Свадебная обрядность тувинцев: от установления семейных связей до социальной презентации
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-405-421
Аннотация
Цель статьи — анализ социокультурных функций свадебной обрядности тувинцев как фактора, определяющего и отражающего традиции социальных связей в этнической общности. Задачи: рассмотрение исторической ретроспективы (с рубежа XIX–XX вв. и на протяжении всего ХХ в.) и современного состояния обряда. Материалы и методы. Источниковой базой работы выступили опубликованные сведения и заключения по свадебной обрядности прошлых периодов, а также авторские полевые материалы и наблюдения проведения тувинских свадеб в 2000-е гг. Для анализа современного состояния также представлено детальное описание полного цикла свадебной обрядности современных тувинцев и их свадебной церемонии 2019 г., прошедшей в г. Кызыле. Методологический подход — социокультурный анализ свадебной обрядности и функций, которые они выполняли и выполняют в социальной жизни. Результаты и выводы. Научная изученность тувинских свадеб ведет отсчет с конца XIX в. и включает в себя значительное число исследований этнографов, социологов, культурологов, направленность которых соответствует общим этапам работ тувиноведения в течение ХХ–XXI вв. Самым значительным можно назвать детальное описание обрядности и определение ее места в традиционной культуре. В статье впервые объединены имеющиеся выводы исследователей, представлена общая эволюция изменений социокультурных функций. Свадебная обрядность тувинцев в разные периоды, с конца XIX в. до нынешнего времени, рассматривается как: 1) традиционная обрядность для укрепления семейных связей разных родо-племенных групп и решения экономических задач оптимального ведения хозяйства, 2) обрядность для социальной легитимизации, согласно советской политике уравнивания прав мужчин и женщин, в условиях неолокальности проведения обрядов, 3) современная обрядность для социальной презентации, представляющая собой соединение самых разных традиций, новаций и заимствований, содержащая значительное число проблем (излишняя театрализация, значительные расходы на проведение, соревновательность сторон родственников, расточительство дарами и пр.).
Об авторах
Чимиза Кудер-ооловна ЛамажааРоссия
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
д. 8, ул. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация
Шенне Борисовна Майны
Россия
кандидат культурологии, доцент кафедры технологии и предпринимательства
д. 36, ул. Ленина, 667000 Кызыл, Российская Федерация
Список литературы
1. Айыжы 2005 ― Айыжы Е. В. Свадебная обрядность тувинцев Кобдоского аймака Монголии // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: мат-лы VII Междунар. конф. (19–23 сент. 2005 г., г. Кызыл): в 2 т. / отв. ред.: В. И. Лебедев, С. О. Ондар, Ю. Г. Полулях. Т. 2. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2005. С. 16–20.
2. Алимова, Мусаева, Магомедханова 2013 ― Алимова Б. М., Мусаева М. К., Магомедханов М. М. Современная дагестанская городская свадьба // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 176–205.
3. Африканов 1890 ― Африканов А. М. Урянхайская земля и ее обитатели // Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. 1890. Т. 21. № 5. С. 34–59.
4. Бичелдей 2009 ― Бичелдей К. А. «Золотой век» тувиноведения и перспективы развития гуманитарных исследований в Туве // Проблемы востоковедения. 2009. № 2 (44). С. 48–55.
5. Биче-оол 1970 ― Биче-оол С. М. Новый быт в тувинской деревне // Ученые записки. Вып. XIV. Кызыл: Тип. управл. по печати при Совмине ТувАССР, 1970. С. 26–38.
6. Биче-оол 1974 ― Биче-оол С. М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве: дисс. … канд. ист. наук. Л., 1974. 195 с.
7. Биче-оол 2018 ― Биче-оол С. М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их трансформация в советский период. Абакан: Журналист, 2018. 128 с.
8. Вайнштейн 1961 ― Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. М.: Наука, 1961. 222 с.
9. Грумм-Гржимайло 2007 ― Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Антропологический и этнографический очерк этих стран // Урянхай. Тыва дептер: в 7 т. / сост. С. К. Шойгу. Т. 2. Племена Саяно-Алтая. Урянхайцы (IV в. — начало ХХ вв.). М.: Слово, 2007. С. 496–639.
