Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Тувинская традиция передачи старых детских вещей эргинди

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-1050-1063

Аннотация

Введение. В статье обсуждается актуальная практика повторного использования вещей (upcycling), которые не только бытовали в разных локальных культурах в прошлом, но и до сих пор сохраняются в них в разных формах. Цель исследования ― описание и анализ современной формы традиции передачи старых вещей детей у тувинцев, коренного населения Республики Тыва (Тувы). Она рассматривается нами как тувинский традиционный вариант upcycling. Сама традиция в тувинской культуре не имеет специального названия, но для обозначения старых вещей есть несколько терминов тувинского языка. Наиболее общий — эргинди ‘старье’. Представив ее современное бытование на примерах, мы также попытались очертить ее традиционные характеристики, поскольку сама традиция совершенно не была изучена. Материалы и методы. Исследование, начатое нами с автоэтнографических наблюдений, привлекает также антропологические методы и данные других смежных научных дисциплин, в том числе филологии, лингвокультурологии, истории. Результаты и выводы. Приведены упоминания из тувинского фольклора, национальной литературы, упоминания из этнографических публикаций XIX–XX в., а также воспоминания тувинцев старшего поколения о своем детстве, семейных обычаях. Подчеркивается, что традиция не только была призвана экономить средства на приобретение вещей, бережно относиться к ним, но и показывала особое отношение тувинцев к детям, а также выступала одним из механизмов поддержания родственных связей между тувинцами. Эти же характеристики отмечаются и в современном бытовании. Тем не менее называются и новации в виде расширения категорий вещей (не только одежда, но и одежда для беременных, детский инвентарь, игрушки, книги), передачи вещей не только родственникам, использование национальных видов одежды от родственников и пр.

Об авторах

Шенне Борисовна Майны
Тувинский государственный университет (9 лит. В, ул. Монгуша Сата, 667000 Кызыл, Российская Федерация)
Россия

кандидат культурологии, доцент, старший научный сотрудник



Чимиза Кудер-ооловна Ламажаа
Тувинский государственный университет (9 лит. В, ул. Монгуша Сата, 667000 Кызыл, Российская Федерация)
Россия

доктор философских наук, заведующая



Список литературы

1. ПМА 2021: инф. 1 ― Майны Р. С., 1956 г. р.

2. ПМА 2021: инф. 2 ― Ондар А. Б., 1989 г. р.

3. ПМА 2021: инф. 3 ― Кужугет Ш. Ю., 1987 г. р.

4. ПМА 2021: инф. 4 ― Дамба Н. Ч., 1960 г. р.

5. ПМА 2021: инф. 5 ― Кан-оол С. С., 1945 г. р.

6. ПМА 2021: инф. 6 ― Монгуш К. Д., 1951 г. р.

7. ПМА 2021: инф. 7 ― Санчай Ч. Х., 1970 г. р.

8. Бакаева 2008 — Бакаева Э. П. Одежда в культуре калмыков: традиции и символика. Элиста: ИД «Герел», 2008. 188 с.

9. Бодрийяр 2006 — Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура / пер. с фр. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.

10. Бурнаков 2011 — Бурнаков В. А. Ребенок в системе традиционных верований хакасов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. Т. 10. № 5. С. 280–287.

11. Вайнштейн 1991 — Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 299 с.

12. Грумм-Гржимайло 2007 ― Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Антропологический и этнографический очерк этих стран // Урянхай. Тыва дептер. Антология: в 7-и тт. / сост. С. К. Шойгу. Т. 2. Племена Саяно-Алтая. Урянхайцы (IV в. – начало XX в.). М.: Слово/Slovo, 2007. С. 496–639.

13. Дагылга 2021 ― Дагылга: тувинские обряды освящения в XXI веке / под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. Кызыл: [б. и.], 2021. 188 с.

14. Дьяконова 1960 ― Дьяконова В. П. Материалы по одежде тувинцев (по полевым материалам 1958 г.) // Труды Тувинский комплексной археолого-этнографической экспедиции. Материалы по археологии и этнографии западной Тувы / отв. ред. Л. П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 238–266.

15. Елютина, Ивахнова 2014 — Елютина М. Э., Ивахнова А. Д. Повседневные практики использования и утилизации вещей // Социологические исследования. 2014. № 2 (358). С. 116–121.

16. Ильин 2012 — Ильин А. Н. Чуждость потребительства для российской культуры // Вопросы культурологии. 2012. № 6. С. 48–53.

17. Каррутерс 2007 ― Каррутерс Д. Неведомая Монголия. Т. I. Урянхайский край // Урянхай. Тыва дептер. Антология: в 7-и тт. Т. 4. Урянхайский край: перекресток мнений (конец XIX – начало XX в.). М.: Слово/Slovo, 2007. С. 10–261.

18. Кенин-Лопсан 2006 — Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев / пер. с тув. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006. 232 с.

19. Кенин-Лопсан 2021 — Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев / пер. с тув. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2021. 248 с.

20. Комбу 2012 — Комбу С. С. Тувинская литература. Словарь. Новосибирск: Наука, 2012. 360 с.

21. Кужугет 2021 — Кужугет Ш. Ю. История родственной группы кужугет из Барун-Хемчикского района Тувы // Новые исследования Тувы. 2021. № 4. С. 31–45. DOI: 10.25178/nit.2021.4.3

22. Курбатский 2001 — Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2001. 464 с.

