ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Введение. Статья посвящается проблеме присутствия в городе Маджаре христианского населения, относящегося к различным конфессиям. Город Маджар локализуется на городище Маджары, в Прикумье. В торгово-ремесленном квартале городища найдены предметы христианского культа. Археологические и письменные источники позволяют выделить среди населения города отдельные группы христиан (православные, католики и григориане). Цель исследования — обобщить сведения о присутствии христианского населения в Маджаре. В настоящее время имеются археологические материалы, свидетельствующие о проживании в Маджаре русского и армянского населения. Материалы и методы. Материалами исследования выступили Софийская первая летопись, источники по латинскому миссионерству в Золотой Орде, опубликованные Ф. К. Бруном, А. Б. Малышевым и Р. В. Хаутала, карта Кавказа Георга Трайтеля 1774 г. и археологические материалы. В ходе исследования применялись: историко-системный, историко-сравнительный и картографический методы. Результаты. С 1245 г. начинаются контакты между папством и Монгольской империей, в 1260 г. устанавливаются связи между Золотой Ордой и Византийской империей, в 1267 г. митрополиту Кириллу был выдан ярлык Менгу-Тимура. Ханы Золотой Орды стремились достичь с помощью политики веротерпимости различные внутри- и внешнеполитические цели. В Предкавказье в первой четверти XIV в. функционировали францисканские миссии, приходы Аланской митрополии, Сарайской епархии и армянской церкви. Письменные источники XVI–XVIII вв. свидетельствуют о наличии на городище Маджары христианского храма. Материалы, опубликованные Ф. К. Бруном, А. Б. Малышевым и Р. В. Хаутала свидетельствуют о функционировании в Маджаре и его округе в течение XIV в. нескольких францисканских миссий. Обнаруженные на территории торгово-ремесленного квартала городища Маджары предметы христианского культа (крест-энколпион, медная иконка) свидетельствуют о проживании в городе православного населения и наличии здесь православного храма. Обнаружение на городище армянского хачкара, являвшегося деталью кладки церкви, свидетельствует о наличии в городе армянской общины и армянского храма. Выводы. Имеющиеся свидетельства проживания в Маджаре представителей различных христианских конфессий недостаточно раскрывают их роль в жизни города. Назрела проблема локализации христианского квартала на городище Маджары. Необходимо продолжить поиск архивных материалов и археологические исследования на памятнике.
Введение. Проблематика развития восточных провинций Персии Керман и Систан в конце XIX – начала ХХI в. не нашла достойного отражения в российской и зарубежной историографии, как и их роль в экономическом соперничестве России и Великобритании. Цель исследования. В статье проводится анализ основных тенденций развития Систана и Кермана на рубеже XIX–XX вв. и их значения во внешнеэкономической деятельности Великобритании и России. Методы и материалы. В статье в качестве исторического источника используются донесения российских дипломатов, как правило, руководивших российскими консульствами в Кермане и Систане. При разработке темы применялись историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический методы. Результаты. Российские дипломаты уделяли большое внимание особенностям развития Кермана и Систана, отмечая специфику этнического состава населения, природно-климатических условий, экономического потенциала региона. В статье подчеркивается, что долгое время во внешней торговле Кермана и Систана доминировала Британская империя, использовавшая, прежде всего, потенциал и наработанный Индией опыт в организации торговли с Персией. Анализ донесений российских дипломатов показывает, что с конца XIX в. Россия проявляет большой интерес к данным провинциям, с точки зрения реализации собственных внешнеэкономических амбиций на востоке Персии. В Санкт-Петербурге осознавали невозможность сохранения политического господства в Персии без укрепления своего экономического присутствия в стране, в том числе в регионах, где традиционно доминировала Британская империя. Данная инициатива Санкт-Петербурга вызывала большие опасения в Лондоне. Выводы. В конце XIX – начале ХХ в. России удалось потеснить позиции Британской империи на рынках Систана и Кермана, даже в таком сегменте, где традиционно доминировала Великобритания, как экспорт текстиля. В то же время, констатируя очевидные успехи России в восточных провинциях Персии, следует отметить, что российские предприниматели проявляли слабый интерес к развитию торговли с Керманом и Систаном. Поэтому большинство внешнеэкономических операций, осуществлялось при активном участии дипломатических представительств России. В последние предвоенные годы предприниматели России проявляют в этом отношении собственную инициативу, создавая залог для дальнейших успехов России в торговле с Керманом и Систаном.
