Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Образ Шестирукого Махакалы и его окружения в тексте «Ритуал умилостивления и подношения торма Быстродействующему Защитнику Мудрости — Шестирукому Махакале»

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-55-3-568-580

Аннотация

Введение. Данная статья представляет собой исследование ритуального текста, посвященного Шестирукому Махакале. Махакала является одним из главных защитников тибетского буддизма. В статье дается описание Шестирукого Махакалы и его основного окружения, представлена структура текста, раскрывающая его содержание и показывающая правила и последовательность действий почитания божества. Отмечается компилятивный характер текста, а также выделены персоналии, работы которых легли в основу ритуального текста под общим авторством Кхедрупа Чже. Исследуемый текст является одним из наиболее обширных, включающим в себя множество других сопутствующих ритуалов. Целью работы является передача и интерпретация образа и атрибутов Шестирукого Махакалы на основе переведенного фрагмента текста и введение его в научный оборот. Материалом для исследования послужил текст «Ритуал умилостивления…». Методы. В статье использован описательный метод, а также методы структурно-семантического, концептуального и контекстуального анализа. Результаты. Иконография Шестирукого Махакалы, представленная в тексте, развернуто описывает божество с детальным разъяснением некоторых его элементов. Все это позволяет раскрыть гневную природу грозного дхармапалы и показать, что все элементы — атрибуты, одеяния, украшения, позы, жесты — имеют глубокое символическое значение, связанное с философскими и религиозными идеями, а также этическими нормами буддизма. Предварительное ознакомление, структурирование и анализ части текста показывают верность и необходимость изучения и введения в научный оборот ритуальных текстов как вспомогательных источников по исследованию культов буддийских божеств. 

Об авторе

Соелма Ринчиновна Батомункуева
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (д. 6, ул. Сахьяновой, 670047 Улан-Удэ, Российская Федерация)
Россия

кандидат философских наук, младший научный сотрудник



Список литературы

1. myur mdzad — myur mdzad ye shes kyi mgon po phyag drug pa’i gtor chog bskang gso cha lag dang bcas pa bzhugs so (= Ритуал умилостивления и подношения торма Быстродействующему Защитнику Мудрости — Шестирукому Махакале) // Тибетский фонд ЦВРК ИМБТ СО РАН. 1055. № ТТ 07694.

2. ye shes kyi — tA ra nA tha (Таранатха). Ye shes kyi mgon po phyag drug pa’i chos skor gyi byung tshul mdo tsam brjod pa (= Краткая история учения Шестирукого Махакалы). gsung ‘bum tA ra nA tha/ (‘dzam thang par ma/ (Собрание сочинений). Т. 21 [электронный ресурс] // Buddhist Digital Resource Center. URL: https://www.tbrc.org/#!rid=W22276 (дата обращения: 10.02.2021).

3. Андросов 2011 — Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. 448 c.

4. Бир 2011 — Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. Тибетские буддийские символы. Справочник / пер. с англ. Люки Бубенковой; под общ. ред. А. А. Нариньяни. М.: Ориенталия, 2011. 428 c.

5. Бир 2013 — Бир Р. Тибетские буддийские символы. Справочник / пер. с англ. Люки Бубенковой; под общ. ред. А. А. Нариньяни. М.: Ориенталия, 2013. 336 c.

6. Буддийские 2015 — Буддийские ритуальные тексты: по тибетской рукописи XIII в. / факсимиле рукописи; транслитерация А. В. Зорина при участии С. С. Сабруковой; пер. с тибетского, вступ. ст., прим. и приложение А. В. Зорина. М.: Наука; Вост. лит., 2015. 241 с.

7. Бурмистров 2014 — Бурмистров С. Л. Культ и мифология Ганеши (по рукописным материалам из Индийского фонда ИВР РАН) // Письменные памятники Востока. 2014. № 1(20). С. 5–30.

8. Герасимова 1971 — Герасимова К. М. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. Трактаты по иконометрии и композиции Амдо, XVIII век. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1971. 303 с.

9. Герасимова 1989 — Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. 320 с.

10. Зорин 2005 — Зорин А. В. Символика культа Махакалы в «Гимне Шестирукому Защитнику» // Вторые Торчиновские чтения: Религиоведение востоковедение (мат-лы науч. конф.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С. 121–125.

11. Клепиков 1959 — Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX вв. М.: Изд-во Всесоюз. Кн. палаты, 1959. 106 с.

12. Лепехова 2020 — Лепехова Е. C. Культ Ганеши и его почитание в японском буддизме // Вестник Института востоковедения РАН. 2020. № 1. С. 33–46. DOI: 10.31696/2618-7302-2020-1-33-46

13. Сыртыпова 2003 — Сыртыпова С.-Х. Д. Культ богини-хранительницы Балдан Лхамо в тибетском буддизме (миф, ритуал, письменные источники). М.: Вост. лит., 2003. 238 с.

14. Терентьев 2004 — Терентьев А. А. Определитель буддийских изображений. СПб.: ­ФГУИПП «Искусство России», 2004. 302 с.

15. Цыпкин 2013 — Цыпкин Д. О. Штемпельная маркировка образцов и краткие сведения о производителях бумаги // Фотография. Изображение. Документ. 2013. Вып. 4(4). С. 23–31.

16. Янгутов 2009 — Янгутов Л. Е. Буддийские тексты в Центральной и Восточной Азии // Буддийские тексты в Китае, Тибете, Монголии и Бурятии: сб. ст. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. С. 3–9.

17. Bazarov, Namgyal 2017 — Bazarov A. A., Namgyal L. A Catalogue of the Tibetan Script Woodblocks of the «bde chen lhun grub gling» Monastery of Aginsk in Transbaikalia // Journal of Tibetan and Himalayan Studies. 2017. Vol. 2. № 1–2. Pp. 1–46.

18. Bhattacharyya 1985 — Bhattacharyya B. The Indian Buddhist iconography. Calcutta: Ghosh printing house private limited, 1958. 484 р.

19. Jackson 1996 — Jackson D. A History of Tibetan Painting: The Great Tibetan Painters and Their Traditions. Wien: Austrian Academy of Sciences Press, 1996. 456 p.

20. Nebesky-Wojkowitz 1993 — Nebesky-Wojkowitz de R. Oracles and Demons of Tibet: The Cult and Iconography of the Tibetan Protective Deities. Delhi: Rashtra Rachna Printers, 1993. 573 p.

21. Trinle 2002 — Trinle L. (blo bzang ‘phrin las). dung dkar tshig mdzod chen mo (Great Tibetological dictionary). Beijing: China Tibetology Publishing House, 2002. 2388 p.


Рецензия

Для цитирования:


Батомункуева С.Р. Образ Шестирукого Махакалы и его окружения в тексте «Ритуал умилостивления и подношения торма Быстродействующему Защитнику Мудрости — Шестирукому Махакале». Oriental Studies. 2021;14(3):568-580. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-55-3-568-580

For citation:


Batomunkueva S.R. The Image of the Six-armed Mahakala and His Retinue in the Text «The Ritual of Propitiation and the Offering of the Torma for the Swift-Acting Wisdom Protector, the Six-armed Mahakala». Oriental Studies. 2021;14(3):568-580. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-55-3-568-580

Просмотров: 940


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)