Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-69-5-1099-1114

Аннотация

Введение. Традиция почитания бурятскими буддистами российской императрицы Екатерины II как земного воплощения просветленной буддийской богини Белой Тары рассматривается исследователями как бесспорный исторический факт и не ставится ими под сомнение. Однако внимательный анализ бурятских письменных источников и российских исторических документов проблематизирует это утверждение. Цель исследования — на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внести ясность в вопрос о реальных взаимоотношениях между бурятскими буддистами и Екатериной Великой. Результаты. В статье установлено, что утверждение о признании Екатериной II в 1767 г. титула Бандидо Хамбо-ламы восходит лишь к бурятоязычным письменным источникам и не находит подтверждений в российских исторических документах. Анализ русскоязычных источников, среди которых письма и сочинения самой Екатерины, позволяют сделать вывод, что отношение императрицы к подданным «ламаитам» диктовалось ее внешнеполитическими планами в Азии и характерным для европейского Просвещения пренебрежением к архаичным культурам «сибирских идолопоклонников», к которым, наряду с анимистами и шаманистами, ученые XVIII в. относили и буддистов. Анализ сохранившихся бурятских источников, среди которых исторические летописи и биографии, также не подтверждает мнение о существовании развитого культа почитания Екатерины II как воплощения богини Белой Тары. Такие свидетельства, тем не менее, сохранились в песенном фольклоре и религиозной поэзии бурят, но следует учитывать, что речь, по всей видимости, идет о поздних образцах, датирующихся концом XIX – началом XX в. Именно этот период характеризуется широким распространением идеи о святости дома Романовых в глазах буддистов, за которым могут стоять видные лидеры мнений российского истеблишмента, продвигавшие идею экспансии российских интересов вглубь буддийской Азии.

Об авторе

Николай Владимирович Цыремпилов
Назарбаев Университет (53, пр. Кабанбай-батыра, 010000 Астана, Республика Казахстан)
Казахстан

доктор исторических наук, ассоциированный профессор



Список литературы

1. Записка Чимитова — Записка Чимитова. Рукопись на монгольском языке // Из личной коллекции Батцэнгэл Нацагдоржа (г. Улан-Батор, Монголия).

2. НМ РБ — Национальный музей Республики Бурятия.

3. ЦВРК — Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН.

4. LTWA — Library of Tibetan Works and Archives (Библиотека тибетских трудов и архивов) (г. Дхарамсала, Индия).

5. Андреев 2006 — Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб.: СПбГУ, Нартанг, 2006. 464 с.

6. Бурятские летописи 1995 — Бурятские летописи / сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Ц. П. Ванчикова. Улан-Удэ: Бур. респ. тип., 1995. 196 с.

7. Бурятские летописи 2023 — Бурятские летописи / пер. Ж. Б. Бадагарова. Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном, 2023. 432 с.

8. Ванчикова 2006 — Ванчикова Ц. П. История бурятского буддизма. Источники, переводы, исследования. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. 145 с.

9. Ванчикова 2008 — Ванчикова Ц. П. История буддизма в Забайкалье до 1945 г. // Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье / cост. и науч. ред. Ц. П. Ванчикова. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008. С. 28–49.

10. В Бурятии прошло 2019 — В Бурятии прошло торжественное представление бюста императрицы Екатерины II // Министерство культуры Республики Бурятия. 27 ноября 2019 г. URL: https://minkultrb.ru/news/news/1117-v-buryatii-proshlo-torzhestvennoe-predstavlenie-byusta-imperatritsy-ekateriny-ii-fotoreportazh/ (дата обращения:13.08.2023).

11. Вашкевич 1885 — Вашкевич В. Ламаиты в Восточной Сибири. СПб.: МВД, Деп-т дух. дел иностр. исповеданий, 1885. 145 с.

12. Возвращение Екатерины 2020 — Возвращение Екатерины Великой // Мир Байкала. 1 сентября 2020 г. URL: https://www.world-of-baikal.ru/index.php/mnogolikaya-buryatiya/ukreplyaya-mir-i-soglasie/684-vozvrashchenie-ekateriny-velikoj-kak-imperatritsa-vserossijskaya-stala-buddijskoj-boginej (дата обращения: 13.08.2023).

13. Гирченко 1939 — Гирченко В. П. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ: Бургиз, 1939. 92 с.

