Погребения с изделиями из шелка эпохи Золотой Орды: проблемы интерпретации
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-58-6-1210-1225
Аннотация
Введение. Эпоха Золотой Орды в восточноевропейских степях ознаменовалась появлением городской культуры. В городских центрах и, прежде всего, в столице Золотой Орды в нижнем течении р. Волги проживали правящая верхушка государства и многонациональное торгово-ремесленное население. Вокруг золотоордынских городов раскопаны и изучены крупные городские кладбища, насчитывающие сотни погребений. В степях же, непосредственно прилегающих к побережью р. Волги, эпоха Золотой Орды представлена немногочисленными погребениями, разбросанными по различным курганным группам. Цель статьи — рассмотреть погребения золотоордынской эпохи с изделиями из шелка, исследованные в волго-манычских степях в свете изучения памятников кочевой знати. Материалы и методы. Инвентарь большинства золотоордынских погребений волго-манычских степей представлен вооружением, керамикой, останками заупокойной пищи в виде костей животных. Предметы роскоши являются редкими находками. В этом отношении обращает на себя внимание серия погребений эпохи Золотой Орды с изделиями из шелка. Благодаря многочисленным сведениям письменных источников известно, что шелк в средневековье ценился наравне с золотом. Для кочевников волго-манычских степей ношение изделий из шелка свидетельстовало не только о высоком социальном статусе и богатстве персоны, но и указывало на принадлежность его к подданым монгольской империи. Результаты. В рассмотренных погребениях шелковые изделия относились исключительно к одежде и головным уборам погребенных. Шелк происходил как из восточных (Китай, Египет), так и западных (Византия) центров производства. Остатки шелковых изделий найдены как в погребениях мужчин, так и женщин. Среди погребений с изделиями из шелка представлены широтно-ориентированные могилы, в которых погребенные были положены головой на запад, и меридионально-ориентированные могилы, с расположением погребенного головой на север. Последний тип ориентации рассматривается исследователями как черта погребального обряда этнических монголов, в то время как широтно-ориентированные могилы считаются принадлежащими половцам и другим тюркоязычным группам.
Об авторах
Мария Александровна Очир-ГоряеваРоссия
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Евгений Гаврилович Буратаев
Россия
научный сотрудник
Список литературы
1. Авраменко 2017 ― Авраменко Е. Эрмитаж представил моду, неподвластную времени. «Энциклопедия текстиля» демонстрирует лучшие экземпляры из собрания музея // Известия. Культура. 23 августа 2017 г. URL: https://iz.ru/634036/evgenii-avramenko/ermitazh-predstavil-sobranie-tkanei (дата обращения: 10.08.2021).
2. Бембеева, Очир-Горяева 2021 ― Бембеева Л. А., Очир-Горяева М. А. Археологические погребальные памятники волго-манычских степей (по материалам раскопок с 1998 по 2009 гг.) // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2021. № 1. С. 8–53. DOI: 10.22162/2619-0990-2021-1-17-8-53
3. Блохин, Яворская 2006 ― Блохин В. Г., Яворская Л. В. Археология золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2006. 270 с.
4. Буратаев 2021 ― Буратаев Е. Г. Погребения периода Золотой Орды Волго-манычских степей // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2021. № 2. С. 83–106.
5. Доде 2014 ― Доде З. В. Ткань с христианской символикой в костюме золотоордынской элиты // Российская археология. 2014. № 1. С. 54–66.
6. Доде 2006 ― Доде З. В. Одежды и шелка из могильника Вербовый лог // Власкин М. В, Гармашов А. И., Доде З. В., Науменко С. А. Погребения знати золотоордынского времени в междуречье Дона и Сала. Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. VI. Памятники исторической мысли. М.: Памятники исторической мысли, 2006. С. 77–187.
7. Гаврилина, Надбитова 2006 ― Гаврилина Л. М., Надбитова Д. Д. Золотоордынские погребения могильника Ики-Зегиста // Вестник института. Элиста: КИГИ РАН, 2006.
8. С. 173–194.
9. Елкина 2009 ― Елкина А. В. Экспертное заключение. Археологическая ткань. Византийский узорный шелк XII в. Ткань-парча. Китай. XIV в. // Научный архив Калмыцкого научного центра РАН. Ф. 14. Оп. 2. Д. 105а (2009 г.). 14 л.
10. Кичиков, Цуцкин, 1997 ― Кичиков А. Ш., Цуцкин Е. В. Археологические параллели некоторых мотивов эпоса «Джангар» // Проблемы современного джангароведения: материалы Респ. науч.-практ. конф., посв. 75-летию проф. А. Ш. Кичикова. Кн. 1. Элиста: Изд-во КГУ, 1997. С. 63–79.
11. Кольцов, Кольцова, Верещагин 2018 ― Кольцов П. М., Кольцова К. П., Верещагин В. В. Родовые могильники кочевников Золотой Орды на территории Калмыкии // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве: мат-лы VIII Междунар. науч.конф., посвящ. памяти
12. Г. А. Федорова-Давыдова. Археология евразийских степей. 2018. № 4. С. 73–88.
13. Мыськов 2015 — Мыськов Е. П. Кочевники Волго-Донских степей в эпоху Золотой Орды Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, 2015. 484с.
14. Очир-Горяева, Лапа 2002 ― Очир-Горяева М. А., Лапа Н. Л. Комплекс сарматского воинского погребения из фондов Калмыцкого республиканского краеведческого музея // Вестник древней истории. 2002. № 3. С. 179–191.
