Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Христианское население города Маджара и его округи по данным археологических и письменных источников

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-904-918

Аннотация

Введение. Статья посвящается проблеме присутствия в городе Маджаре христианского населения, относящегося к различным конфессиям. Город Маджар локализуется на городище Маджары, в Прикумье. В торгово-ремесленном квартале городища найдены предметы христианского культа. Археологические и письменные источники позволяют выделить среди населения города отдельные группы христиан (православные, католики и григориане). Цель исследования — обобщить сведения о присутствии христианского населения в Маджаре. В настоящее время имеются археологические материалы, свидетельствующие о проживании в Маджаре русского и армянского населения. Материалы и методы. Материалами исследования выступили Софийская первая летопись, источники по латинскому миссионерству в Золотой Орде, опубликованные Ф. К. Бруном, А. Б. Малышевым и Р. В. Хаутала, карта Кавказа Георга Трайтеля 1774 г. и археологические материалы. В ходе исследования применялись: историко-системный, историко-сравнительный и картографический методы. Результаты. С 1245 г. начинаются контакты между папством и Монгольской империей, в 1260 г. устанавливаются связи между Золотой Ордой и Византийской империей, в 1267 г. митрополиту Кириллу был выдан ярлык Менгу-Тимура. Ханы Золотой Орды стремились достичь с помощью политики веротерпимости различные внутри- и внешнеполитические цели. В Предкавказье в первой четверти XIV в. функционировали францисканские миссии, приходы Аланской митрополии, Сарайской епархии и армянской церкви. Письменные источники XVI–XVIII вв. свидетельствуют о наличии на городище Маджары христианского храма. Материалы, опубликованные Ф. К. Бруном, А. Б. Малышевым и Р. В. Хаутала свидетельствуют о функционировании в Маджаре и его округе в течение XIV в. нескольких францисканских миссий. Обнаруженные на территории торгово-ремесленного квартала городища Маджары предметы христианского культа (крест-энколпион, медная иконка) свидетельствуют о проживании в городе православного населения и наличии здесь православного храма. Обнаружение на городище армянского хачкара, являвшегося деталью кладки церкви, свидетельствует о наличии в городе армянской общины и армянского храма. Выводы. Имеющиеся свидетельства проживания в Маджаре представителей различных христианских конфессий недостаточно раскрывают их роль в жизни города. Назрела проблема локализации христианского квартала на городище Маджары. Необходимо продолжить поиск архивных материалов и археологические исследования на памятнике.

Об авторах

Виталий Александрович Бабенко
ООО «Наследие» (д. 75, ул. Орджоникидзе, 355008 Ставрополь, Российская Федерация)
Россия

ведущий научный сотрудник



Марина Евгеньевна Колесникова
Северо-Кавказский федеральный университет (д. 1, ул. Пушкина 355000, Ставрополь, Российская Федерация)
Россия

доктор исторических наук, профессор, директор Гуманитарного института, заведующий кафедрой



Хачатур  Ростомович Степанян
Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна (д. 17, пр. Тиграна Меца, 0010 Ереван, Республика Армения)
Армения

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой



Список литературы

1. Архипов 1879 — Архипов А. П. Очерки исследований древнего города Маджара // Указатель географического, статистического, исторического и этнографического материала в «Ставропольских губернских ведомостях». Первое десятилетие (1850–1859 г.) / под ред. Д. А. Кобякова. Тифлис: Изд. Кавк. стат. ком., 1879. С. 225–239.

2. Бабенко 2013 — Бабенко В. А. Католическая кафедра в Маджаре по данным письменных источников // Археология Восточно-Европейской степи: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10: Мат-лы IV Нижневолжской Междунар. археологической конф. (г. Са­ратов, 18–21 октября 2013 г.) / под ред. В. А. Лопатина. Саратов: СГУ, 2013. С. 322–326.

3. Бабенко, Обухов 2021 — Бабенко В. А., Обухов Ю. Д. Памятники округи Маджар (Северный Кавказ). Современное состояние изучения // Поволжская археология. 2021. № 2(36). С. 216–230. DOI: 10.24852/pa2021.2.36.216.230

4. Бочаров 2000 — Бочаров С. Г. Историческая топография Каффы (конец XIII – 1774 г.). Фортификация, культовые памятники, система водоснабжения: автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 2000. 21 с.

5. Бочаров, Масловский 2022 — Бочаров С. Г., Масловский А. Н. Периодизация градостроительства в Золотой Орде // Археология Евразийских степей. 2022. № 4. С. 98–103.

6. Брун 1871 — Брун Ф. К. О поселениях итальянских в Газарии; топографические и исторические заметки // Труды I Археологического съезда в Москве 1869 / под ред. А. С. Уварова. Т. II. М.: Синод. тип., 1871. С. 365–403.

