Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

«Oriental Studies» 

Журнал «Oriental Studies» (прежнее название "Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН", варианты названий: "Вестник КИГИ РАН", "Oriental Studies (Elista)") — рецензируемый научный журнал открытого доступа, публикующий результаты комплексных исследований по проблемам востоковедения в области исторических и филологических наук, посвященных истории и культуре восточных народов и определяющих их уникальный социокультурный облик.

Миссия журнала «Oriental Studies» — содействие развитию отечественного и зарубежного востоковедения; публикация оригинальных и переводных статей, обзоров по востоковедению и рецензий книг, сборников, материалов конференций, а также повышение уровня научных исследований и развитие международного научного сотрудничества в рамках актуальных проблем востоковедения.

Выходит 6 раз в год.

Издатель и редакция журнала - Калмыцкий научный центр Российской академии наук.

Статьи с частичным повтором содержания, опубликованного в другом журнале, согласно данным «Диссернет»

Лиджиева И.В. Финансово-хозяйственная деятельность органов местного самоуправления Калмыцкой степи в XIX в. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 1. С. 16-21.

Лиджиева И. В. Финансово-хозяйственная деятельность органов общественного управления Калмыцкой степи в XIX в. // Genesis: исторические исследования. 2015. № 6. С. 362-392.

Статья в «Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН» поступила еще в 2014 г., к концу года прошла рецензирование и была включена в 1-й номер журнала в 2015 г. согласно очередности. Статья, опубликованная в журнале «Genesis: исторические исследования», была значительно расширена (на 50 %) и доработана автором.

 

Текущий выпуск

Том 17, № 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 

464-475 168
Аннотация

Введение. Истории империи эмира Тимура и государств, которыми управляли его потомки, посвящено множество исследований, в которых были изучены политическая история, административно-военная система, племенные и семейные кланы, социальная структура и многие другие аспекты. В то же время за рамками исследований оказалась история одного из крупнейших военно-кочевых улусов, ставшего опорой в создании государства эмира Тимура и его империи, — улуса Ильчикдай. Цель исследования ― на основе анализа различных источников рассмотреть процесс формирования улуса Ильчикдай в империи эмира Тимура, а также его историю. Материалы и методы. К исследованию привлекаются различные источники, связанные как с историей империи эмира Тимура, так историей входивших в улус Ильчикдай племен — дурбат, нукуз, кипчак и найман. Среди них такие источники, как «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Али Йазди, «Муизз ал-ансаб», «Шамс ал-хусн» Ходжи Тадж ад-Дина Салмани, «Мунтахаб ат-таварих-и Муини» Муин ад-Дина Натанзи, «Зубдат ал-Таварих» Хафиз-и Абру, «Юань ши», «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда ибн Вали, «Юань Чао Би Ши», «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, «Хабиб-ус-сияр» Гияс ад-Дина Хондемира, «Зайн ал ахбар» Абу Саида Абд-ал-Хайя б. Заххака Гардизи, «Шараф-наме» Шараф-хана ибн Шамсаддина Бидлиси, «Шамс ал-Хусн» Тадж ад-Дина ас-Салмани и другие. В исследовании применялся принцип историзма, способствовавший наиболее объективному изложению изучаемых этнокультурных процессов, происходивших в империи Тимура и истории улуса Ильчикдай в конкретный исторический период. Кроме того, использовалась методика компонентного анализа этнического состава, позволившая выявить основные этногенетические проблемы исследования родоплеменных отношений. Результаты. Улус Ильчикдай был сформирован в результате переселения кочевых племен дурбатов, нукузов, кипчаков, найманов из региона Прииртышья вглубь Чагатайского улуса ханом Ильчигидаем в начале XIV в. Выводы. Наряду с родным для эмира Тимура племенем «барлас», в процессе становления его империи важную роль сыграли представители улуса Ильчикдай, которые входили в состав военно-политической элиты государства и самых близких сподвижников эмира Тимура. В империи, а затем и в государствах, в которых правили его потомки, выходцами этого улуса были сформированы целые семейные кланы, представители которых занимали самые высшие должности. 

