Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

«Oriental Studies» 

Журнал «Oriental Studies» (прежнее название "Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН", варианты названий: "Вестник КИГИ РАН", "Oriental Studies (Elista)") — рецензируемый научный журнал открытого доступа, публикующий результаты комплексных исследований по проблемам востоковедения в области исторических и филологических наук, посвященных истории и культуре восточных народов и определяющих их уникальный социокультурный облик.

Миссия журнала «Oriental Studies» — содействие развитию отечественного и зарубежного востоковедения; публикация оригинальных и переводных статей, обзоров по востоковедению и рецензий книг, сборников, материалов конференций, а также повышение уровня научных исследований и развитие международного научного сотрудничества в рамках актуальных проблем востоковедения.

Выходит 6 раз в год.

Издатель и редакция журнала - Калмыцкий научный центр Российской академии наук.

Статьи с частичным повтором содержания, опубликованного в другом журнале, согласно данным «Диссернет»

Лиджиева И.В. Финансово-хозяйственная деятельность органов местного самоуправления Калмыцкой степи в XIX в. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 1. С. 16-21.

Лиджиева И. В. Финансово-хозяйственная деятельность органов общественного управления Калмыцкой степи в XIX в. // Genesis: исторические исследования. 2015. № 6. С. 362-392.

Статья в «Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН» поступила еще в 2014 г., к концу года прошла рецензирование и была включена в 1-й номер журнала в 2015 г. согласно очередности. Статья, опубликованная в журнале «Genesis: исторические исследования», была значительно расширена (на 50 %) и доработана автором.

 

Текущий выпуск

Том 17, № 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 

244-258 171
Аннотация

Введение. Исследование кипчакского этнического компонента в истории Цент­ральной Азии является очень важным направлением, позволяющим реконструировать исторические процессы, происходившие на территориях обширного евразийского континента. Этот компонент изучался в рамках истории многих этносов и государственных образований Центральной Азии, однако за рамками внимания исследователей оказался вопрос участия кипчакских племен в истории государств эмира Тимура и его потомков. Цель и задачи исследования: на основе анализа различных источников определить место кипчакских племен в социально-административной системе государств эмира Тимура и его потомков. Материалы и методы. В статье проводится анализ таких источников, как «Сират ас-султан Джалал Ад-дин Манкбурны» («Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны») Шихаб ад-Дина Мухаммада ибн Ахмада ан-Насави, «Розномаи газовоти Хиндустон» («Дневник похода Тимура в Индию») Гийасаддина Али ибн Жамол ал-Ислама Йазди, «Матла’ ас-са’дайн ва маджма’ ал-бахрайн» («Восход двух благоприятных созвездий и слияние двух океанов») Абд ар-Раззака Самарканди, «Зафар-нама» («Книга побед») Низам ад-Дина Шами, «Зафар-нама» («Книга побед») Шараф ад-Дина Али Йазди, «Му’изз ал-ансаб» («Прославляющее генеалогии»), «Та’рих-и Рашиди» («Рашидова история») Мирзы Мухаммад Хайдара, «Бобур-нама» Захир ад-Дина Бабура, «Аджайиб ал-макдур фи тарихи Таймур» («Чудеса судьбы истории Тимура») Ибн Арабшаха, «Раузат ас-сафа фи сират ал-анбия ва-л-мулук ва-л-хулафа» («Сад чистоты относительно жизни пророков, царей и халифов») Мухаммед ибн Хонд-шах ибн Махмуда (Мирхонда), «Зубдат ал-Таварих» («Сливки летописей») Хафиз-и Абру и «Мин Ши лу» («Подлинные записи династии Мин»). На основе анализа различных источников впервые определяется степень участия кипчаков в политической и административной структуре государств эмира Тимура и его потомков.  Выводы. Данные источников показывают, что представители кипчакских племен входили в самый близкий круг сподвижников эмира Тимура, занимали высокие должности — эмиров дивана, тувачи, эмиров туменов, хранителей печати и т. д. Выделяется несколько групп кипчаков — в составе улуса Ильчикдай, кипчаков, связанных с джалаирами, отдельных групп, находившихся под управлением различных эмиров. Во времена тимуридов были сформированы несколько семейных кланов кипчаков, которые входили в состав высшей управленческой элиты государств эмира Тимура и его потомков.

