Мотив помощника в калмыцких сказках на сюжетный тип AT 508 «Благодарный мертвец»
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-67-3-660-672
Аннотация
Введение. Сюжетный тип 508 «Благодарный мертвец» в калмыцкой сказочной традиции развивается на мотиве чудесного помощника. Анализ показывает, что герой, отдав долг умершего, приобретает помощника. Цель исследования — рассмотреть мотив помощника в калмыцких волшебных сказках на сюжетный тип AT 508 «Благодарный мертвец». Материалом исследования выступили тексты опубликованных сказок на «ясном письме» (тодо бичиг), в транскрипции на латинице, а также в современной калмыцкой орфографии на кириллице в сборниках калмыцких сказок. Результаты. Перед отправкой в дальний путь герой проводит испытание своего работника, предлагая отведать еды. Отказ спутника от яств мира людей указывает на принадлежность миру духов. Чудесность помощника героя проявляется также через его сверхскорость и способность понимать язык животных. Благодаря этому дару помощник, услышав разговор кошки и собаки, подсказывает юноше средство для излечения дочери хана. Желчь кошки выступает лекарством во всех вариантах сказок на сюжетный тип «Благодарный мертвец» в калмыцкой сказочной традиции. А. Н. Афанасьев отмечает желчь как лекарство для воскрешения и восстановления зрения в русской сказке «Еруслан Лазаревич», подчеркивая «лингвистическую и мифическую связь» сияния солнца, блеска золота и желтого цвета желчи. Благодарный мертвец, зная о беде, защищает своего спасителя и его супругу от яда змеи. При обвинении в посягательстве на жизнь он признается во всех своих благих деяниях (расправе над семью мусами-людоедами, их дочерями, женами, матерью-старухой) и собирается в мир мертвых во владения Эрлик Номин хана. Герой решает не расставаться со своим помощником и следует за ним в ад. Особенность калмыцких сказок сюжетного типа «Благодарный мертвец» заключается в описании испытаний, которые проходят герой со своим помощником в мире мертвых. Владения Эрлик Номин хана, повелителя мертвых, рисуются в сказках на основе представлений о буддийском аде, отраженных в письменных памятниках ойратской литературы, таких, как «История Чойджид-дагини», «Повесть о Молон-тойне», «Повесть о Гусю-ламе», «Повесть о Нарану Герел» и др. Именно благодаря описанию буддийского ада международный сюжетный тип «Благодарный мертвец» в калмыцкой устной традиции приобрел свою особенность в реализации мотива чудесного помощника. Выводы. Мотив помощника в рассмотренных сказках разработан на основе традиционных представлений с заменой более ранних воззрений — поздними буддийскими.
Об авторе
Баира Басанговна ГоряеваРоссия
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. Позднеев 1888–1889 — Позднеев А. Калмыцкие сказки. Сказка про сына богача Маньчжіинъ зарлика и его мальчика работника // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества / под ред. В. Р. Розена. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1888–1889. Т. III. С. 307–347.
2. Хальмг туульс 1961 — Хальмг туульс. 1-гч боть / сост. Б. Сангаджиева, Л. Сангаев, ред. У. Очиров. Элиста: Калм. кн. гос. изд-во, 1961. 220 х.
3. Хальмг туульс 1968 — Хальмг туульс. II-гч боть / запись и сост. Бембеевой А. Ц. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1968. 267 х.
4. Хальмг фольклор 1941 — Хальмг фольклор / Барт белдснь Леҗнə Церн, Шалвра Һəрə (cост.: Ц. О. Леджинов, Г. М. Шалбуров). Элст: Калмгосиздат, 1941. 466 х.
5. Kalműckische Sprachproben 1909 — Kalműckische Sprachproben. Gesammelt und herausgegeben von G. J. Ramstedt. Erster Teil. Kalműckische Märchen. Helsingfors: Societe Finno-Ougrienne, 1909. 154 s. (In Kalm. and in Germ.)
6. Адоньева 2011 — Адоньева С. Б. Символический порядок. СПб.: Пропповский центр: Амфора, 2011. 167 с.: илл. (Серия «Первичные знаки, или Прагмемы»). URL: http://www.pragmema.ru/ru/chapter-symb-order-kult-mertvyh (дата обращения: 25.03.2023).