476-488 80
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются особенности становления тихоокеанской политики Великобритании в первой половине XIX в. в Китае. Проблема комплексно не рассматривалась в контексте парламентских дебатов Соединенного Королевства, где впервые использовался термин «тихоокеанская политика». Кроме того, эти вопросы впервые анализируются в контексте проблемы коррупции, которая существовала как в Китае, так и в самой Британии. Внешняя политика, частью которой стала продажа опиума, использование военно-морской блокады и коррупция заставляют историков выявлять истоки противоречий этих стран. Цель данного исследования ― анализ эволюции и особенностей формирования «тихоокеанской политики» Великобритании в Китае в контексте выработки этой политики парламентом, а также проблемы коррупции двух стран в первой половине XIX в. Задачи исследования предполагают рассмотрение позиций членов правительства и парламента Британии, пытавшихся с помощью законов, прессы, колониальной идеологии и военно-морской блокады портов Китая обосновать тихоокеанскую политику. Материалы и методы. Исследование предпринято на основе парламентских дебатов, законов и прессы Британии, документов личного происхождения, а также периодической печати Австралии и Индии. В работе применялись историко-генетический и системный методы исследования. Результаты. Доказано, что с начала XIX в. в парламенте Британии шло становление тихоокеанской политики, а также Британия предлагала расширить торговлю с Китаем через порт Кантон, используя военные корабли для национальных интересов. Новые законы, принимавшиеся с целью предотвратить коррупцию, координировали деятельность суперинтендантов Британии, запрещалось им принимать подарки и торговать, а также предусматривалась передача им полномочий, которыми пользовались представители Ост-Индской компании, которая лишалась ее привилегий. В парламенте ставилась задача контроля коррумпированного правительства Китая, однако коррупция была спецификой государственного управления и самой Британии. Обоснование нового курса внешней политики было связано с изменением вектора колониальной политики с Индии на Китай, стремлением сохранить коммерческую прибыль, вытеснением монополии Ост-Индской компании. Военные действия в водах Китая, дипломатично называемые в парламенте «экспедиция», закрепили становление «тихоокеанской политики» Британии, особенностью которой стало использование военно-морских сил и блокады портов, коррупция, ведение военных действий с минимальными затратами для Британии. Направление военно-морских сил в Китай, их финансирование и военные действия цинично обосновывались в британском парламенте как защита национальных интересов Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.

489-501 70
Аннотация

Введение. Таджикистан — одна из немногих стран в мире, государственный бюджет которой в значительной степени формируется за счет налоговых поступлений от денежных переводов граждан, работающих за рубежом. Ухудшение экономической ситуации в России вынудило мигрантов искать новое направление трудовой миграции. В частности само правительство Таджикистана заинтересовано в переориентации мигрантов на новое направление. В 2021 г. Таджикистан подписал трудовое соглашение с Соединенным Королевством (UK) и Республикой Корея об отправке сезонных мигрантов. Целью данной статьи ― выявить перспективы и тенденции развития трудовой эмиграции из Таджикистана в Великобританию, а также особенности и каналы сезонной миграции из Таджикистана в Великобританию. Материалы и методы исследования. В настоящем исследовании использованы статистические и социологические методы исследования. Данные статистики включали численность сезонных мигрантов из Таджикистана за ряд лет. Был проведен контент-анализ интервью с трудовыми мигрантами, имевшими опыт работы в Великобритании. Аналитический метод включал систематизацию материалов сайтов рекрутинговых агентств и двусторонних соглашений Республики Таджикистан с зарубежными странами. Данные предоставлены Агентством по статистике при Президенте Республики Таджикистан, Национальной статистической службой Великобритании, Всемирным банком, Международной организацией по миграции (МОМ). В настоящее время Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан располагает сведениями об уровне безработицы в стране, экономически активном населении, а также количестве таджикских мигрантов до 2021 г., Всемирный банк предоставляет данные до 2021 г. Данные о численности сезонных мигрантов и структуре трудовой миграции из Таджикистана на конец 2022 г. опубликованы в годовом или поквартальном разрезах и размещены на официальном сайте Национальной статистической службы Великобритании. Результаты. Великобритания, нуждающаяся в дешевой рабочей силе для сельского хозяйства, после BREXIT была вынуждена расширить географию привлечения рабочей силы. Помимо традиционного региона найма сезонных работников ― стран Восточной Европы (Польша, Прибалтика, Болгария), трудовые ресурсы начали активно привлекаться из стран Центральной Азии, включая Таджикистан. Основным фактором привлечения мигрантов из Таджикистана в Великобританию является нехватка рабочей силы на рынке труда страны после выхода из ЕС. Основными причинами переориентации таджикских мигрантов с российского рынка труда на Великобританию являются: экономические кризисы в России; ужесточение миграционной политики в отношении таджикских мигрантов; распространение английского языка среди молодежи Таджикистана и др. Миграция низкоквалифицированных граждан Таджикистана началась во втором квартале 2021 г. Основными видами миграции из Таджикистана в Великобританию являются сезонная миграция. Основным каналом эмиграции из Таджикистана в Великобританию являются государственные и частные кадровые агентства. Главным снизу является Государственное учреждение «Центр консультирования и предотъездной подготовки трудовых мигрантов перед отъездом».

