический анализ, герменевтический метод. Важным дополнением является системный подход культурной антропологии, в соответствии с которым следует признавать теоретическую и методологическую ценность разработок буддийских авторов. В качестве основных материалов исследования используются ойратский текст «Xara kelen» и его русские переводы, тибетский текст «Святая махаянская сутра, называемая „Умиротворение черных споров“». Результаты. Обряд отрезания «черного языка» — это защита от экзистенциальных проблем (болезней, неудач в учебе и работе, проблем в личных отношениях, потери имущества и т. д.), вербально спровоцированные недоброжелателями. Определено, что в системе буддийских защитных ритуалов обряд отрезания «черного языка» приобретает черты не столько религиозного действия, сколько духовной практики, совершаемой для обретения буддийской мудрости и развития альтруистической интенции. В том случае, когда верующий не понимает сущности обряда, он прибегает к нему с целью устранения реальных препятствий, якобы спровоцированных другими. И только тогда практика данного обряда обретает видимые противоречия с буддийской этикой. Выводы. С учетом буддийского подхода к толкованию смысла защитных ритуалов становится очевидной непротиворечивость обряда отрезания «черного языка» буддийской этике. При такой интерпретации и соответствующем практическом применении защитный обряд может быть одним из способов личностного развития верующих.
Целью исследования является историко-антропологическая реконструкция опыта эксплуатации в экономике и повседневной жизни сельских сообществ Якутии на протяжении 1920–1980-х гг. криогенных ресурсов — материальных объектов и сил природы, происхождение и развитие которых обусловлено сферой холода (температурой среды ниже 0°С). Материалы и методы. Работа подготовлена на основе документов федеральных, республиканских и муниципальных архивов, анализа научной литературы, а также полевых наблюдений, осуществленных автором в ряде населенных пунктов Якутии в течение 2017–2022 гг. При интерпретации аккумулированных материалов автор опирался на комплекс методологического инструментария, основными элементами которого стали базовые принципы, заложенные в криософию и предполагающие анализ явлений «холодного мира» с точки зрения их ресурсного потенциала. Результаты. Важнейшим результатом советской модернизации, включавшей, прежде всего, два ключевых момента — коллективизацию хозяйств региона и поселкование, оказалось появление новой силы, третьего актора в процессе взаимодействия человека с комплексом криогенных факторов — государства. С конца 20-х гг. ХХ в. оно стало энергично вмешиваться во взаимодействие представителей сельских сообществ Якутии с холодом, определяя места для создания новых населенных пунктов, путей сообщений и других объектов инфраструктуры, направления хозяйственной деятельности местного населения и т. д. Советский период развития сельской Якутии характеризовался параллельным существованием двух разнонаправленных трендов. С одной стороны, целый ряд практик взаимодействия населения с криогенными процессами и явлениями либо сошел на нет, либо их востребованность была минимизирована. С другой — значение других не только сохранилось, но и приобрело принципиально иные масштабы. Кроме того, часть этих практик эволюционировала в сторону лучшего соответствия актуальным потребностям сельских сообществ Якутии, возникли и получили распространение новые способы извлечения преференций из природно-географических особенностей региона. Важными характеристиками произошедших изменений являются также унификация и стандартизация. На основании изложенного сделан вывод о том, что, несмотря на все изменения, которые претерпела жизнь на селе в течение советского периода истории Якутии, криогенные ресурсы сохранили свое значение в экономике и повседневной жизни.