259-269 77
Аннотация

Введение. История регионально-демографического развития китайской северо-восточной провинции Цзилинь в период с 1949 г. по 1979 г. представляет собой совокупность социально-экономических, пространственно-урбанистических изменений демографического потенциала стратегически важной приграничной территории КНР. Цели и задачи исследования — рассмотреть особенности экономических процессов в эволюции провинции Цзилинь с 1949 г. до 1979 г.; выявить основные тенденции этнических, пространственно-урбанистических, миграционных процессов; установить причины и последствия высокой рождаемости, низкой смертности, преобладания молодого поколения в структуре населения провинции Цзилинь в рассматриваемый период. Материалы и методы. Статья написана на основе источников по исторической демографии КНР: переписей населения, статистических сборников, материалов пятилетних планов. В работе применялись синхронный и статистический методы исследования. Результаты. На протяжении трех десятилетий после основания КНР в 1949 г. наблюдается экономическое усиление приграничной, стратегически важной провинции Цзилинь. Формирование регионально-производственной инфраструктуры с преобладанием автомобилестроения, нефтехимической, топливно-энергетической, каменноугольной, металлургической промышленности благоприятно сказывалось на улучшении демографической ситуации в Цзилине. За тридцать лет население провинции увеличилось на 11 млн 761 тыс. человек, росло количество заключенных браков, в структуре населения преобладало молодое поколение. Пространственно-урбанистические изменения в провинции Цзилинь учитывали этнические особенности, промышленный потенциал, но не решали продовольственную проблему через сохранение пахотных земель. В результате роста населения в Цзилине с конца 1970-х гг. начинают создаваться условия для внедрения политики «одна семья ― один ребенок» и решения продовольственной проблемы и сохранения обрабатываемых земель. Выводы. Регионально-демографическое развитие китайской северо-восточной провинции Цзилинь в период с 1949 г. по 1979 г. характеризовалось ростом рождаемости, снижением смертности, быстрыми темпами естественного прироста населения, увеличением числа городских районов, ускоренной урбанизацией, миграцией из других провинций в промышленные, лесные и сельские районы Цзилиня.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 

270-282 80
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются обстоятельства русско-калмыцких переговоров и заключения шерти 1677 г. Целью исследования также является введение в научный оборот новых источников по истории русско-калмыцких отношений XVII в. Основным материалом для данной работы послужила посольская книга № 5, хранящаяся в фонде 119 («Калмыцкие дела») Российского государственного архива древних актов. Результаты. Заключение договора 1677 г. происходило в атмосфере настороженности и недоверия с обеих сторон. Главными гарантами с калмыцкой стороны вместе с Аюкой выступали родной брат Ике-Замса и дербетский тайша Солом-Церен. Выводы. Шерть 1677 г. во многом повторяла основные принципы шерти 1673 г., но в нее были добавлены некоторые дополнительные статьи: во-первых, значительно ущемлялись внешнеполитические связи тайшей; во-вторых, всех захваченных в полон русских людей в 1675–1677 гг. тайши обязывались вернуть, а виновных наказать; в-третьих, более четко были сформулированы протокольные условия приема Аюкой царских посланников и письменных посланий.

283-297 58
Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу этнической политики в сфере образования, которую царское правительство и администрация Войска Донского проводила по отношению к калмыкам-казакам с конца 1830-х гг. и до начала Великой Российской революции. Цель статьи ― исследовать поэтапно этническую образовательную политику царской и донской администрации, процессы развития сети образовательных учреждений в Калмыцком и Сальском округах Области Войска Донского. Материалы и методы. В основу изучения вопроса образовательной политики, деятельности администрации Дона по повышению грамотности калмыцкого населения положены принципы объективности, историзма с использованием методики компаративного анализа. Материалами для работы послужили архивные материалы, впервые вводимые в научный оборот, и сведения, извлеченные из ежегодных «Памятных книжек Области Войска Донского» за 1885–1915 гг. Результаты. В ходе исследования была рассмотрена история системы образования в калмыцких станицах, начиная с открытия Калмыцкого приходского училища в 1839 г. и до начала ХХ в., когда в Сальском округе действовала уже целая сеть учебных заведений (включая женские), открытых практически во всех калмыцких станицах и большинстве хуторов. Помимо того, калмыцкие дети обучались в других учебных заведениях Области Войска Донского, в том числе в военно-ремесленной школе, железнодорожном и реальных училищах, гимназиях, в которых содержались на средства общественного капитала. Особое внимание в статье уделено учительскому составу и оценке грамотности детей калмыков-казаков. Выводы. Администрация Дона с активным участием буддийского духовенства при поддержке Военного министерства и Министерства народного просвещения провела значительную работу по развитию сети образовательных учреждений в калмыцких станицах, повышению грамотности калмыков-казаков. Это стало одним из ключевых факторов для успешной адаптации калмыков-казаков в социум Войска Донского.

