Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск
Том 10, № 2 (2017)
Скачать выпуск PDF

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

2-13 326
Аннотация
В статье исследована история создания, содержание топографических описаний Нижнего Поволжья 1770-х - начала 1800- гг. Топографические описания - особая форма научного сочинения, посвященная комплексному анализу географии, природного мира, истории, экономики отдельной губернии. В последней четверти XVIII в. было написано несколько десятков топографических описаний различных российских губерний и наместничеств, в том числе четыре описания, посвященные Нижневолжскому региону (корреспондента Императорской академии наук П. И. Рычкова, саратовских губернаторов И. И. Поливанова и П. У. Белякова, а также «Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губернии» астраханского чиновника И. В. Ровинского). В этих сочинениях впервые на высоком профессиональном уровне был проанализирован широкий круг вопросов, связанных с историей, современным состоянием и перспективами развития региона. В отличие от более ранних работ, посвященных Нижневолжскому региону, топографические описания в значительной степени основывались на местных источниках информации - документальных источниках, летописях, устных свидетельствах очевидцев. Использование широкого круга источников, высокий уровень эрудиции авторов топографических описаний позволили создать первые в истории науки уникальные энциклопедические труды, посвященные Нижневолжскому региону.
14-24 273
Аннотация
В статье обсуждается проблема существования буддийской общины в Бурятии в имперский период истории в условиях, когда государство признавало ограниченные права инославных верующих, а господствующая религия - русское православие - стремилось подавить буддизм, даже вступая в конфликт с законодательством. Институализированный буддизм, со своей стороны, демонстрировал всемерную лояльность империи и монархии, а механизм защиты религии буддийские лидеры находили в адаптации к российской политической культуре, в частности к существовавшей юридической и бюрократической системе.
25-33 204
Аннотация
В статье выделяются основные концепты хлопковой политики российского государства в советский и постсоветский периоды, на основе которых и проводится сравнительный анализ реализации хлопководческой политики в одном из периферийных сельскохозяйственных районов России - Калмыкии. Первые попытки внедрения хлопковой культуры в Калмыкии были предприняты в 1920-е гг. Хлопководство, по мнению местных органов власти, могло стать в Калмыкии одним из экспортоориентированных отраслей производства, и руководство возлагало надежды, что его производство даст выход Калмыкии на международный хлопковый рынок. Однако одной из основных проблем производства хлопка в КАО стало отсутствие квалифицированных кадров хлопкоробов, должного подхода в водоснабжении и особой финансовой господдержки. Хлопководство в Калмыкии в довоенный период было малоэффективным и не получило широкого распространения. Действовавшая на рубеже 1920-х - 1930-х гг. аграрная политика советского государства навязала в годы первой пятилетки насаждение хлопковой культуры в степном регионе, население которого исконно занималось скотоводством. В 1997-1999 гг. и 2007-2012 гг. калмыцкое руководство в очередной раз приняло решение вновь участвовать в пилотном проекте по выращиванию хлопка в регионе, и в республике были проведены экспериментальные посевы хлопчатника на опытных полях. Второй, кратковременный и гораздо менее результативный опыт развития хлопководства в регионе не получил должного развития из-за отсутствия специальной федеральной целевой программы развития хлопководства в стране, полномасштабного государственного финансирования. Проведенный анализ позволил выявить достижения и недочеты в организации хлопкового дела в регионе в сравниваемые периоды и спрогнозировать дальнейшие перспективы развития хлопководства в республике.
34-43 220
Аннотация
В статье исследуется проблема перестройки отношений государства и Русской православной церкви в Калмыкии в позднесоветский период. Автором проанализирована религиозная обстановка в Калмыкии, рассмотрены перемены, произошедшие в отношениях государства и православных организаций Калмыкии, и обусловившие их факторы, изучены поведенческие модели служителей культа и изменения в жизни приходов. Первые шаги навстречу РПЦ государство сделало в 1987 г., однако государственно-церковные отношения начали стремительно развиваться в сторону улучшения после празднования в 1988 г. 1000-летия крещения Руси. Позитивные перемены стали возможны во многом благодаря процессам демократизации общественно-политического строя в СССР. В Калмыкии начало эпохи перемен совпало с приходом в православные молитвенные дома молодых энергичных священников, которые во взаимодействии с властями избрали стратегию приспособления, заключавшуюся в выстраивании позитивных отношений с властями и соблюдении норм законодательства о религиозных культах. Также ими были налажены хорошие контакты с органами церковного самоуправления и прихожанами. Либерализация законодательства и изменившееся в лучшую сторону отношение властей к религиозным организациям открыли перед РПЦ широкие возможности для возрождения православия. В Калмыкии резко увеличилось посещение населением двух православных домов, выросли религиозная обрядность и доходы церкви, было положено начало расширению церковной инфраструктуры. В конце 1980-х гг. РПЦ активизировала культурно-образовательную деятельность, в результате которой открылась первая в республике религиозная воскресная школа, с 1989 г. при содействии властей стали торжественно отмечаться два главных православных праздника. Новым явлением в общественно-политической жизни республики стало вовлечение в неё православного духовенства, отдельные представители которого участвовали в выборах советов в 1989 г. и деятельности различных общественных и даже политических организаций. Отмечая несомненный факт эволюции отношений властей республики с руководством РПЦ Калмыкии от противостояния к сотрудничеству, вместе с тем нельзя не упомянуть, что данный процесс в «перестроечные» годы так и не завершился. Работа написана на основе материалов Национального архива Республики Калмыкия, большинство из которых впервые вводятся в научный оборот.

