Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-69-5-1099-1114
Аннотация
Введение. Традиция почитания бурятскими буддистами российской императрицы Екатерины II как земного воплощения просветленной буддийской богини Белой Тары рассматривается исследователями как бесспорный исторический факт и не ставится ими под сомнение. Однако внимательный анализ бурятских письменных источников и российских исторических документов проблематизирует это утверждение. Цель исследования — на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внести ясность в вопрос о реальных взаимоотношениях между бурятскими буддистами и Екатериной Великой. Результаты. В статье установлено, что утверждение о признании Екатериной II в 1767 г. титула Бандидо Хамбо-ламы восходит лишь к бурятоязычным письменным источникам и не находит подтверждений в российских исторических документах. Анализ русскоязычных источников, среди которых письма и сочинения самой Екатерины, позволяют сделать вывод, что отношение императрицы к подданным «ламаитам» диктовалось ее внешнеполитическими планами в Азии и характерным для европейского Просвещения пренебрежением к архаичным культурам «сибирских идолопоклонников», к которым, наряду с анимистами и шаманистами, ученые XVIII в. относили и буддистов. Анализ сохранившихся бурятских источников, среди которых исторические летописи и биографии, также не подтверждает мнение о существовании развитого культа почитания Екатерины II как воплощения богини Белой Тары. Такие свидетельства, тем не менее, сохранились в песенном фольклоре и религиозной поэзии бурят, но следует учитывать, что речь, по всей видимости, идет о поздних образцах, датирующихся концом XIX – началом XX в. Именно этот период характеризуется широким распространением идеи о святости дома Романовых в глазах буддистов, за которым могут стоять видные лидеры мнений российского истеблишмента, продвигавшие идею экспансии российских интересов вглубь буддийской Азии.
Ключевые слова
Об авторе
Николай Владимирович ЦыремпиловКазахстан
доктор исторических наук, ассоциированный профессор
Список литературы
1. Записка Чимитова — Записка Чимитова. Рукопись на монгольском языке // Из личной коллекции Батцэнгэл Нацагдоржа (г. Улан-Батор, Монголия).
2. НМ РБ — Национальный музей Республики Бурятия.
3. ЦВРК — Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН.
4. LTWA — Library of Tibetan Works and Archives (Библиотека тибетских трудов и архивов) (г. Дхарамсала, Индия).
5. Андреев 2006 — Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб.: СПбГУ, Нартанг, 2006. 464 с.
6. Бурятские летописи 1995 — Бурятские летописи / сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Ц. П. Ванчикова. Улан-Удэ: Бур. респ. тип., 1995. 196 с.
7. Бурятские летописи 2023 — Бурятские летописи / пер. Ж. Б. Бадагарова. Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном, 2023. 432 с.
8. Ванчикова 2006 — Ванчикова Ц. П. История бурятского буддизма. Источники, переводы, исследования. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. 145 с.
9. Ванчикова 2008 — Ванчикова Ц. П. История буддизма в Забайкалье до 1945 г. // Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье / cост. и науч. ред. Ц. П. Ванчикова. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008. С. 28–49.
10. В Бурятии прошло 2019 — В Бурятии прошло торжественное представление бюста императрицы Екатерины II // Министерство культуры Республики Бурятия. 27 ноября 2019 г. URL: https://minkultrb.ru/news/news/1117-v-buryatii-proshlo-torzhestvennoe-predstavlenie-byusta-imperatritsy-ekateriny-ii-fotoreportazh/ (дата обращения:13.08.2023).
11. Вашкевич 1885 — Вашкевич В. Ламаиты в Восточной Сибири. СПб.: МВД, Деп-т дух. дел иностр. исповеданий, 1885. 145 с.
12. Возвращение Екатерины 2020 — Возвращение Екатерины Великой // Мир Байкала. 1 сентября 2020 г. URL: https://www.world-of-baikal.ru/index.php/mnogolikaya-buryatiya/ukreplyaya-mir-i-soglasie/684-vozvrashchenie-ekateriny-velikoj-kak-imperatritsa-vserossijskaya-stala-buddijskoj-boginej (дата обращения: 13.08.2023).
13. Гирченко 1939 — Гирченко В. П. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ: Бургиз, 1939. 92 с.