Введение. Одной из малоизученных в российском монголоведении тем является история становления и развития интеллигенции во Внутренней Монголии Китая в XX в. Цель исследования — изучить развитие системы образования во Внутренней Монголии, включая районы проживания дауров, в поздний период династии Цин и в период Китайской Республики; определить место и роль Монгольско-тибетской спецшколы в подготовке передовой молодежи Внутренней Монголии. Материалы. В написании статьи авторы использовали широкий круг источников, включающий документы из фондов Российского государственного архива социально-политической истории и Центрального архива Федеральной службы безопасности России, сборника документов и мемуаров «Записки бедствий и страданий», материалы справочника «Обзор Морин-Дава-Даурского автономного хошуна» и газеты «Нэймэнгу жибао». В рамках исследования проанализированы также публикации российских и зарубежных историков, в которых затронуты некоторые аспекты развития образования в национальных регионах Китая. Результаты. В начале XX в. молодежь Внутренней Монголии получила возможность обучаться в учебных заведениях Китая и других стран; впоследствии революционная молодежь, составившая большую долю монгольской интеллигенции, приняла активное участие в социально-политических мероприятиях изучаемого периода. Выводы. Реформы в системе образования национальных меньшинств, проводимые цинским правительством и в последующем Китайской Республикой, привели к созданию большого количества учебных заведений, в которых могли проходить обучение дети простых аратов Внутренней Монголии. Это стало одним из определяющих факторов возникновения нового общественного слоя во Внутренней Монголии в 1920–1930-е гг. — образованной революционной молодежи, обучавшейся не только в Китае, но и в Японии, Монголии, СССР и сыгравшей большую роль в общемонгольском национально-освободительном движении. Выяснено, что важное место среди созданных в эти годы учебных заведений занимала Монголо-тибетская спецшкола, выпускники которой составили ряды политической элиты Внутренней Монголии в XX в.
Введение. В сборнике «Монголия в документах из архивов ФСБ России (1922–1936 гг.)» опубликована «Записка советника Экономического совета МНР Е. А. Стулова о поездке в Ара-Хангайский аймак». Записка Е. А. Стулова интересна прежде всего с точки зрения понимания текущей — экономической и политической — ситуации в стране. Е. А. Стулов в качестве советника Экономического совета МНР побывал в Цэцэрлэге, аймачном центре Архангайского (Ара-Хангайского) аймака, с 1 по 10 июня 1932 г., записка составлена 25 июня того же года под грифом «совершенно секретно». Главной целью поездки, как отмечает автор, явилось «изучение характера и причин восстания» в аймаке. Дело Евгения Александровича Стулова, датированное 1925 г., хранится в Российском государственном архиве экономики, в фонде Народного комиссариата Внешторга СССР. Записку Е. А. Стулова можно рассматривать как развернутую аналитическую справку о событиях, произошедших не только в Архангайском, но и других аймаках страны, и условно можно разделить на несколько составляющих: 1) причины и характер восстания 1932 г.; 2) экономические причины восстания; 3) работа партийной организации в аймаке и шире — Монгольской народно-революционной партии в стране. Цель статьи — проанализировать поездку Стулова в Архангайский аймак, рассмотреть причины восстания не только в Архангайском аймаке, но и на значительной территории страны. Материалы. В статье использованы архивные документы из Российского государственного архива экономики, Центрального архива ФСБ России, научная литература на монгольском и русском языках, материалы сборника «Монголия в документах из архивов ФСБ России (1922–1936 гг.)». Результаты и выводы. Записка Е. А. Стулова раскрывает причины мощных выступлений разных слоев монгольского общества. Его поездка, несомненно, сыграла определяющую роль в быстром реагировании советского руководства на драматические события в стране. Волнения начались в апреле 1932 г., а уже в мае того же года монгольский вопрос обсуждался на заседании политбюро ЦК ВКП(б), сразу же в Улан-Батор поступило письмо, в котором содержались предложения по устранению допущенных просчетов и ошибок. Поэтому в страну был направлен в июне советник Экономического совета МНР для разбора текущей обстановки, записка которого по результатам его поездки вскрыла причины произошедшего.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Введение. В статье подробно рассматриваются калмыцко-кубанские отношения в 1727 г. и роль в них мятежного кубанского султана Бахта-Гирея, которые вносили серьезную дестабилизацию на степной границе Российской и Османской империй. В последнее время в историографии наблюдается возрастающий интерес к личности Бахта-Гирея, которому персонально посвящен целый ряд публикаций. Целью работы является введение в научный оборот новых сведений о калмыцко-кубанских отношениях. Основным материалом для данной работы послужили материалы Национального архива Республики Калмыкия, где отложились уникальные документы, касающиеся переписки калмыцких владельцев с региональной администрацией на юге России, а также секретные сведения информаторов о калмыцко-кубанских отношениях. Результаты. В статье подробно представлен исторический обзор калмыцко-кубанских отношений в 1726–1727 гг. В этот период Бахта-Гирей после ряда неудач снова вступил в борьбу за власть на Кубани, прибегнув к военной помощи калмыков. Калмыцкие владельцы, используя этот фактор, желали не только возвратить ногайских едисан и джембойлуков, но и минимизировать какую-либо угрозу со стороны кубанского направления. Именно общие военно-политические интересы в реализации этого плана и сблизили Бахта-Гирея с калмыцкими владельцами. Российское правительство, весьма обеспокоенное напряженной ситуацией на русско-турецкой границе, искало различные способы по нейтрализации мятежного султана — от политического убийства до принятия под протекцию. Вопрос о возможном принятии Бахта-Гирея под российскую протекцию был положительно встречен как самим султаном, так и большей частью калмыцких владельцев, которая активно включилась в переговорный процесс. Подполковник В. П. Беклемишев как главный представитель на переговорах с российской стороны всерьез опасался политической имитации со стороны Бахта-Гирея и калмыцких владельцев, но он не имел никаких политических рычагов на то, чтобы как-то повлиять на ситуацию и отменить намечающийся кубанский поход.
