Обряд отрезания «черного языка» и буддийский защитный ритуал (противоречия этических оснований)
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-62-4-777-787
Аннотация
Введение. В статье проводится анализ буддийского защитного ритуала против злословия, популярного в среде калмыцких буддистов в форме обряда отрезания «черного языка». Несмотря на то, что исследования доказывают прямую связь обряда с добуддийскими верованиями, крайне противоречивым видится его практика священнослужителями, активно пропагандирующими буддийские идеи сострадания и ненасилия. Целью настоящей работы является обнаружение этических оснований обряда отрезания «черного языка» в системе буддийских защитных ритуалов и его потенциала для личностного развития. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели применяется комплексная методология: антропологический и междисциплинарный подходы, этический анализ, герменевтический метод. Важным дополнением является системный подход культурной антропологии, в соответствии с которым следует признавать теоретическую и методологическую ценность разработок буддийских авторов. В качестве основных материалов исследования используются ойратский текст «Xara kelen» и его русские переводы, тибетский текст «Святая махаянская сутра, называемая „Умиротворение черных споров“». Результаты. Обряд отрезания «черного языка» — это защита от экзистенциальных проблем (болезней, неудач в учебе и работе, проблем в личных отношениях, потери имущества и т. д.), вербально спровоцированные недоброжелателями. Определено, что в системе буддийских защитных ритуалов обряд отрезания «черного языка» приобретает черты не столько религиозного действия, сколько духовной практики, совершаемой для обретения буддийской мудрости и развития альтруистической интенции. В том случае, когда верующий не понимает сущности обряда, он прибегает к нему с целью устранения реальных препятствий, якобы спровоцированных другими. И только тогда практика данного обряда обретает видимые противоречия с буддийской этикой. Выводы. С учетом буддийского подхода к толкованию смысла защитных ритуалов становится очевидной непротиворечивость обряда отрезания «черного языка» буддийской этике. При такой интерпретации и соответствующем практическом применении защитный обряд может быть одним из способов личностного развития верующих.
Ключевые слова
Об авторе
Юлия Юрьевна ЭрендженоваРоссия
кандидат философских наук, ассистент кафедры
Список литературы
1. Бакаева 2008 — Бакаева Э. П. Калмыцкий буддизм: история и современность // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М.: Вост. лит., 2008. С. 161–200.
2. Бичеев 2006 — Бичеев Б. А. Хар келнә судр оршв // Очиров Н. Живая старина / сост., вступит. ст., коммент. Б. А. Бичеева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2006. С. 359–361.
3. Бичеев 2014 — Бичеев Б. А. Обряд «отрезания черного языка»: традиция и современность // Полевые исследования. 2014. № 2. С. 87–101.
4. Борджанова 2007 — Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 592с.
5. Герасимова 1980 — Герасимова К. М. О некоторых аспектах ассимиляции добуддийских культов по тибетским обрядникам // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1980. С. 54–82.
6. Герасимова 1999 — Герасимова К. М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. 138 с.
7. Далай-лама 2019 — Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Сущность тантры // Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути мантры (Нагрим Ченмо) / пер. с тиб. А. Кугявичуса. В 3-х т. Т. 1. СПб.: Изд-е А. Терентьева, 2019. С. VIII–LXXIII.
8. Дулам 2018 — Дулам С. Монголын буриад бөө нэрийн Цагаан өвгөний шүтлэг, тахилга (= Культ и поклонение Белому старцу бурятских шаманов Монголии) // Эрдэм шинжилгээнийөгүүлэл. I боть. Домог зүй, бөө мөргөлийн судалгаа (= Исследовательские статьи. Т. 1. Исследования в области мифологии и шаманизма). Улаанбаатар: Соёмбо принтинг, 2018. С. 404–419.
9. Жуковская 2002 — Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М.: Вост. лит., 2002. 247 с.
10. Китинов 2015 — Китинов Б. У. Буддийская культура: от возможностей «мягкой силы» до потенциала Лумбини // Азия и Африка сегодня. 2015. № 7. С. 53–57.
11. Кузнецов 2006 — Кузнецов В. С. Буддийский фактор во внешней политике КНР. М.: ИДВ РАН, 2006. 379 с.
12. Лунный свет 2003 — Лунный свет: Калмыцкие историко-литературные памятники / пер. с калм. А. В. Бадмаева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. 477 с.: ил.
13. Музраева 2018 — Музраева Д. Н. Текст «Хара келе» из коллекции О. М. Дорджиева // Монголоведение. 2018. Т. 10. № 2(13). С. 71–85. DOI: 10.22162/2500-1523-2018-13-71-85
14. Очиров 1909 — Очиров Н. Йорэлы, харалы и связанный со вторыми обряд «хара келе утулган» у калмыков // Живая старина. 1909. Т. XVIII. Вып. II–III. Кн. 70–71. С. 84–87.
15. Позднеев 1887 — Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПБ.: Тип. Имп. акад. наук, 1887. 492 с.
16. Пурбуева 1984 — Пурбуева Ц. П. Биография Нейджи-тойна. Источник по истории буддизма в Монголии. Новосибирск: Наука, 1984. 110 с.