ЛИНГВИСТИКА

44-54 350
Аннотация
В статье рассмотрено употребление направительного падежа на материале разновременных записей калмыцкого героического эпоса «Джангар». Язык эпоса, являясь языком устно-поэтическим и оказывая влияние на становление норм национального литературного языка, отражает в определенной мере и живой разговорный язык на момент записи и фиксации песен эпоса. В языке эпоса наряду с новыми формами нередко имеют место и архаические черты, которые отражают определенный этап развития языка. Анализ разновременных текстов эпоса «Джангар» показывает, что в ранних записях (первая половина XIX в.) формант направительного падежа -ур / -үр не употреблялся. Это подтверждается данными грамматик калмыцкого языка, которые вышли параллельно первым записям эпоса «Джангар». Между тем А. Бобровников отмечает частицы особенного производства -γur; -gür (в калмыцком и разговорном монгольском: -uur; -öür), функционально-семантическое значение которых он определяет как «описывающие путь, по которому совершается движение или образ совершения действия». Причем аффикс, этимологически схожий с аффиксом направительного падежа (-ур, -үр), изначально встречается в наречиях, семантически указывающих направление движения или место. Первое упоминание о собственно направительном падеже находим в грамматике разговорного калмыцкого языка В. Л. Котвича. В записях первой половины XX века (эпический цикл сказителя Ээлян Овлы, эпический цикл сказителя Мукебюна Басангова, эпический цикл сказителя Давы Шавалиева, песня из репертуара Бадмы Обушинова) уже встречается употребление аффикса направительного падежа (-ур, -үр) в именных словах. Кроме того, к аффиксу направительного падежа присоединяются показатели посессивности (-н; -нь). Особенный интерес вызывает факт наличия наречного суффикса (-γur; -gür; в калмыцком и разговорном монгольском: -uur; -öür), этимологически схожего с аффиксом направительного падежа (-ур, -үр) и семантически указывающего направление движения или места. Таким образом, можно сказать, что окончательно направительный падеж сформировался в разговорном калмыцком языке на рубеже XIX-ХХ вв. К направительному падежу перешла часть функций дательно-местного и орудного падежей, а также заметно стало ссужаться употребление послелога тал ‘по направлению к [по]’.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