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ 

570-578 59
Аннотация

Введение. Данная статья носит источниковедческий характер, и ее целью является введение в научный оборот материалов по истории Калмыцкого ханства XVIII в., собранных выдающимся российским историком и археологом И. Е. Забелиным (1820–1908). Вводимые в научный оборот документы служат источником дополнительной информации о присвоении Дондук-Даши титула хана, а его сыну Убаши — наместника российским правительством. Материалом данного исследования послужили документы, собранные И. Е. Забелиным и хранящиеся в архиве ученого в Отделе письменных источников Государственного исторического музея. Основным среди них является рукописный журнал, описывающий поездку Астраханского губернатора в Калмыцкое ханство. Результаты. В российской историографии рассматривались проблемы истории Калмыкии названного периода, но вводимые в настоящей работе в научный оборот документы проливают на них дополнительный свет. В частности документы указывают, что обе стороны придавали церемонии назначения Дондук-Даши ханом, а его сына Убаши — наместником исключительное значение. Об этом говорят проявления дипломатического и военного этикета, торжественная присяга, взаимные угощения и обмен дорогими подарками. Церемония была рассчитана и на ее восприятие калмыцким народом как акта, связанного с переменами в обществе. Выводы. В источнике описывается предоставление ханом войск во главе с одним из местных владельцев и о согласии следовать в русле российской внешней политики, что говорит о стремлении российского правительства привлечь элиту и весь калмыцкий народ на свою сторону. Подборка документов из архива И. Е. Забелина свидетельствует о наличии интереса историка к этой грани прошлого российского государства. 

579-590 58
Аннотация

Введение. Статья посвящена деятельности одного из передовых духовных учреждений России второй половины XIX – начала ХХ вв. — Казанской духовной академии, готовившей кадры для миссионерской деятельности. Цель данной статьи — охарактеризовать исследования студентов Казанской духовной академии в области буддизма. Обзор и анализ студенческих курсовых работ свидетельствует о том, что, взяв на вооружение элементы классического сравнительного богословия — обличение иного вероучения, описание превосходства христианской веры над другими, духовные заведения России обучали миссионеров приемам работы по вовлечению в христианство инородцев. Материалами исследования послужили архивные документы описи 2 фонда 10 «Казанская духовная академия», хранящиеся в Государственном архиве Республики Татарстан и впервые вводимые в научный оборот. В ходе анализа в описи 2 выделено 62 документа, касающиеся исследуемой темы. Результаты. Курсовые работы, написанные студентами Казанской духовной академии, свидетельствуют о том, что обращение к теме буддизма было продиктовано практическими интересами. Материалы, освещающие различные аспекты буддизма, и собственно переводы буддийских религиозных текстов представляют несомненный интерес. В середине XIX – начале ХХ в. в Казанской духовной академии как в одном из передовых духовных учебных заведений сформировалась и выделилась научная школа сравнительного богословия. Опираясь на теоретические и методические основы новых направлений в изучении религии — европейских религиозных учений и сравнительного богословия, скрупулезно изучив исторические документы и первоисточники, проведя огромную работу по переводу религиозных буддийских текстов, студенты проводили научные исследования, не имеющие аналогов в богословской науке. Эти исследования отличались грамотной аргументацией, достаточно убедительной логикой изложения, критическим взглядом на христианское и чуждое им буддийское вероучение. Все работы отличает детальная обстоятельность. Предмет исследования ясно осмысливался и тщательно изучался авторами. Целью многих исследований студентов в рамках сравнительного богословия стало развенчивание буддизма как религии, об этом свидетельствуют и названия работ. Революция и последовавшее за этим событием закрытие Казанской духовной академии прервали научные традиции старейшего духовного заведения, но научное наследие в виде исследовательских работ студентов представляет большой интерес и требует дальнейшего изучения.

