Том 9, № 4 (2016)
Скачать выпуск
PDF
ИСТОРИЯ
3-11 405
Аннотация
В статье даётся краткая и в то же время достаточно полная характеристика материальных (археологических) и эпиграфических источников по истории Бенгалии и Бихара VIII-XII вв., опубликованных преимущественно в Индии за последние полтора века. Описана история их ввода в научный оборот. Специалисты, изучающие материальную культуру Восточной Индии и Бангладеш, постоянно находят новые подтверждения существования на этих территориях в древности и раннем средневековье интенсивной социально-экономической активности, о чём свидетельствует большое количество раскопанных поселений, число которых в настоящее время доходит до одной тысячи. Эпиграфические источники поделены на три большие группы: жалованные грамоты на медных пластинках, надписи на крупных объектах и надписи на мелких объектах. Дана краткая характеристика основных типов надписей. Начиная с последних десятилетий XVIII в. и весь XIX в. эпиграфические источники публиковались в журналах и серийных изданиях. Специализированные подборки, содержащие транслитерированные тексты раннесредневековых санскритских надписей Бенгалии и Бихара, в том числе династии Палов и их соседей, стали появляться с первых десятилетий XX в. Определить точное количество источников всех типов не представляется возможным, поскольку работа по поиску новых источников ведётся постоянно. Список их пополняется каждый год. Вместе с тем, к сожалению, пока не приходится ожидать издания всеобъемлющего каталога бенгальских надписей. В ряду причин можно назвать отсутствие единства мнений в рядах специалистов и разобщённость самих надписей по различным хранилищам разных государств.
12-20 219
Аннотация
В статье рассматривается одна из кульминационных страниц в истории тибетско-калмыцких отношений на рубеже XVII-XVIII вв. Приход к власти в Тибете Далай-ламы VI в 1697 г. по стечению обстоятельств совпал с активизацией внешних контактов тибетской администрации с калмыцким ханом Аюкой. Дошедшие до нас многочисленные источники не дают внятного ответа на вопрос, чем же конкретно были вызваны эти контакты и столь срочное наделение ханским титулом и печатью калмыцкого правителя. Однако причины и тяжелые последствия, связанные с судьбой Далай-ламы VI и его регента Сангье Гьяцо, отчетливо показывают в какую сторону был направлен вектор развития тибетско-калмыцких отношений в указанный период.
21-28 246
Аннотация
В статье рассматриваются ежегодные отчеты калмыцкого управления с целью выявления и установления степени их сохранности в архивном фонде России, а также их количественного состава, наличия сопроводительных документов и материалов. Автор пришел к выводу, что ни один из архивов не располагает полным собранием сводных годовых отчетов. Выявлено, что богатейший комплекс отчетов за весь период составления хранится в Национальном архиве Республики Калмыкия, а также в Российском государственном историческом архиве. Данный аспект исследования делопроизводственного комплекса необходим для анализа общественно-политических и социально-экономических процессов, проистекавших в Калмыцкой степи Астраханской губернии в контексте единого имперского пространства.
29-40 4109
Аннотация
Статья посвящена историографическому обзору Книг памяти и иных опубликованных аннотированных списков участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., призванных из Калмыкии. Эти издания, которые начали публиковаться в постсоветский период, не имеют всеобъемлющего характера, а, как правило, специализируются на каком-то одном аспекте. Например, среди них есть аннотированные списки наших земляков, павших на поле боя, умерших от ран, пропавших без вести, попавших в плен, высланных в Широклаг, доживших до определенной даты, отдельного района или населенного пункта; отдельного соединения. К сожалению, списки, в которых были бы отражены все участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из Калмыкии, никогда не составлялись и, соответственно, не публиковались. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что задача мемориализации памяти наших земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., и по сей день остается до конца не решенной.
