Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск
№ 1 (2016)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ

3-11 15
Аннотация
Статья посвящена одному из ключевых событий в истории тибето-китайских отношений - встрече духовного лидера школы Гелуг Далай-ламы V (Нгаванг Лобсанг Гьяцо, 1617-1682) и маньчжурского императора Шуньчжи (1644-1661), которая помогла восстановить союз тибетского иерарха и императора Китая по принципу «наставник - покровитель». Автор рассматривает события, связанные с приездом Далай-ламы в Пекин, в контексте этики религиозно-политического союза на основе материалов официальной переписки монархов, описания церемонии встреч, обмена титулами и дипломами, представленных в китайских источниках.
12-18 15
Аннотация
Статья посвящена переходу части джунгаров из Центральной Азии в пределы южной России в конце XVII в., что до сих пор остается малоизученным вопросом в историографии. Известны обстоятельства и конкретное время первого появления джунгаров на берегах Волги и Дона. Дальнейшая судьба этой группы калмыков требует более серьезного и подробного исследования. Известно, что джунгарский улус некоего Данзина, Тюри откочевавшего от Аюки по «неведомо какой ссоре» и присоединившегося к Цаган-Батуру, был вскоре разделен между братьями Цаган-Батуром и Баахан-Манжи. Баахан с частью своих людей поселился под Таганрогом, где произошла его личная встреча с русским царем Петром I, в результате чего он вместе со своими улусными люди принял крещение под именем Моисей Алексеев. Другая часть этих джунгаров поселилась среди донских казаков, где они впоследствии основали станицу Зюнгарскую. Судьба самого тайши Цаган-Батура нам, к сожалению, пока не известна, но исследование в этом направлении продолжается. Таким образом, на основе новых полученных архивных сведений представлена одна из малоизвестных страниц в истории ойратов XVII в. В частности, помимо обстоятельств и времени первого появления джунгаров на берегах Волги и Дона, известны также письменные свидетельства главных участников тех событий. В дальнейшем предстоит более основательное исследование архивных материалов, которые могут пролить свет на дальнейшую судьбу этой группы калмыков. Большой интерес вызывают сохранившиеся до наших дней письма указанных джунгарских тайшей, которые требуется изучить и ввести в научный оборот.
19-27 7
Аннотация
В статье на основе архивных материалов изучаются проблемы формирования и функционирования административного аппарата Тувы в конце XVIII-XX вв. Автор описывает историю и особенности возникновения и дальнейшего развития тувинского чиновничества, анализирует иерархию знатности чиновников, знаки различия, правовой статус и привилегии чиновников в соответствии с занимаемым положением в иерархии чинов и степенью различия чиновничества Маньчжурской династии Цин. Новизна статьи состоит в том, что впервые проанализированы состав и иерархия чинов и степеней различия Тувы конца XVIII-XX вв.
28-33 8
Аннотация
Целью статьи является рассмотрение системы судоустройства в Калмыцком ханстве в XVIII в. В статье на основе анализа историографических источников был реконструирован порядок формирования, состав и полномочия калмыцкого суда - Зарго. При этом подчеркивается, что Зарго являлось совещательным органом, имевшим административно-судебные полномочия. Источниками права, на основании которых осуществлялось правосудие, являлись Великое Уложение 1640 г., принятое на съезде ойратских и монгольских феодалов, «Токтолы» Дондук-Даши (с середины 1740-х гг.) и нормы обычного права. В последующем имперские власти, стремившиеся ограничить ханскую власть, изменили порядок формирования Зарго, после ликвидации Калмыцкого ханства подчинили его местной администрации, а в 1786 г. и вовсе упразднили. В ходе последовавших затем различных реформ судоустройства калмыцких улусов была признана ошибочность данного решения, и в 1800 г. суд Зарго вновь восстановили.
34-42 5
Аннотация
Вопросы социальной сферы всегда находились под пристальным вниманием органов местного самоуправления. Особой заботой как центральной власти, так и органов местного самоуправления была организация системы обучения, между тем до XIX в. в Калмыцкой степи имели место только хурульные и миссионерские школы, сыгравшие положительную роль на определенном этапе развития в деле распространения грамотности среди калмыцкого населения. Светское образование зародилось в Калмыцкой степи лишь в середине XIX в. Процесс инкорпорирования национальных окраин Российской империи выдвигал на первый план необходимость в квалифицированных кадрах, способных участвовать в управлении территорией в рамках имперского законодательства. В статье на основе архивных документов рассматривается деятельность органов местного самоуправления Калмыцкой степи в XIX - начале XX вв. Особое внимание уделяется решениям улусных и аймачных сходов об открытии школ и их финансировании. Автор делает вывод о том, что общественное управление при дефиците средств на финансирование народного образования у государства находило их, тем самым нарушая планы консервативного правительства. Таким образом, под воздействием экономического, национального и исторического факторов, превращаясь из духовного в светское, шел процесс становления системы народного образования в Калмыцкой степи в XIX - начале XX вв. Исследование показало, что эффективное ее развитие, во многом зависело от деятельности органов местного самоуправления. Однако Калмыцкая степь все еще оставалась одной из отсталых в культурном отношении окраин России.