14. Екатерина 1786 — Екатерина II. Комедия «Шаман Сибирский». СПб.: Имп. Акад. наук, 1786. 108 с.
15. Жуковская 2001 — Жуковская Н. Л. К вопросу о награде, полученной Дамба Даржа Заяевым от императрицы Екатерины II // Мир буддийской культуры: сб. ст. Чита: ЗабГПУ, 2001. С. 84–90.
16. Жуковская 2013 — Жуковская Н. Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет: 1969–2011. М.: Ориенталия, 2013. 480 с.
17. За кулисами 1925 — За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмаева / ред. и вступ. ст. В. П. Семенникова. Л.: Гос. изд-во, 1925. 175 с.
18. Институт 1911 — Институт бандита Хамбо-ламы у бурят в его отношении к ламаизму и миссии // Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. Ноябрь. Казань: Тип. губ. правления, 1911. С. 611–626.
19. Летописи селенгинских 1936 — Летописи селенгинских бурят. Вып. 1. Хроника Убаши Дамби Джалцан Ломбо Цыренова 1868 г. Текст издал Н. Н. Поппе (Труды Института востоковедения. XII). М.; Л.: АН СССР, 1936. 55 с.
20. Намсараева 2019 — Намсараева А. Хамбо Лама Этигэлов. Жизнь как вызов. Улан-Удэ: Нова Принт, 2019. 159 с.
21. Нацагдорж 2011 — Нацагдорж Ц. Б. Об одном источнике о хамбо ламе Д.-Д. Заяеве // Четвертые Доржиевские чтения. Буддизм и современный мир. СПб: Нестор-История, 2011. С. 243–254.
22. Очерк о ламаизме 1905 — Очерк о ламаизме, составленный под главною редакциею Статс-Секретаря Куломзина И. В. Сосновским. СПб.: Гос. тип., 1905. 78 с.
23. Паллас 1778 — Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Часть третья. Половина первая. 1772–1773 годов. СПб.: Имп. Акад. наук, 1778. 479 с.
24. Позднеев 1880 — Позднеев А. М. Образцы народной литератур монгольских племен. Вып. 1: Народные песни монголов. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1880. 359 с.
25. Позднеев 1896 — Позднеев А. М. Ламайские кумирни или статуи божеств (из коллекций, составленных профессором Позднеевым). СПб.: Тип. Безобразова и Ко, 1896. 11 с.
26. Проскурина 2017 — Проскурина В. Империя пера Екатерины II. Литература как политика. М.: НЛО, 2017. 256 с.
27. Сазыкин 1989 — Сазыкин А. Г. Описание Тибета, составленное в XVIII в. бурятским паломником Дамба-доржи Заяевым // Страны и народы Востока. Вып. XXVI. Средняя и Центральная Азия (География, этнография, история). Москва: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 117–125.
28. Схиммельпеннинк 2009 — Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Навстречу восходящему солнцу. Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М: Новое литературное обозрение, 2009. 421 с.
29. Тара (буддизм) — Тара (буддизм) [электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тара_(буддизм) (дата обращения: 13.08.2023).
30. Трепавлов 2007 — Трепавлов В. В. «Белый царь»: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. М.: Вост. лит., 2007. 254 с.
31. Тулохонов 1973 — Тулохонов М. И. Бурятские исторические песни. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1973. 248 с.
32. Урданай буряадай 2021 — Урданай буряадай түүхын зохёол / Хүрб. Ж. Бадагаров (= Старинные бурятские исторические сочинения / пер. на совр. бурят. яз.
33. Ж. Бадагарова). Улаан-үдэ: Буряад-Монгол Ном, 2021. 400 с.
34. Успенский 2015 — Успенский В. Л. Вместо предисловия // Учение Будды в России. 250 лет институту Пандито Хамбо-лам. СПб.: Петербургское востоковедение, 2015. С. 8–10.
35. Ухтомский 1900 — Ухтомский Э. Э. К событиям в Китае: об отношениях Запада и России к Востоку. СПб.: Восток, 1900. 87 с.
36. Франк 2006 — Франк С. К. Освоение шаманизма в русской литературе кон. XVIII в. А. Н. Радищев vs Екатерина II // Русская литература и медицина. Тело, предписания, социальная практика. М.: Новое изд-во, 2006. С. 41–54.
