Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск
Том 13, № 5 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.22162/10.22162/2619-0990-2020-51-5

ИСТОРИЯ

1184-1217 929
Аннотация

Введение. В статье рассмотрен шлем, хранящийся в фондах Музеев Московского Кремля, упомянутый в документах Оружейной Палаты последней четверти XVII в. как «Шапка колмыцкая болшая» (современный инвентарный номер: ОР-2059). Ранее наголовье уже привлекало внимание художников и историков, однако ни разу не становилось объектом отдельного научного исследования. Цель исследования — дать описание конструкции и оформления шлема, уточнить датировку и атрибуцию, реконструировать возможный первоначальный вид наголовья. Результаты. По материалу изготовления шлем относится к классу железных, по конструкции тульи — к отделу клепанных, по форме купола — к типу сфероцилиндрических. Установлено, что шлем входит в состав группы ойратских сфероцилиндрических («кувшинообразных», «вазообразных») наголовий позднего Средневековья и раннего Нового времени. Весьма вероятно, что мастера, изготовлявшие данные шлемы, вдохновлялись образом буддийской ступы. Особенности конструкции, оформления (в том числе наличие на тулье шлема буддийской символики), а также анализ служебной документации Оружейной Палаты позволяют предположить, что «Шапка колмыцкая болшая» была выкована ойратскими или южносибирскими оружейниками для состоятельного ойратского воина-буддиста в 1610-х – начале 1680-х гг. (нижняя граница возможной даты изготовления обусловлена началом широкого распространения буддизма среди ойратов). Шлем была передан в Оружейную Палату в середине – второй половине XVII в., но не позднее 1682 г., когда он впервые упоминается в русской служебной документации. В 1683–1687 гг. наголовье было снабжено подшлемником и бармицей (предположительно центральноазиатского образца). Впоследствии шлем становился объектом реставрационных работ. Не ранее конца XIX – начала XX в. к нему была подвешена кольчатая бармица. Комплексный анализ источников позволил реконструировать возможный первоначальный вид изучаемого шлема. Выводы. «Шапка колмыцкая болшая» представляет собой яркий образец ойратских шлемов XVII в. Она может использоваться в качестве эталона при датировке и атрибуции шлемов населения Центральной Азии указанного периода. В культурном плане «Шапка колмыцкая болшая» может быть отнесена к одной из важных исторических реликвий калмыцкого народа.

1218-1233 589
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию этнографической составляющей в деятельности регионального научного общества — Петровского общества исследователей Астраханского края, широко известного в России, в том числе трудами по истории и культуре калмыцкого народа. Цель исследования — воссоздание образа данного научного общества, получившего широкую известность в России, и выяснение значимости его существования в многонациональном пространстве Нижнего Поволжья. Результаты. Петровское общество исследователей Астраханского края стало одним из авторитетных в России благодаря исследовательским трудам его членов, содействовало пробуждению общественного сознания, мотивации населения к проявлению инициативы в изучении своего края, взаимодействию с различными соцокультурными группами, административными структурами для решения насущных задач общественного развития. Одним из ярких направлений исследований членов общества стало прошлое калмыков, проживавших в Астраханской губернии. Статья отражает результаты изучения многогранной работы петровцев по сбору источников, их интерпретации, трансляции полученных знаний в общественное пространство, полученные на основе анализа их научных трудов, коллекций документов из архивных и музейных фондов г. Астрахани. Основными методами изучения проблемы были выбраны методы синхронии и диахронии, статистический, сравнительный, методы классификации и оценки. В результате исследования проанализированы особенности изучения истории и культуры калмыцкого народа членами общества, выявлены роль и значение проведенных ими работ в становлении профессиональной этнографии в Астраханском крае. Введены в научный оборот новые источники.