14. Екатерина 1786 — Екатерина II. Комедия «Шаман Сибирский». СПб.: Имп. Акад. наук, 1786. 108 с.

15. Жуковская 2001 — Жуковская Н. Л. К вопросу о награде, полученной Дамба Даржа Заяевым от императрицы Екатерины II // Мир буддийской культуры: сб. ст. Чита: ЗабГПУ, 2001. С. 84–90.

16. Жуковская 2013 — Жуковская Н. Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет: 1969–2011. М.: Ориенталия, 2013. 480 с.

17. За кулисами 1925 — За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмаева / ред. и вступ. ст. В. П. Семенникова. Л.: Гос. изд-во, 1925. 175 с.

18. Институт 1911 — Институт бандита Хамбо-ламы у бурят в его отношении к ламаизму и миссии // Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. Ноябрь. Казань: Тип. губ. правления, 1911. С. 611–626.

19. Летописи селенгинских 1936 — Летописи селенгинских бурят. Вып. 1. Хроника Убаши Дамби Джалцан Ломбо Цыренова 1868 г. Текст издал Н. Н. Поппе (Труды Института востоковедения. XII). М.; Л.: АН СССР, 1936. 55 с.

20. Намсараева 2019 — Намсараева А. Хамбо Лама Этигэлов. Жизнь как вызов. Улан-Удэ: Нова Принт, 2019. 159 с.

21. Нацагдорж 2011 — Нацагдорж Ц. Б. Об одном источнике о хамбо ламе Д.-Д. Заяеве // Четвертые Доржиевские чтения. Буддизм и современный мир. СПб: Нестор-История, 2011. С. 243–254.

22. Очерк о ламаизме 1905 — Очерк о ламаизме, составленный под главною редакциею Статс-Секретаря Куломзина И. В. Сосновским. СПб.: Гос. тип., 1905. 78 с.

23. Паллас 1778 — Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Часть третья. Половина первая. 1772–1773 годов. СПб.: Имп. Акад. наук, 1778. 479 с.

24. Позднеев 1880 — Позднеев А. М. Образцы народной литератур монгольских племен. Вып. 1: Народные песни монголов. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1880. 359 с.

25. Позднеев 1896 — Позднеев А. М. Ламайские кумирни или статуи божеств (из коллекций, составленных профессором Позднеевым). СПб.: Тип. Безобразова и Ко, 1896. 11 с.

26. Проскурина 2017 — Проскурина В. Империя пера Екатерины II. Литература как политика. М.: НЛО, 2017. 256 с.

27. Сазыкин 1989 — Сазыкин А. Г. Описание Тибета, составленное в XVIII в. бурятским паломником Дамба-доржи Заяевым // Страны и народы Востока. Вып. XXVI. Средняя и Центральная Азия (География, этнография, история). Москва: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 117–125.

28. Схиммельпеннинк 2009 — Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Навстречу восходящему солнцу. Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М: Новое литературное обозрение, 2009. 421 с.

29. Тара (буддизм) — Тара (буддизм) [электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тара_(буддизм) (дата обращения: 13.08.2023).

30. Трепавлов 2007 — Трепавлов В. В. «Белый царь»: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. М.: Вост. лит., 2007. 254 с.

31. Тулохонов 1973 — Тулохонов М. И. Бурятские исторические песни. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1973. 248 с.

32. Урданай буряадай 2021 — Урданай буряадай түүхын зохёол / Хүрб. Ж. Бадагаров (= Старинные бурятские исторические сочинения / пер. на совр. бурят. яз.

33. Ж. Бадагарова). Улаан-үдэ: Буряад-Монгол Ном, 2021. 400 с.

34. Успенский 2015 — Успенский В. Л. Вместо предисловия // Учение Будды в России. 250 лет институту Пандито Хамбо-лам. СПб.: Петербургское востоковедение, 2015. С. 8–10.

35. Ухтомский 1900 — Ухтомский Э. Э. К событиям в Китае: об отношениях Запада и России к Востоку. СПб.: Восток, 1900. 87 с.

36. Франк 2006 — Франк С. К. Освоение шаманизма в русской литературе кон. XVIII в. А. Н. Радищев vs Екатерина II // Русская литература и медицина. Тело, предписания, социальная практика. М.: Новое изд-во, 2006. С. 41–54.