Актуальность изучения истории повседневности на современном этапе вызвана запросом общества в условиях поиска путей самоидентификации народов. В связи с этим возрастает интерес к истории повседневности у калмыков — уникального во многих отношениях этноса. Необходимость обращения авторов к этой проблеме объясняется также ее малоизученностью, поскольку опыт ее исследования ограничивается лишь фрагментарными наблюдениями небольшого круга авторов. Цель и задачи. С учетом вышесказанного авторы в данной работе обозначили ее конкретную цель: охарактеризовать историю калмыцкой повседневности на примере дел и забот одного из Шебенеровых родов Калмыцкой степи Астраханской губернии. Избранные авторами хронологические рамки исследования (вторая половина XIX – начала ХХ в.) объясняются наибольшим в указанный период богатством новаций, что вызывало серьезные изменения в размеренной кочевой жизни. Источники. Исследование основано на использовании архивных источников, по преимуществу делопроизводственных материалов фондов Управления калмыцким народом и Малодербетовского улусного управления, хранящихся в Национальном архиве Калмыкии. Данные источники впервые вводятся в научный оборот. Методы. Исследование базируется на применении комплекса общенаучных и специально-исторических методов, из которых основополагающая роль принадлежит цивилизационно-культурному и междисциплинарному подходам в сочетании с принципами историзма и объективности, что позволило авторам добиться максимальной достоверности описываемых явлений калмыцкой жизни. Результаты. В изучаемый период наблюдалось радикальное разрушение родовой замкнутости калмыцкого общества, вызванное как административными мерами в результате укрупнения аймаков и хотонов в 1910 г., так и социально-экономическими изменениями, следствием которых являлись заметное расслоение общества и миграции обедневших лиц в поисках работы, в том числе за пределы губернии. Свою лепту в эти процессы внесли крестьянские переселения в Калмыцкую степь, что вызвало дополнительные проблемы в земельных отношениях с ними.
Введение. Данная статья посвящена истории заселения русскими Урянхайского края (современной Республики Тувы) до возникновения российского протектората. Цель исследования — анализ миграционных потоков, сопровождавших освоение Урянхайского края. Материалы и методы. Источниковой базой исследования послужил широкий круг материалов, среди которых значительную долю занимают дореволюционные издания, в том числе периодическая печать («Сибирь», «Минусинский край», «Минусинский листок», «Енисейская мысль», «Красноярский голос» и др.), содержащая сведения по изучаемой теме. Методологической основой статьи стали общенаучный принцип и методы научного познания. Результаты. Освоение края русским населением шло тремя основными потоками: золотопромышленным, земледельческим и торговым. Первые сведения о добыче золота в Урянхае относятся к 1837 г., когда русские стали разрабатывать золотые прииски в верховьях реки Систикема. Тувинцы работали на приисках, промывали золото латками. К 1910-м гг. в Урянхае действовало 15 приисков. Добыче золота препятствовало не только бездорожье, но и подписанное в 1903 г. постановление, по которому русские золотопромышленники обязаны были уйти с прииска, если китайское правительство на это укажет. Одними из первых в Урянхае осели староверы, пришедшие в 60-х гг. XIX в. в поисках страны Беловодья. Они стали первыми русскими, начавшими возделывать землю края. В периодических изданиях земля тувинцев была представлена плодородным краем, а после изгнания китайцев популяризация «тучных земель» была организована среди минусинских крестьян и на территориях, расположенных вдоль сибирской железной дороги. К 1914 г. под русские посевы было занято свыше 3 000 десятин земли. Первые купцы, оказавшиеся на территории края, возили «товар за пазухой». Ножи, спички, табак и другие товары они выменивали на скот и пушнину. Значительная часть русских переселялась в Урянхай в основном из ближайших губерний. Наблюдалась замещающая миграция населения. Будучи осведомлены о ресурсах Урянхайского края, там селились страдающие от малоземелья крестьяне, проживавшие на границе с ним, а на их место прибывали переселенцы, в частности, минусинские крестьяне. Этнический и социальный состав выходцев из России не был однороден. Представители разных национальностей — русские, татары, хакасы, латыши, поляки — были также выходцами из разных сословий: купцов, казаков, крестьян. Это обстоятельство свидетельствует об активной миграционной мобильности населения в конце XIX и начале XX в. К моменту вхождения Урянхая под протекторат России в 1914 г. в крае проживало более 5,5 тыс. русских. Выводы. Заселение русскими Урянхая, с момента прихода староверов и до вхождения края под протекторат России, произошло менее чем за 60 лет. Такому быстрому и успешному заселению способствовал ряд факторов: географическое положение, отсутствие точной границы между двумя государствами, политическая ситуация в Китае и экономические возможности, открывшиеся в крае для русского населения.