1234-1242 638
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию юго-восточной политики Российской империи во второй половине XIX в., организации походов и присоединению Средней Азии. Цель статьи ― введение в научный оборот сведений о юго-восточной политике Российской империи и ходе освоения обширной территории во второй половине XIX в. из арабографичной рукописи путевых записей рядового солдата Хуснияра, хранящейся ныне в Фонде рукописей Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН, которая впервые исследуется как исторический источник. Для сравнения привлекается опубликованный источник ― заметки статского советника М. Бекчурина. Результаты. Сегодня, когда юго-восточные границы России практически вернулись к рубежам начала XVIII в., актуальным и практически целесообразным является исследование темы истории установления взаимоотношений с Казахстаном и Средней Азией. Сведения статского советника М. Бекчурина раскрывают экономические цели правительства, когда российская промышленность и торговля искали новые рынки сбыта продукции. М. Бекчурин дает свои предложения для улучшения роста торговли. Рукопись путевых записей Хуснияра отражает наблюдения рядового солдата, его отношение и переживания как мусульманина в походе против единоверцев. Источник позволяет представить набор и маршрут одного из военных формирований. Оба документа дают возможность представить исследуемый регион в конце XIX в. В настоящее время на этой территории существуют самостоятельные страны уже с другими государственными границами, и этнический состав многих населенных пунктов значительно изменился.

1243-1255 450
Аннотация

Введение. На Южном Урале с традиционно плотным расселением тюркского населения роль Уфы для культурного и экономического развития башкир и татар являлась исключительно важной. Цель и задачи. В статье освещены ключевые моменты формирования в южноуральской столице административных, интеллектуальных и экономических ресурсов, системное сочетание которых превратило Уфу в центр мусульманских народов Российского Востока. Концептуализация культурной истории многонационального города предполагала анализ религиозных, экономических и общественно-политических предпосылок ее становления. Материалы. Наряду с данными историографии в статье использовались материалы периодической печати, документы архивных хранилищ, в том числе большой массив отчетной документации Волжско-Камского коммерческого банка из Российского государственного исторического архива. Результаты. С ранней историей Уфы было связано существование в городе Татарской слободы и появление прослойки нерусского чиновничества и дворянства. Решение стратегической задачи по устранению влияния среднеазиатских и турецких мусульман на единоверцев восточной окраины России вылилось в беспрецедентный проект по созданию Оренбургского муфтията в Уфе. Его работа стала главной предпосылкой концентрации в городе интеллектуальных и общественных ресурсов российских мусульман. Экономическую базу мусульманских приходов с полноценной инфраструктурой: мечетями, медресе и мектебами — во многом формировала и финансировала состоятельная часть уфимского купечества из мусульман. Роль Уфы в общественно-политической жизни российских мусульман прослеживается через развитие средств массовой информации, мусульманских съездов регионального и всероссийского значения. Выводы. Развитие Уфы как центра тюрко-исламского мира России способствует осмыслению феномена культурного регионализма и его содержания.

1256-1270 645
Аннотация

Введение. Статья базируется на путевом дневнике немецкого врача, профессора медицины Карла Вильманса, отразившем впечатления от поездки в 1926 г. в Бурят-Монголию. Гейдельбергский психиатр Карл Вильманс и дерматовенеролог из Мюнстера Альфред Штюмер входили в состав организаторов совместной советско-германской экспедиции 1928 г. в Бурят-Монгольскую АССР (далее — БМАССР) для изучения сифилиса. Летом 1926 г. они предприняли рекогносцировочную поездку в БМАССР для первичной оценки ситуации. Их визит определил ход дальнейшей подготовки экспедиции, научные и практические повестки советской и германской сторон. Цели и задачи исследования. Статья направлена на выделение из общего нарратива документа описаний и характеристик Бурят-Монголии, ее многонационального населения и культуры; данный материал анализируется в политическом и культурном контексте советско-германского медицинского сотрудничества 1920-х гг. Результаты. Получены неизвестные ранее сведения о городе Верхнеудинске и Хоринском аймаке БМАССР эпохи НЭПа. В частности, обрисована атмосфера повседневной жизни небольшого города на периферии СССР, описаны его жители, выделены особенности экономического состояния региона, описания природы, объектов материальной и нематериальной культуры. Получены данные о состоянии отрасли здравоохранения в БМАССР, а также новые данные о состоянии здоровья населения республики. Проанализированы материалы дневника и другие архивные материалы о претензиях к немецким профессорам, предъявленных им уже после возвращения на родину. Заключение. Материалы дневника К. Вильманса опровергают устоявшееся у советской стороны мнение о расистском характере его исследований. Напротив, рассуждения К. Вильманса свидетельствуют о симпатии к бурятскому народу, сопереживании его проблемам, желании приложить усилия для помощи ему. Довольно скудное медицинское наполнение дневника компенсируется обнаруженными в Государственном архиве Российской Федерации отчетными документами К. Вильманса и А. Штюмера о поездке в БМАССР летом 1926 г.