10. Донгак 2011 ― Донгак С. Ч. Тыва куда ёзулалдары. Традиции тувинской свадьбы. Кызыл: Аныяк, 2011. 80 с.
11. Донгак 2012 ― Донгак С. Ч. Тыва куда ёзулалдары. Традиции тувинской свадьбы. 2-е изд. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2012. 72 с.
12. Катанов 2011 ― Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского Русского Географического Общества / подг. А. К. Кужугет. Кызыл: ТИГИ при Правительстве РТ, 2011. 384 с.
13. Кенин-Лопсан 2006 ― Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006. 232 с.
14. Кон 2007 ― Кон Ф. Я. Экспедиция в Сойотию // Урянхай. Тыва дептер: в 7 т. / сост. С. К. Шойгу. Т. 4. Урянхайский край: перекресток мнений (конец XIX — начало XX в.). М.: Слово, 2007. С. 348–547.
15. Кужугет 2006 ― Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово: КемГУКИ, 2006. 320 с.
16. Курбатский 2001 ― Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2001. 463 с.
17. Ладыгин 2003 ― Ладыгин В. Ф. Этнографический очерк // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX — начало XX века) / подг. текстов, предисл. и коммент. А. К. Кужугет. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2003. С. 53–55.
18. Ламажаа 2010 ― Ламажаа Ч. К. Тувиноведение: область знания и социальная миссия [электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2010. № 4. С. 17–33. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/472 (дата обращения: 10.01.2019).
19. Ламажаа, Намруева 2018 ― Ламажаа Ч. К., Намруева Л. В. Субэтнические дифференциации российских этносов (на примере калмыков и тувинцев) [электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2018. № 2. С. 206–226. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/778 (дата обращения: 10.01.2019). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2018.2.11
20. Потапов 1969 ― Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 401 с.
21. Райков 1898 ― Райков М. И. Отчет о поездке к верховьям реки Енисея, совершенной в 1887 г. // Известия Императорского русского географического общества. Т. XXXIV. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича,1898. С. 447–448.
22. Сиянбиль М., Сиянбиль А. 2000 ― Сиянбиль М., Сиянбиль А. Традиционный тувинский костюм (История. Символика). Кызыл: Тип. Госкомпечати и масс. инф. РТ, 2000. 72 с.
23. Ховалыг 2018 ― Ховалыг Р. Б. Тувинская традиционная одежда. Новосибирск: Наука, НОПО Союза писателей России. 2018. 336 с.
24. Шагоян 2004 ― Шагоян Г. Традиционное «забивание быка» и современное «разрезание торта» в армянской свадьбе // Хлеб в народной культуре / отв. ред.: С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина. М.: Наука, 2004. С. 210–226.
25. Шараева 2019 ― Шараева Т. И. «И откуда Ваши сваты?» (реалии и ментальные образы пространства в свадебном обряде калмыков) [электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019. № 3. С. 135–148. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/870 (дата обращения: 10.12.2019). DOI: 10.25178/nit.2019.3.11
26. Юша 2018 ― Юша Ж. М. Фольклор и обряд тувинцев Китая в начале XXI века. Структура. Семантика. Прагматика. Новосибирск: Наука, 2018. 400 с.
27. Яковлев 2007 ― Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея // Урянхай. Тыва дептер: в 7 т. / сост. С. К. Шойгу. Т. 5. Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве (конец XIX — первая половина XX в.). М.: Слово, 2007. С. 202–253.
Рецензия
Для цитирования:
Ламажаа Ч.К., Майны Ш.Б. Свадебная обрядность тувинцев: от установления семейных связей до социальной презентации. Oriental Studies. 2020;13(2):405–421. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-405-421
For citation:
Lamazhaa Ch.K., Mainy Sh.B. Tuvan Wedding Rites: from Establishment of Family Ties to Social Presentation. Oriental Studies. 2020;13(2):405–421. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-48-2-405-421

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.