41-47 292
Аннотация
Данная статья посвящена женскому движению в Монголии на современном этапе. Автор отмечает, что женское движение в Монголии развивалось в сотрудничестве с международными организациями. Дана характеристика деятельности первых женских неправительственных организаций в постсоциалистической Монголии. Отмечается возрастающее влияние монгольских женских НПО в общественно-политической жизни страны. Деятельность женских НПО в Монголии направлена на решение гендерных проблем, в том числе насилие в отношении женщин, дискриминация и др. Кроме того, она также призвана помочь людям адаптироваться к новому порядку и использовать их преимущества. Женские неправительственные организации активно участвуют в законотворческой деятельности, решении вопросов безработицы, информатизации и иных проблем на местном и общегосударственном уровнях, обеспечении наименее защищенных слоев населения социальной защитой. Монгольские женщины представляют собой значительную движущую силу в формировании правового демократического общества. В то же время монгольские женские НПО представляют собой децентрализованную, достаточно плотную сеть организаций. Однако разнообразие интересов и областей деятельности позволяет женским НПО иметь совместные проекты с другими организациями в различных сферах.
ЭТНОЛОГИЯ
48-58 348
Аннотация
Статья посвящена анализу вопроса о цветовой символике одежды ойратов Монголии. Приводятся сведения, подтверждающие наличие приоритетов в выборе цвета традиционного женского костюма в культуре ойратских народов, и данные полевых материалов, согласно которым цветовое решение женской одежды олётов символически связано с историческими событиями периода противостояния ойратов и маньчжуров в XVIII в. Автор приходит к выводу, что мужской костюм ойратов сохранил архаическую цветовую символику, но вместе с тем, возможно, произошли изменения в его покрое; а женский костюм ойратов и калмыков в целом сохранился в архаических формах.
59-67 343
Аннотация
В статье рассматриваются версии о происхождении этнической группы үлдчнр. Некоторые из них связаны с образованием группы из среды бурульских родов субэтнической группы дербетов, другие - из представителей родов субэтнической группы торгутов, преимущественно Эркетенеского улуса, подвергшегося в конце XVIII в. насильственному расселению в другие улусы бывшего Калмыцкого ханства. В различных версиях подчеркивается роль таких легендарных личностей, как Миитр-нойон и Мазан-Батыр, в образовании этнической группы үлдчнр. Этническая группа үлдчнр включает большое количество патронимических групп арванов, изучение которых требует комплексного подхода.
ЛИНГВИСТИКА, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ФОЛЬКЛОРИСТИКА
68-74 262
Аннотация
В статье речь идет об исследованиях языкового сознания на основе материалов свободных ассоциативных экспериментов. Целью ассоциативного метода лингвистического исследования является понимание ассоциативного ряда усредненного респондента; построение и анализ ассоциативных взаимосвязей между словами, поиск закономерностей; формирование прямого и обратного ассоциативного словаря. Ассоциативный эксперимент позволяет выяснить как системность содержания образа сознания, стоящего за словом в разных культурах, так и системность всего языкового сознания носителей разных культур, передавая тем самым уникальность и неповторимость образа мира каждой культуры. Следовательно, языковое сознание может выступать не только как средство познания чужой культуры в ее предметной и ментальной формах, но и как средство познания своей культуры. Экспериментальное исследование этноспецифичных стереотипов калмыцкого и русского языкового сознания проводится с опорой на свободный ассоциативный эксперимент, который состоит в предъявлении слов-стимулов, интуитивно определяемых самими носителями языка как типичные стереотипные характеристики, ценности, приоритеты.
75-82 723
Аннотация
В статье приводится информация о том, как выглядит языковая картина мира в эпоху глобализации, какую нишу занимает в ней бурятский язык и каким образом изучение старомонгольской письменности может способствовать сохранению и развитию современного бурятского языка. Рассматриваются некоторые моменты общественной дискуссии по проблемам бурятского языка, активно ведущейся на территории этнической Бурятии с конца 1980-х гг. и напрямую связанной с процессом бурятского национально-культурного возрождения. В статье используется концепция глобальной языковой системы голландского социолога Абрама де Сваана. Ученый делит языки мира на четыре группы в зависимости от влияния, оказываемого ими на глобальные процессы. Существуют периферийные, центральные, суперцентральные и гиперцентральные языки. Различные уровни языков выполняют в глобальной языковой системе разные функции. Центральные и суперцентральные языки мира отвечают за её устойчивость. Суперцентральный английский объединяет элементы системы в единое целое. Миноритарные языки служат источником разнообразия для развития системы. Коммуникативную ценность языка характеризует введенный де Свааном количественный показатель Q. Чем ниже его значение, тем сложнее сохранить язык в современных условиях.