23. Кустова 2000 — Кустова Ю. Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 160 с.

24. Ламажаа 2021а — Ламажаа Ч. К. Дети для тувинцев: изменения отношения в социокультурных трансформациях // Новые исследования Тувы. 2021. № 4. С. 57–75. DOI: 10.25178/nit.2021.4.5

25. Ламажаа 2021б — Ламажаа Ч. К. Основные проблемы исследования родства и родственных групп современных тувинцев: паспортизация, терминология и поддержание родства // Новые исследования Тувы. 2021. № 4. С. 6–21. DOI: 10.25178/nit.2021.4.1

26. Ламажаа 2021в — Ламажаа Ч. К. Социальная культура тувинцев и онлайн-пространство // Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 115–129. DOI: 10.25178/nit.2021.2.10

27. Ламажаа, Майны 2020 — Ламажаа Ч. К., Майны Ш. Б. Свадебная обрядность тувинцев: от установления семейных связей до социальной презентации // Oriental Studies. 2020. № 13(2). С. 405–421. DOI: 10.22162/2619-0990-2020-48-2-405-421

28. Майны 2021 — Майны Ш. Б. Семейный обряд хылбыкдой городских тувинцев // Новые исследования Тувы. 2021. № 4. С. 76–88. DOI: 10.25178/nit.2021.4.6

29. Потапов 1969 — Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 402 с.

30. Сарыг-оол 2008 — Сарыг-оол С. А. Аңгыр-оолдуң тоожузу (= Повесть о светлом мальчике). Кызыл: Тываның ном үндүрер чери. 2008. 440 ар.

31. Сиянбиль и др. 2000 — Сиянбиль М. О., Сиянбиль А. А. Традиционный тувинский костюм (История. Символика). Кызыл: Тип. Гос. ком-та по печати и масс. инф. РТ, 2000. 72 с.

32. Содномпилова 2013 — Содномпилова М. М. Традиционная одежда монгольских народов в ритуале и как инструмент социализации // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2013. № 2. С. 152–165.

33. Соколовский 2016 — Соколовский С. В. К самим вещам? (об онтологическом повороте в социальных и гуманитарных дисциплинах) // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 21. Сб. ст. М.: Наследие ММК, 2016. С. 9–33.

34. Соколовский 2017 — Российская антропология и «онтологический поворот» / отв. ред. С. В. Соколовский. М.: ИЭА РАН, 2017. 404 с.

35. Сувандии 2021 — Сувандии Н. Д. Термины родства у родовой группы монгушей с. Аянгаты Барун-Хемчикского района // Новые исследования Тувы. 2021. № 4. С. 22–30. DOI: 10.25178/nit.2021.4.2

36. Сундуй 2009 — Сундуй Г. Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания. Кызыл: Ин-т развития нац. школы, 2009. 168 с.

37. Тапышпан, Ховалыг 2018 — Тапышпан А. М., Ховалыг А. А. Проблема бытовых отходов г. Кызыла // Вестник Тувинского государственного университета. 2018. № 3. Технические и физико-математические науки. С. 70–74.

38. Тувинские сказания 1997 — Тувинские героические сказания / сост. С. М. Орус-оол. Новосибирск: Наука, 1997. 584 с.

39. ТРС 1968 — Тувинско-русский словарь: 22 000 слов / под ред. Э. Р. Тенишева. М.: Сов. энциклопедия, 1968. 648 с.

40. Ховалыг 2018 — Ховалыг Р. Б. Тувинская традиционная одежда. Новосибирск: Наука; НГОПО Союза писателей России, 2018. 336 с.

41. Юша 2018 — Юша Ж. М. Фольклор и обряд тувинцев Китая в начале XXI века. Структура. Семантика. Прагматика. Новосибирск: Наука, 2018. 400 с.

42. Яковлев 2007 — Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея // Урянхай. Тыва дептер. Антология: в 7-и тт. / сост. С. К. Шойгу. Т. 5. Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве. М.: Слово/Slovo, 2007. С. 202–253.

43. Oldenziel, Weber 2013 — Oldenziel R., Weber H. Introduction: Reconsidering Recycling // Contemporary European History. 2013. 22 (3). Pp. 347–370. DOI: 10.1017/S0960777313000192

44. Sung 2015 — Sung K. A. Review on Upcycling: Current Body of Literature, Knowledge Gaps and a Way Forward // International Conference on Environmental, Cultural, Economic and Social Sustainability (Venice, Italy, April 13–14, 2015). Vol. 17 (4) Part I. Venice: WASET. Pp. 28–40.

45. Szaky 2014 — Szaky T. Outsmart waste: the modern idea of garbage and how to think our way out of it. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, Inc., 2014. 156 p.


Рецензия

Для цитирования:


Майны Ш.Б., Ламажаа Ч.К. Тувинская традиция передачи старых детских вещей эргинди. Oriental Studies. 2022;15(5):1050-1063. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-1050-1063

For citation:


Mainy Sh.B., Lamazhaa Ch.K. Ergindi: Tuvan Tradition of Sharing Children’s Clothing and Things Reviewed. Oriental Studies. 2022;15(5):1050-1063. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-1050-1063

Просмотров: 431


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)