298-319 58
Аннотация

Введение. Статья является попыткой оценить вклад Д. А. Кунаева ― крупного советского и партийного деятеля, долгое время руководившего республиканской партийной организацией советского Казахстана ― в социально-экономическое и политическое развитие Казахской ССР и всего Советского Союза в 1942–1986 гг. Цель данного исследования, определяющая и соответствующие задачи, состоит в том, чтобы, используя объективные свидетельства и материалы, касающиеся  жизни и деятельности Д. А. Кунаева, раскрыть его роль в экономическом, научном и политическом развитии советской республики, подчеркнуть его вклад в развитие и сохранение союзного государства и определить значение его деятельности уже для независимого Казахстана (и прежде всего в вопросе сохранения территориальной целостности республики). Материалы и методы. Источниковая база исследования включает воспоминания и размышления самого Д. А. Кунаева, воспоминания о нем его соратников и современников, материалы и документы, хранящиеся в отечественных и зарубежных архивах (Архив Президента Республики Казахстан, Центральный государственный архив Республики Казахстан, Государственный архив Восточно-Казахстанской области, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив новейшей истории). В работе применялись историко-генетический, историко-сравнительный методы, концепция биографического подхода и теория этнической мобилизации, сочетающие в себе и элементы реконструкции биографии Д. А. Кунаева на фоне исторического развития республики с учетом ее национально-этнического мобилизирующего компонента. Многое в отношениях руководителя советского Казахстана с представителями союзного центра объясняется теорией «клиентелизма». В ходе исследования также использовались методы социологии: дискурс-анализ текстов и речевых практик руководителей СССР и Казахской ССР, документов личного характера ― воспоминаний, мемуаров, интервью Д. А. Кунаева и его современников. Выводы. В ходе проведенного исследования показано, что Д. А. Кунаев сыграл выдающуюся роль в развитии всех областей и сфер существования советского Казахстана, в сохранении его территориальной целостности, а также внес значительный вклад в развитие СССР, объективно заложив при этом основы для существования и успешного развития суверенного Казахстана.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ 

320-334 174
Аннотация

Введение. В статье рассмотрены обстоятельства и история создания произведения, известного как «Уложение Тимура» («Tuzūkāt-i Tīmūrī» ― «Тузукат-и Тимури»). Цель статьи ― выявить место «Уложения Тимура» в комплексе письменных источников по тактическому искусству армии Амира Тимура последней трети XIV – начала XV вв.  Результаты. В ходе исследования установлено, что «Уложение» представляет собой сложносоставное произведение, скомпилированное из текста, якобы обнаруженного в первой трети XVII в. в Аравии Абу Талибом Турбати, вставок переводчика и переписчика XVII в., фрагментов тимуридских сочинений первой четверти XV в., а также правок, сделанных могульским историком Мухаммедом Ашрафом Бухари. Работа над финальным вариантом «Уложения Тимура» была закончена не ранее второй четверти XVII в. Разделы, посвященные тактике чагатайских войск Амира Тимура, по всей видимости, представляют собой комбинацию сведений, почерпнутых составителями «Уложения Тимура» из тимуридских письменных источников XV в., а также их интерпретаций с учетом сефевидской и, возможно, могольской боевой практики более позднего времени. Содержащиеся в «Уложении» описания боевых построений и тактических приемов не могут быть автоматически экстраполированы на военные реалии эпохи Амира Тимура. Вместе с тем «Уложение Тимура» позволяет уточнить некоторые особенности тактики чагатайских войск, которые упомянуты в тимуридских «Зафар-наме». Некоторые из этих описаний не до конца понятны современным исследователям, но были очевидны для авторов XVII в. Таким образом, «Уложение Тимура» может помочь в «дешифровке» некоторых сложных или спорных описаний тактики, содержащихся в тимуридских источниках конца XIV – первой четверти XV вв. Выводы. Вычленение данных о тактике армии Амира Тимура последней трети XIV – начала XV вв.  из общего массива сведений «Уложения» возможно на основе сличения его текста с «Зафар-наме» первой четверти XV вв. и другими произведениями тимуридского цикла. 