7. Брун 1880 — Брун Ф. К. О разных названиях Киева в прежние времена // Черноморье. Сборник исследований по исторической географии Южной России (1852–1877 г.). Ч. II. Одесса: Тип. Г. Ульриха, 1880. С. 286–298.

8. Вернадский 2004 — Вернадский Г. В. Монголы и Русь / пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. Тверь: ЛЕАН; М.: АГРАФ, 2004. 480 с.

9. Волков 1996 — Волков И. В. Армянский хачкар с городища Маджары // Историко-археологический альманах (Армавирского краеведческого музея). Вып. 2 / ред. Р. М. Мунчаев. Армавир; М.: АКМ, 1996. С. 213–214.

10. Волков 2001 — Волков И. В. Нумизматические и эпиграфические находки из Маджара // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. II: Археология, антропология, палеоклиматология / гл. ред. А. Б. Белинский. М.: Памятники исторической мысли, 2001. С. 109–116.

11. Городцов 1911 — Городцов В. А. Результаты археологических исследований на месте развалин г. Маджар в 1907 году // Труды XIV Археологического съезда в Чернигове, 1909 год / под ред. граф. Уваровой. Т. 3. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1911. С. 162–208.

12. Григорьев 2004 — Григорьев А. П. Ярлык Менгу-Тимура митрополиту Кириллу // Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004. С. 7–44.

13. Записки Одесского 1872 — Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 8. Одесса: Гор. тип., 1872. 490 с.

14. Кабардино-русские 1957 — Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII вв. Документы и материалы. В 2-х тт. Т. 2 / сост. В. М. Букалова. М.: АН СССР, 1957. 424 с.

15. Клапрот 2008 — Клапрот Ю. Описание поездки по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах / пер. с англ.: К. А. Мальбахов. Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2008. 318 с.

16. Коновалова 2009 — Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII–XIV вв. Текст, перевод, комментарий. М.: Вост. лит., 2009. 223 с.

17. Крамаровский 2012 — Крамаровский М. Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия. СПб.: Евразия, 2012. 496 с., 90 илл., 48 с. цв. илл.

18. Красносельцев 1872 — Красносельцев Н. Ф. Западные миссии против татар-язычников, особенно против татар-мухамедан. Казань: Тип. университета, 1872. 243 с.

19. Кубанкин 2012 — Кубанкин Д. А. Русская община золотоордынского города Укека // Поволжская археология. 2012. № 1. С. 172–189.

20. Кузнецов 1968 — Кузнецов В. А. Энколпионы Северного Кавказа // Славяне и Русь. М.: Наука, 1968. С. 80–86.

21. Кузнецов 2002 — Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ.: Ир, 2002. 159 с.

22. Кузнецов 2014 — Кузнецов В. А. Верхний Джулат. К истории золотоордынских городов Северного Кавказа. Нальчик: Изд. отдел КБИГИ РАН, 2014. 160 с.

23. Майоров 2013 — Майоров А. В. Письмо римского папы Иннокентия IV золотоордынскому хану Сартаку (текст, перевод, комментарий) // Mongolica. 2013. Т. 10 / редкол.: И. В. Кульганек, Л. Г. Скородумова, Н. С. Яхонтова. СПб.: Петербургское востоковедение. С. 74–81.

24. Малахов 2015 — Малахов С. Н. Алано-византийские заметки (2) // Малахов С. Н. Алания и Византия: Источниковедческие аспекты политических и церковных связей: избр. ст. М.: СЕМ, 2015. С. 96– 41.

25. Малышев 2006 — Малышев А. Б. Сообщение анонимного минорита о миссионерских пунк­тах францисканцев в Золотой Орде в XIV в. // Археология Восточно-Европейской степи. Вып. 4 / под ред. В. А. Лопатина. Саратов: Научная книга, 2006. С. 183–189.

26. Малышев 2013 — Малышев А. Б. Христиане и христианство в среде золотоордынской аристократии // От Онона к Темзе. Чингисиды и их западные соседи: к 70-летию Марка Григорьевича Крамаровского / ред.-сост. В. П. Степаненко, А. Г. Юрченко. М.: Изд. дом «Марджани», 2013. С. 142–165.

27. Малышев 2016 — Малышев А. Б. Армяне в этнокультурных взаимодействиях на территории Золотой Орды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2016. Т. 13. № 3. С. 253–261. DOI: 10.18500/1819-4907-2016-16-3-253-261

28. Масловский 2018 — Масловский А. Н. Армяне в золотоордынском Азаке // Армяне Юга России: история, культура, общее будущее: материалы III Международной научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.) / отв. ред. акад. Г. Г. Матишов. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2018. С. 133–136.

