Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Буддийские коллекции Астраханского музея-заповедника как исторический источник по изучению истории и культуры калмыцкого народа

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-1022-1049

Аннотация

Введение. Музейные предметы все чаще становятся объектом исследования и позволяют проследить то, что отсутствует в архивных документах, а именно повседневную жизнь того или иного общества. В Астраханском музее-заповеднике хранится аутентичная коллекция буддийских икон, которые послужили объектом данного исследования. Целью данной работы является анализ калмыцких дарцигов (буддийских икон) как источников для исторических и этнографических исследований. Материалы и методы. В Астраханском музее-заповеднике в «калмыцкой» коллекции насчитывается свыше 220 ед. хр., из них 49 дарцигов, анализу подвергаются только 48 икон, поскольку 49-й дарциг относится к современному периоду и не имеет аутентичной ценности. В качестве методов анализа использовались: историко-генетический метод, статистические методы, сравнительно-сопоставительный анализ, описательный, антропологический и т. д. Исследование основано на междисцисциплинарном подходе, позволяющем проанализировать объект с точек  зрения разных наук. Результаты. Формирование «калмыцкой коллекции» буддийских икон происходило в дореволюционный и советский периоды. Сбор и сдача в музей культурных артефактов происходили по ряду причин, в первую очередь по причине стремления членов Петровского общества исследователей Астраханского края сохранить культурное наследие проживавших на территории Астраханского края народов, которое могло бы быть уничтожено советской властью или утеряно в силу разных обстоятельств в водовороте исторических событий. Сопоставление современной  «калмыцкой» коллекции с другими источниками позволило установить перечень отдельных буддийских икон, которые были утрачены и которые представляют большой научный интерес. Буддийские иконы, имеющие хорошую сохранность и без паспарту, были специально написаны и переданы Петровскому обществу, иконы плохой сохранности со следами копоти использовались в бедном калмыцком жилье, иконы больших размеров и хорошей сохранности, скорее всего, использовались в буддийских храмах или в домах состоятельных калмыков. Анализ паспарту показал, что калмыки всегда относились к буддийским божествам с большим почтением, и это сакральное отношение отражалось и в том, из какого материала изготавливались паспорту. 

Об авторах

Маргарита Даниловна Каруева
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

младший научный сотрудник



Виктория Васильевна Куканова
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

кандидат филологических наук, директор



Список литературы

1. Книги прихода // Астраханский государственный музей-заповедник. 40 ед. хр.

2. Госкаталог (электронный ресурс) // URL: https://goskatalog.ru/portal/ (дата обращения: 25.03.2022).

3. Батырева 1991 — Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство: альбом. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. 127 с.

4. Батырева 2005 ― Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII – начало XX вв. М.: Наука, 2005. 155 с.

5. Буддийская традиция 2015 — Буддийская традиция в Калмыкии и Западной Монголии. Сакральные объекты. М.: Вост. лит., 2015. 238 с.

6. Герасимова 2016 — Герасимова Ю. В. Коллекция калмыцких культовых предметов в собрании Астраханского музея-заповедника // Буддизм Ваджраяны в России: традиции и новации. М.: Алмазный путь, 2016. С. 332–335.

7. Житецкий 1893 — Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения 1884–1886 гг.). М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1893. 87 с.

8. Забвению не подлежит 2014 — Забвению не подлежит / вступ. ст., сост., подг. текстов И. В. Лиджиевой, К. Э. Манцевой. Элиста: КИГИ РАН, 2014. 163 с.

9. КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Рус. яз., 1977. 760 с.

10. Каталог музея 1928 – Каталог музея. Этнографический отдел. Калмыки // Ежегодник Астраханского краевого музея. Астрахань, 1928. 48 с.

11. Курапов 2009 — Курапов А. А. История и культура буддизма в Астраханском крае (по материалам коллекции буддийской иконографии Астраханского музея-заповедника) // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / под ред. А. А. Курапова. Вып. 1. Астрахань: [б. и.], 2009. С. 229–235.

12. Курапов 2013 — Курапов А. А. «Буддийская коллекция» Астраханского музея-заповедника // Всероссийская научная конференция, посвященная 175-летию Астраханского музея-­заповедника: сборник статей / под ред. А. А. Курапова. Астрахань, 2013. С. 139–146.

13. Курапов 2019 — Курапов А. А. Петровское общество исследователей Астраханского края – Региональный научный центр XIX – начала XX в. // Астраханские Петровские чтения: мат-лы Всерос.науч.конф. с междунар. участием. Астрахань: [б. и.], 2019. С. 57–59.

14. Львовский 2022 — Львовский Н. В. (Мефодий) Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии: монография / Н. В. Львовский. 2-е изд. Элиста: КалмНЦ РАН, 2022. 156 с.

15. Небольсин 1852 — Небольсин П. И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1852. 192 с.

16. Нурова 2012 — Нурова Г. В. Художественно-творческое осмысление пространства калмыцкими тханкописцами // Духовная культура этноса: мат-лы круглого стола, посв. 40-летию кафедры философии и культурологи. Элиста: КалмГУ, 2012. С. 138–141.

17. Огнева 1992 ― Огнева Е. Д. Танка // Буддизм: словарь. М.: Республика, 1992. С. 236–237.

18. Отчет 1889 — Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за время с 7 сентября 1886 г. по 31 декабря 1887 г. Астрахань: Тип. Губернск. Правления, 1889. 53 с.

19. Отчет 1894 — Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за 1893 год. Астрахань: Тип. «Астраханского Листка», 1894. 84 с.

20. Отчет 1909 — Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за 1903 год. Астрахань: Паровая Новая Русская Типография, 1909. 28 с.

21. Отчеты Музея 1908 — Отчеты Музея. Отчеты за 1891–1900 и 1901–1905 гг. Астрахань: Паровая Новая Русская Тип., 1908. 35 + 26 с.

22. Приказ Министерства культуры РФ 2020 — Приказ Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. № 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» (электронный ресурс) // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74768877/ (дата обращения: 01.06.2022).

23. Руднев 1905 — Руднев А. Д. Заметки о технике буддийской иконографии у современныхзурачинов Урги, Забайкалья и Астраханской губернии // Сборник МАЭ. СПб.: Тип. Имп. акад.наук, 1905. Вып. 5. 16 с.

24. Таркова 2016 —Таркова Р. А. Буддийская икона из коллекции Астраханского музея-заповедника: проблемы атрибуции // Буддизм Ваджраяны в России: традиции и новации. М.: Алмазный путь, 2016. С. 395–401.

25. Шараева 2017а ― Шараева Т. И. Образы божеств в декоративно-прикладном искусстве калмыков: Зеленая Тара // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017. № 3 (31). С. 84–92. DOI: 10.22162/2075-7794-2017-31-3-84-92

26. Шараева 2021 — Шараева Т. И. Особенности иконографии в калмыцкой вышивке: традиционные и современные практики // OrientalStudies. 2021. T. 14. № 2. С. 314–336. DOI: 10.22162/2619-0990-2021-54-2-314-336


Рецензия

Для цитирования:


Каруева М.Д., Куканова В.В. Буддийские коллекции Астраханского музея-заповедника как исторический источник по изучению истории и культуры калмыцкого народа. Oriental Studies. 2022;15(5):1022-1049. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-1022-1049

For citation:


Karueva M.D., Kukanova V.V. Astrakhan Reserve Museum: Buddhist Collections as a Source for the Study of Kalmyk History and Culture. Oriental Studies. 2022;15(5):1022-1049. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-1022-1049

Просмотров: 275


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)