Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Подтекстовые смыслы как компоненты смысловой структуры прозаического текста

Аннотация

Подтекст описывается в статье как лингвистическое явление, возникающее вследствие употребления ряда синтаксических средств. В зависимости от применяемых лингвистических средств и возникающей семантики подтекст разделяется на два типа: эмоциональный и конвенциональный. Первый создает эмоциональный фон повествования, второй уточняет обстоятельства сюжетного действия. В качестве иллюстраций приводятся примеры из прозы XIX-XXI вв.

Об авторе

Наталия Викторовна Пушкарева
Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
Россия
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)


Список литературы

1. Белый А. Петербург. М.: Наука, 1981. 701 с.

2. Булгаков М. А. Избранные произведения. В 2 тт. Т. 1. Киев: Днiпро, 1989. 764 с.

3. Довлатов С. Д. Собрание прозы в 3 тт. Т. 2. СПб.: Лимбус-Пресс, 1993. 384 с.

4. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 5 тт. Т. 5. Проза и письма. М.; Л.: Academia, 1937. 649 с.

5. Чехов А. П. Собрание сочинений в 12 тт. Т. 5. М.: ГИХЛ, 1955. 504 с.

6. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: Высшая школа, 1990. 166 с.

7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 144 с.

8. Гаспаров М. Л. «Стихи о неизвестном солдате» О. Мандельштама: Апокалипсис и/или агитка? // Новое литературное обозрение. 1995. № 16. С. 105-123.

9. Голякова Л. А. Подтекст: прагматические параметры художественной коммуникации // Филологические науки. 2006. № 4. С. 61-68.

10. Долинин К. А. Имплицитное содержание высказывания // Вопросы языкознания. 1983. № 6. С. 37-47.

11. Кайда Л. Г. Стилистика текста: от теории композиции - к декодированию. М.: Флинта, 2004. 208 с.

12. Кулешов Л. В. Кадр и монтаж. М.: Искусство, 1961. 88 с.

13. Масленникова А. А. Лингвистическая интерпретация скрытых смыслов. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 1999. 264 с.

14. Пушкарева Н. В. Подтекст в художественном тексте, его семантика и лингвистические средства выражения // Вестник Санкт-Петерб. гос. ун- та. Сер. 9. 2009. Вып. 1.Ч. 1. С. 59-65.

15. Рогова К. А. «Другая» литература и ее повествователь (речевые особенности) // Разноуровневые единицы языка и их функционирование в тексте. Теоретические и методические аспекты: Сборник научно-методических статей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992. С. 3-10.

16. Рогова К. А. О значении и употреблении обобщенно-личных предложений // Тенденции развития русского языка. Сб. ст. к 70-летию проф. Г. Н. Акимовой. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 2001. С.155- 164.

17. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 2. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения // Станиславский К. С. Собрание сочинений в 9 тт. Т. 3. М.: Искусство, 1990. 505 с.

18. Сухих И. Н. Чехов в XXI веке. Три этюда // Нева. 2008. № 8. С.164-177.

19. Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис, М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. 800 с.

20. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1 072 с.

21. Шишкин М. П. Венерин волос. М.: АСТ/Астрель, 2010. 480 с.

22. Шулова Я. А. «Петербург» и «Петербурги» Андрея Белого // Нева. 2003. № 8. С. 237-243.

23. Яновская Л. А. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. В зеркалах булгаковедения // Вопросы литературы. 2010. № 3. С. 5-72.


Рецензия

Для цитирования:


Пушкарева Н.В. Подтекстовые смыслы как компоненты смысловой структуры прозаического текста. Oriental Studies. 2012;5(2):144-149.

For citation:


Pushkareva N. Subtext Meanings as Components of Prosaic Text Sense Structure. Oriental Studies. 2012;5(2):144-149. (In Russ.)

Просмотров: 258


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)