Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Тибетский контекст в хошутско-цинских отношениях: от равенства к подчинению

Аннотация

Хошуты оказались вовлечены в события в Тибете после обращения глав школы Гелук к ойратам за военной помощью. После успешной кампании хошутского Гуши-хана в 1637–1642 гг. ставший во главе Тибета Далай-лама Пятый Лобсан Гьяцо даровал ему и его потомкам титулы правителя веры (чогьял) и царя (гьялпо) Тибета.
Завершение войны сопровождалось установлением Гуши-ханом тесных отношений с маньчжурами и организацией собственного государства в Цинхае, для чего им был разработан основной законодательный акт. После смерти Гуши-хана его сыновья разделили владения на две части — лхасско-тибетскую и кукунорскую, между которыми, особенно при гьялпо Лхавзане, возникли трения и вражда. Также Лхавзан вступил в противостояние с могущественным дэси Сангье Гьяцо, которое завершилось гибелью дэси в 1705 г.
Смещение Лхавзаном Далай-ламы Шестого Цаньяна Гьяцо и назначение нового Далай-ламы Нгаванга Еше Гьяцо приведет к эскалации отношений с другими ойратами, что завершится захватом Лхасы джунгарами в 1717 г. и в дальнейшем приходом к власти Седьмого Далай-ламы Калсана Гьяцо. Цинское правительство утвердит новую структуру власти в Тибете — кашаг, лидеры которого, Канченнэ и Пхоланай, будут иметь особого рода отношение к хошутам. Вероятно, маньчжуры хотели сохранить роль хошутов в Тибете, однако после восстания Лобсана Данзина в 1723 г. Пекин изменил политику: хошуты потеряли право быть царями Тибета и вошли в состав Цинской империи.

Об авторе

Баатр Учаевич Китинов
Российский университет дружбы народов (Москва, Российская Федерация)
Россия
кандидат исторических наук, доцент,


Список литературы

1. Гончог 2008 ― Гончог-Чжигмэд-Ванбо. Повествование о жизни Всеведущего Чжамьян-Шадбий-Дорчже, могущественного ученого и сиддха, называющееся «Брод, ведущий к удивительно благому уделу» / Введен., перев., комментарии Н. В. Цыремпилова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. 312 с. [Könchog Jigme Wangpo. Povestvovanie o zhizni Vseveduschego Chzham’yan-Shadbiy-Dorchzhe, moguschestvennogo uchenogo i siddkha, nazyvayuscheesya «Brod, veduschiy k udivitel’no blagomu udelu» [A narrative called ‘The Ford towards the Virtuous Lot’ about the life of all-knowing Jamyang Shepa Dorje, a mighty scholar and siddha]. V. Tsyrempilov (intr., foreword, comm.). Ulan-Ude: Buryat Scientific Center of SB of RAS, 2008. 312 p.]

2. История 2016 ― История Хо-Урлюка // Санчиров В. П. Письменные памятники по истории ойратов XVII–XVIII веков. Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 29–35. [Kho Orluk’s history. Pis’mennye pamyatniki po istorii oyratov XVII–XVIII vekov [History of the Oirats: written monuments, 17th-18th centuries]. Sanchirov V. P. (comp.). Elista: Kalmyk Humanities Research Institute of RAS, 2016. Pp. 29–35].

3. Люлина 2016 ― Люлина А. Г. Тибетские институты власти и цинская система администрирования: особенности взаимодействия (середина XVII – конец XVIII вв.). Дисс… канд. ист. наук. М., 2016. 183 с. [Lyulina A. G. Tibetskie instituty vlasti i tsinskaya sistema administrirovaniya: osobennosti vzaimodeystviya (seredina XVII – konets XVIII vv.) [Tibetan government institutions and the Qing administrative system: peculiarities of mutual relations (mid-17th – late 18th cc.)]. A PhD thesis. Moscow, 2016. 183 p.]

4. Мартынов 1978 ― Мартынов А. С. Статус Тибета в ХVII–ХVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений. М.: Наука, 1978. 284 c. [Martynov A. S. Status Tibeta v XVII–XVIII vekakh v traditsionnoy kitayskoy sisteme politicheskikh predstavleniy [Tibet’s status within the traditional Chinese political science framework: 17th-18th cc.]. Moscow: Nauka, 1978. 284 p.].

5. Солощева 2013 ― Солощева М. А. Кукунорский мятеж 1723–1724 годов и его значение для истории Тибета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 13. Востоковедение. Африканистика. 2013. Вып. 1. С. 58–67. [Soloscheva M. A. The Kokonor Revolt of 1723–1724 and its historic significance for Tibet. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 13. Vostokovedenie. Afrikanistika. 2013. Iss. 1. Pp. 58–67].