43-49 6
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования в 1917 г. Учредительного собрания в соответствии с положением, принятым Временным правительством. Демократические принципы избирательного права и избирательного процесса, введенные Временным правительством, позволили отдельным национальностям, в том числе и калмыкам, принять активное участие в подготовке и проведении выборов депутатов в Учредительное собрание, а также в реализации пассивного и активного избирательного права. В результате в Учредительном собрании, провозгласившем в начале января 1918 г. Россию демократической федеративной республикой, калмыцкий народ впервые был представлен в высшем органе законодательной власти страны двумя своими депутатами. Однако России не было суждено пойти по определяемому Учредительным собранием пути. Почти через 75 лет Россия вынуждена была вернуться на путь демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, к тому, что пыталось заложить Учредительное собрание.
50-58 16
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования в 1917 г. Учредительного собрания в соответствии с положением, принятым Временным правительством. Демократические принципы избирательного права и избирательного процесса, введенные Временным правительством, позволили отдельным национальностям, в том числе и калмыкам, принять активное участие в подготовке и проведении выборов депутатов в Учредительное собрание, а также в реализации пассивного и активного избирательного права. В результате в Учредительном собрании, провозгласившем в начале января 1918 г. Россию демократической федеративной республикой, калмыцкий народ впервые был представлен в высшем органе законодательной власти страны двумя своими депутатами. Однако России не было суждено пойти по определяемому Учредительным собранием пути. Почти через 75 лет Россия вынуждена была вернуться на путь демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, к тому, что пыталось заложить Учредительное собрание.
59-66 5
Аннотация
Советская власть, реализуя национальную политику, октроировала многим народам России, в том числе калмыкам, национальную государственность, с большими трудностями и затратами создавала условия для преодоления отставания в экономическом, образовательном отношении, подъема их благосостояния, подготовки кадров, т. е. многое было сделано в фактическом осуществлении нациестроительства. В статье на основе документальных материалов советских высших органов власти рассматриваются эволюция и цели национальной политики большевиков накануне и после Октябрьской революции, ее реализация в первые годы советской власти. Автор приходит к выводу о том, что советская национальная политика с первых лет установления диктатуры пролетариата становится программой вовлечения народов России в социалистическое строительство в унитарном государстве с элементами федерализма. Особо отмечается, что, помимо принципов унитаризма, это государство отличалось тем, что организация и деятельность в нем органов правящей партии, построенных на принципах демократического централизма, выступали прочной скрепой сохранения централизованной и идеологизированной системы управления, которая сыграла немаловажную роль в обеспечении единства и неделимости федеративного государства.
67-72 9
Аннотация
В истории Советского государства Великая Отечественная война стала триумфом мужества, демонстрацией героизма, верности и преданности Родине его народов. Берлинская операция - одна из самых известных наступательных операций Великой Отечественной войны, в которой принимали активное участие представители многих национальностей Советского Союза. В статье на основе историографического обзора по теме участия воинов-чеченцев в Великой Отечественной войне проведен анализ персональных данных участников Берлинской операции с целью рассмотрения вклада чеченского народа в разгром фашисткой Германии, которые мужественно сражались при взятии Берлина, внося свою лепту в историческую Победу. Автором был реконструирован боевой путь 16 воинов-чеченцев, особое внимание уделялось их героическим поступкам. Таким образом, автор приходит к выводу о том, что национальное единство всех народов стало залогом Великой Победы СССР над фашистской Германией.
73-80 6
Аннотация
В статье анализируется служебная деятельность уполномоченных по делам религиозных культов в Калмыцкой АССР в 1960-1991 гг., даны их социодемографические характеристики. Рассмотрены вопросы религиозной политики и отношения между уполномоченными, христианскими служителями культов и исполнительными органами религиозных обществ. Автором исследована степень влияния уполномоченных на принятие центральными, республиканскими и местными государственными структурами власти решений по религиозным вопросам в Калмыкии, показаны позитивные изменения, наметившиеся в советской религиозной политике в период перестройки, и отношение к ним уполномоченного по религиозным делам в Калмыкии. Работа написана на основе материалов Государственного архива Российской Федерации и Национального архива Республики Калмыкия, большинство из которых впервые вводятся в научный оборот.
