Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

О текстах из астрологического сборника калмыцкого зурхачи (предварительные замечания)

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-150-163

Аннотация

Введение. В любом этносе, в любой культуре во все времена забота о здоровье членов этноса является важной проблемой. То значение, которое придавали калмыки и их этнические предки ойраты физическому здоровью всех представителей народа, фиксируется разными источниками, среди которых сочинения медицинского содержания («Чжуд-ши», комментарии к нему, «лхантабы» и др.), к которым можно отнести близкие по назначению тексты дхарани, а также астрологические сборники. Методы, исследуемые образцы, материалы. В разработке данной проблематики мы основывались на текстологическом анализе сборника текстов на «тодо бичиг», включающих фрагменты на тибетском языке, а также обратились к методам вспомогательных исторических дисциплин. Результаты. Если в собственно медицинских текстах излагались конкретные методы диагностики и лечения различных болезней, то в астрологических произведениях описывались превентивные меры и рекомендации для сохранения здоровья и благополучия в обществе. Коллекции буддийских письменных памятников, сохранившиеся к началу XXI в. в Калмыкии, отличаются друг от друга подбором текстов, их тематикой, предназначением, поскольку принадлежали священнослужителям, получившим религиозное образование в одной из областей религиозных практик (медицине, астрологии и собственно буддийской книжности). Одним из образцов таких текстов является сборник, некогда принадлежавший астрологу по имени Борлга Утнасна Серкш (пос. Чкаловский Кетченеровского района Республики Калмыкия). Сборник включает в себя отдельные самостоятельные произведения, тематические подборки текстов и графические изображения. Калмыцкие астрологи рассматривали периоды жизни человека в соответствии с буддийскими знаниями и представлениями о составе жизни, согласно которым принимались во внимание даты начала года, места года в 12-летнем животном цикле, периоде пяти стихий (или первоэлементов), мэнгэ (врожденных отметин) и т. п. Важное значение в астрологической практике придается устранению препятствий от несоответствия годов рождения жениха и невесты, даются предписания относительно того, какое божество соответствует брачующимся, что следует предпринять, если жених и невеста по году рождения не подходят друг другу (ойр. xarši). Заключение. Рассмотренные тексты являются ценным источником изучения истории деятельности калмыцких зурхачи и в то же время позволяют составить представление в целом о народе, о том, какие нормы поведения и основания для принятия решений предписывала им астрология, каким образом она аккумулировала нормы и правила отношения к миру и ориентирования в мире, выработанные в буддийском вероучении в целом.

Об авторе

Деляш Николаевна Музраева
Калмыцкий научный центр РАН
Россия

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник

Калмыцкий научный центр РАН 



Список литературы

1. Астрологический сборник ― Сборник астрологических текстов из личной коллекции Я. С. Уланова (пос. Чкаловский Кетченеровского района Республики Калмыкия).

2. Асеева, Найдакова 1991 — Асеева Т. А., Найдакова Т. А. Пищевые растения тибетской медицины. Новосибирск: Наука, СО, 1991. 128 с.

3. Бадмаев 1903 — Бадмаев П. А. Главное руководство по врачебной науке Тибета «Чжуд-ши». В новом переводе П. А. Бадмаева с его введением, разъясняющим основы тибетской врачебной науки. СПб.: тип. А.С.Суворина, 1903. 156 с.

4. Бадмаев 2014 — Бадмаев А. В. Ойратская рукопись по фармакопее // Мир ясного письма. Сб. ст. Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 88–98.

5. Базарон, Асеева 1984 — Базарон Э. Г., Асеева Т. А. «Вайдурья-онбо — трактат индо-тибетской медицины. Новосибирск: Наука, 1984. 120 с.

6. Бакаева 1994 — Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.

7. Бакаева, Музраева 2007 — Бакаева Э. П., Музраева Д. Н. Проблемы здоровья общества в калмыцких буддийских астрологических сочинениях // VII Конгресс этнографов и антропологов России. Доклады и выступления (г. Саранск, 9–14 июля 2007 г.). Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Респ. Мордовия, 2007. С. 494.

8. Бакаева, Музраева 2008 — Бакаева Э. П., Музраева Д. Н. Буддизм и этнические традиции калмыков: проблемы сохранения наследия (по материалам экспедиции 2006 г.) // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Вторые Доржиевские чтения. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 92–94.