83-94 248
Аннотация
Западный сарыг-уйгурский язык - один из тюркских языков, оказавшийся на грани исчезновения и ассимиляции в результате длительного взаимодействия с монгольским, тибетским и китайским языками. Исследование развития общетюркского языка и выявление причин распада языков представляется актуальным на материале западного сарыг-уйгурского языка в качестве «законсервированной лингвоструктуры», который оставался длительное время после VIII-IX вв. в Центральной Азии под влиянием этнолингвоисторических процессов «в недрах» китайского, тангутского, тибетского и монгольского языков и потерял связь с тюркской языковой средой. Несмотря на влияние указанных языков, западный сарыг-уйгурский язык считается одним из древних тюркских языков, сохравнившим общетюркские праформы и признаки развития тюркских языков в древнетюркскую эпоху. Сравнительно-историческое исследование аффиксов именного словообразования в сарыг-уйгурском языке и языке древнетюркских памятников письменности, казахском языке кипчакской группы, турецком языке огузской группы позволяет выявить общие словообразовательные форманты, присущие данным языкам изучаемого периода, а также пути развития аффиксов в постдревнетюркский период и их формирование в каждом из названных языков. Исследование показывает, что в сарыг-уйгурском, казахском и др. тюркских языках функционировали присущие тюркским языкам VI-X вв. общие суффиксы, образующие имя существительное, которые на протяжении 1400-1500 лет своего исторического развития приобрели некоторые звуковые изменения, а значения и функции аффиксов, их морфологические особенности в языке памятников имеют некоторые сходства с аффиксами местоимений. Тем не менее сингармонизм, обнаруженный в именных суффиксах в языке памятников древней письменности, полностью сохранился в турецком языке, частично - в сарыг-уйгурском языке, в казахском же языке совсем не наблюдается.
95-102 275
Аннотация
Нижнеудинский говор - самый западный изолированный говор бурятского языка, которому присущи уникальные фонетические черты. Материал исследования получен во время экспедиции в места проживания носителей данного говора. На сегодняшний день этот говор находится на грани исчезновения, следовательно, фиксация и анализ его звуковой материи являются насущной необходимостью. В статье рассматриваются фонетические особенности говора, а также проводится сопоставление с материалами, полученными более сорока лет назад другими исследователями. В результате исследования выявлено, что основные характерные черты этого говора сохраняются. В вокализме: опереднение гласных первого слога под влиянием гласного *i в следующем слоге; монофтонгизация дифтонгов; сохранение значительного количества слов без перелома *i; особенности сингармонизма. В консонантизме: смычный характер согласных, развившихся на месте исторических *q и *k; развитие исторического комплекса *ki в t’i, *gi в d’i, сохранение в некоторых словах аффрикаты дж, палатализация согласных перед мягкорядным гласным, смягченный характер звука [ш’]. Вместе с тем нам встретились отступления от традиционных правил. Так, дикторы в некоторых случаях произносят проточный звук [х], на месте характерного для говора смычного [к], зафиксированы случаи употребления дифтонгов. Эти изменения, вероятно, возникают под влиянием других западных диалектов или литературного бурятского языка на фоне общего ослабления владения родным говором.
103-111 609
Аннотация
Статья посвящена анализу безэквивалентной лексики в сказках, записанных и переведенных на немецкий язык финским ученым Г. Й. Рамстедтом. Автором дана классификация слов безэквивалентной лексики, которые разделены на 16 групп. Рассмотрены способы перевода безэквивалентной лексики, определено абсолютное количество БЭЛ, а также количество БЭЛ с учетом слов-синонимов и частотность их употребления. Все численные показатели рассматриваются в разрезе отдельных групп БЭЛ. Кроме этого, осуществлен анализ БЭЛ по видам перевода в различных группах, выявлены наиболее часто используемые способы перевода: калькирование, приближенный и описательный перевод, которые в общей сложности составляют 85 % перевода БЭЛ.