Цель статьи — выявление специфики институализации исторической науки в Бурят-Монгольской АССР в 1920–1930-е гг. Проанализированы условия развития исторической науки в дореволюционное время и особенности формирования новых форм организации исторического познания в республике (научного учреждения, научного общества, музеев, архивов) и образовательной инфраструктуры для подготовки специалистов-историков. Большое внимание уделено анализу историко-этнографических исследований в научных обществах (Бурят-Монгольское общество им. Доржи Банзарова, Троицкосавско-Кяхтинское отделение Русского географического общества) и первом научном учреждении республики, прошедшем в обозначенный период путь от Бурят-Монгольского ученого комитета до Государственного института языка, литературы и истории культуры. Материалы. При подготовке статьи были использованы неопубликованные документы, хранящиеся в Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Научном архиве Бурятского научного центра СО РАН и Государственном архиве Республики Бурятия. Применение принципов историзма и системности позволило реконструировать процесс институализации исторической науки в молодой Бурят-Монгольской автономии, обусловленный задачами политического, общественного, экономического, научного и культурного развития государства. Руководствуясь принципом объективности удалось разработать взвешенный подход для характеристики идеологической обусловленности гуманитарной науки в первые десятилетия Бурят-Монгольской АССР. Результаты. В первое послеоктябрьское десятилетие в историографии оформилась принципиально новая концепция исторической науки, базирующаяся на марксистко-ленинской идеологии, сформировалась инфраструктура исторической науки Бурят-Монголии, представленная учреждениями науки и образования, общественными организациями и архивами. Историческая наука развивалась «под флагом краеведения» с присущими этапу становления недостаточной детализацией и обобщающим характером постановки исторических проблем. В этот период в рамках проведения первого культурно-национального совещания в 1926 г. и совещания по спорным вопросам истории Бурят-Монголии в 1934 г. вырабатывались консолидированные представления о направлениях и задачах развития исторической науки в Бурят-Монголии. Несмотря на идеологические перегибы, сказавшиеся самым негативным образом на кадровом и творческом потенциале исторической науки, к концу 1930-х гг. сформировались источниковая база и теоретико-методологический инструментарий, соответствующий господствующей марксистско-ленинской идеологии. Все это позволило ученым — П. Т. Хаптаеву, А. П. Окладникову, Ф. А. Кудрявцеву и многим другим — подготовить фундаментальные обобщающие труды по истории Бурятии, ставшие классикой отечественной историографии.
Введение. В статье на основе впервые вводимых в научный оборот архивных документов, выявленных в Национальном архиве Республики Калмыкия и Государственном архиве Российской Федерации, с привлечением и других видов исторических источников автор продолжает исследование проблемы подготовки и призыва на военную службу калмыков в контексте укрепления обороноспособности СССР в предвоенные годы. Цель исследования — проанализировать мобилизационные мероприятия, проводившиеся с целью укрепления обороноспособности страны на основе установившейся смешанной системы комплектования армии — кадрового и территориального формирования, в условиях накануне перехода к постоянной кадровой системе строительства Красной армии. Результаты. Показано, что к середине 1930-х гг. завершились военные реформы на основе смешанной системы комплектования Красной армии. За годы призыва на действительную военную службу более двух тысяч калмыков в кадровых частях Красной армии получили боевую, политическую, физическую подготовку, стали профессиональными воинами, готовыми к защите Отечества. Около 7 тысяч граждан Калмыкии призывных возрастов прошли вневойсковое обучение, освоили военное дело, овладели навыками обращения с оружием, составили качественный резерв пополнения вооруженных сил страны. Однако к середине 1930-х гг. Советский Союз оказался перед объективной необходимостью принятия мер по обеспечению своей безопасности. Прежде всего требовалось создать кадровую полномасштабную армию и увеличить ее численный состав, поднять уровень боеспособности, боевой и мобилизационной готовности Красной армии, в совершенстве овладеть новой боевой техникой, тактикой ведения современных боевых действий. В связи с этим предстояло провести радикальную военную реформу — осуществить переход от смешанной, кадрово-милиционной к единой кадровой системе строительства Красной армии на основе всеобщей воинской обязанности граждан СССР.
ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
Введение. Музейные предметы все чаще становятся объектом исследования и позволяют проследить то, что отсутствует в архивных документах, а именно повседневную жизнь того или иного общества. В Астраханском музее-заповеднике хранится аутентичная коллекция буддийских икон, которые послужили объектом данного исследования. Целью данной работы является анализ калмыцких дарцигов (буддийских икон) как источников для исторических и этнографических исследований. Материалы и методы. В Астраханском музее-заповеднике в «калмыцкой» коллекции насчитывается свыше 220 ед. хр., из них 49 дарцигов, анализу подвергаются только 48 икон, поскольку 49-й дарциг относится к современному периоду и не имеет аутентичной ценности. В качестве методов анализа использовались: историко-генетический метод, статистические методы, сравнительно-сопоставительный анализ, описательный, антропологический и т. д. Исследование основано на междисцисциплинарном подходе, позволяющем проанализировать объект с точек зрения разных наук. Результаты. Формирование «калмыцкой коллекции» буддийских икон происходило в дореволюционный и советский периоды. Сбор и сдача в музей культурных артефактов происходили по ряду причин, в первую очередь по причине стремления членов Петровского общества исследователей Астраханского края сохранить культурное наследие проживавших на территории Астраханского края народов, которое могло бы быть уничтожено советской властью или утеряно в силу разных обстоятельств в водовороте исторических событий. Сопоставление современной «калмыцкой» коллекции с другими источниками позволило установить перечень отдельных буддийских икон, которые были утрачены и которые представляют большой научный интерес. Буддийские иконы, имеющие хорошую сохранность и без паспарту, были специально написаны и переданы Петровскому обществу, иконы плохой сохранности со следами копоти использовались в бедном калмыцком жилье, иконы больших размеров и хорошей сохранности, скорее всего, использовались в буддийских храмах или в домах состоятельных калмыков. Анализ паспарту показал, что калмыки всегда относились к буддийским божествам с большим почтением, и это сакральное отношение отражалось и в том, из какого материала изготавливались паспорту.