7. Афанасьев 1985 — Заметка Афанасьева о сказке «Еруслан Лазаревич» // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 т. Т. III. Издание подготовили Л. Г. Бараг, Н. В. Новиков. М.: Наука, 1985. С. 356–362.
8. Баянова 2014 — Баянова А. Т. Особенности иллюстрирования монгольской рукописной книги (на примере «Сутры о том, как Молон-тойн освободил свою мать из ада») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 1-2(39). С. 23–27.
9. Борджанова 1985 — Борджанова Т. Г. Мифологические мотивы в калмыцких богатырских сказках // Фольклор народов РСФСР: межэтнические фольклорные связи: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Т. М. Акимова. Уфа: Башкирский гос. ун-т, 1985. С. 72–76.
10. Горяева 2017 — Горяева Б. Б. Орнитоморфные помощники героя в калмыцкой волшебной сказке // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 9(122). С. 134–141.
11. Горяева 2018 — Горяева Б. Б. Мотив волшебного помощника в калмыцкой сказке // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. Элиста: КалмНЦ РАН, 2018. № 5. С. 76–85.
12. Горяева 2022 — Горяева Б. Б. Мотив помощника в калмыцких сказках на сюжет ATU 513 The Extraordinary Companions // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2022. № 1. С. 106–118.
13. Горяева, Убушиева 2022 — Горяева Б. Б., Убушиева Д. В. Мотив рождения героя в сказочно-эпической традиции калмыков // Новый филологический вестник. 2022. № 1(60). С. 385–399.
14. Дампилова и др. 2019 — Дампилова Л. С., Хабунова Е. Э., Николаева Н. Н., Чулуун З. Традиционные мотивы в сюжете о сватовстве в эпосе монгольских народов // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2019. Т. 78. № 4. С. 72–78.
15. Кичиков 1994 — Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар»: сравнительно-типологическое исследование памятника. Изд. 2-е, репринтное. М.: Наука, 1994. 320 с.
16. Манджиева 2012 — Манджиева Б. Б. К вопросу изучения мотивов калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Основные тенденции развития алтаистики в изменяющихся мировоззренческих условиях: в 2 ч. Ч. 2. Горно-Алтайск: Медиа Принт, 2012. С. 120–123.
17. Манджиева 2016 — Манджиева Б. Б. Проблема изучения мотивов калмыцкой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Амосова. Сер.: Эпосоведение. 2016. № 1(01). С. 44–58.
18. Манджиева 2022 — Манджиева Б. Б. Текстология и поэтика Малодербетовского цикла эпоса «Джангар» в контексте эпической традиции калмыков. Элиста: КалмНЦ РАН, 2022. 416 с.
19. Мутляева 1982 — Мутляева Б. Э. Мотив чудесного рождения героя в сказочном эпосе монгольских народов и калмыцком эпосе «Джангар» // Эпическая поэзия монгольских народов (Исследования по эпосу). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. С. 43–49.
20. Надбитова 2005 — Надбитова И. С. Типы героев калмыцкой волшебной сказки // Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. Мат-лы II межрегион. науч. конф. Элиста: КИГИ РАН, 2005. С. 231–236.
21. Надбитова 2011 — Надбитова И. С. Сюжеты, образы и стилевые традиции калмыцких волшебных сказок. Элиста: НПП «Джангар», 2011. 260 с.
22. Овалов 1982 — Овалов Э. Б. Мотив «помощник героя» в версиях эпоса «Джангар» // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста: КНИИФЭ, 1982. С. 50–56.
23. Овалов 2004 — Овалов Э. Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. Элиста: АПП «Джангар». 2004. 184 с.
24. Пропп 2000 — Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / науч. ред., текстол. коммент. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
25. Пропп 2001 — Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / науч. ред., текстол. коммент. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2001. 144 с.
26. Сазыкин 2004 — Видения буддийского ада / предислов., пер., транслит., примеч. и глоссарий А. Г. Сазыкина; отв. ред. А. А. Тереньтьев. СПб.: St.-Petersburg, 2004. 256 с.