БУДДИЙСКАЯ УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА (на материале Национального корпуса калмыцкого языка)
112-120 696
Аннотация
В настоящей статье нами предпринята попытка исследования устаревшей буддийской лексики калмыцкого языка на материале «ранних» текстов XVIII-XIX вв., введенных в базу данных Национального корпуса калмыцкого языка. Памятники письменности калмыцкого языка располагают большим пластом буддийской лексики и выражений, которые вышли из активного фонда языка и малопонятны (или же совсем не понятны) говорящим на современном калмыцком языке. Анализ старописьменных памятников позволит восполнить некоторые пробелы по лексике современного калмыцкого и в целом монгольских языков. Кроме того, в современном калмыцком языке в силу объективных причин (как лингвистического, так и экстралингвистического, общественно-политического характера) произошли подмена понятий, сужение значений слов и другие процессы, которые в значительной степени обедняют лексический фонд языка. Например, одним словом әәлдхл передаются значения ‘доклад, рапорт’ и ‘предначертание’, бишилһх имеет лишь значение ‘созерцать’. В связи с этим словарный фонд современного языка необходимо дополнять архаизмами и устаревшими словами, снабжая их соответствующими примерами, так как границы между пассивным словарным фондом, куда в первую очередь и относятся устаревшие слова, и активным словарем всегда подвижны.
121-131 294
Аннотация
В Калмыцком научном центре Российской академии наук ведется работа по созданию Толкового словаря языка калмыцкого героического эпоса «Джангар», которая сопряжена со многими трудностями и проблемами. Одной из сложных задач является поиск значения слов, которые автоматически не проанализированы морфологическим анализатором TextAnalyzer, созданного в рамках разработки Национального корпуса калмыцкого языка, и семантика которых не ясна в силу их утраты, перехода в пассивный запас лексики или изменения внешнего вида. Здесь мы рассмотрели некоторые слова (хавшу ‘ущелье, теснина’, хавцсн, хавцн ‘ленчик’, хозу ‘чесотка’, хөвлх ‘возрождаться; превращаться, меняться, переменяться’, хүүвлһ ‘кувшин’), которые не были автоматически проанализированы по тем или иным причинам. Дополнительной задачей данного исследования стало выявление причин не-разбора тех или иных единиц. В данной работе мы попытались описать алгоритм рассуждений, основанных на анализе формальной структуры слова, его позиции в высказывании, контексте, его частеречной принадлежности, а также на лексикографических источниках, позволявших сделать выводы касательно семантики лексической единицы.
132-136 327
Аннотация
В данной статье анализируется лексика, называющая продукты традиционного мясного, мучного и растительного питания монгольских народов - халха-монголов, бурят и калмыков. Проведенный анализ позволил выявить как общемонгольские термины, бытующие во всех монгольских языках, так и ареальные, характерные для отдельных групп монгольских языков, народы которых обитают в сходных географических и климатических условиях и имеют сходный хозяйственный и культурный тип, например, халха-монголы и восточные и южные буряты. Кроме того, выявились и некоторые специфичные названия, бытующие в отдельных монгольских языках. Такие термины есть и у халха-монголов, и у бурят как восточных, так и западных, есть они и в калмыцком языке. Такой разнобой лишь свидетельствует о том, что рацион традиционного этнического питания начал формироваться у монгольских народов очень давно, в общемонгольский период исторического развития, и продолжал развиваться на протяжении всей дальнейшей истории развития монгольских народов.
