Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

«Сотворение тела» в тибетском трактате «Чжуд-ши»

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-70-6-1587-1599

Аннотация

Введение. Буддийский трактат «Чжуд-ши» представляет собой компиляцию, составленную в основном из индийских и китайских источников, а также уникальных устных традиций по врачеванию. Вокруг «Чжуд-ши» сложилась обширная комментаторская литература, в которой центральное место занимает трактат «Вайдурья-онбо» с серией уникальных иллюстрированных приложений — «Атласом тибетской медицины». Тибетские целители считали эмбриологию одним из важнейших разделов врачебной практики, описываемую ими как «сотворение тела». Целью исследования является рассмотрение феномена «сотворения тела», охватывающего период до зачатия, зачатие, развитие плода, рождение, укрепление связей и младенчество в контексте буддийского трактата «Чжуд-ши» и комментариев к нему. Материалами исследования послужили трактаты «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо» с иллюстрированным «Атласом тибетской медицины». Одна из впечатляющих иллюстраций «Атласа тибетской медицины» называется «Сотворение тела», она разъясняет то, как под воздействием сознания виджняны, пяти первоэлементов и привязанности к сансаре происходит зачатие и формируется плод. Результаты и выводы. «Сотворение тела» обусловлено кармой и начинается задолго до зачатия эмбриона, поэтому в буддийских текстах по врачеванию большое вниманию уделяется нравственному поведению будущих родителей. В тибетском обществе влияние традиций проявляется уже на этапе развития эмбриона, поэтому женщины нередко прибегали к мистическим обрядам и ритуалам в надежде на рождение ребенка мужского пола. Считалось, что на формирование пола будущего ребенка могут повлиять специальные мантры и проведение определенных ритуалов. Показаны условия и причины зачатия, процесс развития эмбриона, определение пола, кармическое рождение в той или иной семье, рассмотрены мировоззренческие аспекты и их влияние на понимание «сотворения тела» в контексте тибетской традиции. Буддийский взгляд на зачатие, развитие эмбриона и рождение ребенка способствует пониманию того, что необходимо следовать нравственным внутренним и внешним предписаниям, приумножать физические и духовные силы в целях благополучного деторождения и обеспечения ребенку надлежащего ухода и материнской заботы. 

Об авторе

Жаргал Аюшиевна Аякова
Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова (д. 8, ул. Пушкина, 670024 Улан-Удэ, Российская Федерация)
Россия

доктор философских наук, доцент



Список литературы

1. Алымбаева 2020 — Алымбаева О. Обрести свою цель и не жить, как живется. Интервью с геше-лхарамбой Добдоном Максаровым [электронный ресурс] // ЦТКИ «Сохраним Тибет». 25 июня 2020 г. URL: http://savetibet.ru/2020/06/25/geshe-dobdon.html (дата обращения: 20.01.2023).

2. Атлас 1994 — Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл». М.: Галарт, 1994. 592 с.

3. Аякова 2022 — Аякова Ж. А. Женщина в контексте буддийского учения «Зерцало мудрости» ламы-просветителя Э.-Х. Галшиева // Oriental Studies. 2022. Т. 15. № 2. С. 349–360. DOI: 10.22162/2619-0990-2022-60-2-349-360

4. Базарон 1987 — Базарон Э. Г. Очерки тибетской медицины. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987. 224 с.

5. Базарон 1992 — Базарон Э. Г. Очерки тибетской медицины. Улан-Удэ: ЭкоАрт, 1992. 218 с.

6. Болсохоева 1994 — Болсохоева Н. Д. Деси Сангье Гьяцо (1653–1705) и его медицинские сочинения // Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл». М.: Галарт, 1994. C. 26–31.

7. Васубандху 2001 — Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: раздел III: Учение о мире; раздел IV: Учение о карме / изд. подгот.: Е. П. Островская, В. И. Рудой. М.: Ладомир, 2001. 755 с.

8. Галшиев 1993 — Галшиев Э.-Х. Зерцало мудрости. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1993. 352 c.

9. Герасимова 1989 — Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск: Наука, 1989. 320 с.

10. Герасимова 1994 — Герасимова К. М. Памятник средневековой культуры Тибета // Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл». М.: Галарт, 1994. С. 37–43.

11. Герасимова 1999 — Герасимова К. М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. 138 с.

12. Дашиев 1989 — Дашиев Д. Б. Предисловие автора перевода // «Чжуд-ши» — памятник средневековой тибетской культуры. Новосибирск: Наука, 1989. С. 7–21.

13. Дашиев 1994 — Дашиев Д. Б. Традиция иллюстрирования медицинских текстов в Тибете и публикуемый свод иллюстраций // Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл». М.: Галарт, 1994. С. 32–36.

14. Дондокова 2008 — Дондокова Л. Ю. Статус женщины в традиционном обществе бурят (вторая половина XIX – начало XX в.). Улан-Удэ: БГСХА, 2008. 208 c.

15. Дэсрид 2014 — Дэсрид Санчжай-чжамцо. Вайдурья-онбо (Гирлянда голубого берилла): комментарий к «Чжуд-ши» — украшению учения Царя медицины». М.: Наука, Вост. лит., 2014. 1286 с.

16. Жабон 2011 — Жабон Ю. Ж. Тибетские источники о распространении «Чжуд-ши» // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 8. С. 157–161.