15. Очир-Горяева 2008 ― Очир-Горяева М. А. Археологические памятники Волго-Манычских степей (свод памятников, исследованных на территории Республики Калмыкия в 1929–1997 гг.). Элиста: Герел, 2008. 298 с.
16. Очир-Горяева 2017 ― Очир-Горяева М. А. Древние некрополи Ергенинской возвышенности. Элиста: КалмНЦ РАН. 2017. 420 с.
17. Петров 2014 ― Петров А. С. Ткань с шитым образом Вознесения из погребения кочевника в Калмыкии. Проблема атрибуции // Российская археология. 2014. № 1. С. 67–74.
18. Санджиев 1960 ― Санджиев Б. С. Племена, обитающие в степях Дешиг-и-Кыпчака и на территории нынешней Калмыкии в 11–12 вв. // Записки Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Вып. 1. Элиста: КНИИЯЛИ, 1960. С. 85–114.
19. Серегин 2016 ― Серегин Н. Н. Погребальные сооружения тюрок Монголии (2-я половина I тыс. н. э.) // Теория и практика археологических исследований. 2016. № 1(13). 2016. С. 91–110.
20. Федоров-Давыдов 1966 ― Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Евпропы под властью золотоордынских ханов (Археологические памятники). М.: Изд-во Московского ун-та, 1966. 272 с.
21. Фёдоров-Давыдов 1981 ― Фёдоров-Давыдов Г. А. Монгольское завоевание и Золотая Орда // Степи Евразии в эпоху средневековья // Археология СССР / отв. ред.
22. С. А. Плетнева. М.: Наука, 1981. С. 229–236.
23. Федоров-Давыдов 1994 ― Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Изд-во МГУ, 1994. 228 с.
24. Эрмитажная энциклопедия 2017 ― Эрмитажная энциклопедия текстиля: Реставрация: каталог выставки. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017. 388 с.
25. Юрченко 2013 ― Юрченко А. Г. Элита монгольской империи: время праздников время казней. СПб.: Евразия, 2013. 432 с.
26. Цуцкин 1978 ― Цуцкин Е. В. Отчет о работе Сарпинской археологической экспедиции Калмыцкого НИИЯЛИ и КГУ в 1977 г. // Научный архив КалмНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 2. Д. 8 (1978 г.). 41 л.
27. Цуцкин 1979― Цуцкин Е. В. Отчет о работе Калмыцко-Астраханской экспедиции КНИИФЭ и КГУ в 1978 г. // Архив ИА РАН, Р-1 19827; Научный архив КалмНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 2. Д. 14. 171 л. 1979 г.
28. Якимов и др. 2007 — Якимов А. С., Демкин В. А., Алексеев А. О. Природные условия степей Нижнего Поволожья в эпоху средневековья (VIII–XIV вв. н. э.). М.: НИА-Природа, Фонд «Инфосфера». 2007. 228 с.
29. Ekhtiar, Cohen 2000 ― Ekhtiar M., Cohen J. Tiraz: Inscribed Textiles from the Early Islamic Period. In: Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000 (July 2015). URL: http://www.metmuseum.org/toah/hd/tira/hd_tira.htm (дата обращения: 10.08.2021).
30. Cugunov, Parzinger, Nagler 2010 ― Cugunov K., Parzinger H., Nagler. A. Der skythenzeitliche Fürstenkurgan Arzan 2 in Tuva. Archaeologie in Eurasien. Band 26. Steppenvölke Eurasiens. Band 3. Mainz: Verlag Philipp von Zaubern. 2010.330 c.
31. Ochir-Goryaeva 2002 ― Ochir-Goryaeva M. Ein sarmatisches Grab bei Jashkul, Kalmückien // Eurasia Antiqua. 2002. Vol. 8. S. 353–387.
32. Shingiray 2018а ― Shingiray I. “The Wise”, “the Learned”, “the Knowledge able”: A Mamluk (?) Tiraz from the Grave of a Golden Horde Steppe Warrior (Kalmykia, Russia) // VIII Международная научная конференция «Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве», посвященная памяти Г. А. Федорова-Давыдова. Археология евразийских степей. № 4. 2018. С. 201–206.
33. Shingiray 2018б ― Shingiray I. An Islamicate Body: A Case Study of a Nomadic Burial from the Core Territory of the Golden Horde [электронный ресурс] // La Horde d’Or et l’islamisation des steppes eurasiatiques. Indigenous Islam: RMMM (Revue des mondes musulmans et de la Méditerranée). Vol. 143. 2018 (October). URL: https://journals.openedition.org/remmm/10777 (дата обращения: 10.08.2021).
34. Shingiray 2018в ― Shingiray I. ‘Nomadic Islam’ in the Golden Horde Steppe: a Case-Study of a Burial from Bolshoi Tsaryn, Kalmykia // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и средневековье. XXX «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа / отв. ред. У. Ю. Кочкаров. Карачаевск: КЧГУ, 2018. С. 516–518.
Рецензия
Для цитирования:
Очир-Горяева М.А., Буратаев Е.Г. Погребения с изделиями из шелка эпохи Золотой Орды: проблемы интерпретации. Oriental Studies. 2021;14(6):1210-1225. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-58-6-1210-1225
For citation:
Ochir-Goryaeva M.A., Burataev E.G. Golden Horde Burials with Silk Items: Problems of Interpretation. Oriental Studies. 2021;14(6):1210-1225. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-58-6-1210-1225

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.