137-145 307
Аннотация
Предметом статьи является рассмотрение ойратского «ясного письма» «тодо бичиг» Зая-пандиты Намкай Джамцо (1599-1662) как одной из монгольских письменных систем с использованием терминологии и формального аппарата теории письма. Автор рассматривает характеристики истории наиболее известных монгольских письменных систем, а именно алфавит монгольского письменного языка и ойратский алфавит «тодо бичиг» («ясное письмо»), созданный на основе монгольского алфавита в 1640-е гг., в сравнении друг с другом и с письменными системами других языков - уйгурского, согдийского, арабского. В статье представлен обзор освещения проблем истории письменности монгольских языков в исследованиях по общей истории и теории письма как лингвистической дисциплины с начала ХХ в. до современности. Автор соглашается с мнением, согласно которому в основе монгольского письма лежит уйгурское письмо, происходящее от согдийского (пальмирского). Статья представляет собой попытку показать, что дополнительные знаки «ясного письма», предложенные Зая-пандитой, со стороны их звукового значения и начертания в сравнении с исходными значениями знаков монгольского письма, сохранившихся в «ясном письме» только в одном из нескольких своих звуковых значений, могут быть свидетельством особенностей фонетической системы ойратского языка середины XVII в. и того его диалекта, который был положен в основу письменного языка ойратов. По мысли автора, при создании «ясного письма» был использован арабский алфавит с его набором дополнительных знаков, создающих единообразие чтений отдельных написаний, и это является свидетельством неоднократного обращения филологов к письменностям Ближнего и Среднего Востока как источнику для совершенствования алфавитов для языков Центральной Азии.
146-153 194
Аннотация
Статья посвящена вопросу изучения текстов ламрим в буддийских монастырях традиции гелук. Тексты этого жанра вкратце излагают этапы буддийского пути - развитие сознания от нынешнего предположительно несовершенного состояния до всеведения Будды - в соответствии с канонами Махаяны и пользуются огромной популярностью и авторитетом в тибетском буддизме. Так, наиболее известное произведение жанра «Ламрим Ченмо» Чже Цонкапы сыграло решающее значение в формировании традиции гелук и является своего рода энциклопедией буддийской доктрины и практики в интерпретации этой традиции. Однако несмотря на их значимость, ни одно из произведений этого жанра не входит в официальную учебную программу монастырских университетов традиции гелук. Предлагаемое автором объяснение этому парадоксу позволяет составить более четкое представление об особенностях монастырского образования и его роли в жизни буддийского адепта, а также определить значение жанра ламрим в тибетской буддийской литературе. В статье также дается описание истории развития жанра ламрим, приводится список и краткая характеристика наиболее значительных текстов ламрим в традиции гелук. Выдвигается предположение о том, что значимость произведений определялась не только уникальностью содержания, но и авторитетом и влиятельностью их авторов в религиозной и политической жизни Тибета. В статью включен обзор официальной учебной программы в трех крупнейших монастырских университетах традиции гелук - Ганден, Дрепунг и Сэра, здесь же говорится о вносимых в программу изменениях и факторах, которые могут на них повлиять.
154-159 485
Аннотация
Роман «Прозрачный Тамир», написанный известным монгольским литературоведом Ч. Лодойдамбой, был удостоен двух государственных премий Монголии и является одним из лучших произведений автора. Также этот роман, признанный в Монголии лучшим романом ХХ в., занимает достойное место в кинематографе и пользуется необычайной популярностью среди читателей. Он вобрал в себя общественный строй, жизнь и чаяния монгольского народа, начиная с 1914 по 1921 гг. Автор делает попытку проанализировать значимость, влияние, место и роль романа в культурах Монголии и Китая. «Прозрачный Тамир» оказал заметное влияние на культурную жизнь Внутренней Монголии, что повлекло за собой бурное развитие литературы в данном регионе.
160-167 378
Аннотация
На основе проведенных исследований авторы статьи приходят к выводу, что важнейшими идеями, положенными в основу эпоса «Джангар», являются сакральные ценности, имеющие и общечеловеческое значение. К числу важнейших ценностей эпоса относится сама страна Бумба - великая могущественная держава, смыслом существования которой является обеспечение мира и счастья людей. Другую ценность представляют граждане страны, которые живут по принципам социального равноправия и материального равенства. Ценность представляют сам Джангар Богдо-хан и его отважные и непобедимые богатыри, которые оберегают страну Бумба и свой народ от агрессивных посягательств со стороны враждебных стран, тем самым защищая ценности страны Бумба - идеи мира и благополучия, равенства и счастья народа. Авторы статьи считают, что их идеологическую основу составляют сакральные ценности, к важнейшим из которых относится высокая нравственность граждан страны, пронизывающая всю сферу деятельности людей, включая и мыслительную деятельность. Концептуальными представляются положения автора эпоса - провозглашенные им нравственные ценности, при утверждении которых в обществе существует реальная возможность построения новой счастливой жизни для всех граждан общества.