37. Фролова 2004 — Фролова Г. Д. «Богдо-наследник Николай» в хвалебных песнях бурят // Восточная коллекция. 2004. № 4(19). С. 29–33.
38. Хамбо лама 2013 — Хамбо лама. Мысли наедине. Выдержки из речей / cост. А. Махачкеев. Улан-Удэ: Нова Принт, 2013. 39 с.
39. Цыремпилов 2014 — Цыремпилов Н. В. Когда Россия признала буддизм? В поисках указа 1741 г. императрицы Елизаветы Петровны об официальном признании буддизма российскими властями // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2014. № 3(39). С. 96–109.
40. Цыремпилов 2020 — Цыремпилов Н. В. Москва как буддийский рай: бурятская депутация на коронации Николая II // Этнографическое обозрение. 2020. № 2 . С. 13–31.
41. Чимитдоржин 2004 — Чимитдоржин Д. Г. Институт Пандито Хамбо Лам. 1764–2004. Улан-Удэ: Изд-во Буддийск. ин-та «Даши Чойнхорлин», 2004. 185 с.
42. Crews 2003 — Crews R. Empire and the Confessional State: Islam and Religious Politics in Nineteenth-Century Russia // The American Historical Review. Vol. 108. No. 1. February 2003. Pp. 50–83.
43. Dargyay 2003 — Dargyay E. K. Srong-btsan Sgampo of Tibet. Bodhisattva and King // The History of Tibet. Vol. I. The Early Period: to c. AD 850. The Yarlung Dynasty / Ed. by Alex McKay. London; New York: Routledge Curzon, 2003. Pp. 364–378.
44. Farquhar 1978 — Farquhar D. M. Emperor as Bodhisattva in the Governance of the Ch’ing Empire // Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 38. No. 1. 1978. Pp. 5–34.
45. King 2021 — King M. W. In the Forest of the Blind: the European Journey of Faxian’s Records of Buddhist Kingdoms. New York: Columbia University Press, 2021. 294 p.
46. Majer, Teleki 2008 — Majer Z., Teleki K. Origin and Spread of Buddhism in Buryatia — A Text of Buyandalai Dooramba // Acta Orientalia Academiae Scientarum Hungaricae. 2008. Vol. 61(4). Pp. 477–497.
47. O’Malley 1997 — O’Malley L. The Monarch and the Mystic: Catherine the Great’s Strategy of Audience Enlightenment ion the Siberian Shaman // The Slavic and East European Journal. Summer. 1997. Vol. 41. No. 2.
48. Pp. 224–242.
49. Pallas 1801 — Pallas P. S. Observations faites dans un voyage entrepris dans les gouvernements méridionaux de l’empire de Russie, dans le annees 1793 et 1974. T. II. Leipzig: Godefroi Martini, Libraire, 1801. 319 p.
50. Rinchen 1959 — Rinchen B., trans. Four Mongolian historical records. Vol. 2 of Indo-Asian Literatures. Mongol Pitaka. New Delhi: International Academy of Indian Culture, 1959. 155 р.
51. The Jebtsundamba 1961 — The Jebtsundamba Khutukhtus of Urga / Text, Translation and Notes by Charles Bawden. Asiatische Forschungen. Band 9. Wiesbaden: Otto Harasowitz, 1961. 91 p.
52. Turner 1800 — Turner S. An Account of an Embassy to the Court of the Teshoo Lama, in Tibet : Containing a Narrative of a Journey through Bootan, and Part of Tibet. London: W. Bulmer and Co., 1800. 473 р.
53. Walter 2009 — Walter M. L. Buddhism and Empire. The Political and Religious Culture of Early Tibet. Leiden-Boston: Brill, 2009. 311 p.
54. Znamenski 2007 — Znamenski A. The Beauty of the Primitive. Shamanism and the Western Imagination. Oxford, New York: Oxford University Press, 2007. 453 р.
Рецензия
Для цитирования:
Цыремпилов Н.В. Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых? Oriental Studies. 2023;16(5):1099-1114. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-69-5-1099-1114
For citation:
Tsyrempilov N.V. Catherine II as an Incarnation of White Tara: Did Buriats Deify the Romanovs? Oriental Studies. 2023;16(5):1099-1114. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-69-5-1099-1114

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.