АРХЕОЛОГИЯ

1271-1291 675
Аннотация

Введение. Пещера Иманай-1 ― новый памятник среднего палеолита на Южном Урале, открытый авторами в 2009 г. Он расположен на западном сколе Уральской горной системы, в междуречье рек Белая и Нугуш, на границе горно-лесной и степной зон. Цель статьи ― введение в научный оборот предварительных результатов археологических исследований памятника Иманай-1. Результаты. Пещера туннельного типа, ход длиной 70 м заканчивается дальним залом. В этом зале были собраны кости малого пещерного медведя и пещерного льва. Памятник является многослойным. В 1 культурном горизонте было обнаружено 399 изделий из камня и кости. Орудия составляют 60 % от всех изделий из камня, нуклеусы и чешуйки отсутствуют, следовательно, первичная и вторичная обработка осуществлялись за пределами Дальнего зала. Каменная индустрия характеризуется использованием осколков и аморфных сколов из кремня. Рабочие участки оформлялись монофациальной и бифациальной ретушью, резцовым сколом. Орудия представлены следующими типами: 3 мустьерских бифациальных остроконечника, 4 конвергентных скребла с бифациальной обработкой, обушковые ножи, некоторые с бифациальной обработкой ― 6 экз., резчики на осколках и аморфных сколах ― 229 экз. (59 %), острия ― 19 экз. (5 %), орудия с шипом — 13 экз. (3 %), резцы ― 21 экз. (5 %). В основании 1 культурного горизонта был найден череп малого пещерного медведя с искусственным отверстием, оставленным каменным наконечником копья. Индустрия памятника находит многочисленные аналогии на стоянке Ильская-1 на Северном Кавказе и в материалах верхнего слоя грота Киик-Коба в Крыму, а также на других памятниках среднего палеолита тейякской традиции. Три некалиброванные даты показывают интервал от 26 до 42 тыс. лет. Это указывает на финал мустьерской эпохи.

1292-1309 637
Аннотация

Цель статьи — рассмотрение комплексов с амфорами в предкавказской катакомбной культуре и их культурная атрибуция. Материалы. Памятники с так называемой «северокавказской» керамикой в курганах бронзового века Калмыкии и центрального Северного Кавказа. Выводы. Группа с «северокавказской» керамикой занимает промежуточное положение между раннекатакомбной и восточноманычской культурами Калмыкии. В ее формировании приняла участие кубано-терская культура Северного Кавказа, связанная общим происхождением как с культурой дольменов станицы Новосвободной, так и непосредственно с культурами шнуровых керамик и шаровидных амфор Восточной Европы. В курганах Восточного Маныча (Чограйского водохранилища) в Калмыкии находят необычные для предкавказской катакомбной культуры амфоры с асимметричными ручками в комплексе с кружками или с курильницами, а также красноохристые сосуды в комплексе с курильницами. Уже первые исследователи высказывались о сходстве некоторых сосудов предкавказской катакомбной культуры (так называемого «манычского» типа) с керамикой дольменов Новосвободной и о связи двух форм могильных сооружений. Эта идея нашла продолжение в гипотезе о катакомбе как ренессансе формы кавказских дольменов и автохтонности предкавказской катакомбной культуры. С решением этих вопросов связана проблема происхождения и хронологии катакомбной культуры Предкавказья и Северного Кавказа.