591-606 87
Аннотация

Введение. Тема восприятия российскими путешественниками и дипломатами городов Хорасана не изучена в российской и зарубежной историографии. Цель статьи ― дать анализ письменных свидетельств российских путешественников и дипломатов, датируемых последней четвертью XIX – началом ХХ вв., об этих городах. Результаты. Выявлены причины интереса россиян к Хорасану, в том числе в связи с присоединением к России Закаспийской области. Авторы показывают формирование образа городов Хорасана в текстах поданных России, их отношение к пространственной планировке городов, развитию пригородов, повседневной жизни горожан, их моральному облику. Особое внимание отводится анализу российскими путешественниками и дипломатами причин и основных проявлений кризиса городов Хорасана, в котором они оказались к концу XIX в. Одновременно в статье показаны возможные перспективы развития городов региона, в первую очередь это связано с расширением связей Хорасана с Россией. В заключении делается вывод о доминировании ориенталистской традиции в трудах россиян, что ведет к критическому отношению и непониманию многих устоев жизни городов Хорасана. Они постоянно проводят аналогии между городами Европы и Персии, чтобы показать отсталость восточных городов. По мнению россиян, политическая нестабильность, традиционализм, экономические проблемы самым негативным образом сказывались на городской культуре Восточной Персии. Города региона не соответствовали образу «сказочных городов» Востока, находясь в состоянии застоя и запустения, за исключением Мешхеда, несмотря на появление первых признаков цивилизации в понимании европейцев. 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 

502-511 47
Аннотация

Введение. В 1790–1792 гг. Ставропольское калмыцкое войско участвовало в русско-шведской войне, несло пограничную службу в Белоруссии. Вопрос о причинах длительной командировки остается дискуссионным. Материалы и методы. Статья написана на основе архивных документов и опубликованных источников. В основу положен историко-генетический метод, анализ эпистолярных источников опирается на метод реконструкции. Результаты. В русско-шведской войне 1788–1790 гг. приняли участие три башкирских полка, команды оренбургских казаков и ставропольских калмыков. Иррегулярные силы усиливали русские войска, поскольку армия сражалась в Русско-турецкой войне. Вместе с тем играл роль и фактор морального давления на противника, ожидавшего «страшных азиатских воинов». Пруссия, поддерживая шведского короля, активно распространяла миф о России как стране, населенной «варварами». О мнимой угрозе «калмык и татар» заявляли в Швеции. С 1789 г. воевали два башкирских полка. В 1790 г. для усиления войск вызваны оренбургские казаки и ставропольские калмыки, сведенные в один отряд, принявший участие в отражении десанта шведов. Направленные «для устрашения» башкиры оказались отважными воинами, ставропольские калмыки и оренбургские казаки, направленные в качестве подкрепления, также показали свою храбрость, что было отмечено командованием. В 1790 г. ожидались военные действия с Пруссией и Польшей. Для защиты Прибалтики и Белоруссии сформировали Двинскую армию, в которую вошли два башкирских и мишарский полки, команды оренбургских казаков и ставропольских калмыков. Появление национальной конницы на границе породило слухи об азиатских народах, употребляющих конину, и, возможно, людоедах. Наличие на границе башкир, мишарей и калмыков сыграло свою положительную роль. В июле 1792 г. российские войска вошли в Польшу через Волынь и заняли Варшаву. В сентябре калмыки, башкиры, мишари и казаки отправились домой. Выводы. Участие ставропольских калмыков в русско-шведской войне и несение пограничной службы в 1790–1792 гг. было вторым успешным походом против европейской армии. Длительный марш башкир и мишарей, оренбургских казаков и ставропольских калмыков, был первым массовым перемещением иррегулярных войск Оренбургского края в воюющую армию. Он был повторен в наполеоновских войнах. В 1790–1792 гг. ставропольские калмыки, сражаясь со шведами и неся пограничную службу, одновременно выполняли важную задачу — демонстрировали Европе единство народов империи под властью императрицы Екатерины II.

