Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Мотив родственной вражды в фольклоре северных селькупов

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-59-1-169-178

Аннотация

В селькупских сказках бросается в глаза одна странная вещь: главный герой и его противник, как правило, являются родственниками. Герой с положительной характеристикой убивает родственника, называемого чёртом, и/или его близких — дочерей и мать, все это совершается с особой жестокостью. Черт обычно умерщвляет родителей положительного героя, что не является помехой для женитьбы этого героя на дочери черта. Если вспомнить, что фольклор отражает определённую историческую действительность, стадиальные представления народа об устройстве общества и его морали, встаёт вопрос, почему у селькупов прошлого существовали такие этические нормы и чем они объяснялись. Целью исследования ставилось рассмотреть мотив родственной вражды в фольклоре северных селькупов, в задачи исследования входило выявление и объяснение сюжетов селькупского фольклора, в которых родственники выступают противоборствующими сторонами. Основными методами исследования были семантический анализ (и его аналоги — абстрагирование и прочтение метафор), комплексный подход, типологический и исторический методы, моделирование и теоретизация. Теоретическую базу, на которой проверялась исследовательская логика, составили концепции А. Геннепа, К. Леви-Стросса и А. М. Золотарева. В результате исследования были сделаны следующие выводы: в прошлом селькупы имели дуальную социальную организацию, весь народ делился на две фратрии, две экзогамные половины, члены которых заключали между собой брачные союзы. Война, ведомая сказочными героями, подчёркивает разделение народа на две части и указывает на «пропасть», лежащую между половинами народа. В селькупском мотиве родственной вражды мораль стоит на втором плане, смысл мотива — языком метафор описывать модель, эталон общественного устройства, социальной организации селькупов на определённом историческом этапе. 

Об авторе

Ольга Борисовна Степанова
Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН (д. 3, Университетская наб., 199034 Санкт-Петербург, Российская Федерация)
Россия

кандидат исторических наук, научный сотрудник



Список литературы

1. ПМА 2008 — Материалы экспедиционной поездки в Красноселькупский район Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа (июнь-июль 2008 г.) // Архив Музея антропологии и этнографии. Ф. К-I. Оп. 2. № 1870.

2. ПМА 2014 — Материалы экспедиции в Туруханский район Красноярского края (сентябрь 2014 г.) // Архив Музея антропологии и этнографии. Ф. К-I. Оп. 2. № 2247.

3. ПМА 2015 — Материалы экспедиции в Пуровский и Красноселькупский районы Ямало-Ненецкого АО (июнь 2015 г.) // Архив Музея антропологии и этнографии. Ф. К-I. Оп. 2. № 2270.

4. Золотарёв 1964 — Золотарёв А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964. 328 с.

5. Казакевич 1998 — Казакевич О. А. Фольклорная традиция северных селькупов сегодня // Сибирь в панораме тысячелетий. Материалы международного симпозиума. Новосибирск: ИАЭ СО РАН, 1998. Т. 2. С. 205–212.

6. Кузнецова и др. 1993 — Кузнецова А. И., Казакевич О. А., Иоффе Л. Ю., Хелимский Е. А. Селькупские тексты // Очерки по селькупскому языку. Тазовский диалект. Т. 2. М.: МГУ, 1993. С. 44–88.

7. Пелих 1963 — Пелих Г. И. К вопросу о родо-племенном строе нарымских селькупов (2-я половина XIX в) // Труды Томского государственного универститета. Т. 165. Томск: ТГУ, 1963. С. 137–148.

8. Прокофьев 1930 — Прокофьев Г. Н. Церемония оживления бубна у остяко-самоедов // Известия Ленинградского государственного университета. Т. II. Л.: ЛГУ, 1930. С. 365–373.

9. Прокофьев 1935 — Прокофьев Г. Н. Селькупский (остяко-самоедский) язык. Селькупская грамматика. Ч. 1. Л.: Институт народов Севера ЦИК СССР, 1935. 131 с.

10. Прокофьева 1952 — Прокофьева Е. Д. К вопросу о социальной организации селькупов (род и фратрия) // Сибирский этнографический сборник. Труды Института этнографии. Новая серия. Т. 18. М.; Л.: Наука, 1952. С. 88–107.

11. Селькупские сказки 1951 — Селькупские сказки // Сказки народов Севера. М.; Л.: Художественная литература, 1951. С. 135–139.

12. Соколова 1970 — Соколова З. П. Социальная организация обских угров и селькупов // Общественный строй у народов Северной Сибири XVII – начало ХХ в. М.: Наука, 1970. С. 103–154.

13. Степанова 2012 — Степанова О. Б. Фольклор северных селькупов: полевые сборы 2004, 2005 и 2008 гг. Часть I // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 12. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 5–31.

14. Степанова 2017 — Степанова О. Б. Фольклор северных селькупов (полевые сборы 2004, 2005, 2008 гг.). Часть II // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 17. СПб.: МАЭ РАН, 2017. С. 37–67.

15. Степанова 2018 — Степанова О. Б. Фольклор северных селькупов: полевые сборы 2012 г. // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 18. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 6–23.

16. Тучкова, Хелимский 2010 — Тучкова Н. А., Хелимский Е. А. О материалах А. И. Кузьминой по селькупскому языку. Hamburg: Institut Finnougristik/Uralistik der Universität, 2010. 136 с.

17. Dundes 1997 — Dundes A. Binary Opposition in Myth: The Propp / Levi-Strauss Debate in Retrospect. Western Folklore. 1997. No. 56. Рр. 39–50.

18. Gennep 1960 – Gennep A. van. The rites of passage. London and Henley: Routledge and Kegan Paul, 1960. 198 р.

19. Lévi-Strauss 1964 — Lévi-Strauss C. Mythologiques. Vol. I. Paris: Plon, 1964. 399 р.

20. Lévi-Strauss 1967 — Lévi-Strauss C. Mythologiques. Vol. II. Paris: Plon, 1967. 448 р.

21. Lévi-Strauss 1968 — Lévi-Strauss C. Mythologiques. Vol. III. Paris: Plon, 1968. 464 р.

22. Lévi-Strauss 1971 — Lévi-Strauss C. Mythologiques. Vol. IV. Paris: Plon, 1971. 784 р.


Рецензия

Для цитирования:


Степанова О.Б. Мотив родственной вражды в фольклоре северных селькупов. Oriental Studies. 2022;15(1):169-178. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-59-1-169-178

For citation:


Stepanova O.B. Folklore of Northern Selkups: The Motif of Familial Hostility Analyzed. Oriental Studies. 2022;15(1):169-178. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-59-1-169-178

Просмотров: 323


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)