55-62 240
Аннотация
В статье рассматривается ойратская буддийская терминология, использованная Зая-пандитой Намкай-Джамцо при переводе стихотворного предисловия к среднему Ламриму, написанного основателем тибетской буддийской традиции Гелуг - Чже Цонкапой. Анализ тибетского и ойратского текстов стихотворного предисловия к Среднему Ламриму с использованием для сравнения современного монгольского текста перевода этого сочинения позволил выявить уточняющие слова, введенные Зая-пандитой для уточнения смысла строф, неточный перевод буддийских понятий, особенности монгольского перевода имен собственных будд и буддийских учителей, а также общих понятий тибетской буддийской философии.
63-69 339
Аннотация
В статье анализируется происхождение, публикация и содержание сказания «Истории монгольского Убаши хунтайджия», изданная в 1847 г. профессором А. В. Поповым на «ясном письме». Автор статьи на основе российских, монгольских и китайских материалов затрагивает некоторые вопросы, связанные c первой публикацией оригинального сказания. В вводной части рассматривается история публикации и исследования данного памятника ойратской литературы в России и за рубежом. В первой части статьи приводятся аргументы, подтверждающие ее калмыцкое происхождение. Так, например, профессор А. В. Попов, автор первой публикации сказания, указывал, что «… все рукописи на тодо бичиг и другие материалы, вошедшие в книгу «Грамматика калмыцкого языка», были собраны в 1838 г. во время научной экспедиции в калмыцкие степи». Во второй части описываются проблемы издания неполного сказания «История монгольского Убаши хунтайджия». В третьей части проводится сравнительно-сопоставительный анализ публикации А. В. Попова с полным текстом того же сказания, изданным ученым ламой Г. Гомбоевым.
70-76 337
Аннотация
Интертекстуальные связи поэзии Д. Равжи с современными произведениями художников слова существуют на уровне переклички мотивов, художественных образов и текстуальных совпадений. В данной статье исследуются особенности мортального и витального кодов в монгольской поэзии. Основное внимание уделяется теории межтекстовых связей, проблемам интертекстуального анализа в целом. В этом аспекте актуально изучение проблемы кодирования литературных текстов, наполнения их цитатами, аллюзиями на традиционные символы, интерпретация архетипических для данной культуры литературных тем. Семантико-герменевтический метод как универсальный принцип интерпретации текстов позволяет создать единую систему значений текстов в парадигме многочисленных интерпретаций. Нами рассмотрены витальный и мортальный коды Д. Равжи, специфика их функционирования и трансформации в произведениях современных поэтов. Выявление кода Д. Равжи дает возможность понять роль его творчества в развитии современной поэзии. Мортальный код как оптимистического, так и пессимистического характера в современной монгольской литературе, тесно связанный с буддийской философской концепцией смерти как бесконечности, имеет свои особенности: жизнь как ожидание смерти, смерть как благо, любовь к смерти, спокойное восприятие смерти. Также нами установлена тесная взаимосвязь между мортальным и витальным кодами в поэзии Д. Равжи, используемая в трансформированном виде в современной поэзии. В итоге необходимо констатировать, что способы включения кода Д. Равжи в современную монгольскую поэзию осуществлены в виде намека или прямой цитаты его буддийской философской концепции, использованы мотивы и детали кода в прямом и редуцированном виде.

ФОЛЬКЛОРИСТИКА

77-83 402
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению мотива материнского проклятия на примере башкирского мифологического баита «Сак и Сук», распространенного также в татарском и чувашском фольклоре. По сюжету мать проклинает из-за незначительной шалости детей, которые в тот же миг, превратившись в птиц, улетают из дома. В баите «Сак и Сук» выявлено два вида проклятия: случайное и умышленное. Если случайное проклятие мать произносит по неосторожности, то умышленное проклятие закрепляется магическими ритуалами и временем его произношения. В некоторых вариантах мать проклинает детей своим молоком, что противоречит традиционным представлениям башкирского народа. В чувашских вариантах также имеются варианты умышленного проклятия с использованием магических ритуалов, и варианты, где детей проклинает мачеха. В некоторых вариантах башкирского народа проклятие матери закрепляется высшими силами. Имеются варианты, где детей проклинает отец или оба родителя. Баит является одним из ярких примеров использования проклятия в фольклорной традиции башкирского народа.
84-88 296
Аннотация
Статья посвящена краткому описанию истории изучения тибетского героического эпоса «Гесар» в Китае (1931-2016). История изучения тибетского эпоса «Гесар» уходит своими корнями в более ранний период. В Китае о тибетском героическом эпосе «Гесар» впервые сообщил Жэнь Найцян (任乃强, 1894-1989) в мае 1930 г. Период с 1930 г. до конца 1970-х гг. был посвящен изучению достижений иностранных ученых и формированию китайскими учеными своих научно-методологических позиций в изучении эпоса «Гесар». За этот период была проведена большая работа по собиранию версий эпоса в разных регионах Тибета. С конца 1970-х до середины 1990-х гг. китайские ученые утвердили «Гесар» как предмет учебной дисциплины в рамках изучения устной словесности народов Китая. В настоящее время ведется работа по углубленному изучению эпоса «Гесар» и становлению гесароведения как самостоятельного научного направления.

СОЦИОЛОГИЯ

89-98 158
Аннотация
В статье комплексно исследуются основные тенденции и особенности социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского региона в период системной трансформации российского общества. Анализируются основные результаты экономических реформ в промышленности и сельском хозяйстве, выявляются причины социально-экономического кризиса в 1990-е годы. Изучены важнейшие экономические показатели на душу населения по субъектам Северного Кавказа, в сравнении с показателями по России: валовой региональный продукт, розничный товарооборот, денежные доходы населения, занятость и рынок труда, уровень бедности, доходы и расходы территориальных бюджетов. Отмечается, что регионы по уровню жизни населения, социального, экономического развития в целом уступают другим регионам России. Особое внимание уделяется выявлению основных факторов, приведших к возникновению этнополитической напряженности в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Проведенный в статье анализ сложившейся социально-экономической ситуации Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии позволяет утверждать о необходимости принятия безотлагательных мер по концентрации всех усилий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на проведение комплексной и системной работы, направленной на повышение экономического, социального и культурного развития региона.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)