6. Успенский 2014 ― Успенский В. Л. О государстве Гуши-хана // Тибетология в Санкт-Петербурге. Сб. ст. Выпуск 1. СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. С. 52–59. [Uspensky V. L. Güshi Khan’s state. Tibetologiya v Sankt-Peterburge. Collected papers. Iss. 1. St. Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2014. Pp. 52–59].

7. Успенский 2011 ― Успенский В. Л. Тибетский буддизм в Пекине. СПб.: Студия НП-Принт, 2011. 367 с. [Uspensky V. L. Tibetskiy buddizm v Pekine [Tibetan Buddhism in Beijing]. St. Petersburg: Studiya NP-Print, 2011. 367 p.]

8. Цэнгэл 2017 ― Хошууд Цэнгэл. «Алтан хааны цаазын бичиг» хийгээд Гууш хааны «Цаазын бичиг»-ийн харьцаа, холбогдол // Ойрад ба дээд монголын туух, сурвалж бичгийн судлал. Улаанбаатар, 2017. С. 118–144. [Khoshuud Tsengel. Altan Khan’s Code of Laws and that of Gushi Khan: a comparative study. Oyrad ba deed mongolyn tuukh [History of the Oirats and Upper Mongols]. A student’s book. Ulaanbaatar, 2017. Pp. 118–144].

9. Шакабпа 2003 ― Шакабпа В. Д. Тибет: Политическая история. Пер. с англ. А. Дюранова. СПб.: Нартанг, 2003. 432 с. [Shakabpa W. D. Tibet: a political history. A. Dyuranov (transl.). St. Petersburg: Nartang, 2003. 432 p.].

10. A Collection 1995 ― A Collection of Historical Archives of Tibet. Beijing: Cultural Relics Publishing House, 1995. 107 р.

11. Bod mi’i 2002 ― Bod mi’i khrims mthun gzhung dga’ ldan pho brang dbu brnyes nas lo 360 ‘khor ba’i bka’ drin rjes dran dang ma ongs mdun bskyod kyi kha phyogs. Dharamsala: LTWA, 2002. 458 p.

12. Heissig 1962 ― Heissig W. Some Notes by Sung-yün on the Administration of Tibet. Oriens Extremus. 1962. Vol. 9. No. 1. Pp. 85–89.

13. Ishihama 1997 ― Ishihama Y. New Light on the ‘Chinese Conquest of Tibet’ in 1720 (based on the new Manchu sources). Tibetan Studies: Proceedings of the 7th Seminar of the International Association for Tibetan Studies, Graz 1995. Krasser H., Much M. T., Steinkellner E., Tauscher H. (eds.). Vol. 1–2. Wien: Austrian Academy of Sciences, 1997. Pp. 419–426.

14. Ngag bdang 2012 ― Ngag dbang blo bzang rgya mtsho. Rgyal dbang lnga pa ngag dbang blo bzang rgya mtsho’i rnam thar du ku la’i gos bzang [The autobiography of the Fifth Dalai Lama]. Lhasa: Bod ljongs mi dmangs dpe skrun khang, 2012. Vol. 1. 640 р.

15. Petech 1966 ― Petech L. Notes on Tibetan History of the 18th Century. T’oung Pao, Second Series. 1966. Vol. 52. Livr. 4/5. Pp. 261–292.

16. Petech 1972 ― Petech L. China and Tibet in the early 18th Century. History of the Establishment of the Chinese Protectorate in Tibet. Leiden: Brill, 1972. 309 р.

17. Ruegg 2003 ― Ruegg D. S. Mchod yon, yon mchod and mchod gnas / yon gnas: on the historiography and semantics of a Tibetan religio-social and religio-political concept. The History of Tibet. A. McKay (ed.). London – New York: Routledge Curzon, 2003. Vol. 2. Pp. 362–372.

18. Sperling 2012 ― Sperling E. Pho-lha-nas, Khang-chen-nas, and the last era of Mongol domination in Tibet. Rocznik Orientalistyczny, 2012. Vol. 65. Part 1. Pp. 195–211.

19. Sum-pa 1969 ― Sum-pa mkhan-po Ye-shes dpal-’byor. The annals of Kokonor. Ho-Chin Yang (transl.). Indiana University Publications. Uralic and Altaic Series. Vol. 106. Bloomington: Indiana University; The Hague: Mouton and Co., 1969. 125 p.


Рецензия

Для цитирования:


Китинов Б.У. Тибетский контекст в хошутско-цинских отношениях: от равенства к подчинению. Oriental Studies. 2018;11(2):20-28.

For citation:


Kitinov B. The Tibetan Context in Khoshut-Qing Relations: from Equality to Subordination. Oriental Studies. 2018;11(2):20-28. (In Russ.)

Просмотров: 553


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)