512-524 122
Аннотация

 Введение. В 2024 г. в Туве широко отметили юбилейные события, связанные со 105-летием со дня основания института Камбы-ламы Тувы. В этой связи отмечается возросший интерес к личности первого Камбы-ламы Тувы — Лопсана-Чамзы, к основным вопросам его политической биографии и духовного пути. Цель статьи заключается в том, чтобы познакомить читателей с личностью Лопсана-Чамзы, попытаться оценить его роль в формировании духовности тувинского народа в один из самых сложных и переломных моментов в истории Тувы. Материалы и методы. Комплексное освещение обозначенной темы стало возможным благодаря привлечению широкого круга исторических источников. Они сосредоточены в Национальном архиве Республики Тыва, Научном архиве Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Важную роль для оценки масштабов влияния Камбы-ламы Лопсана-Чамзы на духовное развитие тувинского народа сыграли также документы на старомонгольском и тибетском языках. Авторы статьи подробно останавливаются на таких вопросах, как происхождение первого Камбы-ламы Тувы, его духовное образование и развитие монастырского комплекса Усту-Хурэ под его руководством, авторитет Камбы-ламы Лопсана-Чамзы среди населения Западной Тувы, высокая духовная реализация Лопсана-Чамзы. Результаты исследования показали, что первый Пандито Камбы-Лама Тувы Лопсан-Чамзы был важной исторической фигурой первой четверти ХХ в., высокообразованным, честно соблюдавшим свои обеты монахом. Его авторитет и влияние распространялись далеко за пределы монастыря Усту-Хурэ и Западной Тувы. Наличие текста на тибетском языке «Молитва долгой жизни Лопсана-Чамзы», который был написан Четвертым Кунченом Келзаном Туптеном Ванчуком, действительно свидетельствует о статусе Лопсана-Чамзы как о высокореализованном духовном наставнике. К сожалению, жизнь, которую он достойно прожил во благо своего народа и во благо развития буддийского учения в Туве, трагически оборвалась в 1930 г. в результате политических репрессий. 25 июля 2024 г. глава Республики Тыва Владислав Ховалыг подписал указ «О восстановлении доброго имени и увековечении памяти Ондара Лопсана-Чамзы — первого Пандито Камбы-Ламы».

525-539 120
Аннотация

Введение. После Великой Отечественной войны в СССР меняется религиозная политика, которая в целом в стране вначале характеризуется ее смягчением по отношению к религиозным направлениям, а затем трансформируется в сторону ее ужесточения. Об этом свидетельствуют исторические факты на региональном уровне, в том числе и исторические события, происходившие в Туве в рассматриваемый период. После вхождения в 1944 г. бывшего независимого государства — Тувинской Народной Республики в состав СССР в статусе автономной области РСФСР регион стал включаться в правовое поле советского государства и регулироваться советским законодательством. Буддийские, православные, старообрядческие и протестантская общины Тувинской автономной области с этого момента подпали под государственно-конфессиональную политику СССР в послевоенные годы. Цель статьи — исследование положения религиозных общин в Туве в контексте государственно-конфессиональной политики СССР в середине 1940-х гг. Материалы и методы. Источниковой базой исследования послужили документы из фонда Государственного архива Российской Федерации. В научный оборот вводятся новые архивные материалы, отражающие особенности взаимоотношения религиозных общин и государственных органов власти центрального и регионального уровней. Интерес представляет деятельность местных религиозных объединений и их духовенства. Результаты. В результате сложной, нелинейной и неоднозначной религиозной политики в стране после Великой Отечественной войны, направленной на использование религиозных объединений в государственных целях, в Тувинской области из всех существующих религиозных объединений официальную регистрацию и возможность вести законную религиозную деятельность удалось получить лишь православным верующим. Остальным представителям конфессий, включая подавляющую часть религиозного населения — буддистам, на протяжении всего изучаемого времени не дали официального разрешения на законное существование, и им пришлось находиться в нелегальном положении. Авторам на основе имеющихся исторических документов удалось частично восстановить историю религиозных институций и хронологию событий тех лет, связанных с религиозной жизнью населения области в исследуемый период.

ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ 

607-618 55
Аннотация

Введение. В статье рассматривается обычай товарищеских собраний у уйгуров, населяющих Синьцзян, которых характеризует самобытная культура с сильным влиянием исламских традиций. Целью данной статьи является комплексная характеристика модели мэшрэпа, что обуславливает решение ряда задач: описание структурных компонентов этого обычая, рассмотрение его в исторической ретроспективе, анализ современных рисков и угроз его жизнеспособности. Материалы и методы. В основе данного исследования лежит анализ этнографических и исторических работ отечественных и зарубежных ученых. Статья подготовлена с применением таких методов, как структурный анализ, социокультурный анализ, синергетический подход. Результаты. Уйгурский мэшрэп, традиционно отличавшийся этикетно-игровым характером, подразумевал совместную трапезу, молитвы, чтение литературы, музыкальное сопровождение, исполнение песен и танцев. Мэшрэп включал в себя не только развлекательную, но и социально-воспитательную составляющую и был ориентирован на социализацию молодежи, за его нарушения следовали штрафы и наказания. Наказания могли быть не только шуточными, но и реальными, в первую очередь это было общественное порицание. Члены мэшрэпа совместно решали насущные проблемы своей общины. Выводы. Значимость мэшрэпа подчеркивается тем, что этот обычай внесен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. Мэшрэпы способствовали сохранению и трансляции традиций, социа­лизации молодого поколения, выполняли роль неформальных судов. Эти собрания получили достаточно широкое распространение, выполняя роль общественно-политических клубов для участников национального движения. В ХХ в. традиция мэшрэпов стала ослабевать, а на этапе восстановления испытала негативное влияние со стороны китайских властей. Подлинно народный обычай стал подменяться коммерциализированными постановками.

619-631 69
Аннотация

Введение. Из всех астральных объектов, видимых на ночном небе, звездное скопление Плеяд имели самое важное значение в жизни кочевников Внутренней и Центральной Азии — как ориентир во времени и пространстве в темное время суток. Актуальность и новизна исследования заключаются в уточнении и расширении исследований традиционных астрономических знаний тюрко-монгольских народов. Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение двух версий о влиянии Плеяд на климат, зафиксированных в мировоззрении тюрко-монгольских народов региона и народного толкования некоторых астрономических явлений, связанных с Плеядами. Материалы и методы. Работа базируется на комплексном, системно-историческом подходе к изучению прошлого. Методика исследования основана на историко-этнографических методах. Основными источниками исследования стали материалы по мифологии и фольклору тюрко-монгольских народов, отражающие представления кочевников о звездном скоплении «Плеяды». Результаты. На территории расселения тюрко-монгольских народов актуален скотоводческий «лунно-плеядный» календарь, основу которого представляет астрономическое явление схождения Плеяд с луной. Традиционные представления тюрко-монголов, отраженные в народных знаниях и мифах, связывают появление Плеяд на небе с наступлением холодного времени года. Однако в мифах обнаруживаются противоположные взгляды относительно климата во время изначального местонахождения Плеяд на земле: в одних говорится, что тогда был сильнейший холод, который излучали Плеяды, в других, наоборот, говорится о вечном лете, жаре. После изгнания Плеяд на небо в первом случае на земле появилось лето, во втором — зимние месяцы. Если в южных широтах появление Плеяд на небе несло долгожданную прохладу и дожди, то в северных широтах образ Плеяд обретают черты «хозяина холода» и покровителя охоты. Выводы. Мифологические сюжеты о Плеядах в фольклоре и народных знаниях тюрко-монгольских народов содержат несколько версий об изменениях климата, среди которых мотивы о краже звезды, уничтожении лишних звезды / звезд животными, шаманом, стрелком, которые являются уникальными. В мифах, формировавшихся на северной периферии расселения тюрко-монгольских народов, присутствует персонаж, виновный в распространения холода, — корова, прообразом которой выступает созвездие Тельца, хорошо известное в более южных широтах.

632-643 93
Аннотация

Введение. Географической особенностью Волго-Уральского региона является его расположение на границе Европы и Азии, что вместе с соседством с Прикаспийскими степями, Предкавказьем и Сибирью послужило формированию множества миграционных и торговых путей, связывающих эти регионы в различные исторические периоды, что в свою очередь отразилось на этногенезе народов региона. Генетические особенности, лежащие в основе наследования особенностей пигментации человека, являются предметом активного изучения молекулярными и популяционными генетиками. Целью данной работы является изучение распространения аллелей и генотипов полиморфных вариантов rs12913832 гена HERC2 и rs1042602 гена TYR в популяциях мордвы и удмуртов. Материалы и методы. Материалом служила ДНК, выделенная из периферической крови удмуртов (N=95) и мордвы (N=59). Забор крови осуществлялся после подписания информированного согласия на участие в научном исследовании. Был проведен сравнительный анализ между исследованными популяциями и популяциями мира. Результаты. В ходе нашего исследования были выявлены статистически значимые различия (р≤0,05) в распределении частот аллелей и генотипов полиморфных вариантов rs12913832 гена HERC2 и rs1042602 гена TYR в популяциях мордвы и удмуртов. Результаты исследования согласуются с данными антропологов по анализируемым этносам и являются важным звеном в изучении этногенеза финно-пермских популяций России. Выводы. Эти особенности распределения частоты аллелей генов меланогенеза мордвы и удмуртов следует учитывать при популяционно-генетических, этнологических, а также в ассоциативных и фармакогенетических исследованиях.

