Буддийские коллекции Астраханского музея-заповедника как исторический источник по изучению истории и культуры калмыцкого народа
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-1022-1049
Аннотация
Введение. Музейные предметы все чаще становятся объектом исследования и позволяют проследить то, что отсутствует в архивных документах, а именно повседневную жизнь того или иного общества. В Астраханском музее-заповеднике хранится аутентичная коллекция буддийских икон, которые послужили объектом данного исследования. Целью данной работы является анализ калмыцких дарцигов (буддийских икон) как источников для исторических и этнографических исследований. Материалы и методы. В Астраханском музее-заповеднике в «калмыцкой» коллекции насчитывается свыше 220 ед. хр., из них 49 дарцигов, анализу подвергаются только 48 икон, поскольку 49-й дарциг относится к современному периоду и не имеет аутентичной ценности. В качестве методов анализа использовались: историко-генетический метод, статистические методы, сравнительно-сопоставительный анализ, описательный, антропологический и т. д. Исследование основано на междисцисциплинарном подходе, позволяющем проанализировать объект с точек зрения разных наук. Результаты. Формирование «калмыцкой коллекции» буддийских икон происходило в дореволюционный и советский периоды. Сбор и сдача в музей культурных артефактов происходили по ряду причин, в первую очередь по причине стремления членов Петровского общества исследователей Астраханского края сохранить культурное наследие проживавших на территории Астраханского края народов, которое могло бы быть уничтожено советской властью или утеряно в силу разных обстоятельств в водовороте исторических событий. Сопоставление современной «калмыцкой» коллекции с другими источниками позволило установить перечень отдельных буддийских икон, которые были утрачены и которые представляют большой научный интерес. Буддийские иконы, имеющие хорошую сохранность и без паспарту, были специально написаны и переданы Петровскому обществу, иконы плохой сохранности со следами копоти использовались в бедном калмыцком жилье, иконы больших размеров и хорошей сохранности, скорее всего, использовались в буддийских храмах или в домах состоятельных калмыков. Анализ паспарту показал, что калмыки всегда относились к буддийским божествам с большим почтением, и это сакральное отношение отражалось и в том, из какого материала изготавливались паспорту.
Ключевые слова
Об авторах
Маргарита Даниловна КаруеваРоссия
младший научный сотрудник
Виктория Васильевна Куканова
Россия
кандидат филологических наук, директор
Список литературы
1. Книги прихода // Астраханский государственный музей-заповедник. 40 ед. хр.
2. Госкаталог (электронный ресурс) // URL: https://goskatalog.ru/portal/ (дата обращения: 25.03.2022).
3. Батырева 1991 — Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство: альбом. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. 127 с.
4. Батырева 2005 ― Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII – начало XX вв. М.: Наука, 2005. 155 с.
5. Буддийская традиция 2015 — Буддийская традиция в Калмыкии и Западной Монголии. Сакральные объекты. М.: Вост. лит., 2015. 238 с.
6. Герасимова 2016 — Герасимова Ю. В. Коллекция калмыцких культовых предметов в собрании Астраханского музея-заповедника // Буддизм Ваджраяны в России: традиции и новации. М.: Алмазный путь, 2016. С. 332–335.
7. Житецкий 1893 — Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения 1884–1886 гг.). М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1893. 87 с.
8. Забвению не подлежит 2014 — Забвению не подлежит / вступ. ст., сост., подг. текстов И. В. Лиджиевой, К. Э. Манцевой. Элиста: КИГИ РАН, 2014. 163 с.
9. КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Рус. яз., 1977. 760 с.
10. Каталог музея 1928 – Каталог музея. Этнографический отдел. Калмыки // Ежегодник Астраханского краевого музея. Астрахань, 1928. 48 с.
11. Курапов 2009 — Курапов А. А. История и культура буддизма в Астраханском крае (по материалам коллекции буддийской иконографии Астраханского музея-заповедника) // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / под ред. А. А. Курапова. Вып. 1. Астрахань: [б. и.], 2009. С. 229–235.
12. Курапов 2013 — Курапов А. А. «Буддийская коллекция» Астраханского музея-заповедника // Всероссийская научная конференция, посвященная 175-летию Астраханского музея-заповедника: сборник статей / под ред. А. А. Курапова. Астрахань, 2013. С. 139–146.
13. Курапов 2019 — Курапов А. А. Петровское общество исследователей Астраханского края – Региональный научный центр XIX – начала XX в. // Астраханские Петровские чтения: мат-лы Всерос.науч.конф. с междунар. участием. Астрахань: [б. и.], 2019. С. 57–59.
14. Львовский 2022 — Львовский Н. В. (Мефодий) Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии: монография / Н. В. Львовский. 2-е изд. Элиста: КалмНЦ РАН, 2022. 156 с.
15. Небольсин 1852 — Небольсин П. И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1852. 192 с.
16. Нурова 2012 — Нурова Г. В. Художественно-творческое осмысление пространства калмыцкими тханкописцами // Духовная культура этноса: мат-лы круглого стола, посв. 40-летию кафедры философии и культурологи. Элиста: КалмГУ, 2012. С. 138–141.
17. Огнева 1992 ― Огнева Е. Д. Танка // Буддизм: словарь. М.: Республика, 1992. С. 236–237.
18. Отчет 1889 — Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за время с 7 сентября 1886 г. по 31 декабря 1887 г. Астрахань: Тип. Губернск. Правления, 1889. 53 с.
19. Отчет 1894 — Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за 1893 год. Астрахань: Тип. «Астраханского Листка», 1894. 84 с.
20. Отчет 1909 — Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за 1903 год. Астрахань: Паровая Новая Русская Типография, 1909. 28 с.
21. Отчеты Музея 1908 — Отчеты Музея. Отчеты за 1891–1900 и 1901–1905 гг. Астрахань: Паровая Новая Русская Тип., 1908. 35 + 26 с.
22. Приказ Министерства культуры РФ 2020 — Приказ Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. № 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» (электронный ресурс) // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74768877/ (дата обращения: 01.06.2022).
23. Руднев 1905 — Руднев А. Д. Заметки о технике буддийской иконографии у современныхзурачинов Урги, Забайкалья и Астраханской губернии // Сборник МАЭ. СПб.: Тип. Имп. акад.наук, 1905. Вып. 5. 16 с.
24. Таркова 2016 —Таркова Р. А. Буддийская икона из коллекции Астраханского музея-заповедника: проблемы атрибуции // Буддизм Ваджраяны в России: традиции и новации. М.: Алмазный путь, 2016. С. 395–401.
25. Шараева 2017а ― Шараева Т. И. Образы божеств в декоративно-прикладном искусстве калмыков: Зеленая Тара // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017. № 3 (31). С. 84–92. DOI: 10.22162/2075-7794-2017-31-3-84-92
26. Шараева 2021 — Шараева Т. И. Особенности иконографии в калмыцкой вышивке: традиционные и современные практики // OrientalStudies. 2021. T. 14. № 2. С. 314–336. DOI: 10.22162/2619-0990-2021-54-2-314-336
Рецензия
Для цитирования:
Каруева М.Д., Куканова В.В. Буддийские коллекции Астраханского музея-заповедника как исторический источник по изучению истории и культуры калмыцкого народа. Oriental Studies. 2022;15(5):1022-1049. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-1022-1049
For citation:
Karueva M.D., Kukanova V.V. Astrakhan Reserve Museum: Buddhist Collections as a Source for the Study of Kalmyk History and Culture. Oriental Studies. 2022;15(5):1022-1049. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-63-5-1022-1049

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.