Введение. В статье обсуждается актуальная практика повторного использования вещей (upcycling), которые не только бытовали в разных локальных культурах в прошлом, но и до сих пор сохраняются в них в разных формах. Цель исследования ― описание и анализ современной формы традиции передачи старых вещей детей у тувинцев, коренного населения Республики Тыва (Тувы). Она рассматривается нами как тувинский традиционный вариант upcycling. Сама традиция в тувинской культуре не имеет специального названия, но для обозначения старых вещей есть несколько терминов тувинского языка. Наиболее общий — эргинди ‘старье’. Представив ее современное бытование на примерах, мы также попытались очертить ее традиционные характеристики, поскольку сама традиция совершенно не была изучена. Материалы и методы. Исследование, начатое нами с автоэтнографических наблюдений, привлекает также антропологические методы и данные других смежных научных дисциплин, в том числе филологии, лингвокультурологии, истории. Результаты и выводы. Приведены упоминания из тувинского фольклора, национальной литературы, упоминания из этнографических публикаций XIX–XX в., а также воспоминания тувинцев старшего поколения о своем детстве, семейных обычаях. Подчеркивается, что традиция не только была призвана экономить средства на приобретение вещей, бережно относиться к ним, но и показывала особое отношение тувинцев к детям, а также выступала одним из механизмов поддержания родственных связей между тувинцами. Эти же характеристики отмечаются и в современном бытовании. Тем не менее называются и новации в виде расширения категорий вещей (не только одежда, но и одежда для беременных, детский инвентарь, игрушки, книги), передачи вещей не только родственникам, использование национальных видов одежды от родственников и пр.
Введение. Территория Южной Сибири исторически являлась перекрестком древних миграционных путей. Сложный процесс этногенеза в регионе требует междисциплинарного изучения содружеством историков, этнографов, антропологов, лингвистов и генетиков. Цель исследования — обосновать возможность комплексного изучения генофондов через призму родовой структуры. Материалы и методы. Наиболее эффективным инструментом для этого служит Y-хромосома: она наследуется, как и родовое имя, по отцовской линии, обладает огромным разнообразием, позволяет реконструировать миграционные волны, дает возможность датировать генетическую историю. Эти особенности Y-хромосомы позволяют ей стать дополнительным историческим источником в рамках комплексных этнографических, исторических, лингвистических, антропологических и генетических исследований родовых групп у народов, у которых еще сохранилась память о родовой структуре. Результаты. C начала XXI в. началось активное изучение Y-генофонда тувинцев. Однако сложность учета родовой структуры тувинцев обусловлена целым рядом причин: системой административно-территориального устройства в период господства Цинской империи в Туве (1757–1912 гг.), паспортизацией населения Тувы (1945–1947 гг.), при которой в фамилию превращались имена, а не род; увеличением числа гражданских браков, нарушающих систему патрилинейности. Последние исследования Y-генофонда наиболее многочисленных тувинских родовых групп монгуш и ооржак показали, что основу их генофонда составляют североевразийские гаплогруппы (N*, N1a2, N3a, Q), связываемые с автохтонным населением современного ареала тувинцев. При этом центральноазиатские гаплогруппы (С2, О2) составляют менее пятой части — 17 % их генофондов. Прицельный анализ наиболее частой центральноазиатской гаплогруппы С2a1a2a2a2-SK1066 показал, что она возникла около 900 лет назад на территории северо-восточной Монголии, а в Туву могла попасть не ранее XI–XII вв. Данные антропологов также указывают на позднее появление центральноазиатского пласта в этногенезе тувинцев и их родовых групп. В структуре генофондов других родовых групп кол, оюн, хертек североевразийские гаплогруппы столь преобладают, что доля центральноазиатских гаплогрупп падает до 3 %. Выводы. В целом результаты показывают, что монгольская экспансия не оказала заметного воздействия на Y-генофонд родовых групп Тувы в отличие от этнокультурного, хозяйственного и лингвистического влияния.