168-176 364
Аннотация
Ввиду того, что сказка - самый «проницаемый» из фольклорных жанров, в формировании сказочного сюжетного фонда любого народа, наряду с сюжетами, возникшими на национальной почве, значительное место занимают сюжеты, заимствованные у других народов. Правда, их очень трудно выявить, поскольку, как пишет В. М. Жирмунский, сказители их «перевоплощают в национальные формы». Тем не менее сюжетные связи адыгских сказок со сказками других народов - это исторический вопрос, представляющий научный интерес. В статье автор касается проблемы взаимоотношений сюжетного репертуара адыгских бытовых сказок со сказками других народов Кавказа, исходя из исторических контактов этих народов, уходящих в глубокую древность. Постановка подобной научной проблемы возможна благодаря существованию сюжетного указателя по адыгским сказкам, составленного автором, в котором приводятся параллели из сказок других народов Кавказа. В результате наблюдений автор приходит к выводу, что контакты с другими народами Кавказа сыграли важную роль в формировании сюжетного состава адыгских бытовых сказок. Творческое взаимодействие разных народов привело к формированию общекавказского сюжетного фонда.
177-184 315
Аннотация
В статье анализируются любовные песни в фольклоре даргинцев, рассматриваются их идейно-эстетические и композиционные особенности, система изобразительно-выразительных приемов и средств - эпитет, метафора, сравнения, обращения, символы, художественный параллелизм и др. В любовной поэзии даргинцев выделяются такие жанровые разновидности, как песни-четверостишия (хабкубы), песни-диалоги, песни-обращения (или песни-монологи), в содержании которых преобладают мотивы эмоционального состояния героя, т. е. непосредственное выражение его чувств и переживаний. Каждая из них в структурном плане характеризуется своими особенностями: песни-четверостишия представляют краткие поэтические миниатюры, в которых преобладает лирическая струя, в основе песен-диалогов лежит композиционный прием - диалог, состоящий из цепи вопросов и ответов, где ведущая роль принадлежит то парню, то девушке, а песни-обращения построены на обращениях или монологах, которые носят характер раздумий, размышлений. Песни-обращения создают определенное эмоциональное настроение, которое выражает какое-либо психологическое состояние. В них часты обращения к явлениям природы, небесным светилам, поэтическим образам, символам и т. д. Богатый поэтический мир любовной поэзии является неотъемлемой частью духовного наследия даргинского народа.
СОЦИОЛОГИЯ
185-191 210
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и методологические подходы к анализу феномена коммуникативной солидарности в социальных медиа. Анализируется возможность применения аппарата методологии сетевого анализа в исследовании различных форм солидарности. В статье описана история возникновения и развития методологии сетевого анализа, а также подробно рассматривается понимание социальных сетей в различных гуманитарных и социально-экономических науках. В настоящее время накоплено существенное количество эмпирических исследований феномена солидарности, основанных на традиционных методах социологического анализа, совершенствуется методология использования математических и компьютерных алгоритмов изучения сетей. При этом, однако, очевиден определенный дефицит теоретических и методологических исследований коммуникативной солидарности, основанных на методологии SNA. В целом сеть оказывает влияние на структуру социальных медиа и механизмы коммуникативной солидарности виртуальных сообществ. Виртуальное пространство состоит из персональных микросетей, где личные интересы индивидов реализуются через множество коммуникационных взаимодействий. В рамках социологического анализа особого изучения требуют формы и способы коммуникативной солидарности, а также механизмы коммуникативной солидарности: идеи, представления и причинно-следственные связи, подвергающиеся активному информационному воздействию в социальных сетях и виртуальных масс-медиа.
