Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Нойон Галдама в письменной и устной традиции монгольских народов

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-64-6-1271-1292

Аннотация

Введение. В старописьменных памятниках ойратов зафиксированы сведения об исторической личности — нойоне Галдаме (калм., ойрат. Һалдма, Һалдмба; монг. Галдамаа, Галдамбаа), сыне хошутского Очирту-Цецен-хана, внуке хошутского Байбагас-хана и джунгарского Батура-хунтайджи. Память о Галдаме сохранилась в устном народном творчестве ряда монгольских народов. Цель статьи — обобщить сведения об исследованиях, посвященных Галдаме, проанализировать причины популярности его личности в народной традиции монгольских народов и показать особенности его образа в разных жанрах фольклора. Результаты. Исторический персонаж — сын Очирту-Цецен-хана — известен в письменной и устной традиции монгольских народов. В биографии Зая-пандиты, составленной Ратнабадрой в конце XVII в., имеются сведения о Галдаме, есть они и в других письменных источниках. В монголоведении более ста лет известны песни о Галдаме эпического характера, записано около двух десятков легенд об этом герое. Имя Галдамы — представителя ойратской аристократии XVII в. — встречается в фольклоре ряда монгольских народов: калмыков и бурят России, ойратов западной Монголии и китайского Синьцзяна (торгутов, хошутов, олетов), а также среди алашаньских хошутов, эдзинейских торгутов во Внутренней Монголии КНР. Исследователи выявили более тридцати вариантов песен и двадцати легенд и преданий, связанных с образом Галдамы. Выводы. Распространение фольклорных текстов, в которых в центре стоит образ защитника родных территорий, связано с темой защиты Родины, являвшейся особенно актуальной для монгольских народов в период жизни нойона Галдамы (1635–1667), прославившегося как воин и возглавлявшего, согласно устной традиции, охрану ойратских кочевий — когда над монгольскими кочевьями нависла угроза их захвата маньчжурскими войсками, а представители монгольских этнополитических объединений собирались на съезд 1640 г., выработавший Великие законы, объявившие защиту монгольского нутука главной целью и доблестью. Значимость личности Галдамы в истории ойратов отражена в мифологизации его образа, что прослеживается в фольклорной традиции ойратов. 

Об авторе

Эльза Петровна Бакаева
Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)
Россия

доктор исторических наук, заместитель директора, ведущий научный сотрудник



Список литературы

1. Батур-Убаши Тюмень 2003 — Батур-Убаши Тюмень. Сказание о дербен ойратах // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники / пер. с калм., ред-сост. А. В. Бадмаев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. С. 125–155.

2. Буутан Санҗин 2008 — Буутан Санҗин туульс (= Сказки Санджи Бутаева). Записи 1971–1978 годов. В 2 кн. Кн. 1. Элиста: КИГИ РАН, 2008. 308 с.

3. Габан Шараб 2003 — Габан Шараб. Сказание об ойратах (Калмыцкая летопись) // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники / пер. с калм., ред.-сост. А. В. Бадмаев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. С. 84–106.

4. Һалдман тууҗ 1904 — Һалдман тууҗ (из архива В. Л. Котвича) // Научный архив Калмыцкого научного центра РАН. Ф. 8. Д. 79. 10 л.

5. Дуулич 1958 — Дуулич, теегм, дуул. Хальмг дуудын хураңһу / Хураҗ, дигләд барлснь Җимбин Б. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1958. 324 х.

6. Инедиты 2021 — Инедиты калмыцкого фольклора из архива И. И. Попова: несказочная проза и малые жанры / пер., сост. Б. Б. Горяева, С. В. Мирзаева, Д. В. Убушиева. Элиста: КалмНЦ РАН, 2021. 424 с.

7. История дурбэн-ойратов 2016 — История дурбэн-ойратов // Письменные памятники по истории ойратов XVII–XVIII веков: сборник / сост., перев. со старописьм. монг., транслит. и коммент. В. П. Санчирова. Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 49–84.

8. Ратнабадра 2003 — Ратнабадра. Биография Зая пандиты // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники / пер. с калм., ред.-сост. А. В. Бадмаев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. С. 161–221.

9. Родословная августейшего 2016 — Родословная августейшего Чингис-хана, родословная ойратов и родословная хошутов // Письменные памятники по истории ойратов XVII–XVIII веков: сборник / сост., перев. со старописьм. монг., транслит. и коммент. В. П. Санчирова. Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 181–240.