АРХЕОЛОГИЯ 

540-550 37
Аннотация

Введение. В данной работе предпринята попытка на основе полученных остеометрических данных охарактеризовать особенности скелетной конституции погребенных из Сарпинской низменности катакомбной культуры средней бронзы, а также выявить степень однородности мужских и женских выборок. Материал и методы. Выборка составила 33 взрослых индивида, среди которых 22 мужчины и 11 женщин. Метод измерения посткраниального скелета проводился по программе Р. Мартина в редакции В. П. Алексеева, с использованием рубрикаций остеологических признаков, предложенных Я. Я. Рогинским и М. Г. Левиным, В. В. Бунаком и А. Г. Тихоновым. При анализе продольных размеров и реконструированной длины тела использовались рубрикации Д. В. Пежемского. Статистическая обработка цифровых данных осуществлялась при помощи программы Excel стандартного пакета Microsoft Office. Результаты. Исследуемая выборка показала средне-массивные верхние конечности и удлиненные нижние конечности. Остеологическая длина руки у мужчин и у женщин попадает в категорию средних значений: 585,1 мм и 534,1 мм соответственно. Остеологическая длина ноги также имеет средние значения у мужчин — 831 мм и средние показатели у женщин — 757,4 мм. Средняя реконструкция длины тела у мужчин составила 170,8 см, у женщин — 157,9 см. Развитие мышечного рельефа указывают на физические нагрузки в процессе трудовой деятельности. В целом полученный результат указывает на неоднородность посткраниального скелета у жителей Сарпинской низменности катакомбной культуры средней бронзы.

551-569 53
Аннотация

Могила III/11 из Карош-Эперьешcёга представляет собой исключительно богатый комплекс археологических данных о Карпатском бассейне в X в. н. э. Многие интерпретируют его как княжеское погребение. Поэтому уточнение его датировки имеет большое значение для изучения эпохи. Могила имеет ключевое значение не только для истории заселения Верхней Тисы в первой половине X в. н. э., но и, в более широкой перспективе, для определения рамок и деталей Венгерского Завоевания. В отношении этого исторического события следует отметить скудость и неполноту соответствующих сведений в имеющихся письменных источниках, а также тот факт, что за последние годы появилось около десятка новых радиоуглеродных датировок, указывающих на то, что связанные с завоеванием процессы начали происходить до общепринятой даты 895 г. н. э. Отельные погребения взрослых вооруженных мужчин, захороненных между 860 и 900 гг. н. э., и сами вооружения могут отражать регулярные проникновения венгерских отрядов в Карпатский бассейн уже с 862 г., что отражено в письменных источниках. В данной статье приводятся все девять радиоуглеродных дат из вышеупомянутой могилы и основанная на них байесовская модель, возможные хронологические связи этого объекта с могилой II/52, погребением, датированным монетами, а также сформулированная на основе результатов археогенетических исследований гипотеза о том, что эти два человека были братьями.Мы пришли к выводу, что это погребение относится к числу ранних венгерских могил относящихся к концу IX в., но датирующихся ранее 895 г. н. э., преимущественно из Верхнего Потисья. Эти погребения открывают более широкую перспективу изучения эпохи, указывая на необходимость пересмотра оценки доступности и возможности интерпретации периода венгерской доистории, предшествовавшего Завоеванию — например, подчеркивая актуальность проведения дальнейших анализов (например, изотопа стронция), погребенного из могилы III/11, который, несомненно, родился в Этелькёзе, на востоке (ср. горизонт Субботцы). Такое исследование стало нашей целью в 2023 г., когда мы приступили к реализации проекта, направленного на создание байесовской модели всех имеющихся радиоуглеродных дат периода Венгерского Завоевания, ядром которой являются радиоуглеродные данные могил, датированных монетами. Тем временем новые достижения в археологических исследованиях в Молдавии и Украине, а также последние результаты археогенетических исследований в Венгрии, позволили надежно выделить археологические материалы, оставленные  непосредственными предшественниками венгерского периода завоевания, в Восточной Европе IX в. Горизонт Субботцы удивительно хорошо совпадает с важными датами, указанными в письменных источниках (например, 836, 862 и 895 гг. н. э.), поэтому они также учитывались в нашей модели.

