Эцкиннь мах ид!: концепт отец в проклятиях калмыков
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-68-4-994-1003
Аннотация
Введение. Проклятие как древнейший пласт народной словесности является малоизученным жанром фольклора. Происхождение его связано с верой людей в магию, в его способность наносить вред человеку. Статья посвящена текстологическому анализу речевого жанра проклятий в калмыцком языке. Цель исследования — выделение семантических особенностей формул проклятий в словаре калмыцких фразеологизмов, определение высказываний проклятий с лексемой «отец» в письмах Б. Б. Бергмана. Материалы и методы. Исследование проведено методом сплошной выборки с применением описательного анализа. Статья написана на основе материалов фразеологических словарей калмыцкого языка, писем Б. Б. Бергмана («Nomadische Streifereien unter den Kalmȕken in den Jahren 1802 und 1803») и с привлечением материалов монгольского языка. Результаты. Анализ формул проклятий с лингвокультурологической и контекстологической точек зрения позволил выявить коммуникативную природу и семантику проклятий. В качестве иллюстративного материала послужили примеры, отобранные методом выборки из фразеологических словарей калмыцкого языка «Краткий калмыцко-русский словарь глагольных фразеологизмов», «Фразеологический словарь калмыцкого языка» и писем Б. Б. Бергмана. Тематическое разнообразие речевого жанра проклятий сводится к определенному набору зложеланий: утрата здоровья и жизни, семья, благополучие и т. д. Анализ семантики проклятий позволяет сделать вывод о том, что эти формулы имеют национально-культурное своеобразие, в ней отражены особенности духовного опыта и особенности мышления народа. Рассмотрены нераспространенные у калмыков проклятия с лексемой отец, выявленные в тексте писем Б. Б. Бергмана.
Ключевые слова
Об авторе
Александра Тагировна БаяноваРоссия
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, заместитель директора
Список литературы
1. ПМА 2023: Инф. 1 — Инф. Д. Таяа (запись 12.08.2023 в г. Элисте).
2. Алтайские 1997 — Алтайские героические сказания: Очи-Бала. Кан-Алтын. Новосибирск: Наука, СО РАН, 1997. 668 с.
3. Басангова 2007 — Басангова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков: система жанров, поэтика. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 592 с.
4. Бакаева 2009 — Бакаева Э. П. Сакральные коды культуры калмыков. Элиста: ИКИАТ, 2009. 159 с.
5. Баянова 2021 — Баянова А. Т. Калмыцкий фольклорный текст в записи и переводе Г. Й. Рамстедта: лингвокультурологические особенности. Элиста: КалмНЦ РАН, 2021. 352 с.
6. Берзович, Сурикова 2020 — Берзович Е. Л., Сурикова О. Д. Наименования нечистой силы в русских проклятиях // Вестник Томского государственного университета. Сер. Филология. 2020. № 6. С. 5–27.
7. БАМРС 2001 — Большой академический монгольско-русский словарь: в 4 тт. / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. Т. I: А–Г. М.: Academia, 2001. 520 с.
8. БАМРС 2002 — Большой академический монгольско-русский словарь: в 4 тт. / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. Т. IV: Х–Я. М.: Academia, 2002. 532 с.
9. Борджанова 1999 — Борджанова Т. Г. Магическая поэзия калмыков: исследование и материалы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 182 с.
10. Ветрова 2016 — Ветрова Э. С. Пожелания зла в коммуникативной культуре украинцев и лезгин // Научный диалог. 2016. №1(49). С. 16–31.
11. Виноградова 2012 — Виноградова Л. Н. Семейные ценности традиционной культуры: аксиологический аспект изучения славянских проклятий // Славяноведение. 2012. № 6. С. 29–34.
12. Даль 1882 — Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. СПб.: Изд. книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1882. 576 с.
13. Душан 2016 — Душан У. Д. Избранные труды. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 376 с.
14. Зеленин 1936 — Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири: пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. М.; Л.: АН СССР, 1936. 436 с.
15. Кабакова 1988 — Кабакова Г. И. О жанровых трансформациях хулительных форм // Этнолингвистика текста: семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предвар. мат-лы к симпозиуму. М.: Ин-т славяновед. и балканистики, 1988. С. 105–109.
16. Калмыки 2010 — Калмыки / отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. М. Наука, 2010. 568 с.
17. КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь / под. ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 768 с.
18. Мамчич 2015 — Мамчич Ю. В. Место проклятия в группе экспрессивов // Вопросы филологии и переводоведения: сб. науч. ст. Чебоксары: Чувашский госуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2015. С. 42–45.
19. Митиров 1977 — Митиров А. Г. К вопросу о культе собаки // Культура и быт калмыков: этнографические исследования. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 40–58.
20. Очиров 2006 — Очиров Н. Живая старина (из литературного наследия) / cост., вступ. ст., коммент. Б. А. Бичеева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2006. 398 с.
21. Паллас 1773 — Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. 1. СПб.: Имп. Академия наук, 1773. 786 с.
22. Пословицы... 2007 — Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов Китая / сост., пер. Б. Х. Тодаевой. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 839 с.
23. Пюрбеев 1971 — Краткий калмыцко-русский словарь глагольных фразеологизмов / сост. Г. Ц. Пюрбеев. М.; Элиста: Ин-т языкознания АН СССР, КНИИЯЛИ, 1971. 60 с.
24. Пюрбеев 1996 — Пюрбеев Г. Ц. Толковый словарь традиционного быта калмыков. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1996. 176 с.
25. Ушаков 2014 — Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 800 с.
26. ФСКЯ 2018 — Фразеологический словарь калмыцкого языка / под ред. Г. Ц. Пюрбеева. Элиста: РИА «Калмыкия», 2018. 286 с.
27. Ханинова 2022а — Ханинова Р. М. Жанр проклятия (харал) и обряд снятия проклятия в лирике Владимира Нурова // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2022. № 4. С. 130–151. DOI: 10.22162/2587-6503-2022-4-24-130-151
28. Ханинова 2022б — Ханинова Р. М. Жанр харал в калмыцкой поэзии ХХ в. // Монголоведение. 2022. Т. 14. № 2. С. 418–440. DOI: 10.22162/2500-1523-2022-2-418-440
29. Юша 2007 — Юша Ж. М. Магические формулы проклятий у тувинцев // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 4. С. 106–108.
30. Bergmann 1804 — Bergmann B. Nomadische Streifereien unter den Kalmüken in den Jahren 1802 und 1803. Teil I. Riga: bei J. G. Bartmann, 1804. 351 S..
31. Ramstedt 1935 — Ramstedt G. Kamükisches Wörterbuch. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1935. 560 s.
Рецензия
Для цитирования:
Баянова А.Т. Эцкиннь мах ид!: концепт отец в проклятиях калмыков. Oriental Studies. 2023;16(4):994-1003. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-68-4-994-1003
For citation:
Bayanova A.T. ‘May You Eat Your Father’s Flesh!’: Concept of Father in Kalmyk Curses. Oriental Studies. 2023;16(4):994-1003. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-68-4-994-1003

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.