9. Вайдурья-онбо 2014 — Вайдурья-онбо. Гирлянда голубого берилла: комментарий к «Чжуд-ши» — украшению учения Царя медицины / Дэсрид Санчжай-чжамцо; пер. с тибет. и примеч. Д. Б. Дашиева; отв. ред. и сост. Т. А. Асеева. М.: Наука; Вост. лит., 2014. 1286 с.

10. Гедеева 2008 — Гедеева Д. Б. О переписке Тугмюд-гавджи и Б. Г. Гедеева // Буддийская традиция в Калмыкии в XX веке: памяти О. М. Дорджиева (Тугмюд-гавджи). 1887–1980. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 130–134.

11. Данзин Пунцог 1991 — Данзин Пунцог. Кунсал-нандзод: тибетский медицинский трактат по приготовлению лекарственных эликсиров. Улан-Удэ: Изд-во Ассоциация литераторов Бурятии, 1991. Ч. I. 64 с.; Ч. II. 46 с.

12. Дашиев 2001 — Чжуд-ши. Канон тибетской медицины / перев. с тибетского, предисл., прим., указ. Д. Б. Дашиева. М.: Вост. лит., 2001. 766 с.

13. Жабон 2012 — Жабон Ю. Ж. Трактат тибетской добуддийской традиции бон «Бумши» и канон тибетской медицины «Чжуд-ши» (сравнительный анализ) // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 8. С. 160–164.

14. Жуковская 1990 — Жуковская Н. Л. Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах. М.: Наука; ГРВЛ, 1990. 112 с.

15. Зорин 2014 — Зорин А. В. О структуре и содержании сборника «Сунгдуй» // Тибетология в Санкт-Петербурге. Сб. ст. Вып. 1. СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. С. 100–118.

16. Зорин, Сизова 2013 — Зорин А. В., Сизова А. А. Первые пекинские издания сборника «Сундуй» на тибетском и монгольском языках // Mongolica XI. Сб. ст. СПб.: Петербургское востоковедение, 2013. С. 37–44.

17. Календарь буддиста 1993–1994 — Календарь буддиста. 1993–1994. Год воды-курицы. Rab byung bcu bdun chu bya. Автор комментария Д. Х. Самаев. СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1993. 12+51 с.

18. Ковалевский 1847 — Ковалевский О. Монгольско-русско-французский словарь. Т. 1–3. Т. 2. Казань: Тип. Казанского университета, 1847. 950 с.

19. Корсункиев 1977 — Корсункиев Ц. Программа обучения в школах при калмыцких хурулах // Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИ ИФЭ, 1977. С. 70–78.

20. Кунпан-дудзи 2008 — Кунпан-дудзи. Полезный для всех экстракт амриты: большой рецептурный справочник Агинского дацана / Сумати Праджня; пер. с тибет., предисл., примеч., указ. Д. Б. Дашиева. М.: Вост. лит., 2008. 213 с.

21. Лангтхабы 1976 — Лангтхабы и их корригирование. Острые заболевания органов брюшной полости / Б. Д. Бадараев, Э. Г. Базарон, М. Д. Дашиев [и др.]; отв. ред. Б. В. Семичов. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976. 139 с.

22. Лауфер 1927 — Лауфер Б. Очерк монгольской литературы / пер. В. А. Казакевича, под ред. и с предисл. Б. Я. Владимирцова. Л.: Изд. Ленинградского Восточного института, 1927. 95 с.

23. Музраева 2001 — Музраева Д. Н. Гимны-славословия из тибетской коллекции КИГИ РАН // Российское монголоведение. Бюллетень 5. М.: ИВ РАН, 2001. С. 266–278.

24. Музраева 2003 — Музраева Д. Н. О молитвенных текстах дхарани (по материалам тибетской коллекции КИГИ РАН) // Монголоведение. № 2. Элиста: АПП «Джангар», 2003. С. 46–68.

25. Музраева 2010 — Музраева Д. Н. Литературное наследие // Калмыки / отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, КИГИ РАН. М.: Наука, 2010. С. 387–405.

26. Музраева 2012 — Музраева Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии / отв. ред. Э. П. Бакаева, науч. ред. А. А. Бурыкин. Элиста: ЗАОр «НПП „Джангар“», 2012. 224 с.