10. Родословная монголов 2016 — Родословная монголов («История происхождения монголов») // Письменные памятники по истории ойратов XVII–XVIII веков / сост., перев. со старописьм. монг., транслит. и коммент. Санчирова В. П. Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 127–180.

11. Семь звезд 2004 — Семь звезд: Калмыцкие легенды и предания / сост., пер., вступ. ст., коммент. Д. Э. Басаева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2004. 415 с.

12. Төрскн һазрин дуд 1989 — Төрскн һазрин дуд / цуглулҗ, диглҗ, барт белдснь Окна Б. (= Песни родной земли. Старинные и современные песни. На калм. яз.). Элст: Калм. кн. изд-во, 1989. 308 с.

13. Тягинован амн урн 2011 — Т. С. Тягинован амн урн үгин көрңгәс. Фольклорные материалы из репертуара Т. С. Тягиновой. Самозапись 2004–2010 гг. / предисл. Н. Г. Очировой, сост., коммент. Б. Б. Горяевой. Элиста: КИГИ РАН, 2011. 230 с. (Серия «Өвкнрин зөөр»). На калм. яз.

14. Алексеева 2009 — Принцесса Нирджидма и книга песен торгутов Китая / автор-сост. П. Э. Алексеева. Элиста: НПП «Джангар», 2009. 87 с.

15. БАМРС 2002 — Большой академический монгольско-русский словарь: в 4 т. Т. 4. Х–Я / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2002. 501 с.

16. Биткеев 2005 — Биткеев Н. Ц. Калмыцкий песенный фольклор. Элиста: АПП «Джангар», 2005. 214 с.

17. Борлыкова, Меняев 2022 — Борлыкова Б. Х., Меняев Б. В. Калмыцкие песни, посвященные ойратской знати // Mongolica. 2022. Т. XXV. № 3. С. 51–60.

18. Ван Гао Чао 2012 — Ван Гао Чао. Традиционная музыкальная культура ойратов. Элиста: Герел, 2012. 263 с.

19. Владимирцов 1926 — Владимирцов Б. Я. Образцы монгольской словесности. Л.: Ин-т живых вост. яз. им. А. С. Енукидзе, 1926. 2, XII, 202 с.

20. Владимирцов 2005 — Владимирцов Б. Я. Образцы монгольской словесности // Владимирцов Б. Я. Работы по монгольскому языкознанию. М.: Вост. лит., 2005. С. 142–355.

21. Галдамбаа баатрин 1989 — Галдамбаа баатрин туск домгуд // Хан тэнгэр сэтгүүл. Үрүмч. 1989. № 1. Х. 20–31.

22. Голстунский 2014 — Голстунский К. Ф. Очерк поездки в Калмыцкую степь, совершенной в лето 1886 года (Подготовка к изданию, предисловие, примечания С. С. Сабруковой) // Mongolica–XII. Сборник научных статей по монголоведению. Посвящается 130-летию со дня рождения Б. Я. Владимирцова (1884–1931). СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. C. 75–85.

23. Доржцэрэн, Ганболд 2018 — Доржцэрэн Б., Ганболд М. Галдамбаа: дуу, домог. Улаанбаатар: Соёмбо принтинг, 2018. 128 х.

24. Ермаченко 1974 — Ермаченко И. С. Политика маньчжурской династии Цин в Южной и Северной Монголии в XVII в. М.: Наука, ГРВЛ, 1974. 196 с.

25. История калмыцкой 1981 — История калмыцкой литературы. Т. 1: Дооктябрьский период / отв. ред. Г. И. Михайлов, Р. А. Джамбинова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981. 335 с.

26. Их цааз 1981 — Их цааз («Великое уложение»). Памятник монгольского феодального права XVII в. / пер., введ. и коммент. С. Д. Дылыкова. М.: Наука, ГРВЛ, 1981. 148 с.

27. КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Рус. яз., 1977. 768 с.

28. Кельдыбеков 2022 — Кельдыбеков М. Б. Роль Жангир-хана в борьбе казахского и кыргызского народов против джунгарского нашествия // Известия Алтайского университета. Исторические науки и археология. 2022. № 5 (127). С. 68–72.

29. Лунный свет 2003 — Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники / пер. с калм., ред.-сост. А. В. Бадмаев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. 477 с.

30. Лыткин 2003 — Лыткин Г. С. Материалы для истории ойратов // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники / пер. с калм., ред.-сост. А. В. Бадмаев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. С. 390–441, 453–468.