29. Мыськов 2001 — Мыськов Е. П. Русский поселок и русский квартал Водянского городища // Материалы по археологии Волго-Донских степей. Сборник научных статей. Вып. 1 / отв. ред. И. В. Сергацков. Волгоград: ВолГУ, 2001. С. 250–267.

30. Насонов 2002 — Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). СПб.: Наука, 2002. 412 с.

31. Обухов, Полубояринова 2009 — Обухов Ю. Д., Полубояринова М. Д. Иконка с изображением Богоматери с Маджарского городища // Великий Новгород и Средневековая Русь: к 80-летию акад. В. Л. Янина: сб. ст. / отв. ред. Н. А. Макаров. М.: Памятники исторической мысли, 2009. С. 501–504.

32. ПСРЛ 1851 — Полное собрание русских летописей. Т. 5: Псковская и Софийская летописи / гл. ред. Я. И. Бередников. СПб.: Тип. Эд. Праца, 1851. 279 с.

33. Полубояринова 1978 — Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М.: Наука, 1978. 133 с.

34. Почекаев 2010 — Почекаев Р. Ю. Ярлыки ханов Золотой орды Русской церкви: к вопросу о хронологии и количестве // Научный Татарстан. 2010. № 2. С. 156–167.

35. После Марко Поло 1968 — После Марко Поло: Путешествия западных чужеземцев в страны Трех Индий / пер. с лат. и староитал. яз., введ. и примеч. Я. М. Света; ред. О. М. Гармсен. М.: Наука, 1968. 237 с., 1 л. карт.

36. Прозрителев 1906 — Прозрителев Г. Н. Мажары. Один из древнейших городов Северного Кавказа. Ставрополь: Тип. наследников Берк, 1906. 16 с.

37. Ртвеладзе 1965 — Ртвеладзе Э. В. Крест-энколпион из Маджар // Советская археология. 1965. № 2. С. 281–282.

38. Ртвеладзе 1972 — Ртвеладзе Э. В. К истории города Маджар // Советская археология. 1972. № 3. С. 149–163.

39. Сочнев 2008 — Сочнев Ю. В. Православие как фактор развития религиозной ситуации в Золотой Орде // Textum Historiae: Исследования по теоретическим и эмпирическим проблемам Всеобщей истории. Вып. 3 / отв. ред. А. В. Хазина. Н. Новгород: НГПУ, 2008. С. 149–165.

40. Тизенгаузен 1884 — Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1884. 563 с.

41. Хаутала 2012 — Хаутала Р. Идеологические предпосылки и цели первых папских посольств к монголам в 1245–1248 гг. // Золотоордынская цивилизация. 2012. Вып. 5. С. 340–362.

42. Хаутала 2014а — Хаутала Р. Два письма францисканцев из Крыма 1323 года: латинский текст, русский перевод и комментарий // Золотоордынская цивилизация. 2014. № 7. С. 87–106.

43. Хаутала 2014б — Хаутала Р. Ярлык хана Узбека францисканцам Золотой Орды 1314 года: латинский текст, русский перевод и комментарии // Золотоордынское обозрение. 2014. № 3(5). С. 31–48.

44. Хаутала 2017 — Хаутала Р. Западные миссионеры и торговцы: примеры взаимодействия // Золотоордынская цивилизация. 2017. № 10. С. 113–131.

45. Хаутала 2018 — Хаутала Р. Латинские источники о миссионерской деятельности францисканцев в Золотой Орде в правление хана Узбека (1313–1341) // Исторический вестник. Т. 25: Экспансия Монгольской империи / под общ. ред. А. А. Горского. М.: Изд. Центр РГГУ, 2018. С. 76–119.

46. Хаутала 2019 — Хаутала Р. В землях «Северной Тартарии»: сведения латинских источников о Золотой Орде в правление хана Узбека (1313–1341) / общ. и науч. ред. И. М. Миргалеева. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. 976 с. (Серия «Язма Мирас. Письменное наследие. Textual Heritage»; вып. 6).

47. Шелиха 2012 — Шелиха В. Основание православного епископства в Сарае в 1261 году // Золотоордынская цивилизация. 2012. Вып. 5. С. 83–90.

48. Юрченко 2012 — Юрченко А. Г. Между Ясой и Кораном (начало конфликта). Книга-конспект. СПб.: Евразия, 2012.

49. с.: ил.


Рецензия

Для цитирования:


Бабенко В.А., Колесникова М.Е., Степанян Х.Р. Христианское население города Маджара и его округи по данным археологических и письменных источников. Oriental Studies. 2022;15(5):904-918. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-904-918

For citation:


Babenko V.A., Kolesnikova M.E., Stepanyan Kh.R. Christian Population of Majar City and Its Neighborhood: Evidence from Archaeological and Written Sources. Oriental Studies. 2022;15(5):904-918. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-904-918

Просмотров: 479


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)