27. Музраева 2018 — Музраева Д. Н. Из истории бытования сборника буддийских текстов «Сундуй» у калмыков (на материале коллекции Э. Б. Убушиева, хранящейся в научном архиве КалмНЦ РАН) // Oriental Studies. 2018. № 3 (37). С. 68–94. DOI: 10.22162/2619-0990-2018-37-3-68-94

28. Омакаева 1995 — Омакаева Э. У. Хальмг зурха, мөргүл. Калмыцкая астрология. Молитвы. Элиста: АПП «Джангар», 1995. 176 с.

29. Орлова 2002 — Орлова К. В. Описание монгольских рукописей и ксилографов, хранящихся в фондах Калмыкии // Бюллетень Общества востоковедов. Вып. 5. М.: ИВ РАН, 2002. 85 с.

30. Позднеев 1908 — Позднеев А. М. Учебник тибетской медицины / С монг. и тибет. пер. А. Позднеев. Т. 1. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1908. 425 с.

31. Позднеев 1911 — Позднеев А. М. Калмыцко-русский словарь. СПб.: Тип. Импер. Акад. Наук, 1911. 306 с.

32. Санчжей Чжамцо 1997 — Санчжей Чжамцо [Деси Сангье Гьяцо]. Практическое руководство по тибетской медицине Лхан-тхабс. Разделы ка, кха / пер. с тиб. А. Кособурова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 240 с.

33. Скородумова 2004 — Скородумова Л. Г. Монгольская астрология Дзурхай. Улан-Батор: Бемби сан, 2004. 102 с.

34. Трактаты об иглоукалывании 1987 — Трактаты об иглоукалывании и прижигании / Чуматов В. О., Гедеева Д. Б., Корсункиев Ц. К., Орлова К. В., Трофимова С. М.; отв. ред. Биткеев П. Ц. М.: Наука; ГРВЛ, 1987. 414 с.

35. Ульянов 1901 — Ульянов Д. Подстрочный перевод 1-й части Тибетской медицины «Зави-джюд» (Философо-теолого-медицин. энцикл.) / пер. Дамбо Ульянова. СПб.: Скоропеч. «Восток», 1901. 75 с.

36. Ульянов 1902 — Ульянов Д. Перевод из медицинских сочинений «Дже-ду-нинг-нор», гл. 91 и «Хлан-таб», гл. 30. Лечение чумы, холеры, проказы. Штатного гелюна Дамбо Ульянова. СПб.: Паровая скоропечатня М. М. Гутзац, 1902. 25 с.

37. Ульянов 1903 — Ульянов Д. Тибетская медицина. Ч. 1: «Зави-джюд», или Маллига (Четки из голубой лазури), разъясняющая четыре рассуждения, украшенные именем Ман-лы (Будды), комментатора Сангджи-Джамцо. Философско-теолого-медицинская энциклопедия / пер. Д. Ульянова. 2-е изд. СПб.: Тип. «Труд и польза», 1903. 86 с.

38. Чуматов 1983 — Чуматов В. О. Старописьменные памятники КНИИИФЭ // Монголоведные исследования. Элиста: КНИИИФЭ, 1983. С. 116–131.

39. Baumann 2005 — Baumann B. G. Divine knowledge: Buddhist mathematics according to Antoine Mostaert’s „Manual of Mongolian astrology and divination“. PhD Dissertation. Bloomington: Indiana University, 2005. 2223 p.

40. Bawden 1958 — Bawden C. R. Astrologie und Divination bei den Mongolen ― die schriftlichen Quellen // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1958. Bd. 108. S. 317–337.

41. Elverskog 2013 — Elverskog J. China and the New Cosmopolitanism // Sino-Platonic Papers. No. 233 (February 2013). Pp. 1–30.

42. Manual of Mongolian Astrology 1969 — Manual of Mongolian Astrology and Divination. With a critical introduction by A. Mostaert and an editor’s foreword by F.W. Cleaves. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1969. vi+127 p.

43. North 2015 — North M. J. Mongolian Manual of Astrology and Divination. URL: https://publicdomainreview.org/essay/a-mongolian-manual-of-astrology-and-divination (Published: February 3, 2015) (дата обращения: 22.12.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Музраева Д.Н. О текстах из астрологического сборника калмыцкого зурхачи (предварительные замечания). Oriental Studies. 2020;13(1):150-163. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-150-163

For citation:


Muzraeva D.N. Texts from One Kalmyk Astrological Collection Revisited: Preliminary Notes. Oriental Studies. 2020;13(1):150-163. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-47-1-150-163

Просмотров: 775


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)