81-89 5
Аннотация
В статье рассматривается деятельность профсоюзов Калмыкии по руководству работой первичных организаций общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Источниковедческой основой статьи являются документы Национального архива Республики Калмыкия. Анализ обширного документального материала показал, что в исследуемый период наблюдался постепенный рост численности рационализаторов и изобретателей, количества внедренных в производство рационализаторских предложений и их экономической эффективности. Но вместе с тем в деятельности профсоюзов по руководству работой общества рационализаторов и изобретателей имелись и недостатки. Творческий потенциал рабочих-новаторов использовался далеко не полностью. Слабо шло вовлечение в члены общества. Наблюдались факты волокиты в оформлении рацпредложений и выплате авторских вознаграждений. Иногда экономически выгодные предложения оставались без внимания, не проводился своевременный подсчет полученной экономии от внедренных предложений.
90-98 42
Аннотация
В статье рассматриваются особенности и основные тенденции этнополитических процессов на Северном Кавказе в постсоветский период. Анализируются взаимозависимость и взаимообусловленность компонентов в социуме этнически родственных субъектов: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, - и их влияние на этнополитические процессы в регионе. Рассматривается сложность решения этнических проблем, связанных с реабилитацией репрессированных народов. Выявлены факторы, формирующие этнополитическую напряженность в регионе. Одним из них явилось затягивание местными органами власти процесса реабилитации репрессированных народов и, прежде всего, восстановления административно-территориальных границ, существовавших до насильственного выселения. Все это способствовало политизации национальных движений и проявлению центробежных тенденций. Обобщен опыт государственных органов власти по социально-экономической, культурной реабилитации балкарцев, карачаевцев, казачества и стабилизации межнациональных отношений. Вместе с тем в работе подчеркивается, что одним из сложных вопросов реабилитации остаются территориальные споры. Для их бесконфликтного решения от федерального центра и местных органов власти требуются не только взвешенные действия по ликвидации уже случившихся кризисных ситуаций, но и по прогнозированию и предотвращению новых вероятных столкновений из-за территориальных споров.
99-106 11
Аннотация
Статья посвящена исследованию одного из малоизученных периодов в истории монгольских народов, который принято называть «темным». Этот период совпадает со временем правления Минской династии Китая. Регионом исследования стала северная периферия монгольского мира: Северная Монголия, Прибайкалье, Прихубсугулье. В статье представлены версии и гипотезы о раннем этапе этногенеза баргу - бурят и дальнейшем разветвлении этнической истории. Автором предложены интерпретации семантики этнонимов баргу, бурят, отражающие концепции мифологического происхождения народов, их связь с другими этническими группами и характер этих отношений, историю миграций. Особое внимание в статье уделено изменению статуса этнонима бурят в разные периоды истории развития бурятского этноса. Подтверждено, что для консолидационных процессов характерен возврат к общему этнониму, а также новая фаза в развитии этногенетических преданий и мифов, что хорошо прослеживается на бурятском фольклорном материале. В основу исследования легли материалы этнонимии, а также новейшие исследования в области истории этих народов.
107-113 16
Аннотация
В статье рассматривается знаковая природа традиционных игр молодежного праздника тувинцев «Ойтулааш». Главной задачей статьи о молодежном празднике «Ойтулааш» является описание его содержания, положительных моментов и вербального компонента, сопровождающего данный праздник. Молодежный праздник «Ойтулааш» существовал до периода образования Тувинской Народной Республики. В дальнейшем он был изжит в тувинском обществе как чуждый элемент. Автор приходит к выводу, что эти игры, являющиеся реликтом инициационных обрядов, были направлены на вызывание плодотворных сил природы и человека.
114-120 4
Аннотация
На примере фольклорно-хореографического жанра щещен исследуются механизмы соотнесения локальных проявлений жанра с народно-терминологическими обозначениями, инструментальными наигрышами, социальными табу и предписаниями отдельного черкесского диаспорного сообщества. Работа носит актуальный характер в свете проблем описания локальных культурных традиций, выявления социально-идентификационных функций танца. Эмпирический материал и аналитические выводы, изложенные в статье, будут полезны в свете теоретических разработок по специфике фольклорных жанров, а также для исследователей, занимающихся социальной историей и культурой диаспорных сообществ.
121-128 24
Аннотация
В статье исследуются проблемы религиозного возрождения и межконфессиональных взаимодействий в Республике Бурятия, модернизация религиозных представлений, культов и обрядов. Основываясь на новейших методологических подходах, авторы анализируют многообразие религиозных практик в полиэтничном и мультикультурном обществе, в котором на протяжении веков складывались традиции толерантности и уважения к культуре других, вследствие чего у жителей сформировались особое видение своего гуманитарно-географического пространства.