27. Сарангов 2015 — Сарангов В. Т. Поэтика и стиль калмыцкой богатырской сказки. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. 108 с.
28. Селеева 2007 — Селеева Ц. Б. Мотив ультиматума и его формульная реализация в синьцзян-ойратской и калмыцкой версиях «Джангара» // Россия и Центральная Азия: историко-культурное наследие и перспективы развития. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Элиста, 13–14 сентября 2006 г.). Ч. I. Элиста: КИГИ РАН, 2007. С. 80–86.
29. Селеева 2008 — Селеева Ц. Б. Мотив пира в структуре эпического сюжета (на примере калмыцкой и синьцзян-ойратской версий «Джангара») // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008. № 3. С. 52–54.
30. Убушиева 2006 — Убушиева Д. В. О семантике архаического мотива «поглощения и выхаркивания» в эпосе «Джангар» (на материале песен Багацохуровского цикла) // Научная мысль Кавказа. 2006. № 3. С. 144–146.
31. Убушиева 2009 — Убушиева Д. В. Багацохуровский цикл «Джангара» в записях XIX века: сюжетика и сохранность эпического текста: дисс. … канд. филол. наук. Элиста, 2009. 150 с.
32. Убушиева 2010 — Убушиева Д. В. Мотивный фонд Багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангара» // Oriental Studies. 2010. № 3. С. 63–68.
33. Убушиева 2018 — Убушиева Д. В. Космогонические мотивы в прологе эпоса «Джангар» // Новый филологический вестник. 2018. № 3(46). С. 35–45.
34. Убушиева 2020 — Убушиева Д. В. Мотив чудесного рождения в ранних циклах эпоса «Джангар» // Новый филологический вестник. 2020. № 3(54). С. 310–321.
35. Хабунова 2018 — Хабунова Е. Э. Мотив брачных состязаний в национальных версиях эпоса «Джангар»: диапазон варьирования // Сетевое востоковедение: устные и письменные традиции в контексте межкультурного взаимодействия. Мат-лы II Междунар. науч. форума (г. Элиста, 29 ноября – 1 декабря 2018 г.). Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2018. С. 44–47.
36. Хабунова, Санжаа, Убушиева 2018 — Хабунова Е. Э., Санжаа Б., Убушиева Б. Э. Мотивный ряд матримониальной модели эпического повествования в монгольском героическом эпосе // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 4 (40). С. 104–111.
37. Хабунова и др. 2019 — Хабунова Е. Э., Дампилова Л. С., Николаева Н. Н., Убушиева Б. Э., Эльбикова Б. В. Стремительный рост богатыря в эпосе «Джангар»: движение мотива от архаики к героике // Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма: сб. науч. трудов II Междунар. науч. конф., посвящ. 85-летию проф. Х. И. Ибрагимова. Томск: СибИздатСервис, 2019. Т. 3. С. 593–597.
38. Хабунова, Геджин 2019 — Хабунова Е. Э., Геджин Ч. Мотив отправления героя, роҗденного от медведя, в сказочной традиции тюрко-монгольских народов // Oriental Studies. 2019. № 5. С. 1026–1033.
39. Шантаев 2005 — Шантаев Б. А. Рецепты народной медицины у калмыков // Трофим Алексеевич Бертагаев: к 100-летию со дня рождения. Материалы I-х Бертагаевских чтений / отв. ред. Н. Г. Очирова. Элиста: КИГИ РАН, 2005. С. 341–344.
40. Шараева 2008 — Шараева Т. И. Субпродукты в мясном рационе у калмыков: традиции охотников и скотоводов // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов: сб. науч. тр. / отв. ред. Э. П. Бакаева. Элиста: КалмГУ, 2008. С. 164–171.
Рецензия
Для цитирования:
Горяева Б.Б. Мотив помощника в калмыцких сказках на сюжетный тип AT 508 «Благодарный мертвец». Oriental Studies. 2023;16(3):660-672. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-67-3-660-672
For citation:
Goryaeva B.B. The Grateful Dead: Motif of Assistant in Kalmyk Folktales of AT Type 508. Oriental Studies. 2023;16(3):660-672. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-67-3-660-672

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.