1310-1330 681
Аннотация

Введение. Исследователей пазырыкской культуры интересовал вопрос о социальной структуре общества ее носителей. Традиционно ученые выделяли три социальные группы среди пазырыкцев на основе сравнения высоты и диаметра курганов, глубины и площади могильных ям, количества сопровождающих коней, а также количества и качества погребального инвентаря. Цель статьи ― анализ социальных различий населения пазырыкской культуры по данным погребального обряда. Результаты. Традиционно для выявления социальных слоев исследователи брали за основу размерные и количественные данные погребальных сооружений. Автор статьи обратила внимание на позу погребенных и степень скорченности их ног. В рядовых погребениях из малых курганов все умершие положены на правом боку, головой на восток, лицом на север, но с выражено подогнутыми ногами, то есть они лежат в скорченном положении. В элитных княжеских погребениях из больших пазырыкских курганов умершие были положены так же, как и в рядовых: на боку, головой на восток, лицом на север, но только вытянуто во весь рост, со слегка подогнутыми ногами. Выводы. Если погребенных из элитных погребений представить со слегка «преклоненными коленями», как бы делающими книксен, то погребенных из рядовых курганов можно представить низко присевшими или упавшими ниц. Ранее этот признак не рассматривался как важный, так как вытянутое положение совпадало с расположением умерших в колоде, выдолбленной из цельного ствола дерева. Проведенное сравнение ширины колод и роста мумий подвело автора к убеждению, что вытянутая поза была предписана обрядом, она не была вынужденной из-за формы и размеров колоды. Опираясь на предыдущие исследования, автор рассматривает и интерпретирует выявленный ею аспект в общем контексте погребального обряда и представлений о мире мертвых носителей пазырыкской культуры.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

1331-1338 440
Аннотация

Введение. В статье дана характеристика архивного документа из фондов Центра восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК) Общего архивного фонда (ОАФ) Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ИМБТ СО РАН), посвященного истории строительства храма и возведению статуи Майтреи в Анинском дацане и рассмотрены истоки культа Майтреи, восходящие к древней Индии. Целью статьи является определение аутентичности сведений, сообщаемых Лодон-ламой, истоков культа Майтреи и освящения реликвий. Материалы. Сочинение, озаглавленное «История (описание) бурхана Анинского дацана „Большой Майдари“», было написано в 1915 г. бурятским ламой Лодоном. Оно представляет собой гарчак-опись разнообразных реликвий и предметов, вложенных вовнутрь статуи. Ценность данного памятника заключается в том, что он содержит уникальные источниковые сведения и данные по истории буддизма в Бурятии, раскрывающие внутреннюю жизнь буддистского монастыря и буддистской общины, показывающие взаимоотношения между буддистской сангхой и прихожанами, взаимоотношения сангхи с учреждениями органов государственной власти. Представляют интерес материалы, повествующие о праздничных мероприятиях, посвященных освящению статуи Майтреи и его храма, состоявшихся в 1897 г. Результаты. Рассматриваемая «История бурхана» важна не только потому, что источников по истории бурятского буддизма чрезвычайно мало и она дает возможность реконструировать длительную и сложную историю статуи, но и потому, что сама статуя Майтреи не сохранилась, поскольку она была уничтожена в конце 30-х гг. прошлого века.

ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ

1339-1348 482
Аннотация

Введение. В статье анализируется отношение китаеведа, монголоведа и маньчжуроведа Никиты Яковлевича Бичурина (о. Иакинфа) к своей этнической идентичности. Цель статьи ― рассмотрение личности Бичурина в контексте его биографии, семьи, родственников, физического портрета, научных достижений и окружения. При этом большое значение имеют завуалированные редкие факты отношения самого Никиты Яковлевича к своему этническому происхождению. Материалы и методы. Основными источниками статьи послужили архивные источники и публикации ведущих исследователей-бичуриноведов. Результаты. Фигура синолога Иакинфа Бичурина в контексте событий XIX в. продолжает порождать интриги. Среди них ― его этническая принадлежность и его отношение к своим корням. Автор статьи на основе архивных и опубликованных источников пытается проследить понятие «этническая идентичность по-бичурински». В статье искомые цели прощупываются в биографии Н. Я. Бичурина, в его семейно-родственных корнях, в его физическом портрете, фактах научной деятельности, во взаимоотношениях с друзьями, в поиске его потомков и в отношении общества к его личности. Слабое проявление этнической идентичности в жизнедеятельности Н. Я. Бичурина объясняется тем, что он был вольнодумцем, но в рясе, что не позволяло в XIX в. подчеркивать этническую принадлежность. Кроме того, на его психологию давили такие неприятные факты биографии, как арест, тюрьма и заточение в келье. В понимании Н. Я. Бичурина идентичность ― это способность достичь высот в науке, будучи инородцем.