129-134 8
Аннотация
Объектом исследования являются калмыцкие экспонаты буддийской коллекции Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Украина, г. Киев). Старокалмыцкое искусство как культурное наследие Калмыкии сформировалось в процессе взаимодействия традиций и новаций. В произведениях искусства прослеживается историческая судьба иконографического канона в художественной культуре северного буддизма. В анализе калмыцкой художественной традиции выявлены локальные особенности изобразительной трактовки иконографических образов. Традиционные особенности мироощущения, обрядовая культура и фольклор проецируются в иконописи, определяя «местную» природу искусства буддизма.
135-145 12
Аннотация
Статья посвящена людям, которые в начале 90-х гг. ХХ в. помогали не только своими знаниями как информанты, но и своим человеческим отношением к сотрудникам научной экспедиции, приехавшей из Москвы изучать село Торы (Республика Бурятия, Тункинский район) в рамках междисциплинарного и международного исследования под названием «Портрет восточного села». Четыре выбранных человека из большого числа тех, кто помогал экспедиции, относятся к разным стратам сельского общества - гадалка, шаман, директор школы-интерната, медсестра. Каждый из них заинтересовал в свое время автора статьи прежде всего как личность с особым внутренним миром, помогавшим понять процессы, происходившие в бурятском селе в постперестроечное время. Трех из них уже нет в живых. Эта статья посвящена их памяти, тем более что официальных некрологов никто из них не удостоился.

ЛИНГВИСТИКА

146-155 23
Аннотация
В статье на материале калмыцкого языка с привлечением в необходимых случаях халха-монгольского, бурятского и старописьменного монгольского языков рассматривается тематическая группа флористической лексики на предмет выявления тюрко-монгольских параллелей. Для анализа были взяты названия деревьев, как дикорастущих, так и культурных, названия кустарников, тоже дикорастущих и культурных, названия бахчевых и огородных культур, злаков и трав. Для большей убедительности, что приводимая тюркская параллель имеет именно тюркский характер, тюркский материал был взят из «Древнетюркского словаря», а также из словарей казахского, ногайского, татарского и башкирского языков, как языков ближайших соседей калмыков, с которыми они контактировали. Рассмотренные термины, помимо сравнительного материала из монгольских и тюркских языков, сопровождались также сравнительно-историческим и этимологическим анализами, в результате которых выявилось тюркское происхождение установленных тюрко-монгольских параллелей в составе флористической лексики калмыцкого языка. При этом установлено, что ряд терминов, помимо калмыцкого языка, бытует также в халха-монгольском, бурятском языках и зафиксирован в старописьменном монгольском языке. Это говорит о том, что данные термины сохраняются в калмыцком языке еще с тех пор, когда предки калмыков - ойраты жили в степях Центральной Азии вместе с монголами и контактировали с древними тюрками, от которых заимствовали эти термины. Многие флористические термины представлены только в калмыцком языке и совпадают с таковыми в казахском, ногайском, татарском и башкирском языках, поскольку заимствованы калмыками их этих языков в результате поздних контактов.
156-165 6
Аннотация
Хотя изучение проблемы корня слова является классической сферой с устоявшимися традициями и принципами, конкретными целями и задачами, природа односложных слов, которая формирует основу языка, не полностью раскрыта. Актуальность проблемы корня слова связана с многоступенчатостью и противоречивостью характера тюркских корней, который возникает с момента появления звука в языке. Б. М. Юнусалиев говорит об односложных формах: «...односложная корневая основа часто выглядит как волнообразное повторение процессов агглютинации», хотя развитие форм тюркских слов от простого к сложному является основной особенностью тюркских языков, некоторые преграды, такие как инверсия (сокращение, редукция, элизия и т. д.), из-за фонетических правил и их усложненности не позволяют определить природу корня [Юнусалиев 1959: 185]. В соответствии с принципом экономии фонетические явления - гаплология и редукция - порождают новую совместимость звука и новую фонологическую ситуацию. Это приводит к позиционному изменению звуков, их потере, появлению одного звука вместо двух, и в соответствии с принципом сохранения коммуникативной изоляции аккумуляция изменяющихся звуков будет поддерживать новое формирование фонетической системы. Изменения в фонетической системе могут влиять на односложные формы, а простые фонетические изменения - на фонологическую структуру в ходе семантического развития. Так как познание природы слов требует полного пересмотра формы и смысла, то в основе общей тюркской лексики с психофизиологическими процессами в соответствии с многосторонними принципами семасиологической системы лежит взаимосвязь семантического развития односложных форм как явления, напрямую связанного с человеческим сознанием и мировоззрением, что усложняет вопрос. Автор статьи предпринял попытку расширить характер и семантику структурных моделей Г моносиллабов в орхоно-енисейском, таласском и кыпчакском языках.