АРХЕОЛОГИЯ
Введение. В данной статье анализируются антропологические материалы, позволяющие проследить процессы формирования населения, которое проживало на территории Республики Калмыкия в эпоху средней бронзы, называемой катакомбной культурой. Целью данной работы является анализ половозрастной структуры населения катакомбной культуры, проживавшего на территории Сарпинской низменности. Методы и материалы. Определение пола и возраста погребенных проводилось по комплексной антропологической программе, включающей традиционные антропологические методики, фиксацию маркеров стресса и физиологических особенностей скелета, повреждений травматического характера. Материалами для исследования послужили костные останки из погребений катакомбной культуры, которые в основном находятся в хранилище остеологических материалов Калмыцкого научного центра РАН. Данные несохранившихся антропологических материалов были восстановлены по фотографиям из Полевых отчетов. Результаты. Работа проводилась по нескольким исследовательским направлениям: характеристика археологических памятников, из которых был взят антропологический материал; половозрастная характеристика погребенных; выявление и описание некоторых патологических проявлений, маркеров физиологического стресса, а также травматических проявлений; сравнительный анализ с населением, проживавшем в эпоху средней бронзы на территории соседнего региона (Дагестан): сходство и отличия в некоторых демографических показателях. Освещение новых материалов позволят проследить процессы формирования населения в волго-манычских степях в эпоху среднего бронзового периода. Рассмотрение в качестве объекта палеодемографического исследования антропологических материалов из раскопок на территории Республики Калмыкия, хранящихся в КалмНЦ РАН, является первым опытом исследования в этом направлении. Данная работа способствует вводу новых данных в научный оборот.
Статья описывает методику трехмерного документирования и визуализации. Целью исследования является сохранение и реконструкция основных форм и типов казахского мемориального зодчества методами визуальной археологии. Материалы и методы. Для начала были определены морфологические характеристики исследуемых объектов — сырцовых мавзолеев. В соответствии с ними была выбрана методика трехмерной визуализации. Сценарии фотографирования были разработаны в соответствии с рекомендациями разработчиков используемого программного обеспечения. Предельно четко описываются все этапы создания трехмерных моделей, начиная со сбора данных, описания характеристик используемого оборудования, приведение необходимых расчетов для съемки, непосредственно съемка и постобработка данных. Подробно расписан самый важный и ответственный момент исследования — съемка. Съемка проводилась с разных ракурсов, по результатам съемки с каждого ракурса формировался набор фотографий. Необходимо сделать достаточное количество качественных фотографий с разных ракурсов. Количество фотографий для каждого ракурса должно быть максимально возможным — от 30–40 до нескольких сотен и тысяч. Результаты. Отмечается, что было сделано 6–8 наборов для каждого мавзолея. Всего на документирование одного объекта, с учетом дополнительных и запасных фотографий, приходилось 500–600 снимков. Большой объем работы выполнен в процессе обработки данных, которая проводилась в определенном порядке. Результатом этой работы стали трехмерные модели и визуализация исследованных мавзолеев. Сохранение памятников сырцовой архитектуры степи в цифровом формате — настоятельная необходимость, так как это исчезающий вид позднесредневекового мемориального зодчества, ведущего свое начало с древних эпох. Цифровые 3D-модели разрушающихся сырцовых мавзолеев всегда будут бесценны для науки как исторические источники, часть культурного наследия казахского этноса.
Введение. В истории и археологии Евразии вопросы происхождения, территории расселения, политической истории савромато-сарматских племен недостаточно хорошо изучены. В памятниках этих народов письменных источников не обнаружено, и сведения о савромато-сарматских племенах, наряду с археологическими данными, мы находим в работах античных писателей. Целью исследования является анализ исторических источников и археологических данных, исследование истории происхождения савромато-сарматских племен, обитавших в железном веке в Южно-Уральском регионе, и мечей из памятников савромато-сарматов из Западного Казахстана. Материалы. Мечи и кинжалы, составляющие основную часть находок из погребений, дают ценные сведения для определения хронологии могильников или погребений, определения зон обитания кочевых племен и региональных особенностей кочевых племен. А. И. Мелюковой, К. Ф. Смирновым, А. М. Хазановым, Е. В. Черненко, А.В. Симоненко, П. И. Шульга, В. А. Кочеевым и другими учеными была разработана хронологическая типология мечей и кинжалов из памятников кочевых племен Северного Причерноморья, Северного Кавказа и других регионов. Оружие же савромато-сарматских племен из Западного Казахстана до настоящего времени не изучено, не разработана их хронологическая типология. Поэтому, основываясь на опыте вышеупомянутых исследователей, систематизировав имеющиеся сведения и полученные в ходе исследований новые данные, авторами разработана типологическая класификация и хронология мечей из могильников племен савромато-сарматов, населявших территорию Западного Казахстана. Результаты. Отмечено, что савромато-сарматы — это потомки племен, живших в эпоху бронзы — создателей андроновской и срубной культур, они имели близкое родство с сакскими племенами. Установлено, что на основе савроматов сформировались сарматские племена, т. е. они имеют общие корни. Кроме того, на основе археологических данных было установлено, что эти племена обитали на территории Западного Казахстана, проведена типологическая класификация найденных в кургане мечей региона, проведен научный анализ. Проведен статистический анализ мечей и кинжалов из савромато-сарматских курганов Западного Казахстана, сделаны научные выводы о преобладающем типе оружия, технологии его изготовления. В статье выделены специфические особенности типов мечей, ареал распространения и проведен сравнительный анализ.
