Функции и семантика свадебных головных уборов женщин как часть материальной и духовной культуры тувинцев
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-57-5-1006-1015
Аннотация
Введение. Целью данной статьи является исследование основных видов свадебных головных уборов тувинцев, играющих роль своеобразных знаков, обозначающих определенные этапы жизненного цикла. Материалы и методы. Основными источниками являются дореволюционные историко-этнографические сведения из фондов Национального музея им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва, а также полевые материалы авторов. В исследовании использован метод историзма, позволяющий рассматривать элементы культуры в развитии. Также применяются традиционные методы этнографии: сравнительно-типологический и метод полевого исследования. Результаты. В работе авторы проанализировали исторические, этнографические, фольклорные материалы. На основе анализа содержания традиционного свадебного обрядового комплекса тувинцев раскрываются символические качества свадебных головных уборов, их семиотика, свойства материалов изготовления и внешнего вида, прагматика и специфика локальных вариантов. Выводы. Свадебная церемония в различных районах Тывы, несмотря на некоторые отличия по ряду параметров (наличию или отсутствию того или иного обряда, его функциональному значению), имеет общие основные структурно-типологические действия, такие как сватовство кудалаашкын, кудалай коор, смотрины дугдээшкин, свадьба куда-дой. Свадебная одежда тувинцев, проживающих в разных кожуунах Тывы, имеет общие устойчивые обрядовые действия и в то же время некоторые специфичные локальные особенности. В данной статье рассмотрены основные виды головных уборов, применявшихся во время свадебного комплекса.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Валерьевна АйыжыРоссия
кандидат исторических наук, доцент
Роланда Биче-ооловна Ховалыг
Россия
главный хранитель
Список литературы
1. Байкара Е. Ш. — информант, 1927 г. р., уроженка Пий-Хемского кожууна, консультант, научный сотрудник Национального музея им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва.
2. Куулар Л. К. — информант, 1955 г. р., уроженка Сут-Хольского кожууна, научный сотрудник Национального музея им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва.
3. Сат А. В.— информант, 1977 г. р., уроженец с. Кунгуртуг Тере-Хольского района.
4. Антипина 1962 — Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе: Изд-во Академии наук Киргизской ССР, 1962. 288 с.
5. Богатырев 1971 — Богатырев П. Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 297–366.
6. Вайнштейн 1991 — Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. 294 с.
7. Грумм-Гржимайло 2003 — Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX — начало ХХ в.) / сост. А. К. Кужугет. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2003. С. 108–134.
8. Дьяконова 1960 — Дьяконова В. П. Материалы по одежде тувинцев (по полевым материалам 1958 г.) // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. Т. I. Материалы по археологии и этнографии Западной Тувы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 238–266.
9. Их Цааз 1981 — Их Цааз («Великое Уложение»). Памятник монгольского феодального права XVII в. / пер. С. Д. Дылыкова. М.: Вост. лит., 1981. 148 с.
10. Петров 2016 — Петров И. Г. Покрывало невесты в свадебной обрядности чувашей: функции и семантика // Известия Уфимского научного центра РАН. 2016. № 4. С. 110–114.
11. Потапов 1969 — Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 402 с.
12. Сиянбиль, Сиянбиль 2000 — Сиянбиль М. О., Сиянбиль А. А. Традиционный тувинский костюм. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2000. 320 с.
13. Традиционная культура 2003 — Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX — начало ХХ в.) / сост. А. К. Кужугет. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2003. 225 с.
Рецензия
Для цитирования:
Айыжы Е.В., Ховалыг Р.Б. Функции и семантика свадебных головных уборов женщин как часть материальной и духовной культуры тувинцев. Oriental Studies. 2021;14(5):1006-1015. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-57-5-1006-1015
For citation:
Aiyzhy E.V., Khovalyg R.B. Women’s Wedding Headdresses in Tuvan Material and Spiritual Culture: Functions and Semantics. Oriental Studies. 2021;14(5):1006-1015. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-57-5-1006-1015

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.