1349-1358 529
Аннотация

Введение. Исследование пространства, которое осваивалось монгольскими народами, представляет одну из насущных проблем истории кочевых обществ. Цель и задачи статьи — исследовать на материалах письменных источников, отражающих становление Монгольской империи, актуальные для средневекового монгольского языка оронимы, названия положительных форм рельефа, определить их локализацию. Материалы и методы. Для исторической географии особое значение имеет один из этапов освоения монголами Внутренней Азии, отраженный в известных исторических памятниках: «Сокровенное сказание монголов» (ССМ), летописях Рашид-ад-Дина, Юань ши. Задачи определения отдельных объектов и форм рельефа, представленных в тексте ССМ, а также их локализации в географическом пространстве средневековой Монголии решались с опорой на методы фонетической реконструкции, сравнительно-сопоставительного анализа терминов, исторических событий на материалах письменных источников XIII–XIV вв., современной топонимики пространства, в границах которого разворачивались события ССМ. Результаты. Исследована этимология терминов и названий орографических объектов, сделаны попытки определения известных по тексту ССМ мест в реальном географическом пространстве. Выводы. Терминология, обозначающая выступающие формы рельефа в «Сокровенном сказании монголов», отличается разнообразием и представляет собой весьма древний пласт лексики, в образовании которой доминируют изобразительные слова. Многие термины являются устаревшими и не функционируют в современном монгольском языке. Вместе с тем следы устаревших терминов обнаруживаются в топонимах на территории расселения монголоязычных народов. Определен круг сакральных орографических объектов, почитаемых средневековой монгольской общностью.

1359-1370 643
Аннотация

Введение. В современном мире немало глобальных проблем. Среди них одной из важных становится проблема уничтожения природы и диких зверей. В настоящее время многие молодые охотники-тувинцы не знают традиционного охотничьего этикета предков, не соблюдают древние природоохранительные традиции и обычаи. Браконьерство становится одним из негативных факторов нарушения экологического баланса. Цель исследования ― изучить охотничьи традиции тувинцев, которые являлись и являются основой сохранения экологического баланса и биологического разнообразия в Туве. Авторы попытались систематизировать некоторые охотничьи обряды, обобщить материалы, относящиеся к данной теме. Материалы и методы. Основными источниками являются дореволюционные историко-этнографические сведения, а также полевые материалы авторов. В исследовании использован метод историзма, позволяющий рассматривать элементы культуры в развитии. Также применяются традиционные методы этнографии: сравнительный и методы полевых исследований. Результаты. В работе авторы проанализировали исторические, этнографические, фольклорные материалы. Попытались систематизировать и рассмотреть более подробно некоторые охотничьи обряды тувинцев. Выводы. Исследовав тему, авторы пришли к выводу о том, что охотничьи традиции тувинцев, как и у других народов Саяно-Алтая, являются наиболее древними в культуре и традиционной обрядовой практике. Тесная и долгая связь охотников с природой привела к тому, что они должны были соблюдать многочисленные неписаные правила и запреты. Местность, в которой промышляли охотники, обязательно имела своих «хозяев», и необходимо было уважить их подношениями. Духи-хозяева местности, по мнению охотников, могли превращаться в людей или диких зверей.

1371-1377 378
Аннотация

Введение. Автор анализирует материалы научной командировки отдела комплексного мониторинга и информационных технологий КалмНЦ РАН, осуществленной в мае‒июне 2019 г. на территории Республики Калмыкия. Исследователь не дает оценочных суждений, он стремится объективно анализировать то, что видит. Цель статьи — ввести в научный оборот результаты качественных исследований (наблюдение, интервьюирование). Результаты. Автор, используя материалы наблюдений и интервьюирования, анализирует изменения в социальной сфере села и жизни сельского населения современной Калмыкии. Растет доля малых деревень с численностью менее 100 человек, это происходит в результате многолетнего отсутствия работы, продолжительной безработицы, оттока селян в поисках источников доходов. Основными причинами этих негативных социальных последствий явились ликвидация крупных хозяйств, активизация неформальных практик адаптации сельчан к неблагоприятным факторам, что проявилось в социально-географической мобильности, т. е. в миграции из села, а в некоторых случаях из республики. Выводы. Села республики сильно различаются, контрасты между лидерами и аутсайдерами усиливаются. Первые развиваются, не уступая по некоторым позициям жизни городу. Вторые находятся в застывшем состоянии упадка 1990-х гг., в них остались только представители старшего поколения. Несмотря на социально-экономические проблемы, в малых селах республики с населением до 500 человек функционируют учреждения образования, здравоохранения, культуры, а без них села просто перестанут существовать. Некоторые проблемы села постепенно решаются, что направлено на улучшение положения сельчан, ослабление их миграционной активности.