17. Раднабхадра 1999 — Раднабхадра. «Лунный свет»: История рабджам Зая-пандиты. Факсимиле рукописи; перевод с ойратского Г. Н. Румянцева и А. Г. Сазыкина. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999. 176 с.
18. Трансграничная культура 2016 — Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков / Э. П. Бакаева, К. В. Орлова, Д. Н. Музраева и др. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. 546 с.
19. Туччи 2005 — Туччи Дж. Религии Тибета / пер. с итал. О. В. Альбедиль. СПб.: Евразия, 2005. 448 с.
20. Феномен междисциплинарности 2016 — Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии / отв. ред. Г. А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2016. 458 с.
21. Философия буддизма 2011 — Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Вост. лит., 2011. 1045 с.
22. Цонкапа 2019 — Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути мантры (Нагрим Ченмо) / пер. с тиб. А. Кугявичуса. В 3-х т. Т. 2. СПб.: Изд-е А. Терентьева, 2019. 800 с.
23. Altan 2007 ― Altan S. An Oirad-Kalmyk Version of the ‘White Old Man’ Sutra Found among the Archives of the Late Lama Sanji Rabga Möngke Baqsi // Mongolian Studies: Journal of the Society of Mongolia. 2007. Is. 29. Pp. 13–24.
24. Birtalan 2013 — Birtalan A. Cagān Öwgön — The White Old Man in the Leder Collections The Textual and Iconographic Tradition of the Cult of the White Old Man among the Mongols // The Mongolian Collections. Retracing Hans Leder / M.-K. Lang, S. Bauer (eds.). Vienna: Austrian Academy of Sciences Press, 2013. Pp. 84–94.
25. Buddhism in Practice 2007 — Buddhism in Practice. Abridged Edition / ed. by D. S. Lopez, Jr. Princeton. Oxford: Princeton University Press, 2007. 464 p.
26. Davidson 2005 — Davidson R. M. Tibetan Renaissance: Tantric Buddhism in the Rebirth of Tibetan Culture. NY: Columbia University Press, 2005. 596 p.
27. Futaki 2005 ― Futaki H. Classification of Texts Related to the White Old Man // Quastiones Mongolorum Disputatae I. Tokyo: Association for International Studies of Mongolian Culture, 2005. Pp. 35–46.
28. Goodman 2017 — Goodman Ch. Ethics in Indian and Tibetan Buddhism [электронный ресурс] // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2017 Edition). URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/ethics-indian-buddhism/ (дата обращения: 17.04.2022).
29. Heissig 1966 ― Heissig W. Mongolische volksreligiose und folklorische Texte. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1966. 256 p.
30. Hopkins 2008 — Hopkins J. Tantric Techniques. Ithaca, NY: Snow Lion Publications, 2008. 424 p.
31. Humphrey 2013 — Humphrey C. Fear as a property and an entitlement // Social Anthropology / Anthropologie Sociale. 2013. No. 21. Pp. 285–304. DOI: 10.1111/1469-8676.12033
32. Lama Yeshe 2014 — Lama Yeshe. Introduction to Tantra: The Transformation of Desire / ed. by J. Landaw. Boston: Wisdom Publications, 2014. 192 p.
33. Nebesky-Wojkowitz 1996 — Nebesky-Wojkowitz R., de. Oracles and Demons of Tibet. The Cult and Iconography of the Tibetan Protective Deities. Delhi: Book Faith India, 1996. 572 p.
34. Ray 2002 — Ray R. A. Secret of the Vajra World. The Tantric Buddhism of Tibet. Boston & London: Shambala, 2002. 524 p.
35. Sakya Trichen 2020 — Sakya Trichen Rinpoche. Freeing the Heart and Mind. Part Three: Teachings of the Sakya Path. Boston: Wisdom Publications, 2020. 176 p.
36. Sárközi 1983 ― Sárközi A. Incense-offering to the White Old Man // Documenta Barbarorum. Festschrift für Walter Heissig zum 70. Geburtstag. Veröffentlichungen der Societas Uralo-Altaica Band. 18 / ed. by K. Sagaster and M. Weiers. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1983.С. 357–369.
37. Кha mchu nag po — ʼPhags pa kha mchu nag poʼi zhi bar byed pa zhes bya ba theg pa chen po mdo (= Святая махаянская сутра, называемая «Умиротворение черных споров») // ʼPhags pa tshe dang ye shes dpag tu med pa zhes bya ba theg pa chen poʼi mdo sogs (= Святые махаянские сутры, называемые «Безграничная жизнь и мудрость»), pp. 214–221 [электронный ресурс]. Buddhist Digital Resource Center. URL: http://purl.bdrc.io/resource/MW1NLM2019_3964DC (дата обращения: 05.03.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Эрендженова Ю.Ю. Обряд отрезания «черного языка» и буддийский защитный ритуал (противоречия этических оснований). Oriental Studies. 2022;15(4):777-787. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-62-4-777-787
For citation:
Erendzhenova Yu.Yu. The Rite of Cutting off the ‘Black Tongue’ — and Buddhist Protective Ritual: Contradictions of Ethical Grounds Analyzed. Oriental Studies. 2022;15(4):777-787. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-62-4-777-787

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.