37. Фролова 2004 — Фролова Г. Д. «Богдо-наследник Николай» в хвалебных песнях бурят // Восточная коллекция. 2004. № 4(19). С. 29–33.

38. Хамбо лама 2013 — Хамбо лама. Мысли наедине. Выдержки из речей / cост. А. Махачкеев. Улан-Удэ: Нова Принт, 2013. 39 с.

39. Цыремпилов 2014 — Цыремпилов Н. В. Когда Россия признала буддизм? В поисках указа 1741 г. императрицы Елизаветы Петровны об официальном признании буддизма российскими властями // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2014. № 3(39). С. 96–109.

40. Цыремпилов 2020 — Цыремпилов Н. В. Москва как буддийский рай: бурятская депутация на коронации Николая II // Этнографическое обозрение. 2020. № 2 . С. 13–31.

41. Чимитдоржин 2004 — Чимитдоржин Д. Г. Институт Пандито Хамбо Лам. 1764–2004. Улан-Удэ: Изд-во Буддийск. ин-та «Даши Чойнхорлин», 2004. 185 с.

42. Crews 2003 — Crews R. Empire and the Confessional State: Islam and Religious Politics in Nineteenth-Century Russia // The American Historical Review. Vol. 108. No. 1. February 2003. Pp. 50–83.

43. Dargyay 2003 — Dargyay E. K. Srong-btsan Sgampo of Tibet. Bodhisattva and King // The History of Tibet. Vol. I. The Early Period: to c. AD 850. The Yarlung Dynasty / Ed. by Alex McKay. London; New York: Routledge Curzon, 2003. Pp. 364–378.

44. Farquhar 1978 — Farquhar D. M. Emperor as Bodhisattva in the Governance of the Ch’ing Empire // Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 38. No. 1. 1978. Pp. 5–34.

45. King 2021 — King M. W. In the Forest of the Blind: the European Journey of Faxian’s Records of Buddhist Kingdoms. New York: Columbia University Press, 2021. 294 p.

46. Majer, Teleki 2008 — Majer Z., Teleki K. Origin and Spread of Buddhism in Buryatia — A Text of Buyandalai Dooramba // Acta Orientalia Academiae Scientarum Hungaricae. 2008. Vol. 61(4). Pp. 477–497.

47. O’Malley 1997 — O’Malley L. The Monarch and the Mystic: Catherine the Great’s Strategy of Audience Enlightenment ion the Siberian Shaman // The Slavic and East European Journal. Summer. 1997. Vol. 41. No. 2.

48. Pp. 224–242.

49. Pallas 1801 — Pallas P. S. Observations faites dans un voyage entrepris dans les gouvernements méridionaux de l’empire de Russie, dans le annees 1793 et 1974. T. II. Leipzig: Godefroi Martini, Libraire, 1801. 319 p.

50. Rinchen 1959 — Rinchen B., trans. Four Mongolian historical records. Vol. 2 of Indo-Asian Literatures. Mongol Pitaka. New Delhi: International Academy of Indian Culture, 1959. 155 р.

51. The Jebtsundamba 1961 — The Jebtsundamba Khutukhtus of Urga / Text, Translation and Notes by Charles Bawden. Asiatische Forschungen. Band 9. Wiesbaden: Otto Harasowitz, 1961. 91 p.

52. Turner 1800 — Turner S. An Account of an Embassy to the Court of the Teshoo Lama, in Tibet : Containing a Narrative of a Journey through Bootan, and Part of Tibet. London: W. Bulmer and Co., 1800. 473 р.

53. Walter 2009 — Walter M. L. Buddhism and Empire. The Political and Religious Culture of Early Tibet. Leiden-Boston: Brill, 2009. 311 p.

54. Znamenski 2007 — Znamenski A. The Beauty of the Primitive. Shamanism and the Western Imagination. Oxford, New York: Oxford University Press, 2007. 453 р.


Рецензия

Для цитирования:


Цыремпилов Н.В. Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых? Oriental Studies. 2023;16(5):1099-1114. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-69-5-1099-1114

For citation:


Tsyrempilov N.V. Catherine II as an Incarnation of White Tara: Did Buriats Deify the Romanovs? Oriental Studies. 2023;16(5):1099-1114. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-69-5-1099-1114

Просмотров: 285


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)