Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Функции и семантика свадебных головных уборов женщин как часть материальной и духовной культуры тувинцев

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-57-5-1006-1015

Аннотация

Введение. Целью данной статьи является исследование основных видов свадебных головных уборов тувинцев, играющих роль своеобразных знаков, обозначающих определенные этапы жизненного цикла. Материалы и методы. Основными источниками являются дореволюционные историко-этнографические сведения из фондов Национального музея им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва, а также полевые материалы авторов. В исследовании использован метод историзма, позволяющий рассматривать элементы культуры в развитии. Также применяются традиционные методы этнографии: сравнительно-типологический и метод полевого исследования. Результаты. В работе авторы проанализировали исторические, этнографические, фольклорные материалы. На основе анализа содержания традиционного свадебного обрядового комплекса тувинцев раскрываются символические качества свадебных головных уборов, их семиотика, свойства материалов изготовления и внешнего вида, прагматика и специ­фика локальных вариантов. Выводы. Свадебная церемония в различных районах Тывы, несмотря на некоторые отличия по ряду параметров (наличию или отсутствию того или иного обряда, его функциональному значению), имеет общие основные структурно-типологические действия, такие как сватовство кудалаашкын, кудалай коор, смотрины дугдээшкин, свадьба куда-дой. Свадебная одежда тувинцев, проживающих в разных кожуунах Тывы, имеет общие устойчивые обрядовые действия и в то же время некоторые специфичные локальные особенности. В данной статье рассмотрены основные виды головных уборов, применявшихся во время свадебного комплекса.

Об авторах

Елена Валерьевна Айыжы
Тувинский государственный университет (д. 36, ул. Ленина, 667000 Кызыл, Российская  Федерация)
Россия

кандидат исторических наук, доцент



Роланда Биче-ооловна Ховалыг
Национальный музей им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва (д. 30, ул. Титова, 667000 Кызыл, Российская Федерация)
Россия

главный хранитель



Список литературы

1. Байкара Е. Ш. — информант, 1927 г. р., уроженка Пий-Хемского кожууна, консультант, научный сотрудник Национального музея им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва.

2. Куулар Л. К. — информант, 1955 г. р., уроженка Сут-Хольского кожууна, научный сотрудник Национального музея им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва.

3. Сат А. В.— информант, 1977 г. р., уроженец с. Кунгуртуг Тере-Хольского района.

4. Антипина 1962 — Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе: Изд-во Академии наук Киргизской ССР, 1962. 288 с.

5. Богатырев 1971 — Богатырев П. Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 297–366.

6. Вайнштейн 1991 — Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. 294 с.

7. Грумм-Гржимайло 2003 — Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX — начало ХХ в.) / сост. А. К. Кужугет. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2003. С. 108–134.

8. Дьяконова 1960 — Дьяконова В. П. Материалы по одежде тувинцев (по полевым материалам 1958 г.) // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. Т. I. Материалы по археологии и этнографии Западной Тувы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 238–266.

9. Их Цааз 1981 — Их Цааз («Великое Уложение»). Памятник монгольского феодального права XVII в. / пер. С. Д. Дылыкова. М.: Вост. лит., 1981. 148 с.

10. Петров 2016 — Петров И. Г. Покрывало невесты в свадебной обрядности чувашей: функции и семантика // Известия Уфимского научного центра РАН. 2016. № 4. С. 110–114.

11. Потапов 1969 — Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 402 с.

12. Сиянбиль, Сиянбиль 2000 — Сиянбиль М. О., Сиянбиль А. А. Традиционный тувинский костюм. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2000. 320 с.

13. Традиционная культура 2003 — Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX — начало ХХ в.) / сост. А. К. Кужугет. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2003. 225 с.


Рецензия

Для цитирования:


Айыжы Е.В., Ховалыг Р.Б. Функции и семантика свадебных головных уборов женщин как часть материальной и духовной культуры тувинцев. Oriental Studies. 2021;14(5):1006-1015. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-57-5-1006-1015

For citation:


Aiyzhy E.V., Khovalyg R.B. Women’s Wedding Headdresses in Tuvan Material and Spiritual Culture: Functions and Semantics. Oriental Studies. 2021;14(5):1006-1015. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-57-5-1006-1015

Просмотров: 298


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)