31. Мирзаева 2016 — Мирзаева С. В. Лузанг-Шуну, Галдама и Амурсана — нойоны Джунгарского ханства // Трансграничная культура. Очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков: монография / Э. П. Бакаева, К. В. Орлова, Д. Н. Музраева и др. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С. 313–344.

32. Ноосан 1994 — Ноосан У. Һалдма-Баатрин туск домг // Хальмг үнн. 09.05. 1994. C. 4.

33. Норбо 1999. — Норбо . Зая-Пандита: Материалы к биографии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 335 с.

34. Норбу 1994 — Норбу Ш. Һалдм-Баатрин тууҗ // Хальмг үнн. 23.12.1994. С. 4.

35. Оконов 1984 — Оконов Б. Б. Калмыцкие народные исторические песни XVII–XVIII вв. («Галдама», «Мазан-Батыр», «Шуна-Батыр», «На кого же оставил нас Убаши?») // Калмыцкая народная поэзия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984. С. 30–58.

36. Оконов 2016 — Оконов Б. Б. Калмыцкие народные исторические песни XVII–XVIII вв. «Галдама», «Мазан-Батыр» [электронный ресурс] // Нутуг.ру: сайт Калмыцкого общественного фонда «Национальное достояние». URL: http://www.nutug.ru/kulitura/pesni.htm (дата обращения: 10.10.2017).

37. Осорин 2015 — Осорин У. Мифы, легенды и предания синьцзянских ойратов и калмыков: сравнительно-сопоставительный анализ. Элиста: КИГИ РАН, 2015. 188 с. (на калм. яз.)

38. Очиров 2001 — Очиров Н. Отчет о поездке Н. Очирова к астраханским калмыкам летом 1909 года // Номто Очиров: жизнь и судьба. Ч. II / вступ. ст. А. В. Бадмаева. Элиста: Мин-во образования и науки РК, 2001. С. 63–76.

39. Очиров 2006 — Живая старина = Мөңк дееҗ: из литературного наследия / Номто Очиров; сост., вступ. ст., коммент. Б. А. Бичеева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2006. 397 с.

40. Письменные памятники 2016 — Письменные памятники по истории ойратов XVII–XVIII веков: сборник / сост., перев. со старописьм. монг., транслит. и коммент. В. П. Санчирова. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 270 с.

41. Позднеев 1880 — Позднеев А. М. Образцы народной литературы монгольских племен. Вып. 1: Народные песни монголов: с приложением примечаний о характере народной песенной поэзии монгольских племен, стихотворениях литературных и приемах стихосложения у монголов. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1880. [4], VI, 347 с.

42. Рыбаков 1897 — Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1897. VIII, 330 с.

43. Санчиров 1990 — Санчиров В. П. «Илэтхэл шастир» как источник по истории ойратов. М.: Наука, ГРВЛ, 1990. 138 с.

44. Сенглеев 2019 — Сенглеев Б. Ю. Исторические предания и легенды о Мазан-батыре у калмыков: эпическая биография: дисс. … канд. филол. наук. М., 2019. 234 с.

45. Успенский 2001 — Успенский В. Л. Ойратские рукописи, поступившие в Санкт-Петербургский университет от К. Ф. Голстунского // Mongolica-V: сб. ст. / сост. И. В. Кульганек, отв. ред. С. Г. Кляшторный. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. C. 18–20.

46. Хорло 1989 — Хорло П. Народная песенная поэзия монголов (Проблема жанрового состава). Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1989. 150 с.

47. Яцковская 1988 — Яцковская К. Н. Народные песни монголов. М.: Наука, ГРВЛ, 1988. 254 с.

48. Dix-huit chants 1937 — Dix-huit Chants еt Poѐmes Mongols. Avec notations musicales, texte mongol, commentaries et traductions. Recueillis par la princesse Nirgidma de Torhout. Et transcrits par Madame Humbert-Sauvageot. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1937. 175 p.


Рецензия

Для цитирования:


Бакаева Э.П. Нойон Галдама в письменной и устной традиции монгольских народов. Oriental Studies. 2022;15(6):1271-1292. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-64-6-1271-1292

For citation:


Bakaeva E.P. Noyon Galdama in Written and Oral Traditions of Mongolic Peoples. Oriental Studies. 2022;15(6):1271-1292. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-64-6-1271-1292

Просмотров: 231


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)