1378-1388 364
Аннотация

Цель статьи ― исследование изобразительного искусства Калмыкии довоенного времени и периода нахождения калмыцкого народа в депортации (1943‒1957 гг.) на примере творчества П. И. Емчегировой, первой художницы-калмычки (1907–1992 гг.). Ее творчество 1930‒1950-х гг. мало изучено и представляет особый интерес в силу уникальности произведений. Почти полное отсутствие документов, архивных источников, утраченных в сибирской ссылке, составляет трудности в изучении культурного наследия. Материалом исследования являются произведения живописи и графики, прикладного искусства, созданные автором почти за полвека деятельности и хранящиеся в Национальном музее Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова, Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, а также в семейном архиве и коллекции. Результаты. Введены в научный оборот сведения о неизвестных произведениях художника, которые позволяют расширить тематический спектр произведений калмыцких художников периода 1930‒1950-х гг., выявить этническую специфику творческой деятельности П. И. Емчегировой и в целом углубить представление об искусстве как части истории и культуры Калмыкии XX в. В статье также даются сведения о творческом наследии П. И. Емчегировой в период после 1957 г.

1389-1405 459
Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу формирования городских пространств как публичных мест на примере элистинского парка культуры и отдыха «Дружба». Анализируется роль парка «Дружба» как природной зоны в городской застройке и как одного из мест, формировавших городскую среду. Цель статьи — рассмотреть место, функции и значение парка в общественном пространстве г. Элисты. Результаты. Автор прослеживает, как изменения политической, социально-культурной ситуации отразились на визуальной привлекательности городского парка. Описаны градостроительные проекты, которые включали реконструкцию паркового пространства на современном этапе развития. Автор приходит к выводу о том, что создание в конце 1930-х гг. парка «Дружба» как публичного пространства являлось свидетельством распространения городской культуры среди калмыцкого населения.

ЛИНГВИСТИКА

1406-1414 430
Аннотация

Выявление названий растительных средств в народных и художественных произведениях показывает тесное взаимодействие человека с миром, отношение людей к природе. Изучение фитонимов, а именно наименований лечебных растений, является важным шагом для понимания общего культурного наследия народа. В статье рассматривается лексема балтырған в башкирском языке. Материалом исследования послужили лингвистические словари, фольклорные и художественные тексты Машинного фонда башкирского языка, а также этимологические словари алтайских языков. Цель исследования ― провести сравнительное изучение лексемы балтырған ‘борщевик’. Результаты. Лексема балтырған ‘борщевик’ является широкораспространенным фитонимом у башкир, об этом свидетельствует участие этой лексемы в номинации разных растений в башкирском языке, а также наличие параллелей в других тюркских и монгольских языках. Данный термин зафиксирован в академическом, толковом, диалектологическом, фразеологическом, мифологическом словарях башкирского языка. Сравнительный анализ показал, что baltyrγan ‘борщевик’ во многих языках означает название растения из семейства зонтичных, лекарственное средство. В baltyrγan ~ baltirγana представлена первичная основа bal / baltïr / baldïr со значением ‘зеленый, свежий, молодой’.