335-343 80
Аннотация

Введение. Инша Аллах Хан Инша ― один из ключевых авторов литературы урду рубежа XVIII–XIX вв. Его творчество было полилингвальным, а среди языков, которыми он пользовался, был местный вариант литературного языка тюрки. Крупнейшее тюркоязычное произведение поэта, «Дневник на тюркском языке», сохранилось в единственной рукописи. Этот автограф принадлежит Библиотеке Раза (г. Рампур, Индия) и ранее не подвергался специальному тюркологическому исследованию. Цель исследования ― комплексное описание этого произведения как письменного памятника. Результаты. В статье дано археографическое описание, установлены крайние даты описанных в рукописи событий, определено количественное соотношение разных языков Индии в тексте, осуществлена привязка фрагментов на разных языках к тематическим блокам. С использованием комплекса литературоведческих методов устанавливается структура ежедневных заметок, их композиционные особенности, выделяются ключевые содержательные и тематические блоки. Хотя рукопись включает преимущественно записи бытового содержания и конспекты бесед с разными лицами, она содержит фрагменты услышанных поэтом и составленных им самим стихотворений. Их анализ позволяет определить круг чтения людей из окружения Инша, а также уточнить текстологию его собственных произведений, включенных в полное собрание его стихотворений. Идентификация упомянутых в рукописи лиц позволяет определить круг общения поэта, а также характер его взаимоотношений с покровителем. Обилие прямой речи в тексте позволяет реконструировать восприятие Инша современников и близких людей, а также отчасти — стиль их повседневного общения и круг постоянных интересов. Рукопись, ее содержание и форма существенно расширяют представления как о самом Инша Аллах Хане Инша, так и о бытовании тюркских языков в Индии в последние десятилетия Империи Великих Моголов.

344-353 47
Аннотация

Введение. В статье проанализирована характеристика рыбодобычи, рыбообработки и ихтиофауны низовьев Волги, представленная в записках и исследованиях путешественников (Корнилия де Бруина, Джона Белла) и членов экспедиций Петербургской академии наук (П. С. Палласа, И. И. Лепехина, С. Г. Гмелина, И. А. Гильденштедта, И. П. Фалька, Н. Я. Озерецковского) XVIII в., а также в материалах дел фонда 394 «Астраханская губернская канцелярия» Государственного архива Астраханской области. Материалы и методы. В работе использован метод сравнительно-исторического анализа. Источниковой базой и объектом исследования стали опубликованные записки путешественников, исследования членов академических экспедиций, неопубликованные архивные дела фонда 394 Государственного архива Астраханской области, которые имеют отношение к описанию и анализу рыбного промысла в низовьях Волги в XVIII в., к организации работы академических экспедиций второй половины XVIII в. (в частности С. Г. Гмелина, И. П. Фалька) в Астраханской губернии в тесном взаимодействии с региональными властями. Выводы. Исследование комплекса опубликованных источников и неопубликованных документов, выявленных в фонде 394 Государственного архива Астраханской области, позволяет сделать вывод, что комплексные описания рыбного промысла Астраханской губернии впервые были сделаны членами академических экспедиций, в соответствии с поставленными перед ними задачами, при поддержке руководства Астраханской губернии. Заметки руководителей «физических экспедиций» позволяют определить дислокацию и дать характеристику основным центрам добычи рыбы в регионе, перечислить крупнейших собственников рыбных промыслов, определить ихтиофауну, являвшуюся объектом добычи, объем и доходы от вылова рыбы, орудия и способы добычи рыбы в регионе в XVIII в.