192-200 179
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы выделения средних слоев в ситуации социально-экономического кризиса. В исследовании дается оценка нескольким наиболее распространенным методологиям, которые применяются для обоснования критериев, определяющих место представителей средних слоев в структуре современного российского общества, а также соотнесению различий в социальном положении среднего класса как критерии изменения стратификации общества в целом. Поскольку позиция средних слоев в системе общественного неравенства является достаточно уязвимой, кризисные явления в экономике оказывают довольно ощутимое воздействие на средний класс, меняя его структуру. Российский средний класс на протяжении последних двадцати пяти лет претерпел ряд трансформаций, вызванных погружением в очередную волну социально-экономического кризиса. В 1998 г. вследствие объявленного Россией суверенного дефолта средние слои в результате массовой нисходящей мобильности сжались до наименьшей численности. Последовавший подъем в экономике, сопровождавшийся социально-политической стабилизацией, привел к увеличению численности среднего класса вплоть до 2008 г., когда очередная волна экономического кризиса оказала существенное воздействие на средние слои российского общества. В конце статьи делается вывод о наличии существенных расхождений в инструментарии, который используют российские социологические службы. В первую очередь, это касается критериев и показателей, по которым выделяется средний класс.
201-215 283
Аннотация
За прошедшие три десятилетия российское исламское сообщество прошло в своем развитии несколько этапов: быстрый количественный рост мусульманских общин в 90-е гг. XX столетия позже сменился этапом выстраивания религиозных институтов, таких, как духовные управления мусульман, медресе, исламские университеты, благотворительные организации. В этом процессе отчетливо заметны две основные тенденции: с одной стороны, возрождаются местные исламские традиции, такие, как суфизм на Северо-Восточном Кавказе и Урале и ислам ханафитского толка на Северо-Западном Кавказе и в Поволжье, а с другой стороны, имеется тенденция к распространению универсалистских версий ислама самого разного толка. Среди последних зачастую встречаются течения, имеющие политическую программу по построению государства на основе законов ислама (шариата), что предполагается достигать либо мирным способом через проповедь и политический активизм, либо при помощи силы и оружия. В статье рассматриваются процессы реализации религиозной политики современного Российского государства в отношении исламских организаций, открыто артикулирующих политические цели. Кроме того, часть исследования посвящена описанию организации Хизб ат-Тахрир. Проведены интервью с бывшими членами, которые раскрывают причины популярности религиозного радикализма в современном обществе и предлагают свои варианты решения проблемы религиозного сектантства. В качестве решения проблемы религиозного радикализма предлагается создание общественных и гражданских площадок, на которых открыто могут обсуждаться вопросы ислама, мусульман, законодательства в области религии; следует создавать возможности для участия религиозных организаций в жизни общества в целом - в сфере благотворительности, социального служения, экономике. Следует находить то общее, что объединяет людей вне зависимости от их убеждений, - экологию, общественный порядок и благополучие, нравственность, интеллектуальное и духовное развитие, научный прогресс, учитывающий духовные ценности. Кроме того, несомненную пользу принесет большая открытость дискуссий в сфере ислама в самом мусульманском сообществе, широкое обсуждение ключевых вопросов, вызывающих разногласия, таких, как джихад, халифат, жизнь мусульманина в светском обществе, а также большие возможности для развития начального религиозного образования для тех, кто ищет ответов в исламе, особая психологическая подготовка мусульманских религиозных деятелей, которые должны проявлять внимание и интерес к рядовым мусульманам.
