Синьцзян-ойратские сказители: хранители эпической традиции «Джангара»
https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-62-4-882-894
Аннотация
Введение. Несмотря на изученность многих проблем джангароведения, исследование вопросов бытования, преемственности и сохранности эпической традиции синьцзянских ойратов, анализ биографий джангарчи и их репертуаров представляются актуальными в свете недостаточной освещенности данных аспектов в отечественной фольклористике. Цель статьи — изучение сказительской традиции синьцзян-ойратских джангарчи, рассмотрение географического распространения эпоса, определение роли певца как носителя, хранителя и исполнителя эпического наследия ойратов Китая. Методы. При изучении сказительской традиции ойратов Синьцзяна мы применили описательный и сравнительный методы. Материалом исследования явились опубликованные источники по изучаемому аспекту на ойратской письменности «тодо бичиг» («ясное письмо»), монгольском и калмыцком языках. Выводы. Исследование синьцзян-ойратской сказительской традиции показало, что в XIX‒XX вв. эпос «Джангар» широко бытовал во всех этнических группах ойратов Синьцзяна: торгутов, олетов, цахаров, хошутов, захчинов и урянхайцев. В каждой из этих групп были известные джангарчи, обладавшие обширным репертуаром, насчитывающим от десяти и более эпических песен «Джангара». Усвоение и передача эпических песен синьцзян-ойратского героического эпоса «Джангар» носили родовой характер. Многие джангарчи учились у сказителей своего рода, усвоили песни у своих отцов, дедов, дядей и братьев. В бытовании эпической традиции были известны и талантливые сказительницы, которые, несмотря на запрет исполнения эпоса женщинами, не имея возможности участвовать в сборах и соревнованиях, исполняли песни в кругу семьи и обучали сказительскому искусству своих детей и внуков. Во второй половине ХХ в. синьцзян-ойратская эпическая традиция, наряду с существованием устной, стала переходить в письменную.
Ключевые слова
Об авторе
Байрта Барбаевна МанджиеваРоссия
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. Джангар 1978 — Джангар. Калмыцкий героический эпос (тексты 25 песен) / сост. А. Ш. Кичиков; ред. Г. И. Михайлов. М.: Наука, ГРВЛ, 1978. Т. 1. 441 с. Т. 2. 417 с.
2. Жангар 1980 — Жангар. Такил Зула хаани ачи Тангсаг Бумба хаани җичи Үзэн Алдар хаани көбүүн үйэнн оночин Жангарын туули арбан табун бөлөг (= Джангар. О Такил Зула-хана внуке, Тангсаг Бумба-хана правнуке, Узенг Алдар-хана сыне в поколении одиноком Джангаре пятнадцать песен-глав). Урумчи: Шинжийан-гиин «Шинхува» кэвлэл, 1980. 647 х. (На ойрат. письмен.)
3. Жангарын экэ материал — Жангарын экэ материал (= Исходный материал «Джангара»). Урумчи: Шинжийан-гиин «Шинхува» кэвлэл, 1983–1990. 1983. Дев. 3. 517 х.; 1983. Дев. 4. 494 х.; 1985. Дев. 5. 459 х.; 1990. Дев. 6. 492 х.; 1987. Дев. 7. 602 х.; 1988. Дев. 502 х.; 1988. Дев. 9 504 х. Дев. 10. 943 х. Дев. 11–12. 953 х. (На ойрат. письмен.)
4. Жангар 1986 — Жангар = «Джангар». Т. 1. Урумчи: Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1986. 860 х. (На ойрат. письмен.)
5. Жангар 1987 — Жангар = «Джангар». Т. 2. Урумчи: Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1987. 865 х. (На ойрат. письмен.)
6. Жангар 2000 — Жангар = «Джангар». Т. 3. Урумчи: Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 2000. 460 х. (На ойрат. письмен.)
7. Амрдала 2008 — Амрдала Б. Җаӊһрчдын товч намтр (= Краткая биография джангарчи) // «Джангар». Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов: в 3 т. Т. 3. Элиста: ЗАОр «НПП „Джангар“», 2008. С. 334–340. (На калм. яз.)