АРХЕОЛОГИЯ 

354-372 55
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются результаты изучения технологии изготовления керамики из памятников раннего железного века, находящихся на территории Казахского мелкосопочника (казахское название — Сарыарка, что переводится как «Желтый хребет»). Цель исследования — выявление общего и особенного в гончарных традициях по материалам керамики поселений и курганов различных частей Сарыарки. Материалы и методы. Изучены фрагменты 314 сосудов сакского времени (в том числе 291 образец из 6 поселений Цент­рального Казахстана и 3 поселений Северного Казахстана, а также 23 образца из 9 курганов). Кроме этого, изучались 17 сосудов из курганов с «усами» или каменными грядами, которые были ранее датированы ранним железным веком. Исследование гончарной технологии проводилось по методике А. А. Бобринского, с использованием бинокулярного микроскопа МБС-10 и муфельной лабораторной печи СНОЛ. Результаты и выводы. По материалам изученных поселений Центрального и Северного Казахстана установлено, что в обоих регионах совпадают традиции отбора исходного сырья: применялись главным образом среднеожелезненные глины. При этом отмечена разница в подходе к рецептуре формовочных масс: предпочтение средней размерности минеральных добавок в Северном Казахстане и крупной размерности в Центральном Казахстане. Кроме того, при конструировании полого тела в Центральном Казахстане применялись в основном жгуты, тогда как в Северном Казахстане — лоскутно-комковатый способ, который, как выяснилось, преобладал и при изготовлении керамики курганов сакского времени. На ступени изготовления начина в керамике и поселений, и могильников превалирует емкостная программа. При обобщении данных по керамике из курганов с «усами» выявлено, что она в основном изготовлена по гончарным традициям (предпочтение глиняных концентратов, шамота, лоскутов по спиральной траектории), отличавшимся по многим параметрам от керамики из обычных курганов. В свете новых радиоуглеродных датировок курганов с «усами» это можно объяснить более поздним их временем. В целом результаты исследования показывают картину весьма неоднородного состава населения Сарыарки в эпоху раннего железа и проходивших в то время активных процессов смешения различных групп.

373-388 45
Аннотация

Введение. Работа посвящена исследованию антропологических материалов из погребений позднесарматского времени, хранящихся в фондах Калмыцкого научного центра РАН. Дана краткая историческая характеристика исследованных на территории Республики Калмыкия археологических памятников раннего железного века, прежде всего позднесарматских погребений. Цель данного исследования — анализ половозрастной структуры населения позднесарматской культуры на территории республики и введение новых антропологических материалов в научный оборот. В процессе работы для определения пола и возраста применялись традиционные антропологические методики. Методика расчета основных палеодемографических индексов взята из работы Т. И. Алексеевой, Д. В. Богатенкова, Г. В. Лебединской «Влахи». Для оценки демографической ситуации были привлечены данные локальных и хронологических выборок по соседним регионам: Волгоградской и Ростовской областям. Результаты исследования показали, что при всей схожести трех палеопопуляций позднесарматского времени, выраженных в большом количестве деформированных черепов, найденных в погребениях того времени, демографических диспропорциях, связанных с малым количеством детских захоронений, деформации половой структуры в сторону преобладания мужского населения и т. д., каждая группа отражает особенности своего развития.

ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ 

389-400 53
Аннотация

Введение. Сакральная карта пространства освоения этноса представляет собой сложную мозаику полифункциональных зон, включающих место жительства, территории хозяйственного назначения, сакральные места. Сакральную карту пространства этнической Бурятии составляет множество элементов пространства, таких как маркеры границ поселений, мест хозяйственной деятельности, погребения, места иерофании. Особняком в сакральном пространстве выделяются «лечебные» места, в состав которых входят целебные источники. Целью исследования является изучение образов целебных источников, их функций и значимости для общества через призму пространственных, социальных «текстов» культуры. Материалы и методы. Пространство освоения бурят представляет собой сложное информационное пространство, элементы которого сохраняют актуальность по настоящее время. Целебные источники рассматриваются с позиций информационной теории культуры, что позволяет выявить разные наслоения иногда противоречивой информации, транслируемой разными поколениями людей. Результаты. Прослежены изменения статуса родников от «воды бессмертия», дарованного людям божествами, до символа святости буддийских иерархов, благодаря которым появились многие аршаны. Представлены образы сверхъестественных хозяев целебных источников. Рассмотрены целебные свойства аршанов, практики лечения больных на источниках, обустройство территорий у родников. Выводы. Исследование культа аршанов и практик лечения их водами выявило наиболее актуальную для общества информацию. Информационные пласты, характеризующие образ источника, отражают изменения в восприятии его значимости — от локального родового статуса до общественного. Изменения вследствие мощного влияния буддизма произошли в ритуальной организации и оформлении лечебных практик и места лечения.