Введение. В статье описываются два конных похода, прошедшие в мае и июле 2022 г. и посвященные 80-летию первых боев на Дону 110-й Калмыцкой кавалерийской дивизии. Данные походы рассматриваются как коммеморативные практики, которые внесли свой вклад в дело мемориализации подвига национального соединения в первых боях на Дону. Материалы и методы. При написании статьи использовался комплекс различных общенаучных и специальных методов, в том числе историко-генетический метод, метод включенного наблюдения и метод интервью. Материалами для работы послужили книги и статьи по истории 110-й кавалерийской дивизии, интервью участников похода, публикации средств массовой информации. Результаты. Статью открывает краткий очерк истории 110-й Калмыцкой кавалерийской дивизии и описание борьбы за ее историческую память. Далее в работе рассматривается история двух конных походов, посвященных 80-летию первых боев национального соединения. Первый поход прошел в мае 2022 г. по маршруту Малые Дербеты – Элиста в течение 7 дней (длиной около 200 километров). В составе этой конной группы было более 30 чел., в том числе одна девушка и пятеро детей. Он завершился 9 мая торжественным прохождением по улицам Элисты. Этот поход носил больше тренировочный характер для отработки возможных логистических и технических проблем, которые могли бы возникнуть в аналогичных мероприятиях. Второй поход прошел в июле 2022 г. по маршруту Малые Дербеты – Раздорская в течение 14 дней (длиной более 500 километров). В составе группы было 17 мужчин, для которых специально была пошита форма кавалеристов Красной армии образца 1942 г. и подобрано охолощенное оружие, идентичное образцам вооружения периода Великой Отечественной войны. Этот поход большей частью проходил по территории Ростовской области и завершился 23 июля, в станице Раздорской, где проходил межрегиональный фестиваль казачьей песни. В обоих походах всадники принимали участие в ежедневных митингах и концертах, рассказывали о подвигах воинов 110-й Калмыцкой кавалерийской дивизии. Конные походы в начале III тысячелетия оказались весьма неординарной формой патриотической пропаганды и хорошо запомнятся участникам мероприятий так же, как и история национального соединения. Выводы. Прошедшие конные походы оказались весьма эффектной и эффективной формой мемориализации истории 110-й Калмыцкой кавалерийской дивизии как на территории Калмыкии, так и на территории Ростовской области.
АРХЕОЛОГИЯ
Введение. Полноценное изучение процесса начальных этапов заселения территории южно-уральского региона началось после открытия стоянки Мысовая в Абзелиловском районе Башкортостана. Материал эпохи палеолита с этого памятника рассматривался как смешанный — ашело-мустьерский или мустьерский. В последние годы поблизости от этого памятника было открыто местонахождение эпохи нижнего и среднего палеолита Кусимово-8. Оно представляет собой рассеянную стоянку-мастерскую на выходах галечного кремня на поверхности террасы палеоозера Банное-Сабакты. Цель исследования — изучение ранних этапов заселения южно-уральского региона. В данной работе описывается и анализируется коллекция нижнего палеолита. Находки были выделены на основании технико-типологических характеристик и сохранности. Всего присутствует в собрании 121 изделие. Большая часть предметов изготовлена из галек кремня и только 2 бифаса — из диабаза. Нуклеусы с патинизированной поверхностью (19 экз.) разнообразны: в основном присутствуют ядрища плоские параллельного и субпараллельного скалывания, за ними по возрастанию следуют радиальные, вееровидный и ортогональный нуклеусы. Орудия представлены рубилами овальной и миндалевидной формы, а также кливером, пикообразными орудиями, чоппером, заготовками бифасов, разнообразными скреблами. Стратиграфия шурфов показала наличие двух культурных горизонтов: под культурным слоем эпохи среднего палеолита в серовато-коричневом суглинке с доломитовой щебенкой ниже на 0,5 м в желтовато-коричневом суглинке были обнаружены кремневые сколы и бифасиальное рубящее орудие. Палеоэкологические исследования шурфов демонстрируют принадлежность отложений желтовато-коричневого суглинка к среднему плейстоцену. В аналогичных условиях были обнаружены нижнепалеолитические находки на стоянке Мысовая. Сходство обоих памятников позволяет говорить о сопоставимом возрасте этих коллекций и принадлежности их к единой индустрии карышкинского типа, которая объединяет большую часть памятников нижнего палеолита Южного Зауралья. Все они характеризуют своеобразный вариант тейякской традиции нижнего палеолита.
Введение. Статья посвящена обзору костных останков детей и подростков эпохи средней бронзы (катакомбная культура) из хранилища Калмыцкого научного центра РАН в свете оценки информационных возможностей данного вида источника. Изучение детских погребений пополняет представления о роли и статусе детей и подростков в древнем обществе, а также конкретизирует данные о смертности и состоянии здоровья невзрослых членов общества. Цель исследования. В хранилище остеологических материалов Калмыцкого научного центра РАН собраны костные останки более полутора тысяч индивидов из погребений, датирующихся от эпохи бронзы до позднего средневековья. В настоящее время ведется работа по составлению базы данных и систематизации коллекции. В ходе указанных работ были выявлены материалы из детских погребений. Проведение тематических обзоров выявляет научную значимость костехранилища, созданного в структуре Калмыцкого научного центра РАН, и способствует дальнейшему изучению собранных антропологических материалов. Материалы и методы. Для проведения обзора были выбраны костные останки детей и подростков. В целом были выявлены костные останки 129 индивидов детского и подросткового возраста. По культурно-хронологической датировке наиболее многочисленной среди них оказалась выборка погребений, относящихся к катакомбной археологической культуре эпохи средней бронзы. Эта выборка из останков 43 индивидуумов стала объектом предпринятого обзора. В ходе работы были составлены таблицы, в которых отражены основные характеристики источника. По результатам проведен статистический анализ и выявлены особенности данной выборки. Полученные результаты были соотнесены с данными, полученными археологами по погребальному обряду на более широком охвате памятников. Результаты. Установлено, что костный материал имеет достаточно хорошую сохранность для проведения как традиционных антропологических исследований, так и молекулярно-генетического, радиокарбонного, изотопного и др. анализов. Анализируя погребальный обряд детских захоронений катакомбной культуры, пришли к выводу, что он не отличался принципиально от обряда для взрослых членов общества, как по соотношению основных и впускных погребений, устройству погребальных могил, так и по наличию и разнообразию инвентаря.