1415-1437 670
Аннотация

В статье продолжается обсуждение типов изоглосс и их релевантности для пратюркской реконструкции и реконструкции промежуточных узлов тюркского генеалогического древа. Цель исследования — проверить возможность и надежность реконструкции морфонологического облика некоторых аффиксов для промежуточных языков-предков стандартно-тюркской группы (огузских, «кыргызских», алтайских, карлукских, тобасских, кыпчакских). Здесь мы привлекаем к рассмотрению не только аффикс множественного числа *-lar, но и вообще словоизменительные и словообразовательные аффиксы, начинающиеся на *-l. Используются методы ступенчатой реконструкции одновременно с морфонологическими методами выделения классов позиций и распределения по ним классов алломорфов аффиксов. В качестве материала использованы полевые записи диалектов, диалектологические публикации, как современные, так и XIX в., а также материал письменных памятников. Результаты. Данные, как новейшие полевые, так и сведения из классических источников, при правильном применении методов ступенчатой реконструкции показывают, что для большинства рассматриваемых стандартно-тюркских клад не реконструируется алломорфия аффиксов на *-l. Ни для праогузского, ни для пракарлукского, ни для пракыпчакского не удаётся доказать существование ассимиляции *-l-аффикса конечному согласному основы. Также оказывается, что существующие в современных языках правила алломорфии вторичны. Одинаковые чередования *-l-аффикса развились в целом ряде идиомов (диалектный башкирский, диалектный казахский, «кыргызские», тобасские, якутско-долганский) в результате контактных процессов, которые существенно моложе, чем те историко-фонетические процессы, которые сформировали эти группы идиомов.

1438-1445 429
Аннотация

Введение. Синтаксическая молекула (СМ) — минимальная функционально-синтаксически автономная единица, способная служить ответом на вопрос. Цель статьи — описать принципы выделения синтаксических молекул в Генеральном корпусе монгольского языка, принципы и особенности разметки, а также дать общую характеристику квантитативной модели позиционно-морфологической грамматики монгольского языка Результаты. Сформулированы принципы выделения СМ. Перечислены основные особенности грамматической разметки в Генеральном корпусе монгольского языка ГКМЯ-3б (по сравнению с ранними версиями ГКМЯ): выделение базового лексикона, принципы моносемизации, принципы категориально-семантической нотации, основные отличительные черты грамматической нотации (частеречное разбиение неизменяемых лексем и расщепление номинатива). Изложены принципы упорядочения морфологических структур в квантитативной модели монгольского языка, а также трактовка супрасегментных маркеров письменного текста. В заключение вкратце охарактеризовано общее строение квантитативной модели позиционно-морфологической грамматики монгольского языка.

1446-1455 399
Аннотация

Введение. Калмыки ― один из немногих народов России, имеющих уже немало столетий свою национальную письменность. Духовная культура народа зафиксирована в многочисленных оригинальных и переводных текстах, представляющих собой философские сочинения, медицинские трактаты, исторические летописи, грамматические очерки, дневники буддийских паломников, художественные произведения, записи фольклорного материала и др. Калмыцкое вертикальное письмо использовалось также и в сфере делопроизводства. Начиная с XVII в., находясь на территории Нижнего Поволжья, в ходе дипломатических, военных, экономических отношений с Россией калмыки осваивали систему правил российского делопроизводства, сохраняя при этом свои традиции письменного делового языка. Архивные материалы свидетельствуют о жанровом многообразии калмыцкого делового письма того времени. В этой связи актуальными являются проблемы выявления и изучения жанровых образцов, составления их классификации, определения структурных, стилевых, языковых особенностей. Цель данной статьи ― описание содержания и структуры выявленных жанровых разновидностей. Материалом исследования послужили документы из фондов Национального архива Республики Калмыкия. Выводы. Полученные на данный момент результаты исследования свидетельствуют о том, что у калмыков в XVII–XIX вв. действительно функционировала деловая письменность со свойственным ей жанровым многообразием. Поэтому введение нами в научный оборот понятий «калмыцкая деловая письменность», «жанры калмыцкой деловой письменности» является обоснованным и необходимым. В зависимости от функциональной направленности выделены следующие жанры калмыцкой деловой письменности: cāǰiyin bičiq, zarčim (цааҗин бичг) ‘правовые уложения’, amur yabuxu bičiq (амр йовх бичг) ‘увольнительное письмо’, ayiladxal bičiq (әәлдхл бичг) ‘доношение’, erelge (эрлһ) ‘прошение’, andaγār (андһар) ‘присяга’, tō (то) ‘реестр’ и самый многочисленный bičiq (бичг) ‘эпистолярий’. Еще не до конца изучены все значения названий документов bičiq tamaγa (бичг тамһ) ‘письмо-печать’, elči bičiq (элч бичг) ‘письмо с нарочным’, zarliq (зәрлг) ‘указ; приказ’ и др. В этой связи изучение памятников калмыцкой деловой письменности является одним из приоритетных направлений монголоведения. Архивные материалы находятся в стадии выявления и не все изучены по причине их многочисленности, поэтому предложенный в статье жанровый состав деловых документов не окончателен и по мере изучения материала будет расширяться и уточняться.