401-412 54
Аннотация

Введение. Республика Татарстан является одним из основных регионов-реципиентов иммиграции в Российской Федерации. Согласно данным за 2022 г., республика  занимает первое место в Приволжском федеральном округе и четвертое в России по количеству прибывших мигрантов. Одной из основных причин такого выбора являются высокие позиции Татарстана в рейтинге инвестиционной привлекательности, который ежегодно составляет Агентство стратегических инициатив по ряду социально-экономических показателей. Традиционным стало и то, что большинство прибывающих ежегодно мигрантов ― граждане стран Центральной Азии, при этом первые три места занимают выходцы из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. За последние 30 лет контингент прибывающих из указанного региона претерпел значительные изменения, обусловленные сменой поколения, имевшего опыт проживания в едином государстве ― Советском Союзе. Различные стратегии суверенного социокультурного развития самостоятельных центральноазиатских государств со временем привели к увеличению культурной дистанции между их жителями и населением Российской Федерации. Целью настоящей работы является анализ особенностей  адаптации молодых центральноазиатских мигрантов к новой социокультурной среде полиэтничного регионального сообщества. Соответственно ставятся задачи установления специфики взаимодействия выходцев из Центральной Азии с местным населением, а также определения особенностей их языкового поведения. Материалы и методы. Источниковой базой работы послужили материалы социо-­антропологического исследования, проводившегося на территории Республики Татарстан в сентябре-ноябре 2023 г. В качестве информантов выступали представители узбекской, таджикской и кыргызской национальности. Исследование осуществлялось на основе методологии качественного исследования с использованием метода глубинного интервью. Результаты. Выявлены особенности адаптационных стратегий и языковой компетентности в этнических и демографических группах мигрантов. Проанализированы экономические и социально-психологические причины выбора представителями изучаемых групп Республики Татарстан в качестве направления миграции, рассмотрены индикаторы величины культурной дистанции между принимающим населением и приезжими. Выводы. Важным обстоятельством, обусловившим выбор Татарстана, в глазах респондентов является культурная и языковая близость с местным населением, а также низкий уровень этноцентристских установок со стороны представителей  принимающего населения. В статье типологизированы и охарактеризованы группы с максимальным и минимальным уровнем языковой компетентности и причины, обусловившие этот уровень. Успешному освоению и использованию русского языка способствует ориентация на проживание в Республике Татарстан в долгосрочной перспективе.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 

413-425 67
Аннотация

ведение. Дунсянский язык принадлежит к южномонгольской группе языков, является одним из тех языков, в котором содержится множество архаичных черт, представляющих несомненный интерес для лингвистов, занимающихся сравнительно-историческим языкознанием. Целью настоящего исследования является анализ системы вокализма дунсянского языка, представленный в разных работах отечественных и зарубежных ученых. Материалы. Основным источником при написании статьи послужили опубликованные в отечественной и зарубежной литературе материалы по дунсянскому языку, в которых описаны фонетические особенности данного южномонгольского языка. Результаты. Исследованием фонетической системы гласных дунсянского языка занимались такие ученые, как Б. Х. Тодаева, Ма Голян и Лю Чжао Сюн, Надмуд, Бухэ, А. Ибрагим, Ма Гочжун, Чень Юаньлун, Дэлгэрма, которые выделяли от пяти до семи звуков. Единственный из ученых, кто выделяет фонемы, является А. Ибрагим. В результате ряда исследований фонетической системы гласных дунсянского языка до сих пор еще остаются нерешенными вопросы о фонемном статусе некоторых гласных звуков. В перечисленных работах отсутствует единая точка зрения относительно системы гласных дунсянского языка, которая в классификациях разных ученых включает различное количество гласных. Сопоставление разных классификаций гласных фонем и звуков позволило установить, что все вышеупомянутые исследователи дифференцируют гласные звуки по признаку ряда, выделяя гласные переднего, среднего и заднего подъема, и по степени напряженности, выделяя узкие, средние и широкие гласные. В качестве одной из характеристик гласных звуков также указывается лабиальность, но при этом вне внимания исследователей остается признак долготы гласных относительно друг друга.