216-225 161
Аннотация
Статья основана на результатах эмпирического социологического исследования, которое было проведено среди студентов вузов России. Исследование, инициированное Российским обществом социологов (РОС), носило инициативный характер. В состав творческого коллектива вошли те региональные исследователи, члены РОС, которым данная проблематика показалась интересной и важной. Исследование было посвящено изучению отношения современных студентов к вопросам социального неравенства и социальной справедливости в стране. Самостоятельная исследовательская задача заключалась в том, чтобы выяснить, насколько совпадают / не совпадают оценки проблем справедливого общества, высказанные девушками и юношами. Чтобы ответить на этот вопрос, предварительно необходимо было рассмотреть такие понятия, как «гендер» и «справедливость». Гендер может быть описан как в координатах статики, так и динамики. В статичной картине мира - это осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, а с точки зрения динамики процесса гендер производится, воспроизводится, а также меняется в результате конкретных действий индивидов, заявляющих свою идентичность. Современное общество предъявляет свои требования к исполнению социальных ролей мужчинами и женщинами, настаивая на пересмотре гендерных установок. Женщины вынуждены «примерять» на себя мужские роли и, соответственно, маскулинизировать свои гендерные установки. Мужчины порой, чтобы преуспеть в обществе, должны демонстрировать черты феминности. Результаты прикладного исследования не выявили значимых различий в гендерных оценках справедливого общества у юношей и девушек. Результаты исследования показали, что, по мнению молодежи, справедливым можно назвать общество, в котором люди соблюдают законы, даже если эти законы и неправильные. В этом обществе наиболее востребованы энергичные, предприимчивые, имеющие высокую квалификацию люди, готовые принять на себя ответственность, которых общество стимулирует к дальнейшей работе достойной (справедливой) оплатой их труда. В целом порядок приоритетов и ранжированные ряды оценок практически совпадают, что может свидетельствовать как о близости социальных позиций тех и других в социуме (и юноши, и девушки в данном случае в первую очередь - студенты), так и об уменьшении различий в гендерных установках современного социума. Однако незначительные различия, выявленные в позициях юношей и девушек, лишний раз убеждают, что гендер как социальный феномен формируется в условиях повседневности самого социума.
226-233 209
Аннотация
Статья посвящена изучению образа преподавателя высшей школы, сложившегося в сознании различных категорий населения. В связи с непрекращающимися реформами, высшее образование для многих россиян выступает лишь в качестве некоторой гарантии трудоустройства материального достатка и уже не выполняет в должной мере своего предназначения, основы которого были заложены в советскую эпоху. Под влиянием реформ изменяется не только сама система высшего образования, но и общественное мнение о ней. Трансформации общественного мнения в отношении института высшего образования способствует политика Министерства образования и науки Российской Федерации, проводимые им реформы, а также информация, поступающая из СМИ о коррупции и других негативных процессах, протекающих в образовании. Так же, как и в отношении высшего образования в целом, общественное мнение изменяется и в отношении преподавателей вузов. Через ответы респондентов об уровне престижности профессии преподавателя, ее сложности, оценке своего отношения к профессиональной группе преподавателей, через выбор определений «преподаватель высшей школы - это» описывается образ преподавателя, сложившийся в современном российском обществе.
234-241 236
Аннотация
Рассматриваются объективные и субъективные факторы развития сельского туризма: природно-рекреационные ресурсы, инфраструктура сферы туризма в Республике Марий Эл. Проанализированы основные направления, развития внутреннего и въездного туризма в Республике Марий Эл на основе программы социально-экономического развития региона. Приоритетным направлением развития туризма в регионе является этно-туризм. В связи с этим реализуются проекты по созданию объектов и инфраструктуры этно-туризма: «Царьград», «Волгыдо», «Чодырьял» и другие. Показатели социокультурного состояния Республики Марий Эл свидетельствуют о среднем уровне модернизированности региона: низкие темпы экономического развития, отрицательная динамика демографических процессов, низкий уровень доходов населения, высокий уровень бедности. Вместе с тем, опрос населения показал невысокий уровень миграционных настроений, позитивное отношение сельских жителей к своему региону, высокие показатели социальной стабильности, защищенности от различных социальных и политических рисков и опасностей (дискриминации по национальному и религиозному признакам, полу, возрасту, политическим убеждениям), прочность социальных связей. Представлены результаты изучения трех кейсов практики организации сельского туризма в регионе, предприятий малого бизнеса, для которых туризм является основной сферой деятельности.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.
ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)
ISSN 2619-1008 (Online)