Кяхтинская железная дорога: геоэкономический проект Российской империи с целью развития торговых отношений с Китаем и Монголией
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-66-2-268-280
Аннотация
Введение. В конце XIX – начале XX в. одним из приоритетных направлений азиатской политики Российской империи становится создание торгово-транспортного сообщения со странами Востока. Транссибирская магистраль, Китайско-Восточная железная дорога и Южно-Маньчжурская железная дорога стали наиболее известными воплощениями этих идей. На этом фоне намного менее известным и изученным остается проект Кяхтинской железной дороги, предполагавший соединение Транссибирской магистрали со слободой Кяхта с дальнейшим продлением железной дороги на территорию Монголии. Цель исследования — провести анализ развития идеи создания Кяхтинской железной дороги в конце XIX – начале XX в. и выявить основные особенности этого проекта в связи с его геоэкономическими и геополитическими задачами. Материалы и методы. Исследование проведено на основе малоизученных материалов Российского государственного исторического архива. В основе методологии исследования лежит системно-исторический подход, позволивший изучить развитие проекта Кяхтинской железной дороги неотрывно от политической и экономической конъюнктуры азиатской политики Российской империи в начале XX в. Результаты. На основе привлекаемых источников авторам удалось реконструировать процесс развития проекта Кяхтинской железной дороги. Первые инициативы по сооружению железнодорожной линии от Кяхты до северных границ Китая появились в начале XX в. на фоне плана китайских властей построить железнодорожную ветку Пекин – Калган. Правительственный интерес к изучаемому проекту прослеживается в период после Русско-японской войны 1904–1905 гг. В качестве полноценной концепции проект был представлен в специальной записке, подготовленной представителями кяхтинского купечества в 1910 г. Решение о строительстве Кяхтинской железной дороги было принято в 1913 г., но начало Первой мировой войны отложило реализацию проекта на неопределенный срок. В статье изучается каждый из этапов развития кяхтинского железнодорожного проекта с акцентом на его геоэкономических и геополитических задачах. Выявлено, что проект Кяхтинской железной дороги виделся как способ решения текущих проблем русско-китайской и русско-монгольской торговли, стимулирования экономики Восточной Сибири, реализации транзитного потенциала России и укрепления российского геополитического влияния на территории Монголии. Выводы. В результате проведенного исследования показан системный и многофакторный характер проекта Кяхтинской железной дороги, ее место в общей геоэкономической стратегии Российской империи.
Ключевые слова
Об авторах
Ильдар Рашидович ХамзинРоссия
кандидат исторических наук, доцент
Рустам Талгатович Ганиев
Россия
кандидат исторических наук, доцент
Антон Владимирович Кочнев
Россия
кандидат исторических наук, доцент
Список литературы
1. РГИА — Российский государственный исторический архив.
2. Верблюнер 1911 — Верблюнер А. И. Проект постройки железной дороги от Мысовска до Троицкосавска и Кяхты в связи с ее продолжением по Монголии через Ургу до Калгана. СПб.: Сенатская типография, 1911. 40 с.
3. Жигалов 2008 — Жигалов Б. С. КВЖД в дальневосточной политике России (1906–1914) // Вестник Томского государственного университета. История. 2008. № 1. С. 24–44.
4. Кальмина, Курас 2018 — Кальмина Л. В., Курас Л. В. Забайкальское купечество в планах железнодорожного строительства во Внутренней Азии: перемена ролей // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. №. 55. С. 21–24.
5. Кальмина, Плеханова 2017 — Кальмина Л. В., Плеханова А. М. Проект развития транспортной инфраструктуры как фактор формирования трансграничного торгового пространства Россия-СССР-Монголия // Власть. 2017. № 5. С. 116–122.
6. Курас 2009 — Курас Л. В. Дореволюционная отечественная историография Улан-Баторской железной дороги // Власть. 2009. № 6. С. 100–102.
7. Лузянин 2003 — Лузянин С. Г. Россия – Монголия – Китай в первой половине XX века. Политические взаимоотношения в 1911–1946 гг. М.: Огни, 2003. 319 с.
8. Лукоянов 2008 — Лукоянов И. В. «Не отстать от держав …»: Россия на дальнем Востоке в конце XIX – начале XXв. СПб.: Нестор-История, 2008. 668 с.
9. Международные отношения 1951 — Международные отношения на Дальнем востоке (1870–1945) / под общ. ред. Е. М. Жукова. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1951. 790 с.
10. Непомнин 1980 — Непомнин О. Е. Социально-экономическая история Китая, 1894–1914. М.: Наука, 1980. 370 с.
11. Русско-китайские отношения 1958 — Русско-китайские отношения. 1689–1916. Официальные документы / сост.: П. Е. Скачков, В. С. Мясников. М.: Вост. лит., 1958. 137 с.
12. Салогуб 2016 — Салогуб Я. Л. Особенности концессионных соглашений, заключенных Китаем с «Великими державами» в конце XIX века // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 1. № 4. С. 13–19.
13. Сладковский 1974 — Сладковский М. И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.). М.: Наука, 1974. 363 с.
14. Старцев 2015 — Старцев А. В. Организация и инфраструктура русской торговли в Монголии во второй половине XIX – начале XX века // Россия и Монголия: новый взгляд на историю (дипломатия, экономика, культура) / редкол.: Ю. В. Кузьмин и др. Улан-Батор, Иркутск: БГУЭП, 2015. С. 143–180.
15. Третьяков 2014 — Третьяков В. Г. Монголия как геополитический центр притяжения железнодорожного строительства в конце XIX – начале XX века // Россия и Монголия в начале XX века: дипломатия, экономика, наука / редкол.: А. П. Суходолов и др. Кн. 3. Ч. 1. Иркутск, Улан-Батор: БГУЭП, 2014. С. 110–120.
16. Третьяков 2018 — Третьяков В. Г. Из истории Мысовского проекта Кяхтинской железной дороги // Известия Лаборатории древних технологий. Т. 14. № 2. 2018. С. 158–164.
17. Чимитдоржиев 1987 — Чимитдоржиев Ш. Б. Россия и Монголия. М.: ГРВЛ, 1987. 233 с.
18. Червинский 1913 — Червинский П. П. Район Кяхтинской железной дороги в экономическом отношении. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1913. 378 с.
19. Янченко, Старовойтова 2018 — Янченко Д. Г., Старовойтова Е. О. Перспективы экономического развития Китайско-Восточной железной дороги после Русско-японской войны: региональный аспект и петербургская политика // Новейшая история России. 2018. № 3. 583–597.
20. Huenemann 1984 — Huenemann R. W. The Dragon and Iron Horse: the Economics of Railroads in China, 1876–1937. Cambridge, MA: Harvard Univ. press, 1984. 347 p.
Рецензия
Для цитирования:
Хамзин И.Р., Ганиев Р.Т., Кочнев А.В. Кяхтинская железная дорога: геоэкономический проект Российской империи с целью развития торговых отношений с Китаем и Монголией. Oriental Studies. 2023;16(2):268-280. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-66-2-268-280
For citation:
Hamzin I.R., Ganiev R.T., Kochnev A.V. The Kyakhta Railway: A Geoeconomic Project of the Russian Empire Aimed at Developing Trade Relations with China and Mongolia. Oriental Studies. 2023;16(2):268-280. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-66-2-268-280

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.