ФОЛЬКЛОРИСТИКА

1456-1464 369
Аннотация

Введение. Эпический нарратив Багацохуровского цикла (1853–1862) основывается на архаическом мотивном фонде, что прослеживается в теме воинских коллизий. Цель и задачи исследования ― рассмотреть основные темы воинских коллизий. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: определение типа героя (герой-первопредок или герой-воин), обозначение функций богатырского коня и оружия, обозначение форм боя, обозначение эпического фона. Материалы и методы. В качестве материала исследования выступают песни Багацохуровского цикла. В работе применялись сравнительно-сопоставительный, текстологический, аналитический методы исследования. Результаты. Сюжеты и мотивы данной темы, по сути, являются симбиозом архаических и героических линий. Прологи песен цикла сформированы в рамках мифологической интерпретации событий, а сюжеты песен, хотя и посвящены подвигам богатырей, что определяет воинский, героический характер цикла, еще зависимы от волшебно-мифологических мотивов. В герое-воине еще прослеживаются рудименты образа героя-первопредка, что объясняет отсутствие в цикле важных звеньев героического эпоса ― таких мотивов, как чудесное рождение героя и героическое детство. Богатырский конь и оружие все еще являются предназначенными, а последнее к тому же осуществляет функцию вместилища внешней души богатыря. Эпический фон также двояк, если в прологе ― это эпоха первотворения, то в сюжете песен ― это время консолидации различных этносов. Выводы. Багацохуровский цикл эпоса «Джангар» отражает переход от «малой» эпической формы к «большой», эволюцию от первоначального ядра архаического эпоса к завершающей «концентрической» циклизации эпоса героического.

1465-1475 433
Аннотация

Введение. Стилю героического эпоса свойственны эпические формулы-сравнения, выполняющие важные идейно-стилистические функции, придающие образную выразительность поэтическому языку эпоса. Целью настоящего исследования является рассмотрение сути художественной выразительности эпических образов, в основе которой лежит сопоставление их с конкретными явлениями и объектами окружающего мира. Результаты. В ходе исследования выявлено, что прием сравнения в эпической поэтике синьцзян-ойратской версии «Джангара» является довольно устойчивым. Одной из важных особенностей является то, что выразительность эпических образов построена на сравнениях с объектами животного и растительного мира, явлениями окружающей действительности, знакомыми и близкими мироощущению кочевника-скотовода. Сравнения эти основаны на простом параллелизме: характер и внешность, поступки и действия героя-богатыря сопоставляются с явлениями природы и животного мира, соотносятся с национальными мировоззренческими представлениями монгольских народов. Предметные сопоставления связаны с элементами кочевого быта, по которым можно судить о той среде, в которой жили создатели эпоса, их быте и занятиях. Семантика эпических образов синьцзян-ойратской версии «Джангара» конструируется на архетипических символах и концептах монгольской эпической общности.

1476-1487 532
Аннотация

Введение. Многосоставное представление башкирской свадьбы сопровождается гармоничным сочетанием нескольких видов искусства (музыка, поэзия, хореография, театр). В ней большая роль отводится словесным и песенным состязаниям (әйтеш), причитаниям (сеңләү), благопожеланиям (теләк, алғыш), песнопениям «яр-яр», величальным и прощальным песням, такмакам, которые органично вплетаются в ход свадьбы, создавая праздничную атмосферу, придавая особую важность всему происходящему. Свадебное слово, песнопение, речитации есть непосредственно функционально связанные с ритуальными действами содержательные компоненты, и они отражают древние мифологические представления, веру в силу слова и действий. Целью данной работы является анализ башкирского свадебно-обрядового фольклора в единстве старинных традиций и современных нововведений. Результаты. Автор статьи рассматривает роль поэтических произведений в различных частях свадебного обряда. В статье прослеживается отражение эмоционального состояния невесты в различных поэтических текстах, обусловленное важностью момента перехода девушки в качественно иное состояние замужества; отмечается значимость особой смысловой нагрузки песен башкирской свадьбы для будущей семейной жизни.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)