8. Бадма 2008 — Бадма Т. Заключение // Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов. Т. 3. Элиста: ЗАОр «НПП „Джангар“», 2008. С. 431−436. (пер. с ойр. письменности «тодо бичиг» («ясное письмо») на рус. яз. Г. Ц. Пюрбеева).
9. Батнасан 1986 — Батнасан Ж. Ховогсайрт Жангар уламжлагдаж ирсэн тухай байцаалтын мэдүүлэлт (= К вопросу изучения сказительской традиции «Джангара» в Хобуксаре) // Жангарын тухай өгүүллүл. II боть. Урэмчи, 1986. Х. 623–646. (На ойрат. письмен.)
10. Батнасан 2008 — Батнасан Ж. «Җаӊһр»-ин тууль ба Ховгсәрин җанһрчдын туха бәәцәлт (= О записи и изучении эпоса «Джангар» и джангарчи Ховгсяра) // «Джангар». Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов / В 3 т. Т. 3. Элиста: ЗАОр «НПП „Джангар“», 2008. С. 391–411. (На калм. яз.)
11. Биткеев 1990 — Биткеев Н. Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: проблемы типологии национальных версий. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. 155 с.
12. Владимирцов 1923 — Владимирцов Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос. Пг.; М.: Светоч, 1923. 253 с.
13. Джамцо 1985 — Джамцо Т. Шинжааны Ойрад монголын баатарлаг тууль – Жангарын тархалт ба түүний хадгаламжийн тойм байдал (= К вопросу о распространении и сохранении синьцзян-ойратской версии эпоса «Джангар») // Үүрийн цолмон. 1985. № 1. Х. 24–48. (На ойрат. письмен.)
14. Джамцо 1991 — Джамцо Т. Алдарт жангарч П. Рампил болон Э. Овлойн Жангарын оршил бүлгийн харьцуулал (= Сравнение текста прологов «Джангара» выдающихся джангарчи П. Рампила и Э. Овлы) // Ойрадын судлал. Үрэмч, 1991. № 2. Х. 31–91. (На ойрат. письмен.)
15. Джамцо 1997 — Джамцо Т. Туули «Жангар»-ын учир (= Значение эпоса «Джангар»). Урумчи: Шинжийан-гиин ардын кэвлэлин хора, 1997. 516 х. (На ойрат. письмен.)
16. Джамцо 2008 — Джамцо Т. Шинҗәӊгин моӊһлчудын дотр «Җаӊһр»-ин туулин тархҗ хадһлгдсн тойм бәәдл (= Распространение и сохранение эпоса «Джангар» среди монголов Синьцзяна) // «Джангар». Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов / в 3 т. Т. 3. Элиста: ЗАОр «НПП „Джангар“», 2008. С. 368–390. (На калм. яз.)
17. Катуу 2013 — Катуу Б. Монгол туургатны туульчид (= Монгольские сказители). Улаанбаатар: Мөнхийн Үсэг, 2013. 237 х. (На монг. яз.)
18. Кичиков 1981 — Кичиков А. Ш. «Джангар» современных джунгарских ойратов (К вопросу о соотношении традиций) // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста: [б. и.], 1981. С. 41–56.
19. Кичиков 1992 — Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Наука, Вост. лит., 1992. 320 с.
20. Лю 2004 — Лю Шиу. Особенности песен «Джангара» в четырех аймаках Синьцзяна // «Джангар» и проблемы эпического творчества: мат-лы междунар. науч. конф. (г. Элиста, 22–24 августа 1990 г.). Элиста: АПП «Джангар», 2004. С. 113–116.
21. Мёнкя 2011 — Мёнкя Б. «Жангар»-ын тархац хийгээд «Жангар»-ын үүсэл бүрдэл (= К вопросу о распространении и происхождении эпоса «Джангар») // «Джангар» и эпические традиции народов Евразии: проблемы исследования и сохранения. Мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Элиста, 20–23 сент. 2011 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2011. С. 104–110.
22. Неклюдов 1984 — Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. М.: Наука, 1984. 309 с.