166-173 10
Аннотация
Система склонения в тюркских языках характеризуется большим количеством и разнообразием падежных форм. Исследования показывают разное количество падежей в тюркских языках, предполагается, что в некоторых языках их шесть, в других - семь или восемь. Существуют разные мнения о количестве падежей в языке древних тюркских письменных памятников, известных как источник тюркских языков. Некоторые ученые определяют 11 падежей, другие утверждают, что основных падежей семь. В языке письменных памятников Орхона, Енисея и Таласа есть скрытые, или нулевые, падежи, также значение падежей может быть обозначено специальными словами. Кроме того, некоторые окончания соответствуют другим падежам по форме или по смыслу. Если мы посмотрим на историю формирования и развития падежных окончаний в языке древних тюркских письменных памятников, письменное наследие средневекового тюркского языка и современных тюркских языков, то мы заметим, что в общем форма реконструированного исходного древнего алтайского и тюркского праязыка сохраняется в системе склонения. Особенности системы склонения в современных тюркских языках связаны с многообразием падежных окончаний, которое достигается путем добавления окончаний к последнему звуку корня слова.
174-180 10
Аннотация
В статье описываются лингвопрагматические приемы нестандартной сочетаемости прозы Л. Кэрролла на фонетическом, лексическом и семантическом уровнях. В результате лингвопрагматического анализа текста произведений на вышеуказанных уровнях мы выделили следующие особенности авторской прозы: криптографичность, основанную на методе шифрования информации с целью вовлечения читателя в игру декодирования смыслов; создание атмосферы «таинственности»; описание реалистичного образа персонажей, придание им комичности; эффект обманутого ожидания; смена коммуникативных сфер: обиходно-бытовая / этикетная), нонсенс. На фонетическом уровне нестандартная сочетаемость языковых единиц произведений Л. Кэрролла построена на таких приемах, как анаграмма, аллитерация, ономатопея, а также различных семантических сближениях слов. На словообразовательном уровне нестандартная сочетаемость проявляется, как правило, через языковую игру, созданную при помощи словообразовательных средств, как правило, это аффиксация, контаминация, аббревиация, усечение. На семантическом уровне нестандартная сочетаемость языковых единиц произведений Л. Кэрролла реализуется посредством обыгрывания полисемантичных лексических единиц, зевгмы, оксюморона, а также нарушения образности слова посредством создания необычных фраз и оборотов, нарушения семантической возможности соединения заявления посредством тавтологии. Приемы нестандартной сочетаемости помогают Л. Кэрроллу в создании конкретных художественных образов, посредством которых раскрывается идейное содержание произведения и которые оказывают на читателя эмоциональное воздействие.
181-188 4
Аннотация
В статье рассматривается брошюра «Объявление и прошение» (1773) петербургского филолога и историка Г. Л. Х. Бакмейстера. Она содержит параллельные тексты на русском, немецком, французском и латинском языках. Этот текст всегда упоминался историками языкознания, но не анализировался содержательно. Выявляется связь текста с идеями «Русской грамматики» А. Л. Шлёцера, описываются взгляды Г. Л. Х. Бакмейстера на различие языков. Бакмейстеровское понимание выражения «разные языки», вероятно, лежит в основе членения языков в словаре Палласа. В статье анализируется содержание брошюры, состоящей из трех частей: инструкции, анкеты и образца выполнения. Инструкция содержит способы передачи произношения, список подлежащих сбору сведений о языке, народе, территории распространения, информанте и собирателе. Анкета для перевода - это не списки слов, но предложения, содержащие лексику основного словарного фонда и важные грамматические явления. Образец выполнения - перевод библейской цитаты. В статье приводится страница перевода с русского на арабский. Нереализованная программа Г. Л. Х.  Бакмейстера была более трудоемкой, чем программа, реализованная в «Сравнительных словарях». В статье предпринята попытка определить место этой брошюры в истории лингвистики: рекомендации Г. Л. Х. Бакмейстера могут рассматриваться как руководство по полевой лингвистике, первое в России.