17. Жабон, Ванчикова 2018 — Жабон Ю. Ж., Ванчикова Ц. П. К истории тибетской медицины: основные этапы развития и становления // Власть. 2018. Т. 26. № 1. С. 164–169.

18. Кельян 2020 — Кельян. Женщины Тибета. Хабаровск: Издатель Валентина Козинец, 2020. 208 с.

19. Ламаизм в Бурятии 1983 — Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы / Г. Р. Галданова, К. М. Герасимова, Д. Б. Дашиев, Г. Ц. Митупов; отв. ред. В. В. Мантатов. Новосибирск: Наука, 1983. 235 с.

20. Ньима 2023 — Ньима Т. Тибетская буддийская эмбриология. СПб.: Танадук, 2023. 228 с.

21. Пабонка 2014а — Пабонка Ринпоче. Освобождение на вашей ладони / пер. с англ. С. Хоса, науч. ред. А. Терентьев. Кн. 1. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2014. 616 с.

22. Пабонка 2014б — Пабонка Ринпоче. Освобождение на вашей ладони / пер. с англ. С. Хоса, науч. ред. А. Терентьев. Кн. 2. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2014. 464 с.

23. Пучко 2018 — Пучко Ю. Тибетские поверья и суеверия, касающиеся детей и их рождения [электронный ресурс] // ЦТКИ «Сохраним Тибет». 18 августа 2018. URL: http://savetibet.ru/2018/08/18/tibetan_children.html (дата обращения: 25.01.2023).

24. Рудой, Островская, Ермакова 1999 — Рудой В. И., Островская Е. П., Ермакова Т. В. Классическая буддийская философия. СПб.: Лань, 1999. 544 с.

25. Сопа 2012 — Лама Сопа Ринпоче. Советы по поводу аборта [электронный ресурс] // Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг». 27 апреля 2012 г. URL: https://fpmt.ru/lzr_abortion/ (дата обращения: 20.01.2023).

26. Цонкапа 1994 — Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути пробуждения. Кн. 1–5. Т. 1 / пер. А. Кугявичуса; под общ. ред. А. Терентьева. СПб.: Нартанг, 1994. 446 с.

27. Цонкапа 2000 — Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути пробуждения. Кн. 1–5. Т. 2 / пер. А. Кугявичуса; под общ. ред. А. Терентьева. СПб.: Нартанг, 2000. 275 с.

28. Ченагцанг 2020 — Ченагцанг Н. Тонкая анатомия в тибетской медицине, йоге и медитации. Ключ к энергетической структуре человека. М.: Ганга, 2020. 884 с.

29. Ченагцанг и др. 2012 —Ченагцанг Н., Урбанаева И. С., Найданова С. М. Тибетская медицина: философия, духовность и социальная практика // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2012. № 2(6). С. 109–119.

30. Чжуд-ши 1989 — «Чжуд-ши» — памятник средневековой тибетской культуры / ред.: С. М. Николаев, Р. Е. Пубаев. Новосибирск: Наука, 1989. 349 с.

31. Чжуд-ши — Чжуд-ши: канон тибетской медицины. Гл. 91 [электронный ресурс] // Центр тибетской медицины «Кунпен Делек». Библиотека. URL: http://www.kunpendelek.ru/library/tibetmed/canon/chzhud-shi/454/ (дата обращения: 12.12.2022).

32. Шараева 2020 — Шараева Т. И. Сакральный код в пространстве традиционного жилища у калмыков // Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 1. С. 41–54. DOI: 10.22162/2619-0990-2020-47-1-41-54

33. Bolsokhoyeva 2007 — Bolsokhoyeva N. Tibetan Medical Illustrations from the History Museum of Buryatia, Ulan Ude // Asian ­Medicine. 2007. Vol. 3. Is. 2. Pp. 347–367. DOI: 10.1163/157342008X307938

34. Garrett 2003 — Garrett Fr. Embryology and Embodiment in Tibetan Literature: Narrative Epistemology and the Rhetoric of Identity // Soundings in Tibetan Medicine: Anthropolo­gical and Historical Perspectives. 2003. Vol. 10. Pp. 411–425.

35. Garrett 2008 — Garrett Fr. Religion, Medicine and the Human Embryo in Tibet. Abingdon; New York: Routledge, 2008. 225 p.

36. Gyatso 2015 — Gyatso J. Being Human in a Buddhist World: An Intellectual History of Medicine in Early Modern Tibet. New York: Columbia University Press, 2015. 544 p.

37. Li 1995 — Li Q. Origin of gestation theory in Tibetan medicine // Zhonghua Yi Shi Za Zhi. 1995. № 25(4). Pp. 233–237. (In Chinese).

38. Williams 1997 — Williams P. Some Mahāyāna Perspectives on the Body // Religion and the Body / ed. by S. Coakley. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. Pp. 205–230.


Рецензия

Для цитирования:


Аякова Ж.А. «Сотворение тела» в тибетском трактате «Чжуд-ши». Oriental Studies. 2023;16(6):1587-1599. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-70-6-1587-1599

For citation:


Aiakova Zh.A. The Making of the Body in rGyud-bZhi. Oriental Studies. 2023;16(6):1587-1599. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2023-70-6-1587-1599

Просмотров: 340


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)