23. Неклюдов 2019а — Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: Миф и обряд. М.: Индрик, 2019. 519 с.
24. Неклюдов 2019б — Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 590 с.
25. Ням 1984 — Ням М. Үндэсний соёлын өвөө үр ачнартаа залгамжлагч — Жангарч Мөндүүр настны тухай сурвалжлага (= Наследие джангарчи Мёндур — достояние национальной культуры) // Шинжааны Өдрин сонин. 1984. № 12. Х. 4–14. (На ойрат. письмен.)
26. Нямжав 1991 — Нямжав Б. Жангарч Бэмбэийн тухай дурсамж (= Воспоминания о джангарчи Бэмбэ) // Ойрадын судлал. 1991. № 3. Х. 75–76. (На ойрат. письмен.)
27. Овалов 2004 — Овалов Э. Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов (опыт сравнительно-типологического исследования). Элиста: АПП «Джангар», 2004. 184 с.
28. Овалов 2008 — Овалов Э. Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. Элиста: ЗАОр «НПП „Джангар“», 2008. 304 с.
29. Ринчиндорж 1984 — Ринчиндорж Ж. Шинжааны Жангар хийгээд жангарчид = Синьцзянский «Джангар» и джангарчи // Үүрийн цолмон. 1984. № 2. Х. 577–617. (На ойрат. письмен.)
30. Ринчиндорж 1986 — Ринчиндорж Ж. «Жангар»-ын үүссэн цаг үеийн тухай (= О времени создания эпоса «Джангар») // «Жангар»-ын тухай өгүүллүүд. II боть. Үрэмч, 1986. Х. 82–88. (На ойрат. письмен.)
31. Селеева 2013 — Селеева Ц. Б. Указатель тем калмыцкой и синьцзян-ойратской версий эпоса «Джангар». Элиста: КалмНЦ РАН, 2013. 276 с.
32. Селеева 2017 — Селеева Ц. Б. Тематическая структура эпоса «Джангар»: калмыцкая версия Ээлян Овла и её ойратские соответствия: дисс. … канд. филол. наук. М., 2017. 489 с.
33. Селеева 2018 — Селеева Ц. Б. Синьцзян-ойратская версия «Джангара»: эпосоведческие исследования в Китае // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Oriental Studies). 2018. Т. 11. № 1 (35). С. 121‒130.
34. Тая 2002 — Тая Д. Арампилин «Жангар» — Шинжаан Ойрадын баатарлаг тууль (= Синьцзян-ойратская версия «Джангара» в исполнении Арампиля). Chiba: Японы Чиба их сургууль, 2002. 298 c. (На старописьмен. монг. яз.)
35. Тая 2010 — Тая Д. Шинжааны жангарчийн уламжлал судлал (= Исследование сказительской традиции синьцзянских джангарчи). Улаанбаатар: Тод номын гэрэл төв, 2010. 322 х. (На монг. яз.)
36. Хабунова 2006 — Хабунова Е. Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2006. 256 с.
37. Хабунова 2015 — Хабунова Е. Э. Этнопоэтические константы героического эпоса монгольских народов: к вопросу о выявлении и систематизации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2015. Т. 12. № 1. С. 140‒144.
38. Церенов 2008 — Церенов В. З. Эпос «Джангар» у ойратов Синьцзяна // Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов / в 3 т. Т. 3. Элиста: ЗАОр «НПП „Джангар“», 2008. С. 437–457.
39. Эрдэнэбаяр 2010 — Эрдэнэбаяр Ж. Жангарын тархац, түүний газарзүйн хэв шинжүүд (= Распространение «Джангара» и его географические особенности). Улаанбаатар: Тод номын гэрэл төв, 2010. 136 х. (На монг. яз.)
Рецензия
Для цитирования:
Манджиева Б.Б. Синьцзян-ойратские сказители: хранители эпической традиции «Джангара». Oriental Studies. 2022;15(4):882-894. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-62-4-882-894
For citation:
Mandzhieva B.B. Xinjiang Oirat Storytellers: Keepers of the Jangar Epic Tradition. Oriental Studies. 2022;15(4):882-894. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2022-62-4-882-894

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.