189-201 21
Аннотация
В статье рассмотрена система толкований заголовочных слов, являющихся терминами родства и свойства, включенных в словник толкового словаря языка калмыцкого героического эпоса «Джангар», а также апробирован ряд словарных статей с заголовочными словами указанной выше тематической группы. В электронном варианте толкового словаря языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» в словарных статьях будет дан список всех словоупотреблений того или иного значения заголовочного слова (со ссылками на источник). В бумажном же варианте толкового словаря ввиду большого объема иллюстративного материала будут даны только наиболее репрезентативные примеры, которые мы сознательно ограничиваем пятью. Особое внимание обращается на то, что при толковании терминов родства та или иная семантическая валентность не получает синтаксического выражения. В словарных статьях следует давать реляционное и абсолютивное употребление терминов родства, так как однотипные толкования создают ложное впечатление одинаковости семантического и синтаксического потенциала. В результате анализа выявлено следующее: в эпосе зафиксированы термины родства, не указанные в специальной литературе; некоторые термины родства употребляются в позиции обращений; при толковании многозначных слов и омонимов необходимо знание макроконтекста.
202-211 24
Аннотация
В статье описывается система толкований лексических единиц, обозначающих масти лошадей в калмыцком языке, приведена таблица, в которой рассматриваются лексические единицы, обозначающие масти лошадей, и их толкования, переводы, синонимы в зависимости от типа словаря. В калмыцком языке одни слова обозначают цвет вообще и служат для обозначения масти животных (хар ‘вороной, карий, черный’), другие называют только масть (зеерд ‘рыжий’, кер ‘гнедой’, саарл ‘пепельный, мышастый, буланый’). Весьма характерно, что прилагательные, служащие для обозначения масти, в то же время могут выступать и в качестве кличек животных. Формат нашего словаря - толковый, поэтому все словарные статьи даются без перевода в отличие от имеющихся словарей калмыцкого языка. В словаре используется описательный способ как основной - в некоторых случаях описательно-синонимический, так как, на наш взгляд, это одни из лучших видов толкования значений слов, наиболее полно и точно раскрывающих значения заголовочных слов. В квадратных скобках указывается источник данного словоупотребления, в котором приводится название версии эпоса «Джангар» в сокращенной форме (см. список сокращений), через двоеточие - номер песни римскими цифрами, например: [ЭО: V], [МБ: I], [БЦ: II]. Приведенные словарные статьи Толкового словаря языка калмыцкого героического эпоса «Джангар» являются одним из способов их апробирования. Результаты исследования создают основу для совершенствования практики адекватного толкования и дальнейшей разработки клише-толкований для остальных групп в разрабатываемом Толковом словаре языка калмыцкого героического эпоса «Джангар».
212-219 12
Аннотация
В настоящей статье рассматривается проблема разработки диалектологической базы Машинного фонда башкирского языка. Наряду с письменными памятниками, фольклорным материалом, диалектизмы являются одним из важнейших источников для исследования исторического развития и становления литературного языка. Сегодня влияние литературного языка на диалекты очень сильное, что проявляется, прежде всего, в активизации процесса исчезновения диалектной лексики. Основной задачей языковедов является не только сбор диалектных материалов, но и сохранение данного пласта языка. Диалектная система башкирского языка достаточно хорошо исследована, в то же время многие проблемы остаются не исследованными. Для решения данных задач сотрудниками Лаборатории лингвистики и информационных технологий Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН была разработана интегрированная в Машинный фонд башкирского языка Диалектологическая база, состоящая из трех самостоятельных баз - лексической базы данных, базы данных диалектологического атласа и текстологической базы данных. Эти базы построены на основе изданных печатных продукций с указанием источников. Все существующие базы имеют свои поисковые аппараты, меню пользователя представлено на трех языках: башкирском, русском и английском. Лексическая база данных включает информацию о диалектной лексике башкирского языка на базе изданных в ИИЯЛ диалектных словарей. База данных диалектологического атласа разработана на основе материалов диалектологического атласа башкирского языка. В текстологической базе представлен иллюстративный материал, собранный во время многочисленных экспедиций сотрудниками ИИЯЛ. На сегодняшний день база содержит более 500 текстов по всем говорам башкирского языка. В данных базах представлен богатый материал по башкирской диалектологии, который может быть использован как в научных целях, так и в образовательном процессе.
