Образ культурного героя Сартакпая в алтайском фольклоре
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-64-6-1401-1409
Аннотация
Введение. Мифология алтайцев представляет особую религиозно-мифологическую систему, поскольку исторические и культурные связи алтайцев уходят вглубь древней и средневековой истории тюркских и монгольских народов Центральной Азии. В статье проводится анализ алтайских мифов о культурном герое Сартакпае, образ которого хорошо известен в фольклоре многих народов Южной Сибири и Монголии. Целью настоящей работы является выявление мифологических оснований в системе культурного ландшафта или этнокультурного пространства алтайского народа. Материалы и методы. Обозначенная цель требует выявления механизмов, которые обеспечивают жизнедеятельность религиозно-мифологической традиции, механизм отбора, сохранения или удаления тех ли иных фрагментов из сюжетов мифов, сказок, преданий. Для решения поставленных задач значимость приобретает сочетание традиционных методов исследования фольклора с междисциплинарным подходом. Авторами используется сопоставительный метод межжанровых текстов алтайского фольклора с привлечением сравнительного материала родственных народов. Это позволяет рассмотреть религиозно-мифологическую систему алтайцев в тесном взаимоотношении с мифологической картиной мира, выявить некоторые новые измерения и уточнить отношения ее «древних» и «новых» пластов. Результаты. По самому общему определению, мифология алтайцев носит преимущественно этиологический характер и выражает мироощущение и взгляды их далеких предков на окружающий мир. В систему культурного ландшафта или этнического пространства алтайцев входит и понятие его мифологического освоения. Наравне с иерархией божеств, духов, каждый из которых имеет в трехмерном пространстве свою нишу, есть культурные герои, которые непосредственно занимались обустройством конкретных мест, рек, озер в среднем мире. К числу наиболее популярных героев фольклора алтайцев, с именем которого связывают происхождение того или иного объекта природы, относится Сартакпай. В алтайской мифологии он является одним из самых активных устроителей среднего мира людей — обитателей Алтая. Его образ созидателен, он — творец, оставивший после себя множество результативных свидетельств в культурном наследии алтайского народа. Они стали неразрывной частью и современного бытия народа, который продолжает его воспринимать не только мифологическим персонажем, но и как реального человека, прославившего себя добрыми делами. Поэтому образ Сартакпая продолжает занимать свое место и в современных процессах этнокультурного наполнения этнического пространства.
Об авторах
Тамара Михайловна СадаловаРоссия
доктор филологических наук, профессор
Татуна Николаевна Паштакова
Россия
аспирант
Список литературы
1. Алтайские мифы 1994 — Алтай кеп куучындар (= Алтайские мифы и легенды) / cост. Е. Е. Ямаева, И. Б. Шинжин. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994. 414 c.
2. Апродов 1962 — Апродов В. А. 6000 километров по МНР. Записки геолога. М.: Географгиз, 1962. 207 с.
3. Бурдуков 1969 — Бурдуков А. М. В старой и новой Монголии. Воспоминания. Письма. М.: Наука, 1969. 419 с.
4. Гарф, Кучияк 1939 — Гарф А., Кучияк П. Сказки Алтая. М.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1939. 100 с.
5. Дамдинжав 2004 — Дамдинжав Ц. Архангай аймгийн Өлзийт сумын түүхийн товчоон (= Краткий очерк истории Олзийт сомона Архангайского аймака). Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 2004. 128 с.
6. Каташ 1978 — Каташ С. С. Мифы, легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск: Алтайское кн. изд-во, 1978. 112 с.
7. Катуу 2003 — Баруун Монголын домог, хууч яриа. Эмхэтгэн боловсруулж оршил бичсэн Б. Катуу, Ч. Дашзэвэг (= Мифы и предания старины Западной Монголии / сост., введение Б. Катуу и Ч. Дэшзэвэг). Улаанбаатар: Соёмбо принтинг, 2003. 184 х.
8. Монгол домог 1984 — Монгол домог / удиртгал, тайлбар хийж, эмхэтгэсэн Х. Сампилдэндэв (= Монгольские мифы и предания / сост., коммент. и подготовка к печати Х. Сампилдэндэва). Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1984. 230 х.
9. Мөнхбаяр 2006 — Мөнхбаяр Ч. Сартагтайн домог (Түүхэн домог болох нь) (= Предания о Сартактае (проблема историчности преданий)). Улаанбаатар: Соёмбо принтинг, 2006. 162 с.
10. Мөнхбаяр 2014 — Мөнхбаяр Ч. Домог түүхийн эх сурвалж болох нь (Сартагтайн домгийн жишээн дээр) (= Историчность преданий в письменных источниках (на примере преданий о Сартактае)) // Полевые исследования: сб. тр. Вып. 2. Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 49–77.
11. Намсарай 1969 — Намсарай Н. Ховд аймгийн Эрдэнэбүрэн сумын газар нутгийн нэрс (= Топонимы Эрдэнэбурэн сомона Ховд аймака). Ховд: Аймгийн хэвлэлийн газар, 1969. 123 c.
12. Неклюдов 2019 — Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. М.: Индрик, 2019. 520 с.
13. Несказочная проза 2011 — Несказочная проза алтайцев / сост., подгот. текстов, прим., коммент. и указатели Н. Р. Ойноткиновой, И. Б. Шинжина, К. В. Ядановой, Е. Е. Ямаевой; отв. ред. тома Н. А. Алексеев. Новосибирск: Наука, 2011. 563 c. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 30). (На алт. и рус. яз.).
14. Окладников 1982 — Окладников А. П. Открытие Сибири. 3-е изд., доп. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. 206 с.
15. Потапов 1983 — Потапов А. П. Мифы алтае-саянских народов как исторический источник // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая / отв. ред. Н. С. Модоров. Горно-Алтайск: Горно-Алт. НИИ истории, яз. и лит., 1983. С. 96–110.
16. Потанин 1883 — Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV. Материалы этнографические. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1883. 1026 с.
17. Потанин 1881 — Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. II. Материалы этнографические. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1881. 337 с.
18. Потанин 1948 — Потанин Г. Н. Путешествия по Монголии. М.: Географгиз, 1948. 481 с.
19. Пропп 1986 — Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. 362 с.
20. Сампилдэндэв 1978 — Сампилдэндэв Х. Монгол дахь Сартагтайн домог (= Монгольские мифы о Сартактайе) // Олон улсын монголч эрдэмтний III их хурал (= III Международный конгресс монголоведов). Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1978. Х. 253–257.
21. Суразаков 2015 — Суразаков С. С. Алтай фольклор. 2-е изд., доп., ред. А. А. Конунов. Горно-Алтайск: Горно-Алтайск. кн. изд-во, 2015. 320 с.
Рецензия
Для цитирования:
Садалова Т.М., Паштакова Т.Н. Образ культурного героя Сартакпая в алтайском фольклоре. Oriental Studies. 2022;15(6):1401-1409. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-64-6-1401-1409
For citation:
Sadalova T.M., Pashtakova T.N. Culture Hero Sartakpai: The Image in Altaian Folklore Revisited. Oriental Studies. 2022;15(6):1401-1409. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-64-6-1401-1409

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.