ЛИНГВИСТИКА
Введение. Статья посвящена анализу встречающихся в бурятско-русской билингвальной устной речи проблемно-разрешительных механизмов — универсальных коммуникативных стратегий, позволяющих билингвам выстраивать и поддерживать коммуникацию на бурятском языке, несмотря на нехватку некоторых языковых ресурсов и навыков. Это первая попытка анализа обширного речевого материала, включающего в себя случаи применения проблемно-разрешительных механизмов, с целью описать черты билингвальной речи и характер социального двуязычия на территории этнической Бурятии, а также показать продуктивность анализа проблемно-разрешительных механизмов в исследованиях по бурятско-русскому двуязычию. Материалом для исследования послужили записи развлекательной шоу-викторины «Түхэриг» (2019–2020 гг.), в которой приняло участие 285 билингвов, живущих в разных районах этнической Бурятии и владеющих бурятским языком на разном уровне. Методы. При описании речевых портретов билингвов фиксировались детали их речевого поведения, указывающие на характер возникшей проблемы и тип примененного для ее решения механизма; с опорой на справочную литературу проводилась оценка того, насколько удачно был применен тот или иной механизм, а также рассчитывалась корреляция между возрастными характеристиками информантов и степенью выполнения ими заданий и выбором языка общения. Результаты. В материале было обнаружено большое количество проблемно-разрешительных механизмов разного типа, выявлены причины и логика их активации. Материал исследования, несмотря на его специфику, позволил наглядно изучить черты социального двуязычия в регионе. Выводы. Наблюдения, сделанные в ходе исследования, иллюстративно подтверждают и уточняют выводы других исследователей о том, что речь в регионе отчетливо двукодовая, крупные пласты бурятской лексики находятся в пассивном словарном запасе бурятско-русских билингвов, а бурятская речь многих из них, несмотря на использование активного лексикона, что позволяет билингвам порождать высказывания на бурятском языке, все же оказывается неточной и не демонстрирует смыслового разнообразия.
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Введение. Несмотря на изученность многих проблем джангароведения, исследование вопросов бытования, преемственности и сохранности эпической традиции синьцзянских ойратов, анализ биографий джангарчи и их репертуаров представляются актуальными в свете недостаточной освещенности данных аспектов в отечественной фольклористике. Цель статьи — изучение сказительской традиции синьцзян-ойратских джангарчи, рассмотрение географического распространения эпоса, определение роли певца как носителя, хранителя и исполнителя эпического наследия ойратов Китая. Методы. При изучении сказительской традиции ойратов Синьцзяна мы применили описательный и сравнительный методы. Материалом исследования явились опубликованные источники по изучаемому аспекту на ойратской письменности «тодо бичиг» («ясное письмо»), монгольском и калмыцком языках. Выводы. Исследование синьцзян-ойратской сказительской традиции показало, что в XIX‒XX вв. эпос «Джангар» широко бытовал во всех этнических группах ойратов Синьцзяна: торгутов, олетов, цахаров, хошутов, захчинов и урянхайцев. В каждой из этих групп были известные джангарчи, обладавшие обширным репертуаром, насчитывающим от десяти и более эпических песен «Джангара». Усвоение и передача эпических песен синьцзян-ойратского героического эпоса «Джангар» носили родовой характер. Многие джангарчи учились у сказителей своего рода, усвоили песни у своих отцов, дедов, дядей и братьев. В бытовании эпической традиции были известны и талантливые сказительницы, которые, несмотря на запрет исполнения эпоса женщинами, не имея возможности участвовать в сборах и соревнованиях, исполняли песни в кругу семьи и обучали сказительскому искусству своих детей и внуков. Во второй половине ХХ в. синьцзян-ойратская эпическая традиция, наряду с существованием устной, стала переходить в письменную.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.
ISSN 2619-1008 (Online)