ФОЛЬКЛОРИСТИКА 

664-679 67
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию истоков культуры народа как системы его миропонимания. Впервые рассматриваются донаучные (профанные) знания и представления человека о мире и своем бытии в нем, сосуществование с силами природы, животным и растительным миром и поклонение персонифицированным духам, которые нашли отражение в народном творчестве. Целью данной работы является лингвокультурологическая интерпретация процесса вербализации языческих представлений о мире как особой лингвокультурной модели мира (в частности, тематического блока модели «Человек и природа»), нашедшей выражение в народном творчестве (фольклорном тексте), национально-маркированных единицах и в паремиологическом фонде русского, тувинского и башкирского языков. Материалом исследования выступают русские, тувинские и башкирские народные сказки, легенды и пословицы, отражающие антропоцентрическое восприятие окружающей действительности. Ведущим методом исследования является лингвокультурологический метод (метод лингвокультурологического поля, по В. В. Воробьеву), позволяющий выявить в текстах обусловленные системой древнего миропонимания русского, башкирского и тувинского народов культурные смыслы и вербализованные символы восприятия и оценки человеком мира природы как реализацию в анализируемых текстах антропологического культурного кода, что нашло закрепление, кроме сказочных текстов, и в пословичном фонде исследуемых языков. Также использованы лексико-семантический и описательный методы, метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод диахронического анализа. Результаты и выводы. В результате лингвокультурологического анализа выявлено, что язычество восточных славян получило отражение в миропонимании русского народа: натуралистическое отношение к природе обусловило наделение объектов материального мира чертами человека, что до сих пор наблюдается в обыденной русской языковой картине мира. В башкирской мифологии описание одушевления природы находит также отражение в легендах, обрядах, пословичном фонде башкирского языка. В мифологических представлениях тувинцев выражен принцип единства социума и природы, а также шаманизм как форма языческих верований. Анализ материала показал, что фрагменты мифологической картины мира, связанные с архаичным народным мышлением в целом, и вся совокупность лексического и паремиологического состава исследуемых языков, представляют собой транслятор архаических ментальных установок и культурных кодов. Результаты исследования описывают лингвокультурный механизм вербализации мифологической картины мира посредством русского и тюркских (башкирского, тувинского) языков и выявляют универсальное и этническое в миропонимании этих народов. 

ЯЗЫКОЗНАНИЕ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 

644-663 44
Аннотация

ведение. Особое значение для изучения живой калмыцкой речи XVIII – начала XIX вв. имеют словари, составленные путешественниками и миссионерами. Исследования этих путешественников, таких как Ю. Г. Клапрот, внесли значительный вклад в фиксацию и изучение калмыцкого языка того времени, содержат ценные сведения о фонетических процессах и состоянии языка в целом. Цель статьи — анализ графо-фонетических особенностей гласных а и ä в калмыцких словниках диалекта олётов на Волге и Джунгарии, зафиксированных немецким исследователем Юлиусом Генрихом Клапротом. Материалом исследования послужил словарный список, составленный Ю. Г. Клапротом, который был издан в работе «Asia Polyglotta» и переиздан Герхардом Дёрфером в книге «Ältere Westeuropäische Quellen zür Kalmückischen Sprachgeschichte» (1965). Анализ проводился с использованием набранного в формате Excel текста словаря, дополненного современным калмыцким написанием и переводом на русский язык, который был загружен на платформу LingvoDoc для последующей работы. Результаты. В результате анализа графем а и ä словарного материала Ю. Г. Клапрота можно сделать следующие выводы. Словарь олётов Джунгарии более близок к прамонгольскому языку, сохраняет те формы, которые претерпели изменения в диалекте олётов на Волге. В словаре олётов Джунгарии в большинстве случаев соблюдается закон сингармонизма, хотя имеется несколько единичных отступлений от нормы. Лексемы с анализируемыми графемами отражают как регулярные, так и инновационные процессы в данных диалектах, что указывает на существование двух отдельных диалектов в ойратском языке, относительно близких друг к другу и в то же время в целом не сходных с диалектами современного калмыцкого языка. Анализ оформления Ю. Г. Клапротом двух словников свидетельствует о том, что он больше времени и внимания уделил диалекту олётов Джунгарии, что проявляется и в простановке ударений в словах, и в полноте списка приведенных лексем, несмотря на то, что в современном калмыцком языке многие из них имеются.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.