220-226 3
Аннотация
В статье осмысливается вопрос, связанный с концепцией развития языковой ситуации в Дагестане накануне Октябрьской революции, сквозь призму статьи известного кумыкского писателя-просветителя Абусуфьяна Акаева «Проблема языка». Данная статья представляет собой обстоятельный, аргументированный научный труд по вопросу о языке, который активно обсуждался и дискутировался в кумыкской прессе 1917 г. и которому уделялось повышенное внимание другими видными литературными и общественными деятелями Дагестана. Автор статьи подчеркивает, что особенно важное значение решение проблем языка в жизни общества имеет в те временные промежутки, когда имеют место такие эпохальные события, как перемена политического строя. А. Акаев обосновывает чрезвычайно продуктивную мысль о невозможности достижения в современном мире тем или иным этносом передовых позиций, в том числе в науке и образовании, без утраты различий между языком обучения и разговорным языком. Сам факт выхода из печати статьи подобного содержания свидетельствует не только о высоком уровне научной эрудиции ее автора, но, прежде всего, о необходимо достаточной степени развития, которой достиг к этому времени кумыкский литературный язык
227-232 13
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению характеристик антиподов Харги (эвенки) и Аринка (эвены), выступающих со-творителями земли - антиподами божеств Сэвэки и Хэвки. Эвенкийский Харги в мифах творения эволюционирует от неумелого подражателя, со-творителя до злого антипода. Представление о нем развивается далее в общих мировоззренческих и шаманских представлениях. Образ эвенского со-творца Аринка имеет как сходство, так и различие с эвенкийским Харги. Персонаж Аринка вышел за рамки эвенских мифов творения и получил развитие в других жанрах фольклора.
233-236 6
Аннотация
В этом очерке рассматриваются описания священных земель в сказаниях саха (якутов) олонхо, а затем они сравниваются с мифопоэтическим почитанием священных гор в культуре тлинкитов Аляски и мапуче Чили и Аргентины. Анализируются олонхо «Нюргун Боотур», «Кулун Куллустуур», «Кыыс Дэбилийэ» и «Эр Соготох». Описания священных мест в олонхо варьируются от фантастических и метафорических до более реалистично описанных и имеющих название. Учитывая, что многие эпические поэмы были сложены до того, как предки ураангхай саха пришли на территории Крайнего севера, определить нынешнее географическое положение конкретных мест сложно, хотя многие ученые пытались это сделать. В сахском олонхо изображена хорошо известная космология, описывающая три мира: Верхний, Средний и Нижний. Но что именно составляет священную географию? В олонхо показаны природные объекты (горы, озера, реки, луга и деревья), а также особые красоты Среднего мира. Различные ритуалы, например церемонии летнего солнцестояния ысыах и подношения духам с молитвами благословения алгыс, связаны со священными местами. Важно отметить, что многие олонхо торжественно завершаются описаниями таких особенных мест и ритуалов. Автор считает, что ритуальные пространства «священных земель» других коренных народов схожи со священными рощами для подношений духам и особыми местами для праздника ысыах, а мероприятия по сохранению священных земель, где проводятся современные ритуалы, являются частью существующих проектов по возрождению культуры, связанных с экологическим и духовным сознанием в местах с богатым шаманским наследием.
237-242 5
Аннотация
В статье анализируется тип эвенкийского богатыря в героических сказаниях рода Бута. Эпос рода Бута является уникальным памятником устной народной традиции эвенков, где в изобилии содержатся сведения о верованиях, обычаях, традициях народа. В ходе исследования автор выявляет черты, отражающие материальную и духовную культуру эвенков, которые проявляются в военно-охотничьих снаряжениях, жилище, одежде богатыря. Автор приходит к выводу, что в сказаниях эвенков рода Бута представлен окончательно сформировавшийся эвенкийский тип эпического богатыря эвэнки-бэе, урангкай-эвенки.
243-249 15
Аннотация
В статье рассматриваются особенности изображения образа коня в жанрах фольклора народов Дагестана - в эпической поэзии и сказках. Как показывает материал, конь в них изображен в соответствии с их жанровыми принципами. В жанрах эпической поэзии - в героическом эпосе, героико-исторических и исторических песнях - конь служит средством идеализации эпического героя, его боевых подвигов. В кумыкских и ногайских героических песнях («Йыр о Карткожаке и Максуман», «Йыр о Джавате», «Эр-Таргыл» и др.), а также в аварских, даргинских, лакских героико-исторических песнях («Храбрый Бекбулат», «Каплан, сын Арслана», «Батыр-Хучулав» и др.) конь выступает как спаситель, друг и помощник героя, благодаря которому он одерживает победу над врагом. В эпической поэзии конь - «вороной», летит «как ветер», «как стрела» - говорит человеческим языком, подсказывает хозяину, как себя повести в трудную минуту. Функции коня в сказках также обусловлены эстетической задачей жанра - средствами вымысла и фантастики подчеркнуть необычайные способности героя.