426-439 65
Аннотация

Введение. Разговорная речь персонажей художественных произведений представляет собой квазиспонтанную речь, стилизованную под реальную разговорную. Стремясь сделать эту стилизацию максимально близкой к оригиналу, авторы используют в ней, в числе прочих примет разговорности, прагматические маркеры-аппроксиматоры, которые показывают неуверенность говорящего в том, о чем он говорит. Типичными такими маркерами русской речи являются типа, или там, как бы, вроде и их структурные вариации. Наличие таких функциональных единиц делает речь персонажей более естественной, но представляет значительную трудность для переводчиков, вынужденных искать в своем языке аналоги таких маркеров. Целью настоящего исследования является анализ приемов перевода прагматических маркеров-аппроксиматоров в русских художественных текстах на китайский язык. Материалом для анализа стал 21 контекст из 10 русских художественных произведений из основного подкорпуса Национального корпуса русского языка и их китайские переводы. В работе использованы такие методы, как контекстный, сопоставительный и дискурсивный виды анализа. Результаты. Проведенное исследование показало, что прагматические маркеры-аппроксиматоры, выявленные в речи героев избранных произведений, соответствуют реальной русской разговорной речи, т. е. выступают в своей основной функции аппроксимации, совмещенной зачастую с функциями хезитации, ксенопоказателя (введения в повествование чужой речи) и разграничения (маркирования начала, продвижения или финала фразы). Кроме того, русские маркеры-аппроксиматоры часто употребляются совместно с другими прагматическими маркерами, образуя разнообразные прагматические цепочки, что еще усложняет задачу переводчика. Выводы. Анализ материала показал, что наиболее удачным, хотя и очень редким, оказался прием опущения прагматического маркера-аппроксиматора с передачей его содержания другими словами (4,3 %). Достаточно часто (17,4 %) маркер был просто проигнорирован и опущен, что, конечно, существенно меняет речевой портрет говорящего (персонажа произведения). И чаще всего (78,3 %) маркер переводился значимыми словами, из которых ближе всего к исследуемым прагматическим маркерам-аппроксиматорам стоят вводные слова со значением приблизительности (47,8 %), а дальше всего — буквальный перевод с полной потерей смысла (4,3 %). Совсем не обнаружилось наиболее удачного перевода <русский прагматический маркер-аппроксиматор → китайский прагматический маркер-аппроксиматор>. Полученные данные ставят проблему выявления прагматических маркеров-аппроксиматоров в китайском языке и установления двуязычных соответствий для единиц данного типа.

ФОЛЬКЛОРИСТИКА 

440-455 61
Аннотация

Введение. Эпический герой Гэсэр (Кезер, Гесар) и основатель монгольской империи Чингис-хан относятся к одним из наиболее знаковых персонажей фольклора Внутренней Азии. Включенность народов Сибири в общемонгольские исторические события обусловила популярность, широкое распространение в фольклоре и в некоторых аспектах сходный сак­ральный статус этих двух персонажей. Рассмотрение в одном семантическом поле Чингис-хана и Гэсэра интересно и актуально с точки зрения исследования в рамках существовавшего заблуждения об их идентичности / тождественности, а также вопросов исторической памяти и мифологизации личности в народном сознании. Цель статьи ― выявить, классифицировать и исследовать сюжеты отождествления, родства и типологической близости Гэсэра и Чингис-хана в фольклоре и исторической памяти народов Внутренней Азии. В статье рассмотрена концепция Г. Н. Потанина, одним из первых в отечественной историографии указавшего на данную контаминацию и предпринявшего попытку анализа ее мифологической основы. Материалы и методы исследования. Применение методов историзма и объективности позволило реконструировать концепцию отождествления Гэсэра и Чингис-хана в трудах Г. Н. Потанина. Методы сравнительного анализа позволили выявить общие образы и сюжеты фольклорных произведений монгольских и тюркских народов и рассмотреть их как в рамках родственного происхождения, так и в аспекте типологической обусловленности историческими условиями. Контекстуальный анализ позволил выявить значения повествовательных ситуаций и семантику образов, реализуемых в контексте этих ситуаций. Исследование основано на фольклорных источниках народов Сибири и Внутренней Азии, архивных материалах Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Результаты. Выделены основные группы сюжетов отождествления Гэсэра и Чингис-хана: мифическое родство; слияние двух образов в один или генеалогическая преемственность; близость семантических функций культурных героев. Выводы. Образ демиурга Гэсэра-Чингиса характерен для южносибирской тюркской мифологии. В устной традиции монгольских народов образы Гэсэра и Чингис-хана не сливаются друг с другом, но имеют выраженные связи и близки как сакральные обожествленные персонажи. В мифо-эпическом пространстве бурят Чингис-хан и Гэсэр связываются родственными узами, выступают в роли родоначальников / прародителей не в целом монголов, а именно бурятских племен, и создателей некоторых элементов национального культурного кода.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.