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Введение. Вопросы ведения делопроизводства и документооборота в процессе деятельности органов управления в России XIX в. изучены в российской науке. Однако в Калмыкии отсутствуют фундаментальные научные труды по изучению данной проблематики. В статье на примере деятельности Астраханской Комиссии калмыцких дел рассмотрен порядок прохождения документов и виды документов, образовавшиеся в период деятельности комиссии. Особый интерес вызывает порядок рассмотрения прошения владельца Э. Ц. Кичикова, представителя калмыцкой знати, по вопросу, касающемуся награждения бронзовой медалью российских дворян и купцов в память Отечественной войны 1812 г. и отношения калмыцкой знати к данной категории. Цель статьи — ввести в научный оборот архивные документы фонда И-2 «Комиссии калмыцких дел», изучить порядок оформления такого вида документа, как «регистр», и проследить порядок рассмотрения документов в административных органах дореволюционной России и Калмыкии на конкретных примерах. Результаты. Исследование видового состава архивных документов, созданных в процессе деятельности Астраханской комиссии калмыцких дел, позволило изучить порядок ведения делопроизводства и документооборота в одной из национальных окраин, а также рассмотреть вопрос об отношении калмыцкой знати к российскому дворянству.
Введение. В статье дана характеристика сочинения «Рычание благозвучной речи», написанного известным бурятским буддийским деятелем и просветителем XIX в. Лувсан-Ринченом Номтоевым. Оно было издано ксилографическим способом в печатном дворе Ацагатского дацана. Целью статьи является анализ и ввод в научный оборот результатов предварительного исследования этого небольшого по объему, но ценного по своей информативности и стройности изложения историко-грамматического сочинения. Материалы и методы. Источником является ксилографический текст «degedü šasin erdeni ber mongɣol oron-i tügegülügsen uɣ-i üjegülügsen iraɣu kelen-ü kürkirel neretü orusibai» из монгольской коллекции Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН — БМ-658. Источниковедческому анализу содержания предшествует краткое историографическое введение истории изучения как самого сочинения, так и некоторых сочинений, написанных Л.-Р. Номтоевым. Результаты. Отмечено, что деятельность Р. Номтоева высоко оценивалась А. М. Позднеевым, М. Н. Богдановым, Б. Я. Владимирцовым, Ф. А. Кудрявцевым, П. Б. Балданжаповым, Ц.-А. Дугар-Нимаевым, Б. Д. Баяртуевым, монгольскими учеными Т. Пагбой, Ц. Дамдинсурэном, Д. Цэрэнсодномом и др. В результате анализа содержания выявлено, что сочинение состоит из двух частей: в первой части изложена история распространения буддийского учения среди монголов и установлены отношения лама – милостынедатель, а также описано возвышение гелукпинской школы; во второй части на монгольском языке говорится об истории распространения буддизма и о важности проповеди на монгольском языке. Выводы. Установлено, что первая часть является авторской переработкой четвертой главы «О том, как учение распространилось в Монголии» сочинения Туган-гэгэна Лувсанчойжинимы (1737–1802) «Хрустальное зерцало философских систем». Определены основные источники сочинения. Подчеркнуто, что данное сочинение является историко-филологической работой, отражающей историю монгольского буддизма и монгольской письменности.
Введение. В словесном искусстве монголов устное творчество издревле занимало большое место. Это связано с кочевым бытом и малочисленностью населения, рассеянного на огромных территориях и вынужденного обмениваться вестями, знаниями и художественными произведениями в устной форме. Такое интенсивное функционирование устной формы передачи разнообразных текстов сохранилось и в настоящее время. Цель статьи — ввести в научный оборот сведения об «устных историях», содержащихся в дневниках Ц. Дамдинсурэна. Результаты. Традиция использования устных нарративов в функциональной сфере, в частности в сохранении и трансляции исторических фактов, устном «документировании» прошлого, породила такие жанры, как аман түүх ‘устная история’, хууч яриа ‘устные воспоминания’, яриа ‘воспоминания, былички’, которые стали очень популярными в последние десятилетия. Зачинателем этого жанра в монгольской литературе можно считать академика Ц. Дамдинсурэна. Дневники Ц. Дамдинсурэна, которые он вел с 1956 по 1986 гг., содержат материалы, использованные им впоследствии в публикациях «устной истории» и «быличек». «Устные рассказы» из дневников Ц. Дамдинсурэна можно с небольшой долей условности разделить на несколько групп. Прежде всего, виден интерес Ц. Дамдинсурэна к юмористическим рассказам, байкам и анекдотам. Кроме того, на протяжении долгих лет он собирал рассказы о нечистой силе. Эта тема интересовала академика не только и не столько из бытового любопытства и стремления понять сущность эзотерических практик монгольских лам, но более всего как проявление мифотворчества монголов, отражение живой народной мифологии. Тетради также включают большое число текстов о событиях революции и времени репрессий
1930-х гг. Проблемы репрессий, а также уничтожения старой культуры занимали ученого и писателя чрезвычайно сильно. «Устные истории», которые он записывал, содержали не удобные, а иногда и враждебные для власти сведения, касались тем, которые были запрещены до 1990-х гг. Кроме новых фактов истории и культуры и мнения обычных людей о тех или иных событиях, в «устных историях» отражаются черты повседневного быта монголов прошлого, а также особенности их мировоззрения и мироощущения.