250-256 6
Аннотация
Наступившая эра глобализации с особой отчетливостью показывает единство мировой культуры, где незримыми нитями связаны фольклор и литература, отечественное и зарубежное. Отталкиваясь от этого тезиса, автор статьи выдвигает концепцию о том, что на формирование северокавказских «просветительских» сказок и интенсивное развитие данного фольклорного поджанра косвенное влияние оказали идеи эпохи Просвещения XVIII в. Предметом художественного анализа автором избраны специфические сказки, посвященные культу разума как высшей онтологической и антропологической ценности. Среди них сказки - «Умный учитель», «Умная девочка», «Разум пятилетнего мальчика», «Богатство, Счастье, Разум» и другие. Среди рассматриваемых «просветительских» сказок особое место занимают гендерно маркированные сказки, утверждающие силу женского разума. Важная ниша в карачаево-балкарском фольклоре также отведена детским сказкам научно-познавательного содержания: «Почему соленые?», «Где пуп земли?» и т. д. По мнению автора, можно провести логически обоснованную историко-культурную параллель между восточными сказками «нового времени» и идеологией Просвещения.
257-261 11
Аннотация
Статья посвящена отражению драматических событий Первой мировой войны в турецком фольклоре и творчестве турецких поэтов различных направлений и школ (Зии Гёкальпа, Мехмеда Юрдакула и др.). В течение всего XIX в. в турецкой поэзии шел процесс обогащения поэтического языка, изменения ее жанровой системы; турецкая поэзия как в формальном, жанровом, так и в тематическом отношении сближается с поэзией народной. После младотурецкой революции 1908 г. картина литературной жизни в стране значительно усложняется, к 1910-м гг. в турецкой поэзии сосуществуют несколько идейных направлений, отражающих картину идеологической жизни в стране в целом. Однако, если в турецкой поэзии тех лет в целом господствуют патриотические настроения, повлиявшие и на форму стиха, призванного приблизить поэзию к фольклору, то собственно в турецком фольклоре этого времени, народных песнях-тюркю нашли отражение драматические для Турции события Первой мировой войны - сражения при Сарыкамыше и Чанаккале. В жанровом отношении эти песни представляют собой один из видов тюркю - «солдатские» песни. Сам по себе этот вид народных песен обширному исследованию в российской тюркологии практически не подвергался и представляет собой большой интерес для филологов и фольклористов. Продолжающееся варьирование текста этих песен позволяет говорить о том, что и поныне фольклорная традиция, рождённая событиями Первой мировой войны в Турции, продолжает свое существование.
262-270 26
Аннотация
В статье рассматривается творчество одного из самых ярких представителей калмыцкой литературной эмиграции - Санджи Басанговича Балыкова (1892-1943). Становление писателя как творческой личности происходило в период эмиграции. Однако, несмотря на это обстоятельство, национальные картины в его произведениях нарисованы с особой точностью и скрупулезностью. Жизнь калмыцкого народа не переставала его интересовать. В своих произведениях С. Балыков выступает своего рода психологом и этнографом, описывающим быт, традиции и нравы калмыцкого народа. Каждый его рассказ, повесть, роман связаны с мыслями о родине, ее истории, культуре, языке, великом и многострадальном народе. На примере рассказа «Сильнее власти» выявляется кореллятивная связь писателя-эмигранта с этнонациональными традициями, а также исследуется степень воплощения национальной идентичности автора (учитывая тот факт, что он социализировался в эмигрантской среде), что дает основу определить истоки его творчества. Делаются выводы о том, что национальное мышление писателя отражено в произведении в зеркале этических категорий. Основная коммуникативная цель при этом сводится к мысли о том, что неуважение, игнорирование всех норм национальной этики своего народа - плохая примета, за которой может последовать большая трагедия для всего человечества. Каждый народ велик не своей численностью, утверждает калмыцкий писатель, а силой национального духа, сохранением языка и культуры.
271-276 8
Аннотация
Рассмотрено распределение семейных ячеек Республики Калмыкия по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. Анализ структуры семьи и распределения числа детей в семейных ячейках по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. свидетельствует о преобладании малодетных семей в Республике Калмыкия, как и по России в целом. Большая часть семей Российской Федерации является однодетными (68 %), доля многодетных семей незначительна (6 %). В Калмыкии ситуация более благоприятная, но в целом рост малодетности характерен и для этого региона. Одной из серьезных проблем республики можно назвать высокую долю семей с одним родителем среди молодых семей. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., более трети семей (39,3 %), где родители не достигли 35 лет, воспитывают детей без супруга / супруги. Соответственно, семья с одним родителем имеет трудности в выполнении своих специфических функций. Одна из них - репродуктивная. В большинстве неполных семей растет один ребенок (73,7 %). Сравнение распределения числа детей среди городских и сельских семей показывает наличие незначительных отличий в структуре семей Калмыкии. И можно говорить о распространении малодетности в республике.


Creative Commons License Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)