ЛИНГВИСТИКА
Введение. История изучения письменных источников на старокалмыцком «ясном письме» (тодо бичиг) (XVII–XX вв.) в академической науке насчитывает более полутора столетий, тем не менее, в современном калмыковедении отсутствуют обобщающие работы по исторической грамматике калмыцкого языка, а также до сих пор не представлен корпус текстов на «ясном письме», включая лексикографические источники. Между тем для описания истории развития калмыцкого языка эти памятники являются той источниковой базой, изучение которой позволить описать процесс развития калмыцкого (ойратского) языка, оказавшегося в изолированном положении от других монгольских языков, в иноэтничной и инокультурной среде на территории европейской части России. Цель — описать предварительные результаты, полученные в ходе анализа двуязычных словарей на базе лингвистической платформы Lingvodoc, по вокалической системе старокалмыцкого языка. Материалом исследования послужили пять словарей старокалмыцкого языка: анонимный русско-калмыцкий словарь XVIII в., словари В. М. Дилигенского, П. Смирнова, Н. В. Львовского и А. М. Позднеева. Результаты. Проведенное на платформе Lingvodoc исследование системы гласных старокалмыцкого языка на материале пяти словарей показало наличие соответствий гласных u (ü) / o (ö) и e / i, аналоги которых обнаруживаются и в тюркских языках. Переход u > o отмечен для словаря Н. В. Львовского, что позволяет соотнести зафиксированный им диалект с современным дербетским говором, для которого также характерен этот процесс. Переходы, аналогичные выявленным в словарях, с помощью опций лингвистической платформы установлены также в казахском, башкирском и татарском языках, относящихся к кыпчакским. Кроме того, анализ способов отображения долгих гласных старокалмыцкого языка на материале привлеченных словарей позволил уточнить исследования Д. А. Павлова, занимавшегося данным вопросом.
Введение. Число, обладающее своеобразной символикой, тесно связано с историей формирования языковой картины мира и способно отразить специфику материальной и духовной культуры народа. Тексты калмыцкой деловой письменности до настоящего времени не привлекались в качестве источника материала о числе в его символическом значении. В деловом тексте число, как правило, подвергается десакрализации, выполняя утилитарную функцию обозначения количества или меры. Однако деловые письма могут содержать примеры использования чисел, относящихся к разряду сакральных, сохраняющих в определенных контекстах символические элементы смысла. Цель статьи — выявление особенностей числа как этнолингвистического компонента деловых писем хана Аюки и сопоставление калмыцких текстов XVII–XVIII вв. с синхроническими русскими переводами. Материалы и методы. Материалом для статьи послужили письма калмыцкого хана Аюки, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов и Национальном архиве Республики Калмыкия. Для выявления стратегий перевода культурно-маркированной лексики привлекаются как синхронические, так и диахронические переводы на русский язык калмыцких писем XVIII в. В работе используются описательный, сравнительно-сопоставительный методы, а также метод контекстуального анализа. Результаты и выводы. Калмыцкие деловые письма XVIII в. насыщены числами, которые условно можно разделить на сохраняющие в своей семантике элементы сакральности и десакрализованные, передающие только количественное значение. Символическая семантика в анализируемых материалах присуща числам один, три и четыре. Число один передает значение незначительности, ничтожно малого количества, граничит с понятием «отсутствие». Число три, сохраняющее традиционную смысловую нагрузку, отмечено в этикетных формулах с упоминанием буддийских Трех Драгоценностей. В синхроническом переводе глубинные культурные смыслы числа три передаются без использования числа, средствами и понятиями иной религиозной традиции. Число четыре в деловых письмах и их русских переводах сохраняет пространственную семантику в контексте этикетных формул с упоминанием четырех сторон, передает представление о пространстве как своего, так и другого мира, находящегося за границами собственного локуса, четырехчленной горизонтальной структуры с направлением движения к центру.
Введение. Статья посвящена лексическим средствам выражения категории локативности, которая является одной из базовых понятий пространства. Опыт описания локативных частей речи в типологических работах на материале разных языков позволил рассмотреть лексико-семантические группы локативных имен существительных на материале монгольских языков (монгольский, бурятский, ойратский и калмыцкий языки). Целью исследования является описание лексико-семантических групп локативных имен существительных в монгольских языках. Материалом исследования послужили данные различных словарей монгольских языков, художественных и публицистических текстов, имеющихся в национальных корпусах монгольских языков. Результаты. Материал исследования показал, что в монгольских языках имена существительные являются разнообразными средствами выражения значения локативности. Выделены четыре основные лексико-семантические группы рассматриваемых имен существительных: 1) типы поверхности, стороны света, типы ландшафта; 2) названия стран, регионов, городов, улиц, площадей; 3) сооружения, здания, жилище; 4) транспорт. В монгольских языках анализируемая лексика представлена широким кругом лексем. Отмечается различное употребление, отсутствие или наличие отдельных лексем в рассматриваемых языках. Выводы. Анализ выявленных лексико-семантических групп локативных имен существительных показал многообразие значений в различных сочетаниях, а также особенности их употребления в родственных монгольских языках. Довольно разнообразный пласт лексики составляют имена существительные, обозначающие названия частей света, типов ландшафта, земной поверхности, а